Литература народов стран зарубежья | Филологический аспект №01 (81) Январь 2022

УДК 82

Дата публикации 31.01.2022

Разрушение института семьи в романе О. Хаксли «О дивный новый мир»

Гауч Оксана Николаевна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности, социологии и культурологии Тюменского государственного института культур; ongauch@mail.ru.
Мартынова Дарья Витальевна
студент 2 курса направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» Тюменского государственного института культуры; dafna.bit@mail.ru .

Аннотация: В статье рассматривается проблема разрушения института семьи в тоталитарном государстве. Автор романа «О дивный новый мир» изображает общество, в котором все живут по определенным правилам: правилам взаимозаменяемости. Правила определяют алгоритм жизни общества. О.Хаксли показывает, что для государства, которое стремиться к идеалу и стабильному существованию, становятся чуждыми такие понятия, как: семья, искусство, собственное мнение, чувства людей и многое другое. По мнению автора, такое государство не может быть полноценным.
Ключевые слова: тоталитарное государство, институт семьи, новый мир, стандарты жизни, О. Хаксли.

The destruction of the family institution in O. Huxley's novel «Brave New World»

Gauch Oksana Nikolaevna
PhD in Philology, Docent, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activities, Sociology and Cultural Studies of the Tyumen State Institute of Cultures; ongauch@mail.ru.
Martynova Daria Vitalievna
student of the 2nd year of the training direction «Library and information activities» of the Tyumen State Institute of Culture: dafna.bit@mail.ru .

Abstract: The article deals with the problem of the destruction of the institution of the family in a totalitarian state. The author of Brave New World depicts a society in which everyone lives by certain rules: the rules of interchangeability. The rules determine the algorithm of the life of society. O. Huxley shows that for a state that strives for an ideal and a stable existence, such concepts as: family, art, own opinion, people's feelings and much more become alien. According to the author, such a state cannot be full-fledged.
Keywords: totalitarian state, family institution, new world, living standards, O. Huxley.

Правильная ссылка на статью
Гауч О.Н., Мартынова Д.В. Разрушение института семьи в романе О. Хаксли «О дивный новый мир» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/razrushenie-instituta-semi-v-romane-o-khaksli-o-divnyj-novyj-mir.html (Дата обращения: 31.01.2022 г.)

На сегодняшний день тема института семьи и брака активно исследуется в различных областях гуманитарного знания: социологии, обществознании, праве. Социологи отмечают, что в современном обществе разрушается понятие и структура традиционной семьи, изменяются взаимоотношения в семье, как между супругами, так и между родителями и детьми. Как следствие, нарушается многовековая преемственность поколений, утрачиваются семейные ценности [7]. Данная проблема становится предметом исследования не только социологических исследований, но и рассматривается в произведениях отечественной и зарубежной литературы. Так, в литературе первой половины XX века появляются такие произведения, как «Мы» Е.И. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла, «О дивный новый мир» О. Хаксли, которые пророчески определяют судьбу института семьи на рубеже XX-XXI вв.

Исследователи творчества Е.И. Замятина, Дж. Оруэлла и О. Хаксли очень часто проводят параллели между литературным наследием писателей, определяя их взаимовлияние на творческую манеру письма и преемственность тематики произведений: Н.А. Андреева [1], М. Гнедовский [4], М.В. Фролов [8], О. Лазаренко [5], В.С. Рабинович [6]. Тема семьи и крушения семейных ценностей наиболее остро поднимается в романе-антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир» [2].

Роман О. Хаксли «О дивный новый мир» является одним из показательных в жанре антиутопии. Он демонстрирует общество, в котором настолько сильно стремление  к идеалу и стабильному существованию, что такие понятия как: семья, искусство, собственное мнение, чувства людей, счастье и многое другое, – становятся лишними: «В натуральном виде счастье всегда выглядит убого рядом с цветистыми прикрасами несчастья. И разумеется, стабильность куда менее колоритна, чем нестабильность. А удовлетворенность совершенно лишена романтики сражений со злым роком,  нет здесь красочной борьбы с соблазном, нет ореола гибельных сомнений и страстей. Счастье лишено грандиозных эффектов» [9]. Главный принцип жизни в таком государстве – «ОБЩНОСТЬ, ОДИНАКОВОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ» [9]. Стремление к переменам рассматривается как угроза жизни и существования в обществе: «Мы не хотим перемен. Всякая перемена – угроза для стабильности [9].

Автор затрагивает тему кастовой принадлежности и неравенства, а также использует прием «лишнего человека», чтобы продемонстрировать разницу людей в кастах и между ними, а также между людьми настоящего и прошлого обществ. «Лишним человеком» в романе является Джон (Дикарь). Он был воспитан среди индейцев, чья жизнь и ценности были весьма далеки от современного общества, хотя его мать была представительницей этого общества, но однажды, заблудившись, не смогла вернуться назад. Джон не смог прижиться в индейской цивилизации, но и ценности современного мира не пришлись ему по душе: «Если ты не такой, как другие, то обречен на одиночество» [9]. Джон умен, благороден и добр. О «новом мире» он знал лишь из рассказов матери, когда-то жившей там, и потому очень хотел его увидеть. Разочарованный ценностями современного ему мира и методами прихода к успокоению (наркотик сома), он решает уединиться и уходит жить на заброшенный маяк, но и там его не оставляют в покое, поэтому вскоре он заканчивает жизнь самоубийством.

В современном обществе взаимодействие людей друг с другом является основой любых дальнейших взаимоотношений: дружбы, любви или созданию семьи. Институт семьи в наше время является одной из главных ячеек общества, формирующих мировоззрение человека, ребенка. Родители воспитывают своих детей, прививая им нормы морали, поведения, формируя характер. Целью создания семьи является в первую очередь любовь и желание передать ее своим детям, дать им заботу и поддержку, оказать внимание. В обществе Хаксли понятие «семья» не имеет никакого смысла и ценности: «Семья, единобрачие, любовная романтика. Повсюду исключительность и замкнутость, сосредоточенность влечения на одном предмете; порыв и энергия направлены в узкое русло» [9]. Дети появляются искусственно, и единственная цель их появления – продолжение человеческого рода. Людям, выращенным искусственным способом, были неведомы кровные связи и значение слова «родственники». Один из конфликтов романа основан на понятии «родства»: государство и отдельные личности, такие, как Джон и его мать Линда, между которыми сложились нежные родственные связи, основанные на любви и искренности. После смерти матери Джон испытывает настоящую боль и трагедию, в то время как в Едином государстве не было принято оплакивать и переживать по умершим людям.

Автор показывает, что в таком мире в создании семьи и рождении детей не видят чего-то важного и нужного, гораздо более важным фактором является стабильная нация, неподвластная влиянию чувств. Стабильность Единого государства поддерживается благодаря отсутствию привязанностей и чувств людей друг к другу. О. Хаксли подчеркивает пресечение существования института семьи на корню. Хаксли демонстрирует полное отсутствие категорий «семья», «семейные ценности»: не существует понятий «родители», «родственники», а отношения между людьми строятся сугубо на взаимовыгоде. Старый мир, описанный в романе, со своими устоями и законами остался в прошлом, уступив место идеальному обществу, в котором всегда будут царить стабильность и баланс, пусть даже и ценой отказа от большинства прошлых человеческих ценностей. В Едином государстве институт семьи и брака отсутствует. Слова «мать» и «отец» — это ругательства: «Мир кишел отцами – а значит, страданиями; кишел матерями – а значит, извращениями всех сортов, от садизма до целомудрия, кишел братьями, сестрами, дядьями, тетками – кишел помешательствами и самоубийствами» [9]. В будущем нет живородящих женщин, а детей выращивают в Инкубатории. Долгие отношения являются дурным поведением. Никто никому не нужен. Все взаимозаменяемы. Именно поэтому автор обращается к теме семьи и родства: он стремится показать важность физической и духовной связи между людьми, важность их чувств по отношению друг к другу.

В романе О. Хаксли использует прием противопоставления: сравнивая персонажей, автор противопоставляет Дикаря и Линду Бернарду и Линайне. Бернард, несмотря на свои отличия от представителей касты альф, остается предан всем рамкам и канонам Единого государства, не собираясь его покидать. Линайна – типичная представительница касты бет, глупая, не обремененная своим мнением или индивидуальностью. Отношения между этими героями являются взаимовыгодными, неискренними и не наполненными чувствами. В противовес им автор описывает отношения Дикаря Джона с его матерью Линдой, наполненные эмоциями, доверием друг к другу и искренностью, что характеризует их взаимоотношения как семейные.

В романе О. Хаксли «О дивный новый мир» показано возможное будущее, которое случится, если люди будут безразличны друг к другу, не будут ценить искренние чувства, заложенные в семье. Автор изображает неполноценное общество, в котором все взаимозаменяемы и никто никому не нужен. О. Хаксли подчеркивает важность семьи в формировании общественных ценностей, в формировании духовных ценностей общества, основанных на искренности человеческих взаимоотношений. Если в обществе царит ложь и фальшь, то это общество несчастно и не имеет будущего: «По мне лучше уж несчастье, чем фальшивое, лживое счастье» [9].

Одной из важнейших тем романа является крушение института семьи. Эта тема особенно актуальна в наше время, поскольку институт семьи в глазах многих теряет свою важность. Это связано с тем, что многие относятся к созданию семьи несерьезно, что зачастую приводит к разводам, проблемам в семье, насилию и т.д. Русский философ Николай Бердяев говорил о романе О. Хаксли: «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления… Утопии осуществимы… Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее «совершенному» и более свободному обществу» [3]. Задача современного общества – не допустить реализации художественного замысла в реальности.


Список литературы

1. Андреева Н.А., Бабич Г.Н. Особенности романа Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» // Актуальные проблемы лингвистики и методики: материалы VIII международной студенческой научно-практической конференции. – Екатеринбург, 12 апреля 2016 года. – С. 13-14. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/attaches/16426500941664232712%3B0%3B2?folder-id=0&cvg=sg-2 (дата обращения: 20.01.22).
2. Абышева Н.Ю., Гауч О.Н. Особенности взаимодействия иностранного языка, литературы и культурологии студентов неязыковых вузов // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики , 2018. – № 2. – 39-42.
3. Бердяев, Н. А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России / Н.А. Бердяев. – Режим доступа: https://clck.ru/amVxH (дата обращения: 20.01.22).
4. Гнедовский М. Философская мастерская Олдоса Хаксли / М. Гнедовский. – Москва: Путь, 1995. – С. 234-239.
5. Лазаренко О. Вперед смотрящие: (О романах-антиутопиях О. Хаксли, Дж. Оруэлла, А. Платонова) / О. Лазаренко // Подъем. – 1991 – N9 – с.233-239.
6. Рабинович В.С. Олдос Хаксли: Эволюция творчества / B. C. Рабинович. – Москва: ФЛИНТА, 2017. – 448 с. – Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976530096.html (дата обращения: 19.01.2022).
7. Скульмовская Л.Г., Кудинова О.С., Гауч О.Н. Социокультурный портрет современной учащейся молодежи провинциального города // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2 (71). – С. 156-163.
8. Фролов М.В. Общество потребления в антиутопии Олдоса Хаксли и в современном мире // Гуманитарные научные исследования. – Ульяновск, 2015. – № 12. – Режим доступа: https://human.snauka.ru/2015/12/13177 (дата обращения: 19.01.22).
9. Хаксли О. О дивный новый мир / О. Хаксли; перевод с английского О. Сорока – Режим доступа: https://librebook.me/brave_new_world (дата обращения: 24.01.22).

Расскажите о нас своим друзьям: