Литература народов Российской Федерации | Филологический аспект №09 (65) Сентябрь 2020

УДК 801.82

Дата публикации 30.09.2020

Средства репрезентации образа города Тары в лирике тарских поэтов

Киселева Наталья Александровна
канд. пед. наук, доцент кафедры русского и иностранных языков, Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, РФ, г. Тара, kiseleva.natali.ru@yandex.ru
Плечий Регина Андреевна
студент факультета филологии, истории и права, Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре, РФ, г. Тара, regina.plechy@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу средств репрезентации образа города Тары в поэтических текстах. Материалом для анализа послужили стихи тарских поэтов. В статье описаны лексические и грамматические средства, используемые поэтами для описания города, представлен компонентный состав поэтического образа города.
Ключевые слова: образ города, анализ поэтического текста, средства репрезентации, Тара, образные средства.

Means of representing the image of the city of Tara in the lyrics of the Tara poets

Kiseleva Natalia Alexandrovna
Cand. Sci. (Pedagogical), assistant professor of the Russian and Foreign Languages Department, Branch of the Omsk State Pedagogical University in the Tara, Russia, Tara
Plechij Regina Andreevna
Student Faculty of Philology, History and Law, Branch of the Omsk State Pedagogical University in the Tara, Russia, Tara

Abstract: The article is devoted to the analysis of the means of representing the image of the city of Tara in poetic texts. The material for the analysis was the poems of the Tara poets. The article describes the lexical and grammatical means used by poets to describe the city, presents the component composition of the poetic image of the city.
Keywords: image of the city, analysis of poetic text, means of representation, Tara, figurative means.

Правильная ссылка на статью
Киселева Н.А., Плечий Р.А. Средства репрезентации образа города Тары в лирике тарских поэтов // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 09 (65). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/sredstva-reprezentatsii-obraza-goroda-tary-v-lirike-tarskikh-poetov.html (Дата обращения: 30.09.2020)

Образ родного города является ведущим в творчестве многих писателей. Тема любви к малой Родине всегда волновала сердца поэтов. Они посвящали своему городу наполненные душевной теплотой стихи, волновались о его будущем и, конечно, никогда не забывали места, где они появились на свет. Не обошла стороной эта тема и творчество тарских поэтов. Рассматривая их произведения, мы можем обнаружить большое количество стихов, посвященных родному городу Таре, городу с 425-летней историей.

В творчестве тарских поэтов образ Тары предстает во множестве различных деталей. Писатели с любовью повествуют и об узких улочках, о людях, живущих на них, о родных пейзажах, нередко в стихотворениях представлена тема православного города. Однако наиболее важным для анализа данного образа является характеристика самого города. Так, при анализе многих стихотворений мы можем выявить тенденцию: в наибольшей степени город Тара характеризуется рядом основных эпитетов, выраженных качественными и относительными прилагательными, которые встречаются в большинстве текстов. Чаще всего город наделяют следующими качествами: «старинный», «милый», «родной». Такие эпитеты присутствуют в стихотворениях М. А. Белозерова, А. Н. Дерюшева, О. Старинской и А. Тихонова. Выбор многими поэтами такой лексики при описании родного города определяется его историческими особенностями (эпитет «старинный город» указывает на долгую и богатую событиями историю города) или личным отношением поэтов к малой Родине (эпитеты «милый» и «родной» передают трепетные чувства к городу).

Но несмотря на похожесть средств для создания образа в некоторых стихотворениях, мы можем также наблюдать и необычные для описания города эпитеты.

Так, О. Старинская пишет: «У деревянной Тары есть душа» [1]. В данном случае употребление отыменного прилагательного «деревянный» указывает на архитектурную особенность города, наличие старинных деревянных домов, что так полюбилось его жителям и гостям. Доказывая это, поэтесса продолжает строфу:

В наличниках цветных, резных узорах

Под шепот волн родного Иртыша

Живет мой старый, мой любимый город [1].

Необычной Тара предстает и в стихотворении Т. Бурундуковой «Добро пожаловать!». Она пишет: «Спешите в мой край – земляничный, клубничный…[2]». Использование в качестве эпитетов отыменных прилагательных, образованных от существительных «земляника» и «клубника», помогает автору создать в воображении читателя просторный край, богатый природными богатствами. Выбор таких средств выразительности придает яркости и без того очень теплому и радушному стихотворению, в котором Тара представлена как радушный, гостеприимный город.

