Прикладная и математическая лингвистика | Филологический аспект №01 (93) Январь 2023

УДК 811.111

Дата публикации 31.01.2023

Стратегические предпочтения как компонент речевого поведения в политическом дискурсе (на материале выступлений У. фон дер Ляйен)

Двойнина Екатерина Владимировна
канд филол. наук, доцент, доцент кафедры языковой подготовки кадров государственного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Москва, dvoynina@mail.ru

Аннотация: Цель статьи – выявить стратегические и тактические предпочтения в осуществлении речевой манипуляции в англоязычном политическом дискурсе на материале 55 выступлений главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен за 2020-2022 гг. В статье рассмотрены наиболее часто используемые стратегии и тактики речевой манипуляции в текстах выступлений вышеназванного политика. В ходе исследования выявлены и проанализированы основные тактики и стратегии, позволяющие осуществлять манипулятивное воздействие на восприятие аудитории. Сделаны выводы о стратегических и тактический предпочтениях, прагматическом потенциале и характере манипулятивного воздействия, причинах отсутствия некоторых тактик, дана оценка эффективности использования тактик, позволяющим повышать положительную прагматическую направленность и осуществлять манипулятивное воздействие на аудиторию.
Ключевые слова: воздействие, политический дискурс, речевая манипуляция, тактика, стратегия

Strategic preferences as component of speech behavior in political discourse (based on speeches of U. von der Leyen)

Dvoynina E.V.
Cand. Sci. (Philology.), Associate professor at the Language training of public administration staff department, Russian Academy of National Economy and Public Service, Russia, Moscow

Abstract: The aim is to identify strategic and tactical preferences when implementing speech manipulation in the English-language political discourse based on the speeches of the head of the European Commission Ursula von der Leyen for 2020-2022. The article considers the most frequently used strategies and tactics of speech manipulation in the texts of speeches of the above-mentioned politician. The study identifies and analyzes the main tactics and strategies that allow manipulative influence on the perception of the audience. The author draws conclusions about the strategic and tactic preferences, pragmatic potential and nature of manipulative influence, the reasons for the absence of some tactics. The researcher assesses the effectiveness of using tactics that make it possible to increase the positive pragmatic orientation and carry out manipulative influence on the audience.
Keywords: impact, political discourse, strategy, speech manipulation, tactics

Правильная ссылка на статью
Двойнина Е.В. Стратегические предпочтения как компонент речевого поведения в политическом дискурсе (на материале выступлений У. фон дер Ляйен) // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/strategicheskie-predpochteniya-kak-komponent-rechevogo-povedeniya-v-politicheskom-diskurse-na-materiale-vystuplenij-u-fon-der-lyajen.html (Дата обращения: 31.01.2023)

Введение

Политический дискурс, как особый тип институционального дискурса, в силу своей многоаспектности дает богатый материал для изучения. Он исследуется как с точки зрения его основных компонентов, например, структуры [4], жанров [1], ценностей [8], функций [11], так и особенностей речевого поведения политиков [2; 6; 7; 9].

Большинство исследователей согласны с утверждением, что основной целью, конституирующей сущность всего политического дискурса и предопределяющей его использование «в качестве инструмента политической власти является борьба за власть, а значит, овладение ею, сохранение, осуществление, стабилизация и перераспределение» [11]. Нельзя также не согласиться с утверждением, что в политическом дискурсе необходимо не просто описать свою позицию, а воздействовать на слушателя, «убедить, пробудив в адресате намерения, дать почву для убеждения и побудить к действию» [3].

Не вызывает сомнений тот факт, что речь политика в его борьбе за власть и влияние адресована не только его политическим оппонентам: она всегда направлена на широкую аудиторию, которую необходимо убедить в правильности картины мира, представленной в выступлении политика. Это позволяет сделать вывод о том, что персуазивная направленность и манипулятивный потенциал являются неотъемлемыми характеристиками политического дискурса. И подобное воздействие оказывается политиком совершенно сознательно в зависимости от целей и задач его выступлений и особенностей аудитории [10].

В политической коммуникации, как правило, перед политиками стоит несколько задач: необходимо одновременно максимально повысить значимость своего политического статуса, понизить значимость статуса политического противника и постоянно помнить о присутствии массового адресата и влиять на его восприятие в нужном направлении. Под воздействием данных факторов, делает вывод Михалева О.Л., в политическом дискурсе формируются стратегии на понижение, на повышение, театральности [5].

Под коммуникативной стратегией в данном исследовании мы, вслед за другими исследователями, понимаем план оптимальной реализации коммуникативных намерений, учитывающий объективные и субъективные факторы и условия, в которых протекает акт коммуникации и которые в свою очередь обусловливают не только внешнюю и внутреннюю структуру текста, но и использование определенных языковых средств [11].

Каждая стратегия политического дискурса реализуется благодаря использованию определенного набора тактик. Тактикой большинство исследователей называют конкретный этап реализации коммуникативной стратегии, определяемый интенцией говорящего, эксплицированной совокупностью приемов, обусловливающих применение языковых средств [5].

Выбор конкретной тактики зависит от личности и коммуникативных интенций говорящего и отражаются в речевом поведении участников коммуникации. Изучение специфики стратегических и тактических предпочтений Урсулы фон дер Ляйен, которая играет видную роль в политической жизни Европы, посвящена данная статья. Актуальность работы обусловлена слабой изученностью англоязычного политического дискурса неанглоязычных политиков на современном этапе. При проведении исследования использовались методы наблюдения, описания, обобщения и интерпретации результатов, а также методы количественного и дискурсивного анализа. Полученные результаты вносят вклад в изучение англоязычного политического дискурса и речевого воздействия.  

Анализ стратегических и тактических предпочтений в политическом дискурсе

Стратегия на понижение

Исследованный материал показал наличие у У. фон дер Ляйен явных стратегических и тактических предпочтений в оказании манипулятивного воздействия на аудиторию. В первую очередь следует отметить, что глава ЕК крайне редко прибегает к использованию тактик стратегии на понижение. Некоторые тактики, например, тактику безличного обвинения, обличения, оскорбления и угрозы, она не использует совсем.

Примеры других тактик стратегии на понижение единичны.

Тактика анализ-«минус»: “Of course, for them, and for many millions more, the result of the referendum was a bitter pill to swallow” (08.01.2020) (Конечно, для них и миллионов других результаты референдума стали горькой пилюлей). Охарактеризовав Брексит подобным образом, политик предпочла далее не развивать эту тему и сосредоточить внимание на перспективах дальнейшего развития отношений между Великобританией и ЕС.

Тактика обвинения используется главой Еврокомиссии аналогично. Безусловно, она не может избежать упоминания проблемных вопросов. Однако, для фон дер Ляйен любое упоминание России и СВО, Ковида или Китая –это скорее повод отчитаться о том, что было сделано ЕК, чтобы снизить негативные последствия для ЕС. Отметив, что “Putin is using fossil fuels as a weapon against Europe” (30.10.2022) (Путин использует топливо как оружие), далее политик излагает десять развернутых пунктов, информирующих европейцев о том, что было сделано для противодействия этому.

Рассуждая о плане «REPowerEC» она пользуется тем же приемом в отношении к «Закону о сокращении инфляции», принятом в США и несущим явную угрозу для промышленности ЕС. Она не может не упомянуть о нем, но он опять становится очередным пунктом отчета о проделанной работе: “And this is one part of our response to the US Inflation Reduction Act. Now, let me be clear: competition is good. It drives innovation, enhances efficiency and ensures progress. And in doing so it brings down prices for clean technologies” (10.12.2022) (Это всего лишь часть нашего ответа на закон США о сокращении инфляции. А сейчас, позвольте мне высказаться прямо: конкуренция – это хорошо. Она стимулирует инновации, повышает эффективность и гарантирует прогресс. Она снижает цены на чистые технологии).

Таким образом, проведенное исследование случаев использования стратегии на понижение показало, что фон дер Ляйен в своих выступлениях не склонна использовать тактики, оказывающие непродуктивное манипулятивное воздействие на восприятие аудитории. Это обусловлено отсутствием реального оппонента, которого было бы необходимо вводить в состояние фрустрации использованием тактик непродуктивной манипуляции.

Стратегия на повышение

Стратегия на повышение представлена в большом разнообразии примеров. Политик активно и часто пользуется тактиками данной стратегии для достижения различных целей.

Тактика анализ-«плюс» дает возможность и себя похвалить: “As European Union, we are determined to reach climate neutrality by 2050 and we have ambitious plans to move away from fossil fuels” (11.11.2022) (Мы в ЕС намерены достичь климатической нейтральности к 2050 году и  у нас амбициозные планы отказаться от ископаемого топлива), и сделать комплимент партнерам и союзникам: “Our partners in the Global South have an abundance of clean energy potential and resources” (10.12.2022) (У наших партнеров обилие ресурсов чистой энергии и большой потенциал).

Тактика презентации используется для этих же целей. Это прекрасный повод похвастаться достижениями ЕС: “The European Union is by far the largest foreign investor in Kazakhstan, with 60% of the stock of foreign direct investment” (07.11.2022) (ЕС, доля которого в зарубежных прямых инвестициях составляет 60%, является, безусловно, крупнейшим зарубежным инвестором в Казахстане).

Именно этой тактикой политик пользуется в начале всех своих выступлений за рубежом, стремясь комплиментами установить более тесный контакт с аудиторией: “This country, strong-willed, open-minded and big hearted. Proud and patriotic. Kind and generous in spirit. Full of traditions and contradictions” (08.01.2020) (Это страна волевая, открытая новым веяниям, сердечная. Гордая и патриотичная. Добрая и щедрая духом. Полная традиций и противоречий). Здесь фон дер Ляйен позволяет себе говорить от своего лица и даже откровенно льстить.

Тактика презентации задействована и для характеристики основных целей ЕС: у аудитории не должно остаться никаких сомнений в их актуальности, правильности и необходимости их достижения: “Sustainability is much more than the right thing to do. It is also the safest and smartest investment... Betting on a low-carbon economy… is the most certain economic trend in the coming years and decades” (30.10.2022) (Устойчивое развитие – это не просто правильный поступок. Это также самая безопасная и разумная инвестиция... Ставка на низкоуглеродную экономику… является наиболее определенной экономической тенденцией в ближайшие годы и десятилетия).

Тактика неявной самопрезентации, напротив, используется политиком крайне редко: она предпочитает говорить от имени Евросоюза, выбирая местоимения «we» и «our», а не «I» и «my». К этой тактике политик прибегает, как правило, в начале выступлений, когда необходимо установить контакт с аудиторией, как например, во время выступления в Лондонской Школе Экономики в Лондоне 11 января 2020: “Of course, certain things took longer for me to learn… But this only deepened my fascination and my admiration for the UK” (11.01.2020) (Конечно, чтобы научиться некоторым вещам, потребовалось больше времени… Но это только углубило мое восхищение Великобританией).

Исследованный материал показал, что политик предпочитает не использовать тактики отвода критики и самооправдания: вместо этого – комплименты принимающей стороне, детальный отчет о проделанной работе с указанием достижений, упоминание проблем вслед за которым сразу следует список мер, принятых, чтобы нивелировать их негативные последствия. Отсутствие данных тактик оправдано, так как политик не принимает участия в дискуссиях или спорах с оппонентами и пользуется только теми тактиками, которые соответствуют цели ее выступления в данный момент – оказание положительного манипулятивного воздействия на аудиторию, при котором любая демонстрация слабости способна разрушить тщательно создаваемый положительный образ ЕС и ЕК в глазах аудитории.

Стратегия театральности

Проведенное исследование позволяет утверждать, что политик отдает предпочтение стратегии театральности и активно использует ее тактики для манипулятивного воздействия на аудиторию. 

Некоторыми тактиками политик пользуется редко и осторожно, например, тактикой побуждения: “Let us bundle our forces and make a positive difference in investment globally” (10.12.2022) (Давайте объединим усилия и внесем позитивный вклад в инвестиции во всем мире) и тактикой размежевания. Рассуждая о Брексите, она не может не напомнить  слушателям в Великобритании о негативном отношении ЕС к нему, но предпочитает как можно скорее уйти с неудобной темы, не забыв, при этом, создать позитивный образ ЕС, уважающего мнение своих партнеров и готового к сотрудничеству: “As much as we regretted it, the European Union has always fully respected that decision. You have seen this throughout the last three and a half years… I will not go into the ins and outs of the negotiations on the divorce. This is done and dusted as far as I am concerned” (08.01.2020) (Несмотря на то, что мы очень сожалели об этом, ЕС уважал это решение. И вы видели это все эти три с половиной года... Я не буду вдаваться в подробности нашего развода. По моему мнению, что прошло, то прошло).

Следует отметить, что в тактике побуждения она отказывается от повелительного наклонения в пользу конструкции с «let’s», которая предполагает совместное участие в названном действии.

Подобное отношение к данным тактикам, на наш взгляд, можно объяснить желанием исключить даже минимальную возможность оказать непродуктивное манипулятивное воздействие на восприятие аудитории, поэтому никаких лозунгов, только призыв к совместной работе, никаких сомнений в единстве, и только образ единения и гармонии ЕС и партнеров.

Самая популярная тактика стратегии театральности – тактика информирования. “And we are investing in developing geothermal energy. Or we are engaged in talks with India on renewable hydrogen; with Chile on critical raw materials. Or we are launching a digital alliance in Latin America” (15.11.2022) (И мы инвестируем в развитие геотермальной энергии. Или мы ведем переговоры с Индией о возобновляемом водороде, а с Чили – о важных сырьевых ресурсах. Или мы запускаем цифровой союз с Латинской Америкой).

Это не удивительно, так как каждое выступление содержит подробнейший отчет о проделанной работе. Эта тактика настолько популярна, что есть случаи, когда все выступление (как например «План «REPowerEU»: Взгляд на поставки газа в ЕС в 2023 году») построено исключительно на использовании этой тактики.

Эта тактика помогает политику умело ответить на неудобные вопросы, не предложив, однако, решения, как например, в случае с «Законом о борьбе с инфляцией» США. Упомянув, что “There is a risk that the IRA can lead to unfair competition, could close markets, and fragment the very same critical supply chains that have already been tested by COVID-19” (10.12.2022) (Существует риск, что «Закон о борьбе с инфляцией» может привести в нечестной конкуренции, закрыть рынки и разделить важнейшие фрагменты цепей поставок, которые были протестированы Ковидом-19), фон дер Ляйен в качестве аргументов, призванных убедить аудиторию, высказывает общеизвестные факты: “Now, let me be clear: competition is good. It drives innovation, enhances efficiency and ensures progress… it brings down prices for clean technologies” (10.12.2022) (А сейчас, позвольте мне выразиться ясно: конкуренция – это хорошо. Она стимулирует инновации, повышает эффективность и гарантирует прогресс…, она снижает цены на чистые технологии). А затем следует настолько подробный отчет о проделанной работе, включающий рекламу плана «REPower EU», поиск альтернативных источников энергии, инновации, инвестиции, упоминание Китая, который тоже преследует свои интересы на рынке источников энергии, и  упоминание о том, что  ЕС и США должны противодействовать этому вместе, что слушатель рискует забыть, какая, собственно, проблема обсуждалась, но не остается сомнений в том, кто является ключевым партнером ЕС. Демагог-манипулятор ставит знак равенства между разными понятиями: “For friends like us, competition and cooperation can be two faces of the same coin”  (10.12.2022) (Для таких друзей как мы, конкуренция и сотрудничество – это две стороны одной медали).

Не менее часто политик использует тактику прогнозирования, которая позволяет:

поставить цели на будущее: “And there is much more to be done” (02.11.2021) (Впереди еще много работы);

– указать  на возможность  выгоды от объединенных усилий: “If we align our investment strategies… we can maximise our joint impact” (10.12.2022) (Если мы гармонизируем наши инвестиционные стратегии…, мы максимально увеличим наше совместное влияние).

– нарисовать картину прекрасного будущего: “But when the sun rises again on 1 February, the EU and the UK will still be the best of friends and partners. The bonds between us will still be unbreakable. We will still contribute to each other’s societies” (08.01.2022) (Но когда солнце встанет снова первого февраля, ЕС и Великобритания по-прежнему будут лучшими друзьями. Связи между нами будут по-прежнему нерушимы. И мы по-прежнему будем делать вклад в общества друг друга).

Следует отметить, что глава ЕК очень редко пользуется тактикой обещания, как от лица ЕС: “...the EU will respond in an adequate and well calibrated manner to the IRA” (10.12.2022) (ЕС адекватно и соразмерно ответит на «Закон о противодействии инфляции»), так и от себя лично: “We will always be at your side. This is my personal promise” (28.10.2022) (Мы всегда будем на вашей стороне. Это я вам лично обещаю). Этот факт характеризует фон дер Ляйен как осторожного политика: невыполненные обещания могут негативно повлиять на ее имидж.

Тактика кооперации также используется политиком крайне редко: “That is where we have to team up” (10.12.2022) (И здесь мы должны объединиться). Это демонстрирует уверенность главы ЕК в единстве ЕС – он во всех ее выступлениях выступает как идеальное во всех отношениях объединение единомышленников. И поскольку отсутствует необходимость призывов к объединению, тактика чаще используется в выступлениях в тех странах, которые еще не вступили или недавно вступили в ЕС, например в Сербии и Боснии, чтобы продемонстрировать внимание к их проблемам со стороны ЕС.

В качестве примера сочетания нескольких тактик приведем цитату из выступления фон дер Ляйен по поводу подписания Меморандума о взаимопонимании с Казахстаном 11 ноября 2022: “The Memorandum of Understanding that we have just signed is exemplary in this respect. First of all, because it emphasises that our cooperation must help align our high environmental, social and governance standards. Second, because it foresees that Kazakhstan and the European Union will for example cooperate on research and innovation, on the formation of skills, or on capacity building. And finally, because this will also attract private capital to these investments, the value chains we are developing together in Kazakhstan will serve the whole world” (11.11.2022) (Меморандум о взаимопонимании, который мы только что подписали, образцовый в этом отношении. Во-первых, он подчеркивает, что мы должны помочь унифицировать наши экологические, социальные стандарты и стандарты управления. Во-вторых, он предвидит, что Казахстан и ЕС будут, например, сотрудничать в сфере исследований и инноваций, в формировании навыков и институциональном развитии. И, наконец, потому что это привлечет частный капитал к этим инвестициям, связи, которые мы развиваем с Казахстаном послужат всему миру).

В данном примере мы видим сочетание нескольких тактик разных стратегий: анализ-«плюс», информирования, кооперации и прогнозирования.

Сочетание разных тактик – это ее любимый прием, который позволяет политику достичь своих коммуникативных целей и, апеллируя к аудитории с разным типов восприятия, обращаясь и к логике, и к эмоциям, максимально полно реализовывать положительный прагматический потенциал каждого высказывания. На наш взгляд, подобный сложный демагогический прием гораздо эффективнее воздействует и на восприятие аудитории и создает положительный самой фон дер Ляйен.

Исследованный материал показал, что политик тщательно избегает тактик, которые могли бы оказать непродуктивное манипулятивное воздействие на аудиторию. В нем отсутствуют такие тактики как иронизирования и провокации. Однако, негативную прагматическую направленность этих тактик можно существенно снизить, объединив с тактикой с положительным прагматическим потенциалом. Например, тактику предупреждения политик сочетает с тактикой  кооперации, которая позволяет существенно снизить ее негативный манипулятивный потенциал: “The threat of terrorism is real and we have to share the necessary information and intelligence between Europe and the UK to stop terrorists from crossing borders and attacking our way of life” (08.01.2022) (Угроза терроризма и мы должны делиться необходимой информацией и разведывательными данными между ЕС и Великобританией чтобы не позволить терроризму пересечь наши границы и напасть на наш образ жизни).

Заключение

Проведенное исследование позволяется сделать несколько выводов:

Во-первых, фон дер Ляейн активно пользуется всеми стратегиями речевой манипуляции для воздействия на аудиторию.

Во-вторых, политик использует большинство, но не все тактики, отдавая предпочтение тактикам, оказывающим продуктивное манипулятивное воздействие на аудиторию.

В-третьих, политик предпочитает не задействовать тактики непродуктивной речевой манипуляции или использовать их в сочетании с другими тактиками.

В-четвертых, используемые тактики продуктивной речевой манипуляции чаще используются для создания положительного имиджа Организации, которую представляет фон дер Ляйен, а не самого политика.

В-пятых, сочетание тактик разных стратегий позволяют усиливать продуктивное манипулятивное воздействие тактик с положительным прагматическим потенциалом на восприятие аудитории и снижать негативный прагматический потенциал тактик непродуктивной манипуляции.

 


Список литературы

1. Алешина Е. Ю. Жанровая градация политического дискурса. // Российский гуманитарный журнал. 2016. Том 5. №3. С.299-301.
2. Дегтярев Д.А., Бабкова Л.Н. Лингвостилистические особенности политической риторики Джо Байдена // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] 3. Демьянков В. З. Политический дискурс как предмет политологической филологии / Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. М. 2002. № 3. С. 32-43.
4. Карамова А. А. Структура политического дискурса// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. 534 с.
5. Михалева О. Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия. М.: Либроком. 2009. 256 с.
6. Пефтиев В. И., Бойчук Е. И. Специфика идиолекта Э. Макрона в контексте его политической деятельности // Верхневолжский филологический вестник. 2020. № 3 (22). С. 104–112.
7. Порческу Г. В., Рублева О. С. Лингвостилистические особенности политических выступлений (на примере публичных выступлений Дональда Трампа) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. №1. Т.12. С. 60-63.
8. Расторгуева Л.В., Кашкин В.Б. Дискурс и речевые жанры. //Языковая структура и социальная среда / Межвузовский сборник научных трудов студентов под редакцией доктора филологических наук, профессора В.Б.Кашкина. Воронеж.: ВГТУ. 2000. С.45.
9. Смирнов, И. А. Анализ политического имиджа Дональда Дж. Трампа на примере интервью (2018–2021 гг.) // Молодой ученый. 2022. № 24 (419). С. 159-163.
10. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. М.: Флинта: Наука. 2006. 134 с.
11. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М.; Волгоград: Перемена. 2000. 367 с.
Список источников
https://www.ukpol.co.uk/speeches/speeches-l

Расскажите о нас своим друзьям: