Литература народов Российской Федерации | Филологический аспект №03 (83) Март 2022

УДК 8. 1751

Дата публикации 31.03.2022

Заяц в хантыйском и ненецком фольклоре

Новьюхова Галина Борисовна
научный сотрудник фольклорного центра, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, novyukhova.galya@mail.ru

Аннотация: В статье впервые охарактеризован образ зайца в хантыйском и ненецком фольклоре. Источником исследования составили сказки о зайце. Подробно анализируются основные качества зайца. В нем выявляются типичные черты, приписываемые зайцу человеком (трусость, слабость, глупость). Стоит отметить, что заяц, как сказочный персонаж является малоисследованной областью в фольклоре северных народов.
Ключевые слова: фольклор, сказки о животных, персонаж, заяц.

The Hare in Khanty and Nenets folklore

Novyukhova Galina Borisovna
researcher at the Folklore Center Ob-Ugric Institute of Applied, Research and Development, Khanty-Mansiysk

Abstract: The article discusses the features of the image of the hare in the folklore of the Khanty and Nenets. This is one of the most common representatives of the animal living almost everywhere. The characteristics and main qualities are given in detail. A parallel is drawn between the Khanty and Nenets fairy tales.
Keywords: folklore, animal tales, character, hare.

Правильная ссылка на статью
Новьюхова Г.Б. Заяц в хантыйском и ненецком фольклоре // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 03 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/zayats-v-khantyjskom-i-nenetskom-folklore.html (Дата обращения: 31.03.2022 г.)

Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказок жанровой особенностью. Сказки о животных долгое время служили нравственным учением, используя прием иносказания. Усиление нравственного или морального начала в народных сказках о животных вовсе не предполагает однозначной морали.

Изучению сказок с участием зайца посвящено большое количество работ, однако, до сих не уделялось особое внимание среди хантыйского и ненецкого фольклора.

Е.С. Гарус в своей статье рассматривает «Образ зайца в славянском фольклоре», автор проводит параллель между символикой животного в устном народном творчестве и мифологической картиной мира древних людей. Объясняется происхождение образа зайца в разнообразных жанрах фольклора, дается характеристика основных качеств животного [2].

Ришика К.  посвящает свою статью сопоставительному изучению образа зайца как сказочного персонажа в русских и индийских народных сказках. В частности, рассматриваются отличительные черты зайца в восприятии представителей двух разных народов, обсуждаются сходства и различия в данном образе в культурологическом и функционально-семантическом планах, анализируется специфика образов тех и других фольклорных текстов с учетом их культурных и лингво-семантических особенностей [5].

И.Н. Райкова в своей работе на материале поэзии пестования и собственно детского фольклора рассматриваются различные жанровые (от колыбельной песни и прибаутки до игры) и кроссжанровые реализации и варианты образа зайчика. В центре внимания — его происхождение, функции, поэтические особенности, связь с близкими образами фольклора, традиционной и профессиональной культуры взрослых [6].

В.А. Бурнаков рассматривает «Зайца в традиционной обрядности и шаманской практики хакасов (конец XIX – середина XX века)», автор в своем исследовании отводит важное определенное место в культуре хакасов. Самый распространенный его вид – заяц-беляк (ах хозан) был включен в традиционную обрядность и шаманскую практику хакасов. Белый цвет его шкуры стал одним из ключевых символических признаков, способствовавших наделению его высоким семиотическим статусом [1].

О.И. Некрасова рассматривает «Образ зайца в коми-языке» в представлениях, восприятии коми народа и его проявление, отражение в коми языке. Образ и обозначающая его зоолексема очень распространены и продуктивны в языке, находят отражение в различных пластах лексики [4].

Особенности культуры, географического положения, истории народа отразились на особенностях сказок, отражающих бытовые привычки людей, устойчивые черты их психического склада, оценочные суждения об образе зайца.

Итак, сказки имеют одновременно воспитательную и развлекательную функцию. Стоит отметить, что черты и характер зайца, традиционно упоминается как в хантыйских, так и в ненецких сказках, т.е. трусливость и наивность (глупость) и т.д.

Заяц в народных сказках положительный герой, но изображается двояко. В одних повествованиях это жертва, слабый и беспомощный персонаж, который всего боится. В других, он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам. Однако в фольклорных текстах, заяц представлен как умный персонаж.

Материалом исследования были использованы хантыйские и ненецкие сказки: «Зайчиха», «Хочу, не хочу», «Заяц и росомаха», «Медведь и заяц Тэваси» и т.д.

Так, например, в ненецком фольклоре из записи С.Э. Яра в его известной песни-сказки «Заяц и Росомаха», где назидательный характер сказки ярко выражен: в ней повествуется о том, что однажды у Зайца заболела голова, Росомаха истолковала это как плохой признак, и что заяц может расстаться с жизнью. Росомаха предостерегает зайца от хождения по обычным тропинкам. Однако Заяц не послушал Росомаху, пошел по своей тропе и попал в капкан. Сказочный сюжет передает не только повествование от лица рассказчика, но и прямую речь – диалоги Зайца и Росомахи. Заяц в сказке повел себя глупо, так как подумал, зачем слушаться росомаху, ведь жил же как-то без ее советов. Песня-сказка «Заяц и Росомаха» адресована детям и призывает слушать советов старших людей.

В следующей ненецкой сказке «Медведь и заяц Тэваси» рассказывается о медведе, который проснулся в весеннее время года. Он был очень голоден, увидел возле лужицы зайца, и очень сильно хотел его съесть. Заяц оказался ловким и проворным и успел отскочить. Заяц Тэваси предлагает медведю пойти по тропинке леса и узнать, кого лесные зверя боятся больше: медведя или зайца. Заяц шел впереди, а медведь сзади. Все звери знают, что медведь очень злой в эту пору, поэтому они все спрятались кто куда. Но заяц стал хвастаться, что все звери испугались именно его, и поэтому он сильнее медведя. Медведь поверил зайцу и убежал.

В сказке заяц описывается как умный, хитрый и проворный. Ещё про зайца говорят, что он трусишка и всех до обморока боится. Но это не совсем так. Когда нужно, заяц очень даже неплохо отбивается задними лапами, ведь они у него очень мощные. Заяц может своими лапами даже от хищника отбиться! Стоит отметить, что заветная мечта зайца – стать храбрым, поэтому он иногда выдает желаемое за действительное (хвастается, что никого не боится).

Так в ненецкой сказке «Песец и заяц», в котором заяц плохо отзывается о пище песца, после чего они становятся врагами. Каждый остается при хорошем мнении о своей пище, что также ведет к разрушению общего чума. Во всех случаях конфликт снят за счет изменения ситуации.

В хантыйской сказке «Зайчиха», в сюжете которого основан на соперничестве двух женщин из племени Мощнэ и Порнэ. Персонажи в сказке представлены в виде животных (зайчих), так и в человеческом облике.  Противостояние Мощнэ и Порнэ представлено и в других текстах хантыйского фольклора, где, как и в рассматриваемой сказке, люди Мощнэ в конце выходят победителями. Образ зайчихи у обско-угорских народов является универсальным символом женских божеств. В виде зайца изображают богиню Калтащ, подобное представление характерно и для манси, которые считают зайчиху прародительницей людей Мощ. У хантов не прослеживается отношение к зайцу как к священному животному, но заячья атрибутика, связанная с богиней Калтащ, все же отражается в некоторых обрядах.

В следующей хантыйской сказке «Хочу, не хочу» главным персонажем является зайчонок по кличке Снежок, который сам не знает, чего хочет. Увидел у лисы пушистый хвост, что очень понравился зайцу. Лиса пришила ему свой хвост. Зайчонка заметил орёл, схватил его за хвост и хотел уже съесть, но, к счастью, хвост оторвался, благодаря чему, заяц спасается. Только после такого случая он понимает, что его хвост намного лучше.

Точно такой сюжет в ненецкой сказке «Зайчонок Хэлакуути», зайчонок видит у лисы хвост. Лиса пришила хвост зайчонку. Орел хватает зайчонка и хвост отрывается.

В двух сказках заяц заключает в себе негативную коннотацию. Отношение зайца с лисой – это отношение маленького ребёнка со злой и недостойной женщиной, у неё просто нет добрых чувств и помыслов.

В обоих случаях лиса обманывает зайца, а другие животные смеются над зайцем. Из-за своего слабого характера он (заяц) не может сам ответить на дурное поведение лисы. Характер зайца как сказочного персонажа показан слабым не только физически, но и умственно.

В сказках отмечается схожесть разных народов: повторяются сюжетные ситуации, действия персонажей. Однако при этом у каждого народа сказки особенные.

В хантыйской сказке «Зайчишка» повествуется о том, что зайчишка порезал язычок, когда кушал траву. Разозлился и попросила огня, чтобы он сжег траву. Когда он пришел на следующий день, вся трава была сожжена. Заяц рассердился на огонь и начал ругать его. Тогда огонь сжег не только всю траву, но и зайца тоже.

В этой сказке заяц проявляет свою жадность и злость, кто ему препятствует. Заяц несет в себе отрицательную оценку своим действиям.

При описании внешних и внутренних характеристик животного происходит образное сравнение с человеком. Происходит перенос «животное-человек», который отражает как положительные, так и отрицательные ассоциации. Структуру этой группы образуют лексемы, семантика которых связана с обозначением внутреннего мира человека: его мышлением (ум, глупость), чувствами и эмоциями (храбрый, смелый, трусливый) [7].

Таким образом, представленный материал позволяет сделать вывод о том, что заяц наиболее популярный персонаж в хантыйской и ненецкой фольклористике.  В сказках он играет главную роль, он слабый, но хитрый, быстрый и шустрый, часто выступает олицетворением трусости, тем не менее, благодаря своей ловкости и находчивости он с легкостью выходит из затруднительных положений. Следует отметить, что в сознании каждого народа имеют свою специфику, обусловленную национальными особенностями мышления. Многие стереотипные представления народа о животных находят отражение в сказках и служат сохранению и передаче культурной информации из поколения в поколение.

 


Список литературы

1. Бурнаков В.А. Образ зайца в традиционных представлениях и фольклоре хакасов (конец XIX — середина XX в.) // Этнография. 2021. № 2 (12). С.29-51.
2. Гарус Е.С. Образ зайца в славянском фольклоре // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты: II Междунар. науч.практ.конф. 2020. – Пенза: Наука и просвещение, 2020 г. – 121-123.
3. Добжанская О.Э. Карнавал животных (голоса птиц и зверей в музыкальном фольклоре таймырских ненцев) // Традиционная культура. 2016. № 2 (62). С.20-31.
4. Некрасова О.И. Образ зайца в коми языке // Коми филология. 2021. № 3-4. С. 35.49.
5. Ришика К. Образ зайца в русских и индийских сказках: сопоставительное изучение // Молодой ученый. 2020. № 6 (296). С. 253-256.
6. Райкова И.Н. «Меня, зайку не ищите, я не ваш, я ушел…»: зайчик в русском детском фольклоре // Традиционная культура. 2015. № 4 (60). С.74-81.
7. Сиссе К. Репрезентация культурного образа «Семья» персонажами русских сказок (на материале образов волка, лисы, зайца) // Неофилология. 2020. № 22. т.6. С.362-367.
8. Урок хантыйского языка и фольклора КМН Югры «Заяц- Длинные уши» URL: https://infourok.ru/urok-hantyjskogo-yazyka-i-folklora-kmn-yugry-zayac-dlinnye-ushi-4350475.html (19.03.2022).
9. Образ зайца в мировоззрении и населения Прииртышья URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5e898b14dc7a763a3eea20e4/zaiac-i-rosomaha-pouchitelnaia-skazka-5ebd2c6671f5831b113770a1ПРИОБЬЯ В I–II ТЫС. Н.Э. (дата обращения 20.03.2022).
10. Новьюхова Г.Б. Образы животных в хантыйских волшебных сказках // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2019. № 11 (55). С.198-202. Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/obrazy-zhivotnykh-v-khantyjskikh-volshebnykh-skazkakh.html (дата обращения 19.03.2022).
11. Новьюхова Г.Б. История изучения образов животных в самодийском фольклоре // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 3 (59). С.175-183.
12. Мифы, легенды, сказания Ямала. Обычаи и традиции народов Севера URL: https://liblbt.yanao.ru/2020/07/23/mify-legendy-skazaniya-yamala-obychai-i-traditsii-narodov-severa/ (дата обращения 20.03.2022).
13. Медведь и заяц Тэваси — ненецкая сказка URL: https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/skazki-narodov-mira/skazki-narodov-rossii/medved-i-zajac-tjevasi-neneckaja-skazka/ (23.03.2022).
14. Пушкарева Е.Т. Историческая типология и этническая специфика ненецких мифов-сказок. ¬– М.: Мысль, 2003. – 286 с.
15. Сравнительный анализ изображений животных в русских народных и хантыйских сказках URL: https://school-science.ru/12/10/47644 (24.03.2022).
16. Понятийный аппарат этнографической науки общенаучные термины URL: https://studopedia.ru/10_151963_ponyatiyniy-apparat-etnograficheskoy-nauki-obshchenauchnie-termini.html (дата обращения 19.03.2022).
17. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса / под ред. Н.В. Лукиной. – изд-во. Том. гос.унт. Томск, 2001. – 228 с.

Расскажите о нас своим друзьям: