Русская литература | Филологический аспект №04 (108) Апрель 2024
УДК 1751
Дата публикации 30.04.2024
Противоречивый образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Мальсагова Мадина Бекхановна
магистрант кафедры «Русская и зарубежная литература» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» РФ, г. Магас
Манкиева Эсет Хамзатовна
доктор филол. наук, доцент кафедры «Русская и зарубежная литература» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» РФ, г. Магас, aset.mankieva@mail.ru
Аннотация: Актуальность статьи определяется увеличившимся интересом к образу Печорина. Основная цель – исследование образа главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Подвергая анализу этот образ, автор характеризует его внутренний мир, изучает сюжет, композицию, портрет героя, художественные детали произведения. Теоретическая значимость работы заключается в возможности более широкого понимания образа Печорина. Научная новизна статьи видится в том, что автор рассматривает фигуру героя на литературном материале, доказывая, что характер личности обнаруживаются в поступках человека, которые могут быть объяснены его происхождением, средой и воспитанием. Главный акцент в статье сделан на противоречивом образе Печорина, сказано о мастерстве М.Ю. Лермонтова, сумевшего изобразить в романе «Герой нашего времени» переходную эпоху, общество, людей и их проблемы.
Ключевые слова: Печорин, Кавказ, эпоха, поколение, воспитание, противоречивый герой, смысл жизни, предназначение человека, сюжет, композиция, внутренний мир, развитие, портрет, художественная деталь, жизненные обстоятельства.
Master's student of the Department of "Russian and Foreign Literature" of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ingush State University", Magas, Russia
Doctor of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of "Russian and Foreign Literature" FSBEI VO "Ingush State University", Magas, Russia
Abstract: The relevance of the article is determined by the increased interest in Pechorin's image. The main goal is to study the image of the main character of M.Y. Lermontov's novel "The Hero of our Time". By analyzing this image, the author characterizes his inner world, studies the plot, composition, portrait of the hero, and artistic details of the work. The theoretical significance of the work lies in the possibility of a broader understanding of Pechorin's image. The scientific novelty of the article is seen in the fact that the author examines the figure of the hero on literary material, proving that the character of the personality is found in the actions of a person, which can be explained by his origin, environment and upbringing. The main emphasis in the article is on the controversial image of Pechorin, it is said about the skill of M.Y. Lermontov, who managed to depict the transitional era, society, people and their problems in the novel "Hero of Our Time".
Keywords: Pechorin, Caucasus, epoch, generation, education, contradictory hero, meaning of life, human destiny, plot, composition, inner world, development, portrait, artistic detail, life circumstances.
Мальсагова М.Б., Манкиева Э.Х. Противоречивый образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (108). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/protivorechivyj-obraz-pechorina-v-romane-myu-lermontova-geroj-nashego-vremeni.html (Дата обращения: 30.04.2024)
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – эпохальное произведение в силу широты, представляемых в нем тем, проблем и образов. Художественный мир, сотворенный писателем, многогранен. Повествование о драматических изломах времени в нем развивается масштабно. Уже само заглавие произведения определяет его значение, писатель показал, что общественные факторы формируют сильную личность, наделенную высоким умом и огромной силой воли. Изображение противоречивого характера Печорина является тем новым, что внес М.Ю. Лермонтов в художественном постижении человека. В предисловии к своему произведению, представляя необыкновенного человека, который страдает сам и приносит горе другим людям, автор пишет, что он является собирательным образом, «портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии [9, с. 4].
Несмотря на наличие определенного количества исследовательских работ о Печорине, назвать этот образ всецело рассмотренным, на наш взгляд, нельзя. Многие вопросы, поднимаемые автором в романе, ждут своего дальнейшего изучения.
Создавая образную систему романа по принципу антитезы, М.Ю. Лермонтов в центр повествования выдвигает Печорина. Характеризующей чертой этого героя является эгоизм. Григорий Александрович не очень волнуется о чувствах и судьбах других людей, ставших заложниками его капризов, хотя он не безнравственен изначально, его сделали таким условия жизни: «Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой» [11, с. 4]. Весь приведенный фрагмент – это выражение, характеризующее противоречивый образ главного героя романа «Герой нашего времени».
Описывая личные судьбы героев в их близком переплетении, обнаруживая сложную взаимообусловленность этического и общественного в их характерах, М.Ю. Лермонтов передает трагичность проистекающих в обществе перемен, что требует от художника слова глубинного проникновения в сущность происходящего, умения отделять самое существенное и второстепенное, закономерное от случайного: «Каждое столкновение Печорина с тем или иным персонажем является неслучайным» [2, с. 2].
Печорин знает, насколько он холоден и страдает от такого состояния. В разговоре с Максимом Максимычем он подчеркивает, что тоскует по нему, беседуя с Мери, заявляет о том, что общество сделало его характер противоречивым, не принимая его добрых чувств, видя в нем только зло и негативность. Григорий Александрович сознательно отвергает подлинную дружбу, считая, что из двух друзей, один всегда является рабом другого. По утверждению Г.Е. Абеляшевой, «внутренние изменения человека неизбежно влекут за собой внешние, и наоборот: внешние свидетельствуют о внутренних переменах в душе героя, – позволяют говорить о создании собственной эстетической системы воззрений на взаимосвязь человеческой внешности, души и характера» [1, с. 7].
Да, Печорин до чрезвычайности отличается от остальных героев романа: «Григорий – главный герой именитого романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – личность неоднозначная и противоречивая, благодаря чему он привлекает к себе внимание с первых страниц произведения» [10, с. 22]. Понять его помогают его вопросы «Зачем я жил? Для какой цели я родился? Стараясь погрузиться в полноту жизни, он становится непреднамеренным виновником разрушения участей людей. Так, из-за него погибает Бэла, судьба ее разбита в угоду его самолюбия, старинный приятель Максим Максимыч обижен бездушностью своего молодого друга. С большим мастерством искушает двойственный герой княжну Мери, не имея к ней серьезных намерений. Он безжалостно стреляет в Грушницкого, испытывает наслаждение ничем не ограниченный властью над Верой, но Григорию Александровичу нет дела до людских отрад и огорчений. Как отмечает Б.Т. Удодов, характеризуя образ противоречивого героя, «образ Печорина значительно шире заключенного в нем исторически и социально локализованного содержания. Эпохальное перерастает в нем в общечеловеческое, национальное – во всемирное, социально-психологическое – в нравственно-философское» [11, с. 66].
Основной чертой характера Григория Александровича, на наш взгляд, является стремление к самопознанию. Герой постоянно подвергает анализу свои поступки, мысли, старается раскрыть корни добра и зла в себе. Он утверждает, что в нем живут два разных человека, один проживает в полном смысле этого слова, а другой порицает его.
Подвергнув анализу сюжет романа «Герой нашего времени», понимаешь, что индивидуализм – жизненная позиция, основная черта характера Печорина. Понятно, что он отдает себе отчет в том, что совершает. Скучая по своему благородному назначению, герой анализирует свои действия и настроения. На страдания и радости других людей он смотрит только в отношении к самому себе, глядит как на способ, поддерживающий его внутренние силы: «Содержательные составляющие произведения в купе с художественными достоинствами его формы традиционно составляют материал для достижения результатов. Имеют целеполагающее значение» [6, с. 1].
Бесспорно, образ Печорина является неоднозначным и противоречивым, нельзя назвать его положительным, но и отрицательным он тоже не является. Многие его поступки можно не принять, но важно при этом понять мотивы его поведения. Думаем, что не стоит назвать дурным такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков. Другое дело, что использует герой его не по предназначению. Вместо того, чтобы творить, сострадать людям, Григорий Александрович играет ими, и деяния эти, как правило, заканчиваются драматически. Собственно, такой финал приобрела история с черкешенкой, которую Печорин выкрал по законам Кавказа. Добившись любви свободолюбивой горянки, он потерял к ней интерес, а вскоре Бэла пала жертвой сердитого Казбича.
Композиция романа «Герой нашего времени», на наш взгляд, подчинена важной цели. М.Ю. Лермонтов пытается глубже и всесторонне раскрыть образ главного героя. Структура романа состоит из пяти отдельных повестей, неравнозначных по объему, размещенных не по хронологии, но объединенных одним главным героем. «Бэла», «Максим Максимыч, «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» – пять частей, в каждой из которых раскрывается определенная черта характера Печорина. Сюжет романа показывает, что Григорий Александрович постоянно вмешивается в жизнь других людей. Он рискует собой и окружающими, пытается противостоять судьбе, нигде не находит себе места и всегда жаждет действия. Из-за своего стремления довлеть над другими он крушит судьбы людей. К примеру, на дуэли убивает Грушницкого, после чего его отправляют в крепость, где знакомится с Бэлой, вынуждает ее брата в обмен на лошадь выкрасть девушку, которая потом стала ему не нужна.
Таким образом, структура романа «Герой нашего времени» максимально способствует раскрытию характера противоречивого героя, его отношения к жизни и людям. Автор заостряет внимание на процессах внутренней борьбы героя, который не наделен чувством любви и сострадания к окружающим.
Типичными чертами Печорина, с нашей точки зрения, являются бесстрашие, упорство и мстительность. Григорий Александрович не зависит от мнения людей, он определенно черств, поступил плохо по отношению к Максиму Максимычу, с которым не захотел еще раз встретиться. Смелость героя проявляется и на охоте, и на дуэли, и в ситуации, когда нужно было усмирить разбушевавшегося выпившего казака.
Следовательно, М.Ю. Лермонтов подчеркивает важность среды и жизненных обстоятельств для формирования характера героя. Убеждение Печорина, что смерть неотвратима, позволяет ему двигаться вперед, но опасность, с которой он ежедневно встречался на Кавказе, не помогла ему побороть скуку, так как быстро приспособился к здешней жизни. Кавказский колорит «Героя нашего времени» постоянно сгущает и усиливает атмосферу неясной тревоги героя. Герой М.Ю. Лермонтова – лидер по своей природе, необыкновенная личность, он старается быть всегда первым и лучшим среди таких же сильных людей.
Безусловно, одна из существенных черт Григория Александровича – это двойственность и противоречивость. Герой мучается потому, что не может найти в жизни подобающего себе применения. В.Маркович, отмечая противоречивый характер главного героя романа «Герой нашего времени», приходит к выводу, что всякий раз, когда в романе «вырисовывается универсальный закон человеческой природы…опять оказывается, что на Печорина он почему-то не распространяется…» [5, c. 145]. Очутившись в окружении, не отвечающем его духовной сущности, Печорин вынужден разрушать себя, становиться тем, кем не является на самом деле. Вот отсюда эта внутренняя противоречивость, которая наложила отпечаток и на его облик.
Для полного понимания характера героя, М.Ю. Лермонтов представил его портрет достаточно полно и колоритно: «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать… Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза» [11, с. 21].
Как видно из приведенного примера, М.Ю. Лермонтов, мастерски владеет искусством портрета. Характеристика Печорина посредством описания его внешности, через художественные детали или незначительные штрихи точно определяет внутренний мир героя («стройный, тонкий стан и широкие плечи доказывали крепкое сложение», «чистое белье, изобличали привычки порядочного человека», «запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке», «он не размахивал руками –признак некоторой скрытности характера», «в его улыбке было что-то детское», «его кожа имела какую-то женскую нежность», «белокурые волосы, вьющиеся от природы, живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб»).
Другой важной особенностью романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», которая помогает раскрыть образ Печорина, являются женщины, отношение к ним помогает выявить противоречивый характер героя в полной мере: «Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости» [11, с. 4].
Манкиева Э.Х. в своей статье «От «Femina incognita» к гендерной идентичности: образ горянки в произведениях русских писателей XIX века» подчеркивает, что «Печорин – из тех юношей, которые своим неумением любить одну женщину пытаются восполнить их количественным увеличением» [4, с. 26]. По собственному признанию Печорина в откровенной беседе с Максимом Максимычем, «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и просторечие одной так же быстро надоедают, как и кокетство другой» [6, с. 35].
Исследуя сюжетные линии романа, нельзя не обратиться к истории любви Печорина с черкешенкой Бэлой, княжной Мери, свободолюбивой Ундиной и мудрой Верой. Безусловно, герой романа ощущал свою власть над женщинами и никогда ими не дорожил. Григорий Александрович заявляет, что его любовь никому не принесла счастья, потому что он ничем не жертвовал для тех, кого любил, он любил для себя, для собственного удовольствия: «Через Печорина Лермонтов дает читателям девятнадцатого века другого героя, пытающегося написать жизнь столь увлекательную, как его любимые романтические романы, и на собственном горьком опыте понимающего, что жизнь – это вымысел, но именно вымысел может наполнить жизнь» [7, с. 63].
Итак, верное построение сюжета, изображение женских образов в романе «Герой нашего времени» играют особую роль в раскрытии противоречивого характера Печорина. Характерной особенностью художественной системы писателя является не только умение показать мировоззрение главного героя, но также стремление подчеркнуть особенности его противоречивого характера.
Таким образом, М.Ю. Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» показал героя переходной эпохи, вскрыл трагическую двойственность человека последекабристской поры, его силу и слабость. Личность Печорина под влиянием внешних обстоятельств претерпела сложные изменения, герой несет в себе черты поколения. Скука, овладевшая героя, привела к равнодушию и одиночеству. Противоречивый герой не предпринимает ничего для того, чтобы исправить себя, хотя склонен к некоторому самоанализу. Поступки его могут быть объяснены его происхождением, средой и воспитанием.
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» остается актуальным в современном литературоведении и является произведением, которое в перспективе следует изучать, открывая новый взгляд на многие темы и проблемы, освещенные в нем.
Список литературы
1.Абеляшева Г.Е. Проблемы поэтики портрета: (На материале романа «Герой нашего времени»). / Симфероп. гос. ун-т. Симферополь, 1997. 98 с.
2.Власова Ю. Netflix XIX века: как Лермонтов подогревал интерес к «Герою нашего времени» / knife. Media. 07.06. 2022. С.1-3.
3.Купцова Н.Е. Жанрово-стилевые особенности романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в оценках Лермонтоведения //Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. №2. 2022. С.62-64.
4.Манкиева Э.Х. От «Femina incognita» к гендерной идентичности: образ горянки в произведениях русских писателей XIX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2018. №4 (82). Ч.1. C.24-28.
5. Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы // Маркович В.М. С.-Петерб. ун-т.-СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та. Санкт-Петербург, 1997. 216 с.
6. Московин Г.В. Методическая организация представления романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова в школьном учебном процессе на современном этапе // Сyberleninra.ru/ C.1-4.
7. Погребная Я.В. Семиотика дня и ночи и концепция темпоральности в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Тамбов: Грамота, 2020.Том 13. Выпуск 7. C.46-53.
8. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Кн. для учителя / Удодов Б.Т. М.: Просвещение,1989. 191 с.
10. Хадзиева А.А. Образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Международный научный журнал «Вестник науки» №8 (29). Т.2. С. 22-25.
Список источников
11.Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени: книга / Изд-во Эксмо. Москва, 2023. 288 с.