При прочтении некоторых стихотворений о Таре можно также наблюдать частое употребление уменьшительно-ласкательных слов, которые в свою очередь выражают субъективную оценку поэтов, чаще всего передающую их ласковое и нежное отношение к малой Родине. Употребление такой лексики также придает текстам форму разговорной, экспрессивно окрашенной речи.

Так, С. Васильев в стихотворении «По-детски» пишет:

Люблю городок я свой старенький,

На картах больших его нет.

Здесь в лютый мороз в моде валенки,

В сугробы весь город одет [3].

Использование такой лексики неслучайно. Образуя с помощью суффиксов –ок и –еньк слова с уменьшительно-ласкательным значением, поэт показывает не только территориальное положение города, но и выражает свое трепетное отношение к любимой Таре, которую он ласково называет «городок».

Такой прием в своих стихотворениях использует и С. Мальгавко. В стихотворении «Вид из моего окна» он пишет:

Утром праведно светятся крыши

В просветленном насквозь городке [4].

В этих строках мы можем наблюдать несколько иной смысл, который заключается в духовности, присущей всем жителям города. Однако поэт тоже ласково называет Тару «городок», образуя уменьшительно-ласкательную форму от нейтрального слова «город». Так автору удается указать читателям на свое нежное отношение к малой Родине.

Нередко поэты в своем творчестве используют различные изобразительно-выразительные средства для создания живого и многопланового образа Тары. Так, в некоторых текстах можно наблюдать использование олицетворений для создания образа города, которое в большей мере используется для того, чтобы придать Таре в стихах динамичности, увидеть в ней новые черты.

В стихотворении М.А. Белозерова «Песня о городе Таре» город видится автору в образе живого человека, в руках которого пышные цветы черемухи превращаются в шаль, показывая таким образом гармоничную картину весенней Тары:

Город накинул на плечи

Белые шали черемух [5].

Динамичным образ города предстает и в стихотворениях Т. Комылиной. Рисуя Тару добрым, улыбчивым человеком в стихотворении «Город детства», она пишет:

Эта Тара старинная

Мне улыбается снова [6].

Но более необычным образ Тары у поэтессы получился в стихотворении «Знакомый вокзал объявляет прибытие»:

Но Тара встречает гостей настороженно

Сонными глазами пятиэтажек [6].

Здесь можно не только наблюдать город, наделенный человеческими качествами, но и увидеть его черты лица, которые поэтесса представляет «окнами многоэтажек».

В обоих стихотворениях Т. Комылиной присутствует образ Тары-человека, который так же, как и все люди, имеет свои неповторимые черты, которые заключаются в доброй улыбчивости и сонной настороженности.

Во многих текстах, посвященных тематике родного города, можно заметить и применение метафор в его интерпретации, которые указывают на новые грани видения образа Тары авторами стихотворений.

Так, в стихотворении М.А. Белозерова «И ты прости меня, мой город» родная Тара по своей значимости для поэта сравнима только с яркой звездой на небе и царством в мире. На этом противоречии автор и строит метафоричный образ:

Ты для меня был царством в детстве!

Звездой, не гаснущей в ночи! [5].

Похожий мотив можно встретить и в стихотворении Н. Кусковой «Таре». Она пишет:

На ладони поймы Иртыша

Звездочкой лежит мой городок [7].

Ее интерпретация образа Тары несколько похожа с предыдущим текстом, однако в данном случае стоит отметить то, что данная метафора предполагает не только сделать акцент на значимости города для поэтессы, но и показать его уникальность перед всем миром.

При анализе стихотворений поэтов о Таре стоит также отметить, что в некоторых текстах можно увидеть употребление притяжательных местоимений «мой» и «наш» с существительными «Тара» и «город» («городок»). Данный прием мы можем встретить в творчестве Белозерова, Т. Комылиной, А. Тихонова. Он указывает на теплое отношение поэтов к своей малой Родине, которую они считают своим душевным пристанищем.

 Образ города Тары в лирике тарских поэтов складывается также и из второстепенных образов, которыми пестрят их произведения. В первую очередь это описание улиц города. Во многих текстах так или иначе присутствует этот образ.

Так, А.Н. Дерюшев в стихотворении «Моя улица» пишет:

Эту улочку городка,

что особенно коротка,

на заснеженном берегу

близко к сердцу я берегу [8].

Примечательно, что эпитеты, характеризующие образ улицы, выражены формой краткого прилагательного. Данный прием увеличивает семантическое значение прилагательного «короткий», превращая и без того небольшую улочку в очень маленькую. Интересный эффект этому стихотворению придает и звукопись текста. Так, аллитерация звуков [б], [р], [г] делает ритм стихотворения похожим на переливчатую мелодию. Также в этом отрывке нельзя не отметить использование автором слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (улочку, городка), которые в свою очередь указывают на трепетное отношение и любовь к небольшим, городским улицам.

Образ тарской улицы представлен и в творчестве С. Васильева. В стихотворении «А я люблю гулять по Таре» поэт пишет:

А я люблю гулять по Таре,

По тихим улочкам пройтись [9].

В этих строках автору удается показать образ улицы как важную неотъемлемую часть города. Употребление в качестве эпитета прилагательного «тихий» и слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (улочкам) рисует в воображении читателя картину небольшого, провинциального городка.

В некоторых текстах мы можем наблюдать появление знакового образа. Очень часто в поэтических пейзажных зарисовках улиц нашего города появляются фонари, которые можно интерпретировать как символ света, сопровождающего жителей города. Но этот символ по своей семантической значимости может по-разному трактоваться в текстах поэтов. А. Милевский в стихотворении «Вся Тара» пишет:

Тара. Любимые улицы детства,

Ласковый свет от родных фонарей,

Первая школа с рекой по-соседству –

Город, где сердцу намного теплей [10].

Определенную смысловую нагрузку в данной строфе несет первое, номинативное, предложение. Остальные предложения наполняют его индивидуальным авторским смыслом. Так автору удается сложить единый и гармоничный образ Тары в последующих предложениях. В этих строках фонари излучают «ласковый» свет, а сама Тара вызывает тепло в сердце лирического героя.

Однако совершенно другую картину можно увидеть в стихотворении А. Тихонова «Желтеющие окна смотрят вслед»:

Желтеющие окна смотрят вслед,

И фонари подслеповато щурятся.

Не узнают, как будто много лет

Я не бывал на этих улицах [11].

В этих строках автор использует олицетворение, таким образом ему удается буквально «оживить» целую улицу и построить молчаливый монолог с городом, где ему «подслеповато щурятся» фонари и «смотрят вслед» окна. Однако образ света здесь отличается своей неполноценностью, он «подслеповат» и не осуществляет в полной мере своего предназначения, что создает угнетающую картину города. Этот эффект усиливает использование автором относительно улиц эпитета «сонные». Город здесь предстает мрачным и даже болезненным. Лирического героя волнует проблема его будущего.

Как видим, образ улиц города является неотъемлемой частью при рассмотрении образа Тары в целом. Ведь зачастую из этих строк можно выделить важные образные характеристики города. Благодаря этому в сознании читателя складывается картина с тихими, небольшими улочками, в таком же тихом и небольшом городе.

Примечательным фактом в создании образа города является образ его жителей, который также занимает немаловажное место в стихотворениях, посвященных Таре. Эта особенность позволяет поэтам создать целостную картину своей малой Родины, ведь город – это прежде всего его жители.

Об этой особенности пишет Т. Комылина в стихотворении «За что я город свой люблю»:

Только в Таре: на праздник – так городом всем,

И соседу помочь – не возникнет проблем,

Поделиться последним – бывает и так [10].

Наличие в каждой строке данной строфы тире позволяет читателю правильно расставить интонационные акценты. Таким образом поэтесса обращает внимание читателя на народную составляющую своего города.

Поэт М.А. Белозеров также писал о душевности тарчан. Однако он выражает ее необычно, сравнивая с родником, используя сравнительную конструкцию с союзом «как»:

По тихим улочкам пройдусь,

Их занесет снегами скоро,

И, как из родника, напьюсь

Душевным чьим-то разговором [5].

Сравнивая душевные разговоры с водой из родника, поэт говорит прежде всего о том, что духовная жажда, которая порой настигает человека, может быть утолена разговором по душам. Говоря о том, что именно в Таре он может утолить желание в теплом общении, поэт рисует не только образ душевных, добрых тарчан, но и вместе с тем говорит о душевности всей Тары.

Тему духовной составляющей жителей города в своем творчестве поднимает и С. Васильев. В стихотворении «А я люблю гулять по Таре» он пишет:

Люблю я Тару вот такую,

Где дядя Ваня гармонист,

Не глядя на руки, вслепую,

Исполнит ваш любой каприз [9].

Говоря о доброте и отзывчивости жителей города, поэт создает метафоричный образ «дяди Вани – гармониста», в котором заключена душевная доброта, отзывчивость и дружелюбность каждого тарчанина.

Таким образом, люди, живущие в городе, также являются неотъемлемой частью для создания цельного образа Тары. Поэты в своих стихотворениях часто отводят этому явлению значительную часть, указывая, что Тара для них – это не только сам город, но и его жители, которые в первую очередь делают этот город душевным и добрым.

Другой составной частью образа Тары являются и пейзажные зарисовки, представленные в стихотворениях многих поэтов. Из большого количества увиденных пейзажей складывается картина целого города. В лирике тарских поэтов пейзажная канва является основополагающей для создания образа малой Родины.

Так, О. Старинская в стихотворении «Признание в любви» создает картину обычного тарского пейзажа:

Тары тихая окраина

Из бревенчатых домов.

Оглашает утро раннее

Звонкий хор колоколов,

Лай собак, коров мычанье

Да сороки болтовня,

Сонной речки бормотанье

У прогнившего плетня [1].

В данной строфе преобладают однородные подлежащие, выраженные словосочетанием «существительное в И.п. + существительное в Р.п.». Такая синтаксическая конструкция позволяет показать статичность окружающего мира, его неторопливость. Это также подтверждает и эпитет «сонной», выраженный качественным прилагательным, который поэтесса использует в конце строфы.

Тему пейзажных зарисовок любимого города продолжает и Н. Кускова. В стихотворении «Осень» она изображает яркий осенний пейзаж:

Осень в лужи смотрится,

Кричат прощально стаи.

В тарских светлых рощицах

Рябинки догорают [7].

Легкая синтаксическая конструкция данной строфы, не имеющая каких-либо осложняющих компонентов, позволяет читателю поэтапно увидеть три части пейзажа (что соответствует трем предикативным единицам) и сложить их в общую картину осени в городе.

Т. Комылина в своем творчестве также не раз обращается к элементам пейзажной лирики. В стихотворении «За что я город свой люблю» она пишет:

За что я город свой люблю?

За красоту и старину,

За запах липовых аллей,

За шум высоких тополей,

За что я город свой люблю…[10]

Кольцевая композиция данной строфы возвращает читателя к основной мысли стихотворения, говоря о том, что «липовые аллеи», «высокие тополя» - это то, за что лирическая героиня любит и ценит свой город. Анафора лишь увеличивает это восприятие читателем, указывая на важность каждого образа.

Как видим, изображение картин природы и окружающего мира в лирике тарских поэтов также является одной из составляющих образа города. Повествуя о любимых рощицах и аллеях, писатели показывают красоту родной Тары, выражают свое трепетное и нежное отношение к ней.

Нередко в творчестве тарских поэтов при создании образа родного города присутствует православная тематика. Тема веры и духовной просвещенности красной нитью проходит в творчестве М.А. Белозерова, Н. Кусковой, О. Старинской, С. Мальгавко и А. Милевского.

Так, в стихотворении «Вся Тара» А. Милевский рисует образ небольшого православного городка, связывая воедино его прошлое и настоящее:

Тара. Легенды и звуки преданий,

Золото новых церковных крестов,

Свежесть недавно построенных зданий,

Тайна купеческих старых домов [10].

В данной строфе автор использует прием антитезы, он противопоставляет старое и новое, которые построчно чередуются друг с другом, создавая единый образ города. Этому способствует и необычная синтаксическая конструкция данного отрывка. Первая строка начинается с номинативного предложения, которое в дальнейшем позволяет отнести все повествование к нему, создавая единый образ. Следующие строки также построены из однородных номинативных предложений, которые позволяют автору противопоставить старое и новое начало города и в тоже время показать их гармоничность друг с другом.

Православные мотивы присутствуют и в пейзажной лирике М.А. Белозерова, посвященной родному городу. В стихотворении «Рядом с детством» он пишет:

Хочу, чтоб это был не сон,

И я не раз еще услышу

Над храмом колокольный звон

И голубиный хор на крыше [1].

Колокольный звон для поэта – это не только звук, который сопровождает его всю жизнь в родном городе, но и своего рода символ бытия, счастливой жизни, которая продолжается несмотря ни на что. Можно также предположить, что «голубиный хор» является своего рода символом мирной жизни (голубь – символ мира). Таким образом поэту удается косвенно указать на родной город, которому присущи черты мирной и духовной обители его жителей.

Таким образом, православные мотивы, которые присутствуют во многих стихотворениях о Таре, указывают на духовную составляющую города. Многие поэты отмечают, что тарские пейзажи невозможны без золотых куполов, звона колоколов и яркой веры в будущее своей малой Родины.

В творчестве некоторых поэтов Тара изображена как часть большой страны, которая очень значима для ее жителей.

Наиболее ярко данная тема представлена в стихотворении А.Н. Дерюшева «Город готовится к лету…»:

Нет города уютней и красивей

И мужественней тоже нет его.

Такая небольшая часть России,

Большая часть от сердца моего [12].

В первой части строфы автор использует ряд эпитетов, создавая образ Тары. Среди них довольно необычным является прилагательное «мужественный», которое вполне соотносимо с патриотическим пафосом стихотворения. Вторая часть строфы строится на принципе антитезы. Автор противопоставляет небольшую территориальную протяженность со своей большой любовью к этому городу, показывая, что любовь к малой Родине не зависит от территориальной принадлежности, и Тара пусть и небольшой, но любимый многими город.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образ Тары в лирике тарских поэтов сложен, многогранен, складывается из множества компонентов. Тара предстает пред нами тихим, небольшим городом, с маленькими оживленными улочками, на которых живут добрые, отзывчивые и всегда готовые помочь люди. Поэты любят свою малую Родину буквально за все, что в ней есть. За ее деревянные дома, за красивые пейзажи, за открытых и честных людей, за ее душевность. В их творчестве в едином порыве виден многомерный и многоплановый образ Тары – маленького сибирского городка. Доминантой в создании образа города выступают лексические средства.


Список литературы

1. Старинская О. Г. Тара плюс / О.Г. Старинская. - Омск: Амфора, 2014. – 98 с.
2. Бурундукова Т. В. Насмешливое лето / Т. В. Бурундукова. – Омск: Кн. изд-во, 2000. – 76 с.
3. ТарЯне : литературно-краеведческий альманах в двух частях / К. В. Енина [и др.]. - Вып. 6. – Омск: Амфора, 2018. – 84 с.
4. Мальгавко С. В. Миг и век / С. В. Мальгавко. – Омск, 2006. – 112 с.
5. Белозеров М. А. «Я - не плачу! Я – Люблю! (публицистика, воспоминания, поэзия, песни, сатира и юмор) / М. А. Белозеров; худож. В. И. Пузанов. – Омск, 2001. – 193 с.
6. ТарЯне : литературно-краеведческий альманах в двух частях / О. Г. Старинская [и др.]. - Вып. 1. – Омск: Амфора, 2015. – 98 с.
7. Кускова Н. А. Мне нравится жить : стихотворения / Н. А. Кускова. – Тара, 2009. 39 с.
8. Дерюшев А. Н. Душа на ветру: Стихи / А. Н. Дерюшев. – Тара, 2011 . – 64 с.
9. ТарЯне : литературно-краеведческий альманах в двух частях / К. В. Енина [и др.]. - Вып. 5. – Омск: Амфора, 2017. – 96 с.
10. ТарЯне : литературно-краеведческий альманах в двух частях / О. Г. Старинская [и др.]. - Вып. 2. – Омск: Амфора, 2015. – 58 с.
11. Тихонов А. А. Облачный парус: книга стихов / А. А. Тихонов. - Омск, 2014. – 90 с.
12. Дерюшев А. Н. Встреча / А. Н. Дерюшев. – Тара, 1996. – 46 с.

Расскажите о нас своим друзьям: