Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №12 (29) Декабрь, 2018

УДК 159.9.072.422

Дата публикации 21.12.2018

Анализ значимости изучения гуманитарных наук для студентов ВУЗов технических специальностей, а также возможности практического применения полученных знаний

Федосеенков Александр Владимирович
канд. филос. наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, Донской государственный технический университет (ДГТУ), РФ, г. Ростов-на-Дону, afedo@rambler.ru
Черодченко Артем Константинович
студент дорожно-транспортного факультета, Донской государственный технический университет (ДГТУ), РФ, г. Ростов-на-Дону, tokarev.database@gmail.com

Аннотация: В статье затрагивается тема значимости изучения гуманитарных наук для студентов ВУЗов технических специальностей, а также возможности практического применения полученных знаний на примере направления 08.03.01 «Строительство», специализация «Автодорожные мосты и тоннели», дисциплина «Психология и социальное взаимодействие». Основное содержание исследования составляет анализ данных, полученных эмпирическим методом посредством опроса обучающихся по данному направлению. В статье раскрываются процессы, происходящие непосредственно во время периода обучения, а также установлены взаимосвязи между получаемыми знаниями и возможностью их практического применения студентами, работающими в области своей специальности. Такой взгляд будет интересен специалистам в области психологии.
Ключевые слова: психология, анализ, студент, строительство, обучение, применимость, значимость

Analysis of the importance of the study of Humanities for students of technical specialties, as well as the possibility of practical application of the knowledge

Fedoseenkov Alexandr Vladimirovich
associate Professor of the Department of Philosophy and social-humanitarian Science, Don State Technical University (DSTU), Russia, Rostov-on-Don
Cherodchenko Artem Konstantinovich
student of road-transport faculty, Don State Technical University (DSTU), Russia, Rostov-on-Don

Abstract: The article touches upon the importance of studying the humanities for students of higher educational institutions of technical specialties, as well as the possibilities of practical application of the knowledge gained on the example of the specialty 08.03.01 "Building", specialization "Road bridges and tunnels", the subject "Psychology and social interaction". The main content of the study is an analysis of empirical data obtained by interviewing students of this learning direction. The article describes the processes occurring directly during the training period, and also establishes the relationship between the knowledge gained and the possibility of their practical application by students working in the field of their specialty. This view will be of interest to specialists in the field of psychology.
Keywords: psychology, analysis, student, building, training, applicability, significance

Основной задачей обучения является возможность дальнейшего применения полученных знаний на практике. Данный тезис одновременно является и проблемой. Рассмотрим данную проблематику на конкретном примере – изучение дисциплины «Психология и социальное взаимодействие» студентами, проходящими обучение по направлению 08.03.01 «Строительство», специализация «Автодорожные мосты и тоннели», ВУЗ – ДГТУ, г. Ростов-на-Дону.

Для начала попробуем разобраться, в каком объеме и что конкретно изучается студентами. Согласно учебному плану [5] и рабочей программе [4], на изучение данной дисциплины отводится 72 часа, в которые входит 28 аудиторных, из них: 14 для лекций, 14 для практических занятий; 1.2 часа на проведение контроля; 42.8 часа на самостоятельное изучение материалов обучающимися, что составляет 59.4 % от общего времени, для наглядного представления построена круговая диаграмма (рис. 1).

Рисунок 1. Диаграмма распределения учебных часов

При этом, обучающимся предлагается рассмотреть 18 вопросов, таких как: психология личности, общения, деятельности, чувств, творчества, поведения, интуиции, любви и д.р. Но несут ли данные науки в себе практическую значимость и применимость для инженера? Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в сути изучаемого материала и науки в целом.  

Наука «Психология» относится к гуманитарным, объем рассматриваемых вопросов будет достаточно велик, все понятия раскрываются достаточно обширно, максимально распространенно, из чего следует, что для полного освоения материала обучающимся, а самое главное – достижения понимания материала, требуется полностью осмыслить себя, а для этого требуется хорошо развитая сила воли.

«Серьезная, глубокая, настоящая воля характеризуется прежде всего сочетанием с представлением уверенности в достижении цели» считал И.Гёте, человек с помощью воли способен направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением, осознанно и преднамеренно. [3]. Но обладают ли в достаточной мере все студенты данным качеством? Кроме того, чтобы помимо основной нагрузки по техническим дисциплинам полностью осознать и осмыслить материал, требуются достаточно большие временные затраты, вопрос о приоритетах встает ребром. А, следовательно, полностью освоить весь материал не имеет место быть возможным для среднестатистического студента. А без осознания нет применения, что и является основной проблемой.

В итоге, знания составляют лишь поверхностный набор определений и понятий, что не имеет в себе никакой полезной нагрузки для применения касательно дальнейшей работы по специальности. Взаимосвязь теории, эксперимента и практики составляет огромное преимущество науки и вместе с тем одну из ее «вечных» проблем, выступающих по-новому на каждом этапе исторического развития человечества и, прежде всего, научного познания [1].

Ввиду малого количества часов, отводимых на дисциплину, необходимо ли давать нагрузку по столь обширным темам, не имеющих за собой фундамента практического применения, формируя только базисный уровень представления о дисциплине?

Анализируя вышеизложенные вопросы и тезисы, основным решением данной проблематики считаю сужение изучаемого курса и обеспечение направленности на конкретные разделы данной обширной науки, которые могут в дальнейшем пригодиться выпускнику для работы в сфере строительства и проектирования, такие как:

- Прикладная психология;

- Социальная психология;

- Психология управления;

- Психология труда;

 - Инженерная психология.

От заложенных к рассмотрению вопросов отказываться не нужно, ведь у обучающегося должен присутствовать базисное понятие структуры и определений, однако их объем возможно сократить до вводного занятия, сделав упор на технически направленные, более значимые разделы. Для визуализации предлагаемого решения, составим распределение времени на изучение вопросов, согласно отводимого на дисциплину количества часов в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1. Распределение времени

№ п/п

Раздел науки

Процент времени на рассмотрение раздела

Итоговое время на рассмотрение раздела

Оценка значимости

1

Базовый блок

(разделы, предусмотренные учебным планом)

30

4 часа лекций

4 часа практики

Заложение базисных представлений о науке

2

Прикладная психология

14

2 часа лекций

2 часа практики

Прямая практическая применимость

3

Социальная психология

14

2 часа лекций

2 часа практики

4

Психология управления

14

2 часа лекций

2 часа практики

5

Психология труда

14

2 часа лекций

2 часа практики

6

Инженерная психология

14

2 часа лекций

2 часа практики

 

Итого

100

14 часов лекций

14 часов практики

 

Именно направленность на практическую деятельность позволит обеспечить повышение полезной нагрузки и увеличения интереса к изучению дисциплины, давая при этом возможность дальнейшего практического применения, а не поверхностные знания о структуре науки, в разы преумножая значимость данной дисциплины.

Ведь практическая деятельность, в отличии от чувственного созерцания и «опыта» (в кантовском смысле), имеет дело не с «феноменами», а напрямую с реальностью. Происходит взаимное превращение идей и вещей, идеального и материального. Различие между знанием и реальностью снимается. Внешняя вещь раскрывает свою природу, а мысль воплощается в форме внешней вещи. Опредмеченная мысль есть не что иное, как распредмеченная реальность [2].


Список литературы

1. Брушлинския А.В. Психологическая наука в практике // Сибирский психологический журнал. – 2011. - №40. – С.46-51. – URL: https://vocabulary.ru/termin/psihologicheskaja-nauka.html (дата обращения: 15.12.2018).
2. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке // Научные ведомости. – 2015. - №14 (211). – Выпуск 33. – С. 28-33. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/deyatelnostnyy-podhod-i-printsip-refleksivnosti-v-nauke (дата обращения: 15.12.2018).
3. Федосеенков А. В., Устинов Д. В. Воля и возраст. Как в течение жизни меняется и развивается сила воли // Молодой ученый. – 2017. – №48. – С. 168-171. – URL: https://moluch.ru/archive/182/46853/ (дата обращения: 15.12.2018).
4. Донской государственный технический университет. Рабочая программа дисциплины «Психология и социальное взаимодействие». [Электронный ресурс] URL: https://edu.donstu.ru/RPD/RPDPrinter.aspx?id=81124 (дата обращения: 15.12.2018).
5. Донской государственный технический университет. Учебный план специальности АДАМТ. [Электронный ресурс] URL: https://edu.donstu.ru/Plans/Plan.aspx?id=32796 (дата обращения: 15.12.2018).

Расскажите о нас своим друзьям: