Русский язык | Филологический аспект Методика преподавания языка и литературы

УДК 811.161.1

Дата публикации 08.07.2019

Употребление лексемы «интеллект» и глаголов, их особенности в дискурсе современных российских СМИ: функционально-семантический аспект

Аруноаст Парит
Аспирант кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, hutlism@gmail.com.

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению употреблений лексемы «интеллект» и различных глаголов, представленных в современных российских СМИ. Функционально-семантический подход выделяется как основной при изучении указанных языковых единиц и их отношений в конкретной контекстной ситуации. Определяются особенности обсуждаемого взаимоотношения в русской языковой картине мира. Обосновывается предположение о том, как посредством функционально-семантического подхода можно представить смысловые оттенки значения лексемы «интеллект». Новизна исследования заключается в том, что функционально-семантический подход в изучении отношений между лексемой «интеллект» и глаголами в современных российских СМИ рассматривается впервые. Доказывается, что лексема «интеллект» выполняет важную роль в современном обществе и, с точки зрения аксиологического характера, она может обладать не только положительной, но и отрицательной оценкой.
Ключевые слова: лексема, интеллект, глаголы, русская картина мира, современные российские СМИ

The using of lexeme “Intelligence” and verbs and their specificities in the discourse of Russian modern mass media: functional and semantic aspect

Aroonoast Parit
PhD student of Department of Russian as a foreign language and Methods of teaching, Saint-Petersburg State University, Russian Federation, Saint-Petersburg, hutlism@gmail.com.

Abstract: This article is devoted to the using of lexeme “intelligence” and various verbs presented in the modern Russian mass media. Functional and semantic approach as a main approach to the study of these linguistic units and their relations in a specific context is highlighted. The features of the discussed relationship in the Russian language picture of the world are determined. The author substantiates the assumption that by means of functional and semantic approach it is possible to present the semantic shades of the meaning of the lexeme "intelligence". The novelty of study can be seen from the fact that the functional and semantic approach to the study of the relationship between the lexeme "intelligence" and verbs in the modern Russian media is considered for the first time. It is proved that lexeme “intelligence” plays an important role in modern society and it can have not only positive but also negative evaluation from the point of view of the axiological nature.
Keywords: lexeme, intelligence, verbs, Russian language picture of the world, modern Russian mass media

В настоящее время значительное число научных исследований посвящается достаточно обстоятельному рассмотрению функционального или функционально-семантического подхода. Интерес к данной проблематике проявляли и проявляют многие ученые: А. В. Бондарко, В. В. Виноградов, М. В. Всеволодова, В. Г. Гак, Г. А. Золотова, В. Ю. Крюков, И. И. Мещанинов, Н. Н. Формановская, А. М. Пешковский, М. А. Шлякин, Л. В. Щерба, Н. Ю. Шведова, Э. Бенвенист, Ф. Брюно, Г. Гийом, Э. Кошмидер, Е. Курилович, А. Нурен и др.

Функциональный подход «…позволяет исследовать объект с точки зрения не его внутреннего строения, а функционирования, его связей с окружающей средой …даёт возможность изучить язык в его конкретной реализации, в действии, исследовать языковые средства передачи экстралингвистических ситуаций …отвечает естественным условиям речевого общения, когда различные языковые средства используются в синтезе, в их неразрывной связи» [9, с. 98].

Функционально-семантический подход воспринимается нами как лингвистический аспект, изучающий языковые единицы в конкретной контекстной ситуации. Данный подход восходит к «анализу языка как системы, являющей собой сложный механизм, что теоретически доказали И.А. Бодуэн де Куртенэ и Ф. де Соссюр» [6].

Одним из ключевых слов для понимания перечисленных подходов является функция, которая, согласно «Большой советской энциклопедии» (БСЭ), обозначает «способность языковой формы к выполнению того или иного назначения» [1, с. 140]. Е. С. Кубрякова пишет о том, что «каждая языковая единица существует исключительно потому, что она, в отличие от другой языковой единицы, служит известной цели, т. е. выполняет определенную Ф. (функция – П.А.)» [1].

 А. В. Бондарко, опираясь на вышеперечисленные источники, сделал вывод, что функция рассматривается в двух аспектах: потенциальном и результативном. «Функция в потенциальном аспекте – это присущая той или иной единице в языковой системе способность к выполнению определенного назначения и к соответствующему функционированию. Функция в результативном аспекте – результат функционирования данной единицы во взаимодействии с ее средой, т. е. назначение как достигнутая в речи цель» [3, с. 17].

Следует заметить, что в современной лингвистике существует множество исследований, посвященных вопросу функционально-семантического аспекта. Это научные работы Влавацкой М. В. и Коршуновой А. В. [4]; Зиновьевой Е. И. и Малиновской М. И. [5]; Матвеевой А. С. [7]; Токиной А. И., Усенко И. Ю. и Чжана Шутина [10]; Юсуповой З. Ф. [11]. Многочисленность исследований на данную тематику доказывает ее актуальность.  

Объектом исследования является существительное «интеллект», а также различные глаголы, представленные в современных российских СМИ. Цель работы заключается в обосновании функционально-семантического подхода к изучению отношений между существительным «интеллект» и глаголами, а  также в определении особенностей выявленных отношений. Эмпирической базой являются материалы из современных российских СМИ (850 контекстов). Данные материалы были взяты из Национального корпуса русского языка, а именно из газетного корпуса [8] начиная с 2013 года по настоящее время. 

Интеллект, согласно «Большому академическому словарю русского языка», трактуется как «мыслительная способность человека; рассудок, разум» [2, с. 310]. В рамках данного исследования при помощи глагола анализируются действия, состояния или свойства умственных способностей в рассмотренных нами контекстах. Кроме этого, приводятся  примеры отношений между существительным «интеллект» и глаголами по следующей конструкции (вместе с этим анализируется аксиологическая оценочность указанных конструкций в русском языке, в современных российских СМИ):

1. Существительное «интеллект» в именительном падеже и глаголы

Положительно

Интеллект остался (в чем, в ком), произвел (на кого), поможет (кому, что), вписывается (куда), оценивается (где), растет (где), начинает расти, увеличится, развился (до чего), передается (по чему, по кому), позволяет (кому, что), зашифрован (в чем), возрастал, демонстрирует, возникает (у кого), вырастет, не перестает удивлять (кого), сосредоточен (на чем), находится (где), стоит (за чем), концентрировался, привлекает (кого), присутствует (у кого), сконструирован (по чему), украшает (кого), позволяет привлечь себе (на что), работал (на что), выходит на первое место, вложил (куда), нужен (кому), приносит (что), позволяет улучшить (что), формируется (у кого), может совершенствоваться, довлеет (над чем), побеждает, победил, поможет исполнить (что), не нарушен, существует, опрашивает (что), будет настроен, отточен (чем), проявляется, порождает (кого), обещает, представляет (где), лежит, будет учитываться.           

Отрицательно

Интеллект не дает (чего), не позволил (кого, что), оскорбляет (кого, что), снижается, скудеет, не достиг (чего), сможет противостоять (кому, чему), страдает (у кого), пожирал бы (в чем), пересекает (что), обесценится, пострадал, достался (кому), начинает угасать, не подготовлен, не может быть востребован, отсутствует, утрачивается, ночевал.      

Нейтрально

Интеллект требуется (для чего), зависит (от чего), требует (что), не зависит (от чего), отличается, выйдет (на что, куда), имел связь (с чем), заключается (в чем), считается (чем), соответствует (чему), эквивалентен (чему), приравнял (к чему), не связан (с чем), соседствует (с чем), выделять (из чего), не принадлежит (к чему), складывается (из чего), не вызывал, ушел (куда), уходит (из чего, из кого).        

Следует признать тот факт, что многие глаголы-сказуемые имеют производные значения и могут употребляться метафорически. Например, употребляя глагол «украшать», мы имеем в виду, что человека может украшать интеллект вместо одежды или аксессуаров:

«Сейчас на нем, согласно исследованиям аналитиков, представлено порядка 6,5 млн кв. м, а еще около 500 тыс. должно быть сдано до конца года. Далее эргономика современного офиса, по общему мнению экспертов в области охраны труда и интерьерного дизайна, подразумевает зонирование рабочего пространства. Далее Интеллект украшает не только человека, но и его сооружения» (РБК Daily; 21.01.2008). 

В спортивной сфере возникло словосочетание «побеждает интеллект». Оно используется, когда речь идет о спортсменах или командах, одержавших победу благодаря своим умственным способностям:

«Побеждает интеллект, умение логически мыслить, здесь побеждает команда» (Труд-7; 15.03.2001).

Что касается сочетания «интеллект обещает», то оно представляет интеллект как гарантию хорошего будущего:

«Интеллект, настроение, работоспособность обещают быть на хорошем уровне» (Труд-7; 15.03.2001).   

Употребление слова «интеллект» в следующем контексте показывает, что иногда оно может оскорблять чье-либо мнение:

«Нравится это кому-то или нет, оскорбляет ли это чей-то интеллект, но в России и для России существует одна национальная идея – государство» (Известия; 07.03.2013) 

Кроме того, при описании уровня умственных способностей человека обнаруживается словосочетание «интеллект скудеет», то есть он становится недостаточным, ему дается отрицательная оценка:

«Алексей Мамонтов, президент Московской международной валютной ассоциации: - Беднеет разум, интеллект скудеет» (Комсомольская правда; 23.10.2012). 

2. Существительное «интеллект» в именительном падеже и глаголы

2.1 Существительное в винительном падеже без предлога в роли дополнения

Положительно

Может отражать (интеллeкт), вкладывать (интеллeкт), восхваляет (интеллeкт), хотят сберечь интеллeкт, способны оценить (интеллeкт), задействовать (интеллeкт), позволяла объединить (интеллeкт), повышает (интеллeкт), употребляют (интеллeкт), простимулировать (интеллeкт), возрастал (интеллeкт),  излучали (интеллeкт), развивает (интеллeкт), использовать (интеллeкт для чего), проявить (интеллeкт), обладают способностью восстанавливать (интеллeкт), слышу (интеллeкт), дал (интеллeкт кому), продал (интеллeкт), использует в качестве оружия (интеллeкт), можно поиграть, испытать (интеллект), признавали (интеллeкт), актуализирует (интеллeкт), (интеллeкт) в карман не спрячешь, источали (интеллeкт), будут демонстрировать (интеллeкт), прощать (интеллeкт), присобачили (интеллeкт), необходимо аккумулировать (интеллeкт), отсасывают (интеллeкт), сохраняют (интеллeкт), обострив (интеллeкт), сыграть (интеллeкт), стремятся развивать (интеллeкт), установила (интеллeкт), раскрепостить (интеллeкт), подчинить себе (интеллeкт), обогатить (интеллeкт), продемонстрировать (интеллeкт), надо подключить (интеллeкт), продавал (интеллeкт), совершенствуя (интеллeкт) проявлять (интеллeкт), повысить (интеллeкт), тренировать (интеллeкт), напрягите (интеллeкт).

Отрицательно

Недооцениваем (интеллeкт), разрушают (интеллeкт), уничтожать (интеллeкт), теряет (интеллeкт), не унижайте (интеллeкт чем), расходовал (интеллeкт), опередит (интеллeкт), тратит (интеллeкт), надрывают (интеллeкт), ослабляет (интеллeкт), скрывать (интеллeкт), не развивает (интеллeкт), перестали использовать (интеллeкт), отключает (интеллeкт), расточая (интеллeкт), утратила (интеллeкт), украл и присвоил себе (интеллeкт).           

Нейтрально

Сравнил (интеллeкт кого и кого), символизирует (интеллeкт), будет обоснованно считать (интеллeкт чем), проверить (интеллeкт), измерить (интеллeкт), исследовать (интеллeкт), скопировать (интеллeкт).

Как было сказано выше, многие глаголы-сказуемые, описывающие интеллект или умственные способности, могут употребляться метафорически в контекстах СМИ. Это иллюстрируют следующие примеры.

В тексте СМИ интеллект воспринимается как свет, который излучали атаки Российской команды. Это говорит о положительной оценке интеллекта спортивного коллектива:

«Российская команда показала содержательный футбол, грамотно развивала атаки, которые излучали все великолепие и интеллект» (Советский спорт; 21.10.2011)

Иногда даже по глазам можно сделать вывод об умственных способностях человека. В данном примере под интеллектом понимается свет, который излучают глаза:

«И те же самые глаза на фотографии, по мнению подопытных, уже источали интеллект, а улыбка сияла добротой» (РБК Daily; 09.08.2007). 

Оказалось, что интеллект можно даже услышать:

«А что касается высокой планки: Бывают люди, в которых я чувствую внутренний коктейль из покоя, гармонии, довольствия.  Я слышу этот интеллект.  Я вижу эту силу» (Труд-7; 06.07.2010).

Интеллект также может обозначать хоть и очень ценный, но все же товар:

«Всё по учебнику бизнеса: я всего добился, не заплатив ни рубля, просто продал свой интеллект» (Известия; 16.02.2010). 

Интеллект рассматривается как сила, способная дать толчок развитию страны, именно поэтому государства стараются всячески его заполучить:

«Зарубежные страны отсасывают интеллект, но не в таких масштабах, как это делает Москва» (Новый регион 2; 28.04.2006).

2.2 Существительное в винительном падеже с предлогом в роли дополнения

При существительном «интеллект» в винительном падеже употребляются следующие предлоги: на, за, в. Конструкции употребления можно разделить на 3 группы в зависимости от оценки: положительной, отрицательной и нейтральной.

Положительно

Обратит внимание на (интеллeкт), ставку делают на (интеллeкт), нельзя не любить за (интеллeкт), опирается на (интеллeкт), поверил в (интеллeкт), рассчитывает на (интеллeкт), подходила на (интеллeкт).

Отрицательно

сетует на (интеллeкт), уходят в (интеллeкт).

Нейтрально

отвечают за (интеллeкт), не влияют на (интеллeкт), влияют на (интеллeкт), действует на (интеллeкт), не действует отдельно на (интеллeкт), смотрим на (интеллeкт).

Очевидно, что в контекстах СМИ нет множества примеров существительного «интеллект» в винительном падеже с предлогом  в сравнении с существительными в винительном падеже без предлога. Многие перечисленные глаголы с предлогами дают оценку интеллекту в контекстах современных российских СМИ. Приведем примеры.

С точки зрения эволюции, интеллект считается важным условием выживания:

 «А эволюция делает ставку именно на интеллект, потому что у умного больше шансов выжить» (Комсомольская правда; 30.09.2005

Однако в обычной жизни обладание только интеллектом носит отрицательную оценку. Следующий пример показывает, что очень талантливые дети, как правило, уступают своим сверстникам в физическом развитии:

«К тому же и в физическом развитии "отмеченные Богом", вундеркинды сплошь и рядом уступают обычным детям - видимо, все ресурсы уходят у них в интеллект» (Труд-7; 22.06.2000).

Лексема «интеллект» употребляется нейтрально в текстах, в которых приводятся факты или сведения. Например, с научной точки зрения серые нервные клетки и интеллект взаимосвязаны между собой:

«Но именно серые нервные клетки в основном отвечают за интеллект, обрабатывают информацию, что позволяет более тщательно взвешивать все детали, чтобы вынести четко обоснованные логические решения» (Комсомольская правда; 16.07.2012).

Таким образом, проанализировав глаголы при лексеме «интеллект», мы можем сделать вывод, что данная лексема обладает разными значениями: в прямом значении интеллект обозначает умственные способности индивида, а в переносном значении интеллект может восприниматься как сам индивид с высокими умственными способностями, как звук, свет или какие-либо лучи, а также как ценный товар.

В контекстах современных российских СМИ представлены три основные оценки умственных способностей: положительная, отрицательная и нейтральная.

Очевидно, что по сравнению с другими группами глаголов, группа, обозначающая действие или состояние интеллекта и имеющая положительную оценку, занимает первое место по количеству различных конструкций. Это связано с полезностью умственных способностей индивида при выполнении каких-либо действий (развивать себя или окружающих, производить на кого-либо сильное впечатление, украшать кого-либо, позволять побеждать в спортивных или других конкурсах, заставлять кого-либо верить во что-либо и др.).

Отрицательная оценка интеллекту дается, в первую очередь, при отсутствии, скрытии или понижении умственных способностей.

Нейтральная оценка интеллекта связана с объяснением научных фактов и факторов, влияющих на интеллект.


Список литературы

1. Большая советская энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1978. Т. 28. – 616 с.
2. Большой академический словарь русского языка. М., 2007. т. 7. – 660 с.
3. Бондарко А. В. Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис – Л.: Наука, 1987. – 348 с.
4. Влавацкая М. В., Коршунова А. В. Окказиональные коллокации в функционально-семантическом аспекте // Научный диалог, 2016. №8 (56). С.21-33
5. Зиновьева Е. И., Малиновская М. И. Обижать и оскорблять: функционально-семантический и прагматический аспекты анализа синонимов в иностранной аудитории // Сборник материалов V Международной научно-методической конференции «Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся». Воронеж: Изд-во Научная книга, 2018. С. 187-194
6. Крылова М. Н. функционально-семантический анализ как основа системного исследования языковых единиц. функционально-семантическая категория сравнения. – URL: http://human.snauka.ru/2013/09/3736 (дата обращения 25.06.2019)
7. Матвеева А. С. Функционально-семантические направления в современной лингвистике // молодой ученый, 2014. №11. С. 342-344.
8. Национальный корпус русского языка. – URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 26.11.2018).
9. Петросьян М. Г. Функционально-семантический подход к изучению категории экзистенциальности // Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Ч. 3: Филология. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1999. С. 98-111.
10. Токина А. И., Усенко И. Ю., Чжан Шутин. Функционально-семантические особенности глаголов функционального состояния природных объектов (в аспекте русского языка как иностранного) // Филологический аспект, 2018. №12 (44). С. 32-43.
11. Юсупова З. Ф. Функционально-семантический аспект изучения имен существительных в обучении русскому языку как неродному // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015. № 8. С. 96-101.

Расскажите о нас своим друзьям: