Русский язык | Филологический аспект №7 (51) Июль 2019

УДК 808.51

Дата публикации 08.07.2019

Формирование навыков публичного выступления у обучающихся Уфимского юридического института МВД России

Бикмаева Лилия Узбековна
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России
Файзуллина Ильсюяр Ильгизовна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России

Аннотация: Данная статья содержит практические рекомендации обучающимся Уфимского юридического института МВД России по искусству публичных выступлений. В статье выделяются два аспекта в решении вопроса ораторского выступления: логико-смысловая членимость и связь композиции ораторской речи и психологии восприятия. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке таких учебных дисциплин как «Риторика» и «Русский язык в деловой документации». Внутренняя логика дисциплины «Русский язык в деловой документации» в нашем вузе выстроена таким образом, чтобы не только дать обучающимся теоретические знания о культуре речи, нормах языка, речевой деятельности, но и показать, насколько важны эти знания и формируемые на их основе умения для будущей профессиональной деятельности. Будущим сотрудникам ОВД будет весьма увлекательно то, как психологически возможно воздействовать на слушателя, и то, насколько действенны методы, о которых речь пойдет ниже.
Ключевые слова: оратор, слушатели, публичная речь, композиция выступления, психология восприятия.

Formation of public speaking skills of students of the Ufa law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia

Bikmaeva L. U.
candidate of Philology, associate Professor at the Department of foreign and Russian languages Department of Ufa law Institute of the MIA of Russia
Fayzullina I. I.
candidate of Philology, associate Professor at the Department of foreign and Russian languages Department of Ufa law Institute of the MIA of Russia

Abstract: This article contains practical recommendations for students of the Ufa law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia on the art of public speaking. The article highlights two aspects in addressing the issue of public speaking: logical and semantic articulation and the relationship of the composition of public speaking and the psychology of perception. The work is interdisciplinary, written at the intersection of such academic disciplines as "Rhetoric" and "Russian language in business documentation." The internal logic of the discipline "Russian language in business documentation" in our University is built in such a way as not only to give students theoretical knowledge about the culture of speech, language norms, speech activity, but also to show how important this knowledge and skills formed on their basis for future professional activities. Future employees of District Department of Internal Affairs will be very exciting how psychologically it is possible to influence the listener, and how effective the methods, which will be discussed below.
Keywords: speaker, listeners, public speech, composition of speech, psychology of perception.


Ораторская речь чаще всего является публичной, а значит предназначена для огромного круга лиц, и используется для выступлений политиков, профессоров, преподавателей, прокуроров, адвокатов и других лиц, чья работа строится по схеме «человек - человек». Для них публичная речь – главнейшее оружие.

Однако  наличие заученного материала мало для выступления перед публикой. Необходимо этот материал преподнести в красивой и правильной форме для того, чтобы он воздействовал на слушателя и заставил его задуматься. Это как раз-таки является главной задачей оратора.

Ни для кого не секрет, что информацию человек воспринимает путем логического и образного мышлений. Публичная речь одновременно воздействует и на чувства, и на сознание человека. Если же речь построена путем рассуждений и умозаключений, то она действует на логическое восприятие и, тем самым, сложна к запоминанию, так как не влияет на чувственное восприятие. Образная речь лучше усваивается и запоминается, и с помощью её легче воздействовать на слушателя.

Как уже было сказано выше, задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление. Поэтому настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное - неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. И если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка, знаковая структура, а также языком, жестом, тоном, тембром, громкостью, ритмом воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания слушателя, то такая речь будет выразительной, образной, чувственной [3, с.23]. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.

Исходя из выше сказанного, хотим отметить, что на сегодняшний день тема новая и весьма актуальная, ведь современную жизнь невозможно представить без выступлений перед публикой. А также тема актуальна тем, что, как известно, информация – источник знаний о мире, а от того, как правильно её преподнести зависит интерес слушателей к теме и возможность воздействия на них.

Внимание и интерес аудитории к выступлению оратора, готовность воспринять, что он говорит, желание согласиться с ним и последовать его предложениям мы понимаем как нечто такое, за что оратор с первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждая и заостряя интерес, добиваясь их расположения, преодолевая безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая, удовлетворяя любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию  в зависимости от мотивов выступления.

Как известно, композиция выступления обычно состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Определённая структура необходима для удобства как самого оратора, так и для слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, легко следить за последовательностью своих мыслей и их изложения. Слушателям лучше воспринимать логически построенную речь, разбитую на части, идущие в определённой последовательности.

Для того, чтобы излагаемая оратором речь была интересна слушателям, первому необходимо на протяжении всего своего выступления придерживаться определённых правил, которые помогут ему удержать внимание до окончания своей речи. Признаком вовлеченности аудитории могут быть вопросы, задаваемые выступающему, глубокие вдумчивые взгляды, записи, невольно производимые в блокноте и многое другое.

Прежде всего, следует начать с подготовки к выступлению, ведь это в значительной мере определяет его успех. Оратору следует сделать «каркас» своего будущего выступления, в котором он определит главную идею, цель выступления, структуру речи, где выделит подзаголовки и разделит их на несколько частей. Также необходимо составить словарь ключевых слов, акцентируя внимание на которых слушатели лучше запомнят то, о чём рассказывает выступающий. Немаловажным аспектом является время, которое необходимо распределить так, чтобы у оратора была возможность выступить без спешки и с изложением заранее обдуманных мыслей, а у слушателей возможность принять речь, обработать её и задать дополняющие и уточняющие вопросы. Но тут следует иметь в виду, что внимание публики сконцентрировано на первых 15-20 минутах выступления, после чего внимание ослабевает. Поэтому необходимо поддерживать интерес публики в течении всего выступления. В помощь хочу посоветовать следующее: взгляните на своё выступление глазами слушателя. Как правило, аудитория ожидает коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. При этом необходимо учитывать темп и ритм речи. 100 слов в минуту – самая благоприятная скорость для восприятия. Соответствует ваше выступление указанным критериям? Если да, то вы смогли повлиять на публику, удержать их внимание на себе.

Необходимо отметить и внешний вид оратора, так как он должен соответствовать обстановке. Его внешность и опрятность создают о нём впечатление.

Также важной составляющей является эмоциональное состояние оратора. Поверьте, публика чувствует страх, боязнь и нервозность выступающего. После пяти минут произнесения речи в таком состоянии аудитории неинтересно будет слушать. И всё сказанное выступающим, к сожалению, окажется брошенным на ветер. Нужно уметь справляться с негативно влияющим на исход событий состоянием. И способы его избежания довольно-таки обширны.

Можно представить, что вы разговариваете со знакомым вам человеком или группой лиц или же представить, что зал пуст и вокруг никого нет. Это действительно помогает справиться со стрессовыми состояниями и успешно выступить. Знайте, что люди, слушающие ваше выступление такие же простые, как и вы сами. Главной вашей задачей является в доступной и полной форме донести до них информацию.

 «Привлечь (завоевать внимание) слушателей – первый ответственный момент в речи лектора, самое трудное дело» - А. Ф. Кони. [5, с. 19]. Начало выступления – одна из главных составляющих успешность речи. То, как вы одеты, то как вы себя преподнесете в первые минуты контакта со зрителями – от этого зависит оценка вас слушателями. Умение держаться на трибуне, а также жесты мимика, взгляд, интонация и тембр речи влияют на дальнейшее ваше выступление. Перед тем, как начать говорить вступительную часть, сделайте небольшую паузу. Этот психологический приём, воздействующий на аудиторию, поможет вам собрать взгляд слушателей, успокоиться, снять излишнее волнение и сосредоточиться. Слушателям пауза даёт возможность рассмотреть оратора, подготовиться к восприятию речи. Паузой можно заинтриговать слушателей, а её отсутствием, внезапным началом речи ошеломить их – в обоих случаях это особый психологический прием, цель которого – приковать внимание, пробудить интерес.

Вступление содержит в себе зачин и завязку. Цель первого – подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание. Цель второго – объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса.

Зачин не должен быть формальным. Наоборот, он нужен для того, чтобы приятно расположить к себе аудиторию и «заставить» её вас слушать. Зачин подразумевает собой приветствие. «Доброжелательность оратора отразится в его взгляде, улыбке и жестах. Только так возможно создать позитивное впечатление, которое вселит уверенность того, что время не будет потрачено зря» [1, с. 371]. Не стоит начинать своё выступление с извинений или с обещания того, что вы долго не задержите их внимание. Это грубейшая ошибка! Приятнее будет услышать добрые слова приветствия, сопровождаемые добрым и уважительным взглядом.

После того как вы привлекли внимание аудитории необходимо удержать

его на протяжении всего своего выступления. Нужно знать, что зал слушает не текст, а человека, который его произносит. И это необходимо учесть.

Обычно перед выступлением у оратора возникает вопрос: читать текст, воспроизвести его по памяти или же импровизировать. Чтение текста, как правило, не вызывает интерес слушателя, и связь между докладчиком и аудиторией пропадает после 5 минут чтения. Лучше, конечно же, рассказывать материал. В само содержание текста нужно заглядывать по мере необходимости. Например, зачитать цитату или трудно запоминающиеся моменты, не более. Рассказывайте четко и понятно, короткими предложениями. Так слушающая сторона легче запомнит воспроизводимое.

Не стоит бояться того, что во время рассказа вы можете что-то забыть. В этом нет ничего страшного. Не нужно судорожно бросаться в бумажки и искать забытую строчку. Это ещё более насторожит аудиторию по отношению к вам. Соберитесь с мыслями и продолжите произносить свою речь. Пауза в основной части даст вам возможность собраться с мыслями, а аудитории осмыслить то, что вы сказали ранее.

Старайтесь вести диалог со слушателями. Тем самым, вы благоприятно расположите их  к себе.

Если поначалу трудно удерживать взгляд на всех, то можно из присутствующих найти симпатичного вам человека. И тогда уже информацию вы будете доносить до него, как своему другу. После того, как привыкнете, можно найти ещё 2 – 3 человека вам понравившихся. И уже вы рассказываете не одному, а нескольким «друзьям». Этот приём в последующем позволит вам распространить свой взгляд на всю аудиторию. И вот вы уже спокойно и уверенно излагаете свои мысли всей аудитории. Знайте, что слушающие чувствуют вас, а соответственно все ваши эмоции и переживания.

Как уже было сказано выше, ваша цель – удержать внимание аудитории всё время выступления. Если внимание возникло не от воли и сознания человека, то имеет место быть непроизвольное внимание. Обычно оно проявляется там, где человек услышал о чём-то новом, необычном и неизвестном, или в его поле зрения попадают вопросы, которые его волнуют и беспокоят.

Если на первых минутах выступления   вам удалось удержать внимание слушателей, но при этом это произошло сознательно, а потом уже поддерживалось без всяких усилий, так как тема им стала интересна. Это послепроизвольное внимание, которое не утомляет и длится достаточно долго.

Также важно установить контакт с залом. Во-первых, это поможет привлечь аудиторию и повлиять на неё. А, во-вторых, оратор расположит к себе аудиторию. Как правило, контакт устанавливается в откровенной и дружеской обстановке. Ведь слушатели должны быть уверены в том, что могут вам доверять, что вы действительно готовы рассказать им волнующую их тему и ответить на вопросы, тревожащие их души.

Важно обращение к аудитории не только в начале выступления, но и в основной, и в заключительной частях. Нужно правильно подбирать слова обращения к слушающим, а также они должны соответствовать социальному статусу собравшихся людей. Но не стоит преувеличивать. Например, если слушатели неизвестны, то почтительное обращение может восприняться как лесть, что не расположит аудиторию к выступающему.

Как уже было сказано, нужно всегда себя ставить на место слушателя. Необходимо через себя пропускать ту информацию, которую планирует донести оратор до аудитории. Ведь бывает так, что со стороны оратора речь правильна, но, к сожалению, слушателям она не интересна. «Почему?» - спросите вы. Потому что их увлекает то, что относится к им самим. Факты и мысли, которые их  тревожат, новизна темы, её неизвестность аудитории и свежесть идей помогут поддержанию внимания к выступлению.

Жесты и умение себя преподнести также помогают оратору. Необходимо вести себя спокойно, жесты должны быть умеренными и свободными. Нужно научиться правильно и со смыслом использовать в своей речи жестикуляцию. Этот психологический приём позволит быть вам в центре внимания.

Около 90 % жестов необходимо воспроизводить выше пояса. Всё, что делается ниже придает выступающему неуверенность и растерянность. Локти не должны находиться ближе, чем на 3 см. от корпуса, так как это символизирует незначительность и слабость вашего авторитета. Лучше жестикуляцию производить двумя руками и ладонями вверх. Это с первых минут выступления располагает к себе, а аудитория воспринимает вас не как диктатора (если ваши ладони повёрнуты вниз или же в жестах вы активно используете указательный палец), а как человека открытого и готового идти с вами на контакт.

Нужно быть искренними со слушателями и поддерживать благоприятную эмоциональную обстановку в зале. Это способствует вашему успешному выступлению.

Но вот вся информация аудитории преподнесена, и осталось сделать лишь заключение. Но как сделать его правильно, чтобы у зала осталась положительная оценка о выступающем? Заключение, как и вступление должно быть запоминающимся, чтобы после завершения выступления слушатель по ярким моментам мог вспомнить как самого оратора, так и его содержательную речь. Заключение уже в свою очередь должно соответствовать обстановке, создавшейся в зале. Если вы замечаете, что слушатели утомились, то не будет уместно эпично завершать свою речь. В таком случае заготовку оставить на потом, учтя свои недостатки и устранив изъяны. Здесь достаточно будет ограничиться выводами по раскрываемой теме и пожеланием аудитории.

«Не стоит забывать о том, что заключение должно быть связано с главной идеей выступления. Оно может содержать в себе какие-то напоминания с вступления, то есть в иной форме повторение основной мысли речи, а также необходимо не только обобщить сказанный материал, но и сказать то, что следует с этим делать, то есть дальнейшие пути решения или реализации определённой темы» [2, с. 71].

И традиционно в конце всего выступления из зала задаются вопросы. Не нужно резко на них реагировать, так как это может испортить всё завоёванное вами положительное отношение. К любому вопросу следует подходить внимательно и толерантно. Если задаются уточняющие вопросы, не нужно грубо на них отвечать фразами, кричащими о том, что вы об этом не раз говорили. На дополнительных вопросах нужно сохранять выдержку, спокойствие, а также приветствуется чувство юмора. Приятно было бы услышать человеку, который задаёт вам вопрос ссылку или источник информации. И в первом, и во втором случаях ответы на вопросы должны быть четкими и лаконичными. Это позволит не говорить лишний раз о том, что уже было сказано и больше вопросов задать аудитории.

Таким образом, подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что умение подсознательно воздействовать на аудиторию, которой преподносишь материал – задача не из простых, и она целиком и полностью ложится на плечи выступающего. Во время своего выступления оратор должен приложить все силы для того, чтобы понравиться аудитории и привлечь их внимание. Произнося каждое слово, словосочетание, предложение, оратор должен быть предельно аккуратен, но в то же время уверен в том, что и как он говорит. На каждом этапе своего выступления существуют свои примы и способы удержания внимания. Ими нужно уметь пользоваться. Только тогда ораторская речь будет заслуживать внимание и уважение со стороны слушателей.

Как говорил Квинтилиан: «Ораторское искусство требует напряжённой работы, необыкновенного усердия, разнообразных упражнений, богатого опыта, высоко ума и современного мышления» [4, с.87]. И тут невозможно не согласиться, ведь для воздействия на аудиторию выступающий должен максимум приложить свои усилия и по максимуму использовать все имеющиеся у него средства, если он желает быть оратором с большой буквы.


Список литературы

1. Введенская, Л.А. Риторика для юристов: учебное пособие / Введенская Л.А., Павлова Л. Г. – Изд. 9-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 568 с.
2. Михалкин, Н. В. Риторика для юристов: уч. пособие для бакалавров / Н. В. Михалкин. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.
3. Михалкин, Н. В. Риторика для юристов : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Михалкин, С. С. Антюшин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 322 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9771-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/433893 (дата обращения: 08.07.2019).
4. Попова, Т.Г. Риторика: учебное пособие/ Т.Г. Попова. – М.: Флинта, 2015. – 187 с.
5. Русский язык и культура речи: учебник для СПО/ Т.И. Сурикова, Н.И. Клушина, И. В. Анненкова, Г.Я. Солганик; под ред. Г.Я. Солганика. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 239 с. – Серия: Профессиональное образование.

Расскажите о нас своим друзьям: