Прикладная и математическая лингвистика | Филологический аспект Методика преподавания языка и литературы №4 (4) Декабрь 2019

УДК 811.93.004.43

Дата публикации 30.11.2019

Гипертекст – новая языковая реальность

Волынкина Светлана Вадимовна
канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры латинского и иностранных языков, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, РФ, Красноярск, volinkina-zapad@mail.ru
Новожилова Надежда Викторовна
студентка лечебного факультета, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, РФ, Красноярск, novozhilovanadka@gmail.com
Соломенников Владислав Андреевич
студент лечебного факультета, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, РФ, Красноярск, wladsolom@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению нового типа организации текстового пространства, представленного непоследовательным характером изложения информации и содержащего внутренние узлы перехода от одного текста к другому (гиперссылки). Объектом настоящего исследования стал гипертекст как явление информационной и социальной среды; целью – изучение и описание нелинейного способа организации информации. Актуальность работы определяется массовым характером распространения гипертекстовых форм в связи с появлением новейших технических устройств-коммуникаторов и возможностями универсального канала общения – интернета. В статье даётся характеристика коррелирующих понятий текста и гипертекста, предпринимается попытка выявить и описать признаки каждого из них. Авторами произведён подробный сопоставительный анализ названных явлений в виде дихотомии характеризующих признаков, обозначены плюсы и минусы гипертекста. Практическая часть исследования представлена анкетированием, результаты которого показывают отношение респондентов – жителей города Красноярска – к такому новому явлению, как гипертекст.
Ключевые слова: текст, гипертекст, социолингвистика, интернет-лингвистика, виртуальная коммуникация, структурализм, нелинейная организация текста

Hypertext – new language reality

Volynkina Svetlana Vadimovna
Cand. Sci. (Philology.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Latin and Foreign Languages, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky, Russia, Krasnoyarsk
Novozhilova Nadezhda Viktorovna
student of general medicine department, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky, Russia, Krasnoyarsk
Solomennikov Vladislav Andreevich
student of general medicine department, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky, Russia, Krasnoyarsk

Abstract: The article studies new type of teхt space arrangement featuring inconsequent presentation of information but containing internal nodes serving as links that allowgoing from one text to another (hyperlinks). The subject of this study is hypertext as an element of information and social medium; the objective is to study nonlinear information arrangement. The relevance of the study is defined by the large-scale spread of hypertext forms stemming from availability of cutting-edge communication devices and opportunities provided by universal communication channel the Internet. The article defines correlating phenomena of text and hypertext and presents an attempt to separate and describe their distinctive features. Authors of the study performed a comprehensive comparative analysis of the above mentioned phenomena in the form of dichotomy of salient features, and revealed benefits and drawbacks of the hyper text. Method applied to obtain practical findings of the study was questionnaire survey that revealed attitude of respondents (citisents of Krasnoyarsk city) towards such new phenomenon as hypertext.
Keywords: text, hypertext, sociological linguistics, internet-linguistics, visual communication, structuralism, nonlinear text arrangement

В условиях современной реальности, характеризующейся появлением интернета как нового канала коммуникации, множества новых технических устройств, позволяющих в любое время и практически из любой точки планеты осуществить дистанционное общение, в кратчайшие сроки найти необходимую информацию и так же быстро её обработать и переслать установленному адресату, привычная текстовая среда и информационное поле в целом становятся кардинально иными – трансформируются под современные технические условия жизненного пространства человека. Восприятие реальности, изначально линейное, последовательное и логически стройное, становится под воздействием виртуальной среды хаотичным, мозаичным, напоминающим опасный лабиринт информационных ссылок и гиперссылок. Таким образом, в жизнь современного человека стремительно врывается новый тип текста – гипертекст, и поиск путей наиболее эффективного его использования (умение ориентироваться в гипертекстовой среде) становится важной задачей науки. В связи с этим представляется необходимым изучить данное явление, понять механизм работы гипертекста, проанализировать его особенности и возможности.

Объектом данного исследования стал гипертекст как компонент информационной и социальной среды.

Цель работы: изучить гипертекст как современный способ организации информации и существования человека.

Названная цель предопределила решение следующих исследовательских задач:

  1. Определить содержание понятий «текст» и «гипертекст»;
  2. На основе выявленных признаков провести сравнительный анализ;
  3. Выявить достоинства и недостатки гипертекста;
  4. Провести анкетирование разновозрастных групп респондентов на предмет восприятия гипертекстовой информации.

Итак, обратимся к решению первой задачи и сформулируем содержание понятий «текст» и «гипертекст». Традиционно в языкознании под текстом (от лат. textus «ткань, сплетение, соединение») понимается «объединённая смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность» [5, с. 507].

В отличие от текста, гипертекст представляет собой более сложно организованную форму текста. Для того чтобы более полно и точно описать данный феномен, необходимо обратиться к истории его становления и развития, которые, как известно, связаны с эпохой постмодернизма.

Впервые концепцию гипертекста выдвинул  Ванневар Буш в 1945 г. в статье  «As we may think» [6]. Учёный был инженером и разработчиком аналоговых компьютеров. В названном эссе он представил прообраз гипертекстового устройства Memex. Буш определял собственное изобретение следующим образом: «Memex – устройство для хранения книг, записей и в общем информации для расширения и дополнения возможностей памяти человека» [6]. Однако в данной концепции на момент её оформления не было как чёткого понимания нового, необычного явления, так и слова, его называющего.

Непосредственно термин «гипертекст» был введен социологом и философом  Тедом Нельсоном в 1965 году. Под гипертекстом автор подразумевал «непоследовательную запись – текст, который разветвляется и позволяет читателю выбирать…» [7].

Практически параллельно с Т. Нельсоном термин «гипертекст» употребляет другой автор в пределах иной концепции для описания совершенно отличной реалии. Представитель французского структурализма, исследователь в области теории литературы Ж. Женетт издает в 1982 г. работу «Палимпсесты: литература второго уровня», посвященную исследованию транстекстуальных отношений. В названном труде автор определяет гипертекст как  «любой текст, произведенный от предшествующего текста путем прямой трансформации (трансформации просто) или  непрямой трансформации (имитации)» [цит. по: 6].

Схожим образом – как «нелинейное письмо» – гипертекст определяется исследователем новой языковой реальности Ж. Дерридой [2].

Прообразом современного гипертекста считается также идея «диалога», представленная в монографии М.М. Бахтина, посвящённой изучению эстетики словесного творчества [1]. Последователем теории М.М. Бахтина является современный исследователь Ю. Кристева, которая называет гипертекст «диалогом между текстами» [3, с. 427-457].

Формулировкой, наиболее полно раскрывающей концепцию гипертекста, является, на наш взгляд, дефиниция, предложенная М.М. Субботиным в статье «Новая форма письменной коммуникации»: «Гипертекст – соединение смысловой структуры, структуры внутренних связей некоего содержания, и технической среды, технических средств, дающих возможность человеку осваивать структуру смысловых связей, осуществлять переходы между взаимосвязанными элементами» [4]. Данное определение положено в основу нижеследующих рассуждений.

Одной из важнейших задач данного исследования было описание признаков текста и гипертекста. Результат проведённой работы представлен в таблице, где дихотомически противопоставлены типичные черты каждого из анализируемых понятий:

Текст

Гипертекст

1. Линейность – развитие дискурса в физическом времени и в физическом пространстве печатной страницы. Линейность структурирует события и определяет последовательность действий, что выражается в четкой взаимосвязи композиционных частей каждой страницы текста.

1. Нелинейность – отсутствие последовательной связи между страницами гипертекста, в связи с чем страницы приобретают автономность, благодаря которой они могут быть прочтены в любой последовательности на усмотрение читателя.

2. Иерархичность – наличие четкой структуры текста. Текст может раскладываться на подтексты (грамматический и фонологический уровни и т.д.), каждый из которых рассматривается как организованный в большей степени самостоятельно.

2. Неиерархичность тесно связана с нелинейностью – возможность входа читателя на любую страницу издания, в связи с чем изменяется принцип подчинения между главным текстом и примечаниями.

3. Завершённость – наличие у текста финала в виде чётко оформленного вывода. Текст не является бесконечным.

3. Условная завершённость – способность текста принимать бесконечный или цикличный характер благодаря переходам по ссылкам / гиперссылкам.

4. Информативность, направленная на глубину понимания. Каждое новое слово текста сильнее погружает читателя в суть описываемых процессов. Изучение информации на более глубоком уровне.

4. Информативность, направленная на всеохватность, универсальность описываемых тем и вопросов.

5. Последовательность, логическая стройность расположения высказываний, находящихся в тексте, – порядок, связность и непротиворечивость представленных текстовых сегментов (линейная модель).

5. Одновременность – отсутствие линейной организации текста; предоставление читателю возможности самостоятельного выбора (разветвленная схема).

6. Смысловая целостность (цельность):  обеспечивается единством темы текста и основной мысли.

6. Фрагментарность: тема и содержание текста могут меняться при переходе с одной ссылки на другую, при этом основное направление информации преимущественно сохраняется.

7. Монологический характер изложения информации.

7. Диалогический характер представления текста.

8. Отсутствие выбора: читатель выступает в качестве объекта ментальных действий автора (автор ведет читателя по собственному тексту, определяя направление для восприятия информации).

8. Возможность выбора / имитация игрового поля: читатель представляет собой субъект действия, способный руководить процессом освоения информации (выбирая ту или иную сюжетную линию, меняя стратегию и ход «игры»  с текстом).

9. Центростремительность:  смысловая линия текста по мере продвижения сюжета стремится к более обобщённому виду (от частного к общему)

9. Центробежность: имея изначально свернутую структуру обобщенной информации, посредством ссылок, происходит раскрытие деталей текста (от общего к частному)

Предопределенность: по мере продвижения через текст читатель приходит к более единой и четкой позиции, идея уточняется. Это связано с тем, что автор целенаправленно подводит читателя к единому смыслу, конкретному выводу.

Непредсказуемость: выражается в бесконечном продвижении сквозь гипертекст, в отсутствии единой и четкой позиции автора — с каждым оборотом возможно появление новых смыслов (произведения постмодернистов).

Гипертекст позволяет связывать текст, аудиоматериалы, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки (гиф-изображения) и другие формы информации в осмысленное целое, доступ к которому может осуществляться при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи, а не на конкретные слова в тексте.

Всемирная сеть Интернет представляет собой бесконечный гипертекст, буквально пронизанный пересылочными связями, позволяющими осуществлять мгновенные акты взаимодействия сквозь пространство независимо от времени и расстояния. Таким образом, понятие «гипертекст» напрямую связано с межтекстовыми переходами – гиперссылками.

Плюсы и минусы гипертекста

Плюсы

Минусы

Гипертекст способен синтезировать традиционные способы коммуникации, выводя мысль автора и читателя на качественно новый уровень. Главным отличием от традиционных рамок становится отношение обеих сторон к гипертексту не как к конечному результату деятельности (созданию или интерпретации), а как к процессу.

 

Гипертекст не подходит в качестве такого типа изложения, в котором нужен результат –  четкий, ясный и быстрый вывод.

Гипертекст предоставляет читателю выбор дальнейшего поиска информации.

Не каждый человек способен сделать выбор. Следовательно, гипертекст не подходит людям, нуждающимся в наставнике, руководителе, каким и является автор текста.

Представляет собой игровое поле, чем и интересен любознательному читателю.

На практике гипертексты зачастую оказываются перегруженными многочисленными маршрутами, и читатель стоит перед серьезной угрозой затеряться в сети, а автор – остаться непонятым. Как следствие – потеря времени для читателя и отсутствие обратной связи для автора.

Позволяет осуществлять быстрый поиск информации в разных направлениях, изучать разные точки зрения на одни и те же вопросы.

Гипертекст мешает сосредоточиться на единой идее. По причине отсутствия единого центра происходит семантическое расщепление: нет детального и глубокого изучения объекта в единстве (поверхностное восприятие информации).

Выступает посредником в установлении новых социальных связей.

Вновь образованные контакты характеризуются отсутствием близости, формальностью, поверхностностью.

Таким образом, гипертекст обладает своими достоинствами и недостатками, но в целом является эффективной формой изложения информации в современном мире. Эффективность гипертекста в большей степени зависит от умения человека пользоваться такой формой организации информации.

Практическая часть

Практическая часть нашего исследования состоит в анкетировании двух целевых групп:

  • респонденты в возрасте до 35 лет (младшая группа)
  • респонденты в возрасте от 35 лет (старшая группа)

Анкетирование проводилось с использованием офисного инструмента Google Forms, позволяющего создавать онлайн-формы и опросы. Каждой группе респондентов был предложен ряд вопросов с вариантами ответов и открытого типа. Количество анкет было ограничено заданным авторами опроса значением – по 50 единиц от каждой целевой группы.

Таким образом, общее количество собранных анкет составляет 100 единиц.

Итак, в ходе анкетирования респонденты отвечали на следующие вопросы:

  1. Знакомы ли вы с понятием гипертекст? (да, нет)
  2. Гипертекст – это система текстов, имеющих перекрестные ссылки. Примеры: энциклопедии, книги с внутренними ссылками, компьютерные сети, веб-сайты, в которых можно переходить с одной страницы на другую и выполнять поиск по ключевым словам.

Часто ли вы встречаетесь с гипертекстами в своей жизни? (часто, редко, иногда)

  1. Комфортно ли вам работать с гипертекстами? (да, нет)
  2. Какие плюсы и минусы есть у гипертекста, по вашему мнению? (развернутый ответ)
  3. Считаете ли вы гипертекст эффективной формой организации информации? (да, нет)
  4. Как вы считаете, сможет ли в дальнейшем гипертекст вытеснить текст? (да, нет)
  5. На ваш взгляд, в какой сфере использование гипертекста является более эффективным: в сфере точных наук или гуманитарных? Почему?

Результаты опроса первой группы:

 

 

Около половины респондентов имеют представление о том, что такое гипертекст. Это неудивительно, так как современная молодежь, интересующаяся наукой, хорошо осведомлена о подобного рода новшествах. С другой стороны, более половины опрошенных сказали, что данный термин им незнаком, однако после толкования выразили утверждение, что само явление понятно и в различных сферах с ним сталкивались.

Большинство опрошенных людей часто взаимодействуют с гипертекстами в повседневной жизни. Связано это с тем, что гипертекст входит во множество новых сфер жизни, заполняя собой практически всё коммуникативное пространство человека (об этом было сказано выше). Данный факт обуславливает частоту встречаемости.

Представленная диаграмма констатирует тот факт, что большинству молодых людей удобно работать с гипертекстами, которые имеют преимущества, необходимые для динамично развивающегося общества и современного уровня электроники и техники.

Отвечая на вопрос о плюсах и минусах, респонденты объясняют комфортность работы с гипертекстами прежде всего простотой и скоростью поиска информации. Среди минусов респонденты первой группы выделяют поверхностность подачи информации, а также отсутствие какой-либо структуры в организации текста. Большинство опрошенных назвали гипертекст эффективной формой организации информации. Вероятно, связано это с большим количеством преимуществ и колоссальной частотой встречаемости гипертекстов.

 

Статистика ответов на следующий вопрос дала неожиданные результаты:

Оказалось, что несмотря на удобство работы с гипертекстами, большинство опрошенных считают, что в будущем гипертекст не сможет вытеснить текст. В качестве причины данного мнения респонденты называют важность текста при изучении материала: гипертекст, как вторичная форма, не может быть изучена и освоена без первоисточника, то есть текста.

Преобладание в ответе на данный вопрос гуманитарной сферы обусловлено ассоциацией в сознании респондентов понятий «текст» и «гипертекст» с языком и гуманитарными науками, что доказывает отсутствие достаточных знаний о гипертексте у большинства опрошенных.

В отличие от первой группы опрошенных, где результаты распределились в две равные группы, представители старшего поколения, очевидно, реже сталкиваются с понятием гипертекста. Связано это с тем, что данная группа, получившая базовое и профессиональное образование во время становления компьютеризации и формирования канала Интернет, сегодня живёт полученными тогда знаниями и редко обращается к современным научным разработкам, данное понятие в исследованиях последних десятилетий не изучает, не фиксирует связи с собственной жизнью.

Подтверждением предыдущего вывода оказались результаты, полученные на второй вопрос. Закономерно вторая группа, не знающая ничего о гипертексте, продемонстрировала отсутствие в собственной жизни проявлений гипертекста. Причин может быть несколько. Во-первых, деятельность части опрошенных на сегодняшний день может быть менее активной, следовательно, количество областей работы сокращается и информации (как и источников информации) необходимо меньше. Во-вторых, респонденты второй группы прежде всего состоявшиеся личности, имеющие образование и узкую специальность. Значит, они не испытывают потребности в использовании гипертекстов как источника информации. В-третьих, как было сказано выше, гипертекст для респондентов данной группы представляет собой явление новое и находится в стадии освоения.

Результаты показали, что большинству респондентов второй группы комфортно работать с гипертекстами. Отметим, что таким же был результат опроса первой группы. Причиной такого совпадения может быть тот факт, что опрос проводился через интернет, следовательно, отвечали те представители старшей группы, которые являются активными пользователями данной сети, освоившими гипертекст. Кроме того, часть представителей второй группы испытывает (или испытывала) необходимость в использовании гипертекстов в профессиональной жизни (различного рода мануалы, словари, справочники), что, возможно, также стало причиной такого соотношения ответов.

Отвечая на вопрос о плюсах и минусах, респонденты второй группы объясняют комфортность работы с гипертекстами скоростью поиска информации. Среди минусов респонденты выделяют деструктивность гипертекста, сложность подачи информации, а также неполноту данных.

Большинство опрошенных считают, что гипертекст является эффективной формой организации информации. Такой результат является логичным следствием уже сделанных выводов. Кроме того, данную позицию объясняют сами респонденты: гипертекст позволяет в краткие сроки найти необходимый в данную минуту информационный сегмент, не тратя при этом время на изучение материала целиком. 

Как и в первой группе, респонденты второй группы считают, что гипертекст не сможет вытеснить текст. С одной стороны, как было сказано выше, текст – исходная точка для гипертекста, значит, текст не будет вытеснен и останется базой. С другой стороны, работа с гипертекстом очень сложна и требует постоянного совершенствования навыков. Следовательно, рано или поздно каждый активный пользователь гипертекста вернется к тексту, поскольку он является более простой формой подачи информации.

Большинство респондентов второй группы считают, что в точных науках гипертекст более эффективен. Вероятно, дело в значении гипертекста: в точных науках достаточно изучить основу и постоянно на нее ссылаться (даже в объяснениях каких-либо задач приемлемо писать «Согласно теореме… пользуясь формулой 34…»), и именно эта форма в большей степени знакома старшему поколению. В гуманитарных науках важны нюансы, детали, подробности, которых нет в гипертексте. Также это связано со способами изучения каких-либо дисциплин: краткие содержания текстов, тесты, энциклопедические сборники «по всем предметам» получили распространение совсем недавно. До этого были тексты, и приходилось работать с ними. И если в точных науках гипертекст был уже выражен, то в гуманитарной сфере проявлений было гораздо меньше.

Таким образом, результаты опроса показали, что обеим группам опрошенных комфортно работать с гипертекстами. Данная работа квалифицируется ими как эффективная и не требующая больших затрат времени и сил. Однако большинство респондентов проявили единодушие в том, что гипертекст никогда не сможет вытеснить текст. При этом мы учитываем тот факт, что большая часть респондентов старшей группы является активными пользователями сети Intenet, и при бумажном анкетировании результаты опроса были бы другими.

Однако есть и существенные отличия в анкетировании двух групп: если респонденты первой группы довольно часто встречаются с гипертекстом в своей жизни, то респонденты второй гораздо реже сталкиваются с данным явлением. Также расхождение выразилось в том, какой сфере в большей мере свойственен гипертекст: представители первой группы указали на преобладание гипертекста в гуманитарной сфере, а представители второй группы соотнесли гипертекст со сферой точных исследований.

Итак, подведём итоги проведённому нами исследованию.

В современном мире гипертекст представляет «новую старую реальность»: известный с древнейших времён, сегодня он получил небывалое распространение, которое с высокой скоростью охватывает всё новые и новые сферы коммуникации.

В каждом из вновь освоенных коммуникативных пространств гипертекст приобретает свои специфические черты. Несмотря на эту специфичность, у гипертекста в любой сфере выделяются следующие типичные качества: нелинейность; неиерархичность; условная завершённость; направленность информации не на глубокое изучение предмета, а на всеохватность тем и вопросов (преобладание количества информации над её качеством); фрагментарность; имитация игры с читателем; непредсказуемость.

Результаты анкетирования двух возрастных групп показали, что гипертекст в большей степени изучен респондентами до 35-ти лет. Им он представляется удобным в работе и комфортным в аспекте реализации информативной и развлекательной функции. Исследовательским открытием стал ответ на последний вопрос анкеты – респонденты обеих групп проявили солидарность, выразив убеждённость в том, что гипертекст никогда не сможет вытеснить текст.

Принимая во внимание ответы анкетируемых, тем не менее, отметим, что коммуникация сегодня представляет собой производство смысловой избыточности. Гипертекст обеспечивает функционирование этой избыточности в пространстве множественного, фрагментарного дискурса, который постоянно разрастается и осваивает новые форматы. В связи с чем в качестве основной следует отметить тенденцию к дальнейшему распространению и укоренению гипертекстового формата во всех сферах жизни человека.


Список литературы

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература, 1979.
2. Деррида Ж. О грамматологии. М.: А.А. Marginem, 2000.
3. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. С. 427-457.
4. Субботин М.М. Гипертекст: Новая форма письменной коммуникации // Итоги науки и техники. 1994. Т. 18.
5. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 507.
6. Bush V. As we may think // Atlantic Monthly. Vol. 176. № 1/ 1945. P. 101-108. Режим доступа: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/1945/07/as-we-may-think/303881 (Дата обращения: 21.04.2019).
7. Landow G.P. Hypertexte: The Convergence of Contemporary Critical Theory & Technology. Режим доступа: http://www.stg.brown.edu/projects/hypertext/landow/ht/contents.html (Дата обращения: 18.06.2019).

Расскажите о нас своим друзьям: