Лингвокультурология | Филологический аспект №07 (111) Июль 2024
УДК 81.299
Дата публикации 29.07.2024
Специфика кельтских мифонимов Галисии
Кузнецова Вилена Владимировна
канд. филол. наук, доцент кафедры романской филологии, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, Волгоград, v.kouznetsova@inbox.ru
Малюжинский Алексей Владимирович
бакалавр, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, lionm444@gmail.com
Аннотация: В настоящей статье представлены результаты анализа мифонимов одной из автономных областей Испании, Галисии. Проведенное исследование позволяет констатировать: а) влияние кельтской мифологии, обнаруживаемое как на уровне топонимов, так и прецедентных текстов; б) общность кельтской мифологии Испании и Ирландии; с) фигурирование мифонимов как сложных культурных знаков, включенных в мифологический и литературный дискурсы.
Ключевые слова: Галисия, мифологическая картина мира, мифоним, прецедентное имя, прецедентный текст, место памяти.
Ph.D, Associate Professor Roman Languages Department, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Russia, Volgograd
bachelor, Volgograd State, Socio-Pedagogical University, Russia, Volgograd
Abstract: This article contains the results of analyzing the mythonyms of one of the autonomous regions of Spain, Galicia. The performed research allows us to state the following: a) the influence of Celtic mythology, detectable both at the level of toponyms and precedent texts; b) similarity of Celtic mythology of Spain and Ireland; c) appearance of mythonyms as complex cultural signs included in mythological and literature discourses.
Keywords: Galicia, mythological world picture, mythonym, precedent name, precedent text, place of memory
Кузнецова В.В., Малюжинский А.В. Специфика кельтских мифонимов Галисии // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 07 (111). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/spetsifika-keltskikh-mifonimov-galisii.html (Дата обращения: 29.07.2024)
Объектом настоящего исследования выступает мифологическая картина мира Галисии.
В качестве предмета исследования мы обратились к мифонимам Галисии. Проведенное исследование выделяет присутствие кельтской мифологии на территории Галисии, что отражено в топонимике этого региона, а также прецедентных текстах.
Теоретическую базу нашего исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых: Ю.Б. Циркина, Г.К. Косикова, Е.М. Мелетинского, Г. Биркхана, М. Олдхаус-Грин, П. Нора, М. Элиаде. М. Васкес О’ Рейи.
Целью настоящего исследования является изучение кельтских мифонимов Галисии в историческом и мифологическом аспектах.
Новизна исследования заключается в учете многоаспектности предмета исследования. Мифонимы Галисии включены не только в исторический и мифологический дискурсs, но являются сложными культурными знаками, формирующими этническую и региональную идентичности жителей этой автономной области Испании.
При работе над статьей были использованы следующие научные методы: методы анализа культурных значений и смыслов, дескриптивно-аналитический метод, метод этимологического анализа.
Мифологическая картина мира Испании отражает коллективные представления этносов, проживающих на ее территории:
1) об устройстве мира;
2) мифических существах, сосуществующих в одной плоскости с человеком;
3) суевериях и магических обрядах различных областей Испании;
4) исторических событиях;
5) Святых, имеющих особое значение для Истории Испании.
Уникальность мифологии Галисии обусловлена влиянием кельтской культуры, обнаруживаемой как на уровне высшего пантеона богов, так и низших духов: лесных, горных, морских божествах, связанных с земледелием, растительностью и плодородием земли.
Согласно историческим данным, первые народы, говорившие на индоевропейских языках, проникли на территорию Испании через Пиренеи, примерно в конце II века до н.э. Отметим, что неиндоевропейским языком на территории Испании является баскский. В этот период, именуемый культурой полей урн погребения, сложно говорить о языковой или этнической принадлежности народов, населявших территорию древней Испании, однако позже, на ранних ступенях развития Гальштатской культуры на обширной территории культуры полей урн из древнеевропейского языка начинают вычленяться кельтские, иллирийские, италийские, германские и, вероятно, лигурийские языки. Следуя гипотезе Ю. Циркина, в этот период формируется кельтский этнос [6, с. 13-15].
Ареал расселения Испании кельтскими племенами охватывал внутреннюю (исключая крайний северо-восток), северо-западную и западную части полуострова. Внутри обозначенной зоны жили также неиндоевропейцы, например, вардулы или бардулы и другие племена, населявшие часть Кантабрии и прилегающие к ней восточные районы. Эти племена, также как вардулы и васконы (vascones) гипотетически являются предками современных басков. Варианты звуков [b-v] отражают специфику произношения буквы v в испанском языке.
Период заселения Испании кельтами и их взаимодействие с иберами принято называть кельтиберским, а образовавшийся от слияния народ, кельтиберами. Происхождение лексемы «кельтиберы» имеет несколько гипотез:
а) в результате смешения кельтов-переселенцев с местным элементом, иберами, которые сами считаются переселенцам из Северной Африки и родственниками берберов возник смешанный народ − кельтиберs; б) речь может идти о двандве, понятии, составляющие которого находятся в сочинительных отношениях, когда ни один из элементов сочетания не подчинен другому [1, c. 175].
По мнению испанских ученых, традиционная точка зрения, согласно которой кельты жили на севере востоке, а иберы на востоке и от их взаимодействия образовался народ, кельтиберы, не совсем соответствует действительности. Лексема «кельтиберы» соотносится в генерализованном значении в) с народами, принявшими кельтскую культуру и, проживающими на территории с конца Бронзового века, (XIII век до н.э.) до романизации Испании; г) с кельтами, проживавшими на территории Испании [9].
В настоящий момент невозможно установить с точностью, когда именно произошла кельтизации Испании. По имеющимся данным, она происходила в форме множества переселений в период 1 тысячелетия до н. эры, примерно, с 800 по 500 год до н.э. Некоторые ученые располагают наиболее важную волну переселений около 600 года до н.э [1, c. 170]. По сведениям древних авторов, на территории Галисии проживали гальеги или галлаики, включавшие в свой состав около 40 племен [6].
Мы предполагаем, что в кельтиберский период истории Испании на территории Галисии были представлены следующие категории божеств:
- кельтиберские боги: Эндовелик, богини матери, бог гостеприимства TeiuoreiKis [1, с. 181];
- кельтские боги: Кернунн (также Цернунн), получеловек-полуживотное, изображаемый с рогами оленя или быка, исходя из окружающей его кельтской религиозно-мифологической символики являлся богом изобилия и господином подземного царства; Луг, покровитель ремесел; Эпона, богиня коневодства; Белан, божество астрального характера [1, 8];
- божества низшей или низовой мифологии.
Кратко охарактеризуем некоторых, из названных нами богов высшей мифологии.
Исследователи отмечают существование у кельтиберов бога гостеприимства, TeiuoreiKis (кельтибер. в род. падеже) как и особых ритуалов приема гостей. Так, приход гостя считался знаком расположения богов, при расставании разламывались пополам таблички гостеприимства tesserae hospitales, четырехугольные пластины, на которых были указаны имена друзей-гостеприимцев и каждый оставлял себе половинку тессеры, чтобы передать ее членам своего клана как опознавательный знак. Тессеры могли быть украшены изображением зверей, человеческих рук, на них указывалась принадлежность человека к определенной общине [1, с. 181-184]. Среди народов, населявших Испанию, именно кельтиберы отличались особым гостеприимством [6, с. 198].
Эпона, (от кельт. «лошадь»), являлась одной из наиболее почитаемых богинь в Галлии, Британии и большей части Европы. Лошади обладали огромным значением для кельтов, они использовались как в сельском хозяйстве, так и на войне, именно поэтому культ богини-покровительницы лошадей составлял важную часть религиозных воззрений кельтских племен. Эпона послужила прообразом Рианнон, богини валлийских кельтов Ирландии, что выделяет некую диахронию в формировании кельтского Пантеона [5, 13, 15].
На территории Галисии можно говорить о фрагментарной представленности богов высшего Пантеона кельтов, однако их следы отражены в топонимике этой области. Например, название горы Balinaiga, в провинции Луго, а также названии поселка Belan указывают на бога солнца Белана или Беленуса (Bali, Belan, Bel), который позже стал ассоциироваться с Аполлоном классической античности [11].
С именем бога Луга связано название административного центра одноименной провинции в составе Галисии, отметим, что эти топонимы могут происходить и от лат. lucus (augusti) – часто встречающееся название городов, большей частью, находившихся вблизи священных рощ). Топонимы, указывающие на имя бога Луга, встречаются во Франции, город Лион и в Голландии, Лейден. Позже Луг стал отождествляться с древнеримским Меркурием [8, 14]
Особого внимания заслуживает другой административный центр Галисии, город Ла Корунья (A Coruña на галисийском), что обусловлено рядом обстоятельств. Ла Корунья располагается недалеко или даже на месте древнего города Бригантии (Brigantum или Briganitium), имя которого может указывать на кельтскую богиню Бригиту, или Бригантию, почитаемую поэтами, прорицателями, кузнецами и врачами и, представляющую собой тройное божество. Добавим, что морфема briga встречается в древних названиях городов Испании и Португалии: Caetobriga, Tongobriga, Segobriga (Кастилья и Ла Манча), Deobriga, Neriobriga, Dessobriga, Nemetobriga, Ardobrica [1].
Ключевыми точками соприкосновения мифологий Галисии и Ирландии являются мифонимы Луг и Бреоган. Важно отметить, что письменные источники мифов существуют в Ирландской мифологии, благодаря жанру преданиям о старине мест и деятельности филидов, поэтов, провидцев, хранителей сакральных знаний. Отсутствие письменной записи мифов у кельтов, занимавших территорию современной Галисии и кельтизированных территорий может быть объяснено устной традицией передачи сакральных знаний [3].
Бог Луг, воплощение света и добра, само имя которого означает «сияющий» заслуживает особого внимания. Лугу посвящена Сага «Битва при Маг Туиред», в которой он представлен как новоявленный бог. Покровитель ремесел и наделенный бесчисленными талантами, он удостоен эпитетов «искусный во всех ремеслах» − Cамилданах, и «неудержимый в сражении» − Лоннансклех, а также Иолданах − повелитель всех искусств. В Саге Луг представляет себя как кузнец, герой, музыкант, воин, чародей, врачеватель, виночерпий (или кравчий). Благодаря победе над своим дедом, предводителем фоморов, Балором, поражавшим врагов смертоносным взглядом своего единственного глаза, Луг приобретает прозвище Длиннорукий [2. c. 33-49].
Луг является верховным богом кельтских племен не только Иберийского полуострова, поэтому к нему применим эпитет panсéltica (исп.) [8].
Обративший к категориям культурных героев, приведенных в мифологическом словаре Е.М. Мелетинского, мы можем констатировать что Луг сочетает качества бога и культурного героя-демиурга. Эта категория мифических героев возникает позже первопредков, прародителей рода, тотемных предков, и определяет вовлеченность героя в борьбу с чудовищами и хаосом, создание благ для людей, обучение их ремеслам [14, с. 638-639]. Несмотря на то, что Луг не создает культурные блага, он является борцом с предводителем демонов Балором и одерживает победу над жестоким тираном, королем Брессом [2. c. 33-49]. В обмен на сохранение жизни, Бресс даровал Ирландии богатый урожай, а также научил ирландцев обрабатывать землю, именно последнее обстоятельство объясняет возникновение праздника урожая, названного в честь Луга, Lughnasad. Немаловажным является то, что Луг является отцом главного героя мифологического эпоса Ирландии – Кухулина [5].
Имя Луга может быть зашифровано в имени королевы Лупарии, фигурирующей в легенде о знатной даме-язычнице, препятствующей захоронению Святого Иакова на земле Галисии. С одной стороны, имя Лупария может происходить а) от латинского слова lupus и иметь два значения: 1) волк; 2) порочная женщина (второе значение подтверждается галисийском словом lurpia; б) с другой, являться дериватом имени бога Луга и служить аллюзией на встречу двух мифологических систем, языческой и православной [12]. Вторая версия кажется не слишком правдоподобной и может быть плодом ложной этимологии, однако, в предисловии к «Преданиям и мифам средневековой Ирландии» С.В. Шкунаев отмечает факт того, что божества поверженного язычества занимают в системе нового христианского мировоззрения место чертей, и бесовских созданий [3, с. 12].
Важнейшим мифонимом Галисии является основатель Бригантии, мифологический король или вождь Бреоган, предок Миля, Ита и Брега, прославившихся путешествием к берегам Ирландии. Так, в ирландской «Книге захватов», собрании стихотворных и прозаических мифологических текстов, говорится о том, что гойделы (кельты), называемые в тексте сыновьями Миля – это последние мифические переселенцы в Ирландию и предки современных ирландцев [2, с. 49-59]. Гипотетически, ммя Бреогана может являться дериватом от имени богини Бригиты [11].
Неменьший интерес вызывает тот факт, что в «Книге захватов» упоминается башня Бреогана, с которой сын короля Ит наблюдал за далекой Ирландией:
Ит, сын Бреогана, − вот кто первым узнал о ней (Ирландии). Раз пришел он один ясным весенним вечером на верхушку Башни Бреогана и принялся смотреть вдаль через море на северо-восток, покуда наконец не увидел вдалеке Ирландию. Спустился он тогда обратно к своим братьям и рассказал им об этом. И сказал Брего, сын Бреогана, что вовсе не было это землей, а лишь облаком на небе, и не желал он пустить туда брата. Но невозможно было удержать его, и тогда вывел Ит свой корабль в море и поплыл к Ирландии. Трижды пятьдесят воинов было с ним в ту пору. Наконец приблизились они к Зловонному Берегу Маг Ита, что у северного края Ирландии [2, с.49].
Башня Бреогана сохранилась лишь как миф, однако именно на ее месте располагается другой памятник, один из древнейших маяков, el Torre de Hercules, носящий имя героя другой мифологической системы.
Мифоним Бреоган фигурирует в текстах официального и неофициального гимнов Галисии. Основой официального гимна Галисии, созданного в 1981 году, послужила поэма галисийского поэта Эдуардо Пондаля «Queixumes dos pinos», изданная в 1886 году. Эдуардо Пондаль являлся приверженцем концепции, согласно которой галисийцы являются потомками древних кельтов [10]. В тексте гимна образ Галисии возникает благодаря перифразам hogar de Breogán и nación de Breogán.
В тексте песни Miña terra galega, неофициальном гимне Галисии, есть также упоминание Бреогана [16] :
…Lejos, lejos de mi hogar Вдали от дома
Me invade la morriña Охвачен я хандрой
El dolor de Breogán Тоской по (стране) Бреогана
Cuando suena la Muñeira И слез мне не сдержать,
El llanto empieza a brotar … Едва Мунейры звук услышу.
Приведенные нами примеры актуализации имени короля Бреогана свидетельствуют о том, что этот мифоним
- относится к категории первопредков, прародителей рода или племен, моделирующиих родовую общину как социальную группу;
- является прецедентным именем, обладающим особой значимостью для галисийцев и формирующим их региональную идентичность;
- является «местом памяти». Термин «место памяти» был введен французским философом Пьером Нора для обозначения концепта, существующего в материальном, символическом и функциональном измерениях, образованном историей и памятью о ней, являющим собой прошлое, но в настоящем [4].
В результате проведенного исследования мы можем констатировать значимость кельтского субстрата в мифологии Галисии. Проанализированные нами мифонимы Луг и Бреоган относятся к категориям культурных героев, однако Бреоган является первопредком, что объясняет большую актуализацию его имени и осознание его важности для формирования региональной идентичности галисийцев.
Список литературы
1. Биркхан Г. Кельты: История и культура. М.: Аграф, 2007. 512 с.
2. Косиков Г.К. Предания и мифы средневековой Ирландии. М.: Изд-во МГУ, 1991. 284 с.
3. Шкунаев Предания и мифы средневековой Ирландии. М.: Изд-во МГУ, 1991. С.5-29.
4. Нора П. Франция – память. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999, с. 328.
5. Олдхаус-Грин М. Кельтские мифы. От короля Артура и дейдре до фейри и друидов. М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2020. 240 с.
6. Циркин Ю.Б. История Древней Испании. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2011. 432с.
7. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проспект, 2010. 251 с.
Электронные источники
8. Alberro M. El pancéltica dios Lug y su presencia en España; Polis-. Revista de ideas y formas políticas de la Antigüedad Clásica 22, 2010 pp 7-30. URL: https://dialnet.unirioja.es/descarga/articulo/4018492.pdf (дата обращения: 02.04.2024).
9. Lara M.L., Lara L.L. Brevario de Historia de España desde Atapuerca hasta la era de la globalización. Editorial EDAFm SLU, libro electrónico, 2018.
10. Pondal E. Queixumes dos pinos y poesías inéditas de Eduardo Pondal. URL: https://publicacions.academia.gal/index.php/rag/catalog/book/22 (дата обращения: 11.05.2024).
11. O’Reilly Vazquez M. Identidad céltica de Galicia: Toponimia comparada del gaélico-irladés y el gallego Novas achegas ao estudo da cultura galega II – Universidade de Coruña, С. 51-58. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=4198634 (дата обращения: 02.05.2024).
12. La Reina Luparia. Xacopedia. Lupa. URL: https://xacopedia.com/Lupa (дата обращения: 12.04.2024).
13. Мифы народов мира. Энциклопедия. Электронное издание. Москва 2008.
URL: https://www.encyclopedia.ru/cat/books/book/29556/ . (дата обращения: 11.04.2024).
14. Мифологический словарь. под. ред. Е.М. Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с. URL: https://www.klex.ru/1dsr (дата обращения: 20.06.2024).
15. Энциклопедия: Кельтская мифология. Celtic Mythology, Изд. Эксмо, 2002. URL:http://www.vixri.ru/d2/Keltskaja%20mifologija.%20Enciklopedija%20(Perevod)-2002.pdf (дата обращения: 11.04.2024).
16. Miña Terra Galega URL:https://www.letras.com/siniestro-total/mina-terra-galega/ (дата обращения: 11.04.2024).