Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №05 (109) Май 2024
УДК 82.02:821.11(73)
Дата публикации 17.05.2024
Смешение кодов постмодернизма и реализма в романе С. Кинга «Страна радости»
Осадчая Татьяна Юрьевна
кандидат пед. наук, доцент кафедры теории и практики перевода и зарубежной филологии, Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь, osadchaya_ta@mail.ru
Суховерша Ольга Александровна
студент кафедры теории и практики перевода и зарубежной филологии, Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь, suhoversha.oa@gmail.com
Аннотация: Статья раскрывает содержание понятия «смешение кодов» и исследует данный феномен в романе С. Кинга «Страна радости». Характерными признаками постмодернизма в данном романе являются следующие элементы: принцип нон-селекции, смешение «низких» и «высоких» жанров, интертекстуальность, изображение симулякров. Элементами, относящимися к реалистическому направлению, можно назвать правдоподобное изображение реальности, характеристику внутреннего мира героев, понятный «массовому» читателю язык повествования.
Ключевые слова: постмодернизм, реализм, смешение кодов, литературоведческий анализ, Стивен Кинг, «Страна радости».
PhD in Pedagogy, associate professor of Theory and Practice of Translation and Foreign Philology Department, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
student of Theory and Practice of Translation and Foreign Philology Department, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Abstract: The article reveals the content of the concept “code mixing” and explores this phenomenon in S. King’s novel “Joyland”. The characteristic features of postmodernism in this novel are as follows: the principle of non-selection, mixing of “low” and “high” genres, intertextuality, depiction of simulacra. The elements related to the realistic direction are: a plausible depiction of reality, characterizing the inner world of the characters, a narrative language understandable to the ‘mass’ reader.
Keywords: postmodernism, realism, mixing of codes, literary analysis, Stephen King, “Joyland”.
Осадчая Т.Ю., Суховерша О.А. Смешение кодов постмодернизма и реализма в романе С. Кинга «Страна радости» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 05 (109). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/smeshenie-kodov-postmodernizma-i-realizma-v-romane-s-kinga-strana-radosti.html (Дата обращения: 17.05.2024)
Характерной особенностью современного литературного процесса является реализация установок и принципов разных направлений и течений в рамках одного произведения. Писатели используют множество нарративных приемов, экспериментируют с формой и содержанием, соединяют различные коды. По мнению литературоведов, «последние два десятилетия характеризуются эстетической полярностью общей картины художественных текстов, разнообразием творческих методов и стилей, проявлением творческой индивидуальности ярких и самобытных авторов» [1, с. 27]. Как указывает С. Ш. Шарифова, «авторы романов допускают самые неожиданные экспериментальные соединения, среди которых наиболее нестандартные решения предпринимают представители постмодернизма» [2, с. 25].
Данная тенденция проявляется и в трансформации, переосмыслении и смешении кодов сложившихся эстетических систем и литературных направлений, «при этом речь может идти о явлениях и направлениях, отстоящих во времени, с отчетливо просматриваемой границей разных эпох, но может идти и о перспективе изучения процессов, развивающихся синхронно или почти синхронно, принадлежащих к различным стадиям историко-литературной эволюции» [3, с. 684].
Смешение кодов может проявляется и как совмещение элементов разных литературных явлений и направлений в художественном пространстве одного произведения. Данный феномен можно охарактеризовать следующим образом: соединение различных социальных, идеологических и эстетических установок; переплетение разнородных конвенций и приемов; использование разных функциональных стилей; взаимодействие нескольких дискурсов, языков различных видов искусств; смешение прозы и поэзии, факта и вымысла, реальности и фантазии. Авторы играют со стандартными нарративными приемами, модифицируют и/или совмещают элементы разных жанров в одном произведении.
Проблема смешения кодов разных литературных направлений в художественном произведении рассматривалась в трудах таких ученых как Ж. Н. Ботабаева [1], С. Ш. Шарифова [2], Н. А. Литвиненко [3; 4], Г. А. Фролов, О. О. Несмелова, Л. Ф. Хабибуллина, В. Б. Шамина, Е. Н. Шевченко, Ж. Г. Коновалова [5], М. Ю. Чотчаева, В. Т. Сосновский [6], Н. Б. Маньковская [7], Дж. Кавелти [8] и других.
Одной из наиболее заметных тенденций современного художественного литературного пространства и американской литературы, в частности, является смешение кодов постмодернизма и реализма в рамках одного произведения: «анализ конкретного литературного материала позволяет говорить о том, что новый реалистический принцип становится одним из ярких продолжений постмодернизма» [5, с. 27]. Два отличных по своей сути направления служат основой для создания уникальных художественных произведений со сложным многоплановым текстом, способных точно, полно и выразительно передать авторский замысел. Примером подобного произведения является роман С. Кинга: «”Страна радости” – феномен массовой культуры, использующей традиции и принципы постмодернистского письма» [4, c. 135].
Актуальность исследования обусловлена, тем, что феномен смешения элементов постмодернизма и реализма является одной из основных тенденций современного литературного процесса, однако остается недостаточно изученным. Кроме того, роман С. Кинга «Страна радости» ранее не был исследован с точки зрения смешения кодов разных литературных направлений.
Цель данной научной статьи – изучение элементов постмодернизма и реализма в художественном пространстве романа С. Кинга «Страна радости».
Постмодернизм в современном литературоведении трактуется как направление, которому присущи следующие черты: переосмысление реальности и места человека в этой реальности, отказ от традиционных литературных конвенций и канонов, размывание границ между различными жанрами и стилями, установка на метаповествование, интертекстуальность и тотальную деконструкцию. При этом важно отметить, что постмодернизм открыт к взаимодействию с кодами других направлений, как отмечают исследователи, «постмодернистская эстетика, выходящая за рамки классического логоса, принципиально антисистематична, адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Ее символы – лабиринт, ризома» [6, с. 179].
На основе анализа произведения «Страна радости» можно сделать вывод о том, что характерными признаками направления постмодернизм, которые проявляются в данном романе, являются следующие элементы.
1. Нон-селекция – один из основных для художественных текстов постмодернизма принцип, основанный на деконструкции традиционной повествовательной техники. Как справедливо отмечает С. Ш. Шарифова, «деконструкция является инструментом художественного отображения бытия, представляющего набор хаотичных элементов» [2, с. 52]. Характерной особенностью этого принципа является нелинейное, фрагментарное повествование. В романе «Страна радости» фрагментарность представлена ретроспекцией. События, описываемые в романе, относятся к двум временным пластам: 1973 год, когда главный герой Дэвин Джонс был юн и период спустя 40 лет после событий 1973 года: «I had a car, but on most days in that fall of 1973 I walked to Joyland from Mrs. Shoplaw’s Beachside Accommodations in the town of Heaven’s Bay. That fall was the most beautiful of my life. Even forty years later I can say that» [9, p. 11]. На протяжении всего повествования автор время от времени включает эпизоды с дополнительным объяснением, как те или иные события прошлого повлияли на жизнь героя в настоящем. Еще одной характерной чертой принципа нон-селекции является создание эффекта «преднамеренного хаоса», то есть информационная перегруженность текста, обусловленная наличием символичных значений.
2. Деконструкция жанровых форм, смешение «низких» и «высоких» жанров, наличие в произведении элементов нескольких жанров, – все эти явления, по мнению современных литературоведов, являются следствием эволюции жанровой системы.
Жанровая принадлежность романа Стивена Кинга «Страна радости» является предметом дискуссии. Исследователи находят в нем элементы утопии, антиутопии, романа воспитания, мистического романа, детектива [4]. В современной литературе детектив нередко совмещается с элементами мистики. В романе «Страна радости» функцию детектива выполняет главный герой, ему помогает друг – девушка по имени Эрин, которая тоже хочет найти разгадку убийства Грейс и серии других убийств. Однако герои расследуют не только преступление как таковое, они хотят разгадать тайну, окрашенную мистикой. Рассуждения о мотивах поступков, предположения главного героя довольно сжаты, лаконичны, появляются в тексте с некоторым отставанием от событий, что характерно для жанра детектива: «”Four girls. Five if you count her.” She pointed down the midway at Horror House. “The first was Delight Mowbray, DeeDee to her friends. From Waycross, Georgia. White, twenty-one years old. Two or three days before she was killed, she told her good friend Jasmine Withers that she had a new boyfriend, older and very handsome. She was found beside a trail on the edge of the Okefenokee Swamp on August 31st, 1961, nine days after she disappeared”» [9, p. 196].
3. Особенностью реализации категории интертекстуальности в современной прозе является тот факт, что источниками аллюзий и цитат в произведении являются не только литературные произведения, но и другие дискурсы. Автор романа на протяжении всего повествования упоминает множество различных произведений, как современных, так и относящихся к более давнему периоду, цитирует строки известных песен музыкальных групп, приводит высказывания известных личностей: «”A day will come when they have em everywhere,” she said. “Just like in that science fiction book about the Thought Police”»; «We could argue about what constitutes the creepiest line in pop music, but for me it’s early Beatles – John Lennon, actually – “singing I’d rather see you dead, little girl, than to be with another man”» [9, p. 39].
4. Изображение симулякров является одним из способов построения художественного пространства произведений, относящихся к эпохе постмодернизма. Впервые данный термин был введен Ж. Бодрийяром. По своей сути, симулякр – это правдоподобно выстроенная реальность, копия, не имеющая оригинала. Как справедливо отмечает Н. Б. Маньковская, «симулякр – знак отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишённое подлинника, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность» [7, p. 200].
В романе «Страна радости» автор, с одной стороны, создает художественно выверенную действительность, точно описывает персонажей и их характеры, окружающее их пространство и события, однако, с другой, – все художественное пространство выстроено по принципу жизнеподобия, где грань между реальным и ирреальным незаметно стирается. События, описываемые в романе, происходят в Северной Каролине 1973 года, в созданном писателем пространстве – «Joyland». Автор описывает данное пространство следующим образом: «Joyland was an indie, not as big as a Six Flags park, and nowhere near as big as Disney World, but it was large enough to be impressive, especially with Joyland Avenue, the main drag, and Hound Dog Way, the secondary drag, almost empty and looking eight lanes wide» [9, p. 17]. «Страна радости» – это целый мир, который живет по своим собственным правилам, внутри которого могут происходить как вполне обычные, так и не поддающиеся объяснению события.
Элемент ирреального и мистического в этом романе также воплощается в персонажах, обладающими парапсихическими способностями. Это в той или иной степени Мадам Фортуна, обладающая даром предвидения, но не способная в точности описать предстоящие события, и мальчик Майк, способный видеть и чувствовать призраков, передавать их послания живым, что в итоге спасает жизнь главному герою. Автор рассказывает об этом следующим образом: «”I want to ask you something, Mike. It’s about the ghost who woke you up and told you I was in trouble at the park. Is that okay? Will it upset you?” “No, but it’s not like on TV. There wasn’t any white see-through thing floating around and going whooo-ooo. I just woke up ... and the ghost was there. Sitting on my bed like a real person”» [9, p. 276]. Важно отметить, что никто не подвергает сомнению такие способности и не считает происходящее чем-то неестественным.
Важным аспектом в построении художественного пространства романа С. Кинга «Страна радости» является элементы, относящиеся к реалистическому направлению.
1. Автор использует подробное, правдоподобное и очень детальное описание персонажей и окружающей их реальности. Он включает в повествование всевозможные реалии, описывающие действительность.
2. В центре внимания находятся характеры персонажей, их межличностные отношения, а не только сюжет. Автор детально описывает мысли главного героя по поводу того, что происходит вокруг, его реакцию на те или иные события, а также чувства и эмоции: «I was still sad and depressed about how things had ended with Wendy, he was right about that, but I had begun the difficult trip (the journey, as they say in the self-help groups these days) from denial to acceptance. Anything like true serenity was still over the horizon, but I no longer believed – as I had in the long, painful days and nights of June – that serenity was out of the question» [9, p. 127].
3. Повествование ведется на языке понятном «массовому» читателю. Несмотря на использование аллюзий и упоминание множества общественно-политических реалий, писатель рассказывает историю главного героя простым языком, используя в речи сленг, множество просторечных и жаргонных выражений. Одним из ярких примеров является особый язык «Страны радости», на котором говорят все работники парка аттракционов. Для написания романа автор специально изучал жаргон работников подобных парков аттракционов, и его персонажи, в том числе, главный герой, активно используют в речи такие выражения: «In the Talk, a shooting gallery was a bang-shy and Gary was the bang-shy agent» [9, p. 61].
Таким образом, роман С. Кинга «Страна радости» можно назвать ярким примером реализации феномена смешения кодов постмодернизма и реализма в одном произведении. Характерными признаками постмодернизма в данном романе являются следующие элементы: принцип нон-селекции, смешение «низких» и «высоких» жанров, реализация категории интертекстуальности, изображение симулякров для создания художественного пространства произведения. Элементами, относящимися к реалистическому направлению, можно назвать правдоподобное детальное описание персонажей и окружающей их реальности, характеристику внутреннего мира героев, понятный «массовому» читателю язык повествования.
Список литературы
1. Ботабаева Ж. Н. Современный литературный процесс и литературная критика. Наука и мир, 2015. С. 27–29.
2. Шарифова С. Ш. Теоретические проблемы жанрового смешения и литературного влияния в западной и восточной литературе. М.: У Никитских ворот, 2021. 530 с.
3. Литвиненко Н. А. Концепт «нео-» и романы Ж. Роденбаха: между романтизмом и символизмом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25. № 4. С. 682–691.
4. Литвиненко Н. А. Другая реальность: роман Стивена Кинга «Страна радости» // Художественное осмысление действительности в зарубежной литературе: материалы международной научной конференции. 2019. № 9. С. 127–137.
5. Между модернизмом и постмодернизмом: смена литературных эпох на Западе / науч. ред. Г. А. Фролов. Казань: изд-во Казанского ун-та, 2016. 284 с.
6. Чотчаева М. Ю., Сосновский В. Т. Постмодернизм в культуре и литературе современности // Вестник Адыгейского государственного университета. 2017. № 2 (97). С. 177–182.
7. Маньковская Н. Б. Постмодернизм в эстетике // Философская антропология. 2018. Т. 4. № 1. С. 192–230.
8. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 33–64.
Список источников
9. King S. Joyland. New York: Signet, 2013. 290 p.