Теория языка | Филологический аспект №05 (109) Май 2024
УДК 81
Дата публикации 27.05.2024
Влияние функциональных семантических категорий на структуру предложения в английском языке
Белова Екатерина Евгеньевна
канд. филол. наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики, Мининский университет, РФ, г. Нижний Новгород, belova_katerina@inbox.ru
Муретова Кристина Кирилловна
cтудентка кафедры Европейских языков и методики их преподавания, Мининский университет, РФ, г. Нижний Новгород, muretovakk@@std.mininuniver.ru
Напылова Ева Александровна
cтудентка кафедры Европейских языков и методики их преподавания, Мининский университет, РФ, г. Нижний Новгород, napylowa.eva@yandex.ru
Махаева Виктория Эдуардовна
cтудентка кафедры Европейских языков и методики их преподавания, Мининский университет, РФ, г. Нижний Новгород, lady.mahaewa@yandex.ru
Аннотация: Настоящая статья посвящена описанию того, каким образом могут повлиять функциональные и семантические категории предложения на его структуру в английском языке, отличающимся жестким, фиксированным порядком слов и регламентированными отступлениями от основных правил.
Ключевые слова: предложение, функциональные категории, семантические категории, структура предложения
Cand. Sci. (Philology.), assistant professor at the department of theory and practice of Foreign languages and linguodidactics, Minin University, Russia, Nizhny Novgorod
student at the department of European languages and teaching methodologies, Minin University, Russia, Nizhny Novgorod
student at the department of European languages and teaching methodologies, Minin University, Russia, Nizhny Novgorod
student at the department of European languages and teaching methodologies, Minin University, Russia, Nizhny Novgorod
Abstract: This article describes how the functional and semantic categories of a sentence can affect its structure in the English language, characterized by a rigid, fixed word order and regulated deviations from the basic rules.
Keywords: sentence, functional categories, semantic categories, sentence structure.
Белова Е.Е., Муретова К.К., Напылова Е.А., Махаева В.Э. Влияние функциональных семантических категорий на структуру предложения в английском языке // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 05 (109). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/vliyanie-funktsionalnykh-semanticheskikh-kategorij-na-strukturu-predlozheniya-v-anglijskom-yazyke.html (Дата обращения: 27.05.2024)
Предложение представляет собой одну из единиц грамматического строя языка, его наиболее сложную и важную единицу, чей статус и основные характеристики неоднократно становились предметом исследований и дискуссий среди русских и зарубежных лингвистов. Разнообразие подходов к его изучению обусловлено, прежде всего, отсутствием четких границ самого понятия «предложение», определяемого, с одной стороны, как «результат развития мышления людей, которые постепенно осознавали понятийные отношения между элементами объективной действительности и оформляли их языковыми средствами, превращая их в синтаксические отношения» [1], т.е. как языковая единица, построенная по абстрактной модели для реализации коммуникативных функций; а с другой стороны, как любое высказывание, являющееся сообщением о чём-либо и рассчитанное на слуховое (в произнесении) или зрительное (на письме) восприятие [2], т.е. как отрезок речи, речевая единица объемом от развёрнутой синтаксической конструкции до отдельного слова или даже словоформы. Когнитивный подход, все чаще применяемый к изучению языковых единиц в последнее время, дает возможность по-новому взглянуть на особенности предложения и их реализацию при употреблении в речи, выдвигая на первый план коммуникативный аспект предложения как средства «организации высказывания говорящим субъектом в соответствии с его коммуникативным намерением» [3]. Особую значимость при этом представляют особенности речевой реализации значений с учетом экстралингвистических факторов [4].
Настоящая статья посвящена описанию того, каким образом могут повлиять функциональные и семантические категории предложения на его структуру в английском языке, отличающимся жестким, фиксированным порядком слов и регламентированными отступлениями от основных правил.
Предложение как синтаксическая единица обычно противопоставляется слову и словосочетанию по формам, значению и функциям, вследствие чего определяется как «сообщающая единица, построенная по определенному грамматическому (синтаксическому) образцу, существующая в языке в различных своих формах и модификациях, функционально (с той или иной коммуникативной целью) нагруженная», интонационно оформленная и обладающая относительной смысловой завершенностью [5]. Данная единица выступает в качестве языковой модели как «корреляцию между типом выделяемой в синтаксической теории связи и типом конституируемой ею единицы» [6]. Таким образом, с точки зрения когнитивного подхода, предложение является средством формирования и выражения мысли или знания о мире, которое отражается в лексических значениях слов и представлено «в виде особых синтаксических функций, уточняющих грамматическую функцию полнозначного слова в предложении» [7]. В результате взаимодействия формы, содержания и функций, предложение характеризуется наличием категорий предикативности, модальности, персональности, и т.д.
Категория предикативности представляет собой модально-временной план, в котором языковыми (преимущественно грамматическими) средствами выражены синтаксическое время, синтаксическое наклонение и синтаксическое лицо, помогающие соотнести содержание предложения с действительностью, при этом категория времени указывает на время совершения действия относительно момента речи, а категория наклонения удостоверяет реальность или нереальность действия с точки зрения говорящего.
Категория модальности является функционально-семантической категорией, выражающей разные виды отношения высказывания к действительности, в том числе субъективной оценки сообщения, и основана на формах долженствования, желательности и побудительности, противопоставляемых форме изъявительного наклонения как субъективно нейтральной.
Категория персональности или категория синтаксического лица представляет отношения между субъектом действия и одним участниками/неучастниками речевого общения. В основе данных отношений лежат соответственно субъектно-объектные отношения (формы и конструкции активного и пассивного залога) и коммуникативные намерения (утвердительные и отрицательные, повествовательные и вопросительные конструкции).
Итак, предложение как номинативный синтаксический комплекс описывает определенную ситуацию или фрагмент реальной действительности, выражая при этом объективную и/или субъективную оценку, сопровождаемую эмоционально-оценочными и экспрессивными наслоениями, порождаемыми подбором грамматических форм и структурными моделями, формирующими контекст ситуации. Подход к анализу семантико-функциональных характеристик вводных конструкций-модальных дискурсовых текстов подчеркивает их возможность перемещения и интеграции с грамматическими связками. Вместе с тем, предложение как номинативный синтаксический комплекс играет ключевую роль в описании ситуаций, передавая как объективные, так и субъективные оценки, возможно сопровождаемые эмоционально-оценочными наслоениями, формируемыми через грамматические формы и структурные модели контекста ситуации. [8]
В качестве иллюстрации рассмотрим несколько примеров. В предложении «John built this house very quickly.» описана ситуация в которой субъект (одушевленный деятель) воздействует определенным образом на объект (неодушевленный предмет) и достигает желаемый результат – действие реальное (изъявительное наклонение), относится к прошлому (простое прошедшее время, активный залог), присутствует оценка скорости выполнения действия (обстоятельство образа действия с интенсификатором). При использовании в интонационном оформлении данного предложения логического ударения или экспрессивного интонационного рисунка «John built this house very quickly.» внимание слушателя может быть сдвинуто на указание со значением «именно этот» или на оценку (ну ОЧЕНЬ быстро).
В близком по базовому содержанию предложении «This house was built by John very quickly.» та же ситуация описана несколько иначе – на первое место структурно и семантически выдвигается объект воздействия как когнитивно значимый участник ситуации, т.е. делается акцент на объект и производимое над ним действие, которое находится в фокусе внимания. Субъект, напротив, теряет значимость настолько, что, в принципе, может не упоминаться «This house was built very quickly.». Категория оценки «very quickly» остается неизменной.
В примере «Was this house built by John very quickly?» не смотря на употребление формы пассивного залога объект и субъект воздействия имеют равноценную значимость, в то время как акцент смещается на оценку произведенного действия за счет вопросительной формы, предполагающей запрос необходимой информации.
В предложении «John would build (would have built) this house very quickly.» ситуация утратила связь с реальностью, приобретая значение, что субъект мог бы выполнить действие определенным образом и достичь результата, но по какой-то причине этого не случилось (форма сослагательного наклонения в зависимости от неперфектного/перфектного инфинитива регулирует степень вероятности выполнения действия).
Таким образом, предложение «является особой номинативной единицей, представляющей своей структурой реализацию системных категориальных значений» [9, с. 61], при этом функциональные семантические категории проявляются как на уровне отдельных лексем, так и в рамках грамматических значений, синтаксических связей и логической акцентуации. В качестве основных средств выражения функционально-семантических значений на уровне структуры предложения можно рассматривать проявления категорий предикативности, модальности и персональности (видо-временные и залоговые формы, наклонение, эмфатические конструкции и др.)
Список литературы
1. Беднарская Л. Д. О теоретических вопросах грамматики // Вестник КГУ. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-teoreticheskih-voprosah-grammatiki (дата обращения: 24.05.2024).
2. Бондаренко С.В. Функционально-семантическая категория изменения состояния: глагольные конструкции английского языка. Дисс….канд.филол.наук – М, 2003. – 200с.
3. Смирнов И. О. О коммуникативном аспекте изучения предложения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kommunikativnom-aspekte-izucheniya-predlozheniya (дата обращения: 24.05.2024).
4. Клюшина А. М. Проблема бытования функционально-семантического подхода в лингвистике: систематический обзор // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2020. Том 13 Выпуск 10. C. 113-118. – Режим доступа: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2020_10_21.pdf (дата обращения: 18.04.2024).
5. Сюткина Н. П. Понятие функционально-семантической категории в функциональной грамматике и роль среды в теории системной лингвистики // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-funktsionalno-semanticheskoy-kategorii-v-funktsionalnoy-grammatike-i-rol-sredy-v-teorii-sistemnoy-lingvistiki (дата обращения: 18.04.2024).
6. Ситько Ю. Л. Дымарский М. Я. Коммуникативная функция и предикативные структуры. очерки по теории синтаксиса: монография. спб.: изд-во ргпу имени а.и. герцена, 2021. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dymarskiy-m-ya-kommunikativnaya-funktsiya-i-predikativnye-struktury-ocherki-po-teorii-sintaksisa-monografiya-spb-izd-vo-rgpu-imeni (дата обращения: 24.05.2024).
7. Лингвистический энциклопедический словарь [электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary/linguistic-encyclopedic/articles/543/leksicheskoe-znachenie-slova.htm (дата обращения 09.04.2024)
8. Nedbailik S. R. On functional-semantic characteristics of lexical-grammar discourse-text ‘transitions’ (on the material of modern English) // Вестник Курганского государственного университета. 2020. №1 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/on-functional-semantic-characteristics-of-lexical-grammar-discourse-text-transitions-on-the-material-of-modern-english (дата обращения: 24.05.2024).
9. Фурс Л. А. Конструктивность предложения в когнитивно-функциональном аспекте (на материале английского простого предложения) // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivnost-predlozheniya-v-kognitivno-funktsionalnom-aspekte-na-materiale-angliyskogo-prostogo-predlozheniya (дата обращения: 11.04.2024).