Прикладная и математическая лингвистика | Филологический аспект №09 (113) Сентябрь 2024

УДК 808.51.

Дата публикации 30.09.2024

Построение иерархии ценностей как основа успешности риторического воздействия

Анисимова Татьяна Валентиновна
доктор филологических наук, профессор, Профессор кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, г. Калининград, Россия, atvritor@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена описанию принципов предъявления в речи ценностей, способствующих установлению контакта оратора с аудиторией. Эти принципы позволяют людям объединиться в одну группу, почувствовать себя «своими», что способно существенно повысить эффективность воздействующей речи. Выделяются этические ценности, апеллирующие к идеалам адресата; национальные ценности, объединяющие людей одной нации; религиозные ценности, отражающие конфессиональную культуру общества; региональные ценности жителей отдельного региона или города; профессиональные ценности, лежащие в основе этических кодексов отдельных профессий; социальные ценности, свойственные отдельным слоям общества и служащие идентификационными признаками при отграничении «своих» от «чужих».
Ключевые слова: риторика, воздействующая речь, риторические ценности, риторическая аргументация, этика оратора, иерархия ценностей.

Building a hierarchy of values as the basis for the success of rhetorical influence

Anisimova Tatiana Valentinovna
Doctor of Philology, Professor, Professor of the Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines of the Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Kaliningrad, Russia.

Abstract: The article is devoted to the description of the principles of presentation of values in speech that contribute to the establishment of contact between the speaker and the audience. These principles allow people to unite in one group, to feel like “their own”, which can significantly increase the effectiveness of influencing speech. Ethical values appealing to the ideals of the addressee are highlighted; national values uniting people of one nation; religious values reflecting the confessional culture of society; regional values of residents of a particular region or city; professional values underlying the ethical codes of individual professions; social values peculiar to individual strata of society and serving as identification signs when distinguishing “one’s own” from “others”.
Keywords: rhetoric, influencing speech, rhetorical values, rhetorical argumentation, ethics of the speaker, hierarchy of values

Правильная ссылка на статью
Анисимова Т.В. Построение иерархии ценностей как основа успешности риторического воздействия // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 09 (113). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/postroenie-ierarkhii-tsennostej-kak-osnova-uspeshnosti-ritoricheskogo-vozdejstviya.html (Дата обращения: 30.09.2024)

Одной из злободневных проблем, волнующих современное общество, является рост агрессивности в общении, который наблюдается не только в подростковой среде. Многие авторы пишут о том, что грубость, жестокость, цинизм стали нормой в общении даже вполне взрослых и успешных молодых людей. Основной причиной этого обычно называется падение общего культурного уровня, связанного с ухудшением школьного образования, и пагубное влияние СМИ, рекламирующих вербальные и физические проявления агрессии: «Утрата нравственных ценностей, испокон веков составлявших основу нашей цивилизации, приводит к тому, что человек, созданный для созидания, становится разрушителем» [1, с. 61]. Другой причиной позиционируется стремительное изменение социально-экономических условий жизни и политическая напряженность [2]. Интенциональную базу деструктивного общения составляет стремление личности возвыситься за счет унижения и морального уничтожения собеседника.

Вместе с тем все люди периодически попадают в ситуацию, когда необходимо добиться от собеседника добровольного согласия совершить некоторое действие, желательное для говорящего. Такие ситуации возможны как в непосредственном межличностном общении (например, в рамках просьбы поменяться дежурствами, поделиться информацией, поддержать на конкурсе и т. п.), так и в институциональном официальном (например, в рамках предвыборной речи, речи-предложение на совещании и т. п.). Получить желаемый результат с помощью агрессивного речевого поведения в таких ситуациях невозможно. Осознание этого факта приводит к повышению интереса к сугубо риторическим формам общения с другими людьми, направленным на взаимодействие, а не на конфронтацию. В связи с этим особенно актуальной становится задача описания этически оправданных гуманистических принципов взаимодействия с адресатом, способствующих возникновению взаимопонимания и согласия. Целью настоящего исследования является систематизация объединяющих людей ценностей, способных оказать воздействие на адресата речи, а также принципов их использования в речи.

Ценности – это важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Это смысловые универсалии, набор которых может быть индивидуальным для каждого человека, поскольку формируется под воздействием типичных ситуаций, с которыми человеку приходится сталкиваться в жизни. Некоторые такие ситуации оказываются общими для многих людей (и тогда возникают общие ценности), другие же являются уникальными для индивида (см. об этом [3]).

Предъявление в речи общих ценностей является основой для построения любой этической стратегии аргументации, поэтому систематизация и осмысление могут облегчить понимание их роли в процессе речевого воздействия на адресата и помочь в выборе необходимых средств воздействия (см. об этом [4]).

В ситуации равноправного общения (оратор и адресат имеют одинаковый статус) малознакомых (или даже совсем не знакомых людей) наиболее распространенной является тактика объединения по формальному признаку. Если два незнакомых человека вдруг выясняют, что они земляки, выпускники одного вуза или даже болельщики одной команды, это способствует возникновению взаимопонимания и доверия между ними. Этот прием строится на известной психологической особенности человека: для «своих» он готов сделать гораздо больше, чем для «чужих», «своим» готов поверить легче, чем «чужим» и т. п. Таким образом, если удается показать, что по какому-то признаку адресат и адресант принадлежат к одной группе, это позволяет говорящему рассчитывать на более благосклонное отношение слушателя. Ср., пример применения этой тактики, где тот факт, что собеседники проходили воинскую службу в одном подразделении, сразу уничтожает все преграды между ними и помогает достичь взаимопонимания:

А. Нам нужны записи с камер видеонаблюдения за 8 и 9 ноября.

В. Да без проблем! Привозите официальный запрос и хоть весь архив забирайте!

А. Официальный запрос – это долго. А нам позарез нужно!

В. Да я понимаю. Но помочь ничем не могу.

А. Да-а-а. Как говорил наш батя, без бумажки – ты букашка, а с бумажкой – БТР.

В. Подожди! Выходит, у нас один батя был, общий! 102-ая! Полковник Громотухин! Маленький такой, злой. Неправ – упал, отжался.

А. Так точно!

В. Здорово! Ну ладно, пойдем архив смотреть. [18]

 

Аналогичную функцию выполняет ссылка на известных людей, в одинаковой степени являющихся авторитетами для участников общения, или на известные теории (идеологические концепции и т. п.), которые эти собеседники одинаково разделяют. С этой целью в научной речи ссылаются на мнения ведущих ученых отрасли, а в политической речи – на мнение ведущих идеологов страны:

История биологии – это арена идеологической борьбы. Это слова нашего выдающегося президента Трофима Денисовича Лысенко. Два мира – это две идеологии в биологии. На протяжении всей истории биологической науки сталкивались на этом поле материалистическое и идеалистическое мировоззрения… [19, с. 108].

 

С этой же целью в рекламном тексте используется ссылка на мнение публичной личности, популярной (уважаемой) у целевой аудитории: Для меня мех это сомнительная роскошь ценой чьей-то жизни. Певица Ёлка (социальная реклама); От курения тупеешь, оно не совместимо с творческой работой. Иоганн Гёте (социальная реклама). Соответственно, по тому, кого предлагает автор в качестве авторитета, легко определить, какова целевая аудитория рекламного послания.

Если оратор достаточно хорошо знаком аудитории, он может использовать более сложные виды ценностей. При этом, чтобы не потерять доверие аудитории, он обязательно должен следить за единством (непротиворечивостью) своего образа. Так, если политик всегда ратовал за реформы, он не может в очередной речи выступить против их проведения; если всегда требовал мира, не может проголосовать за продолжение военных действий. Все подобные поступки наводят на мысль о нечестности или конъюнктурных играх этого политика и вызывают отторжение идеи. В терминах лингвокультурологии указанное явление можно обозначить, как концептуальный диссонанс – «полный или частичный срыв коммуникации, вызванный различием ассоциативных связей между концептом и языковой единицей в сознании коммуникантов» [5 с. 39]. Так обозначается ситуация, когда использованная ценность вызывает у адресата неприятие, поскольку противоречит его индивидуальной (или групповой) системе ценностей. Это позволяет идентифицировать говорящего как «чужого». Именно поэтому, если оратор все-таки решает сказать нечто противоречащее своему образу и/или системе ценностей адресата, он обязательно должен использовать меры ораторской предосторожности: показывать слушателям привычную ораторскую маску и объяснять причины отступления от нее. Ср., например, фрагмент, где автор защищает «мыльные оперы». Поскольку предполагаемая аудитория – образованная интеллигенция, презирающая указанный жанр за его примитивность и низкий художественный уровень, автор рискует утратить доверие адресата. В связи с этим для поддержания своего образа в текст вставляется большое количество напоминаний о своем истинном интеллектуальном статусе (выделено в тексте):

Действительно, почему мы, не по возрасту развитые тогда девочки, читавшие «Войну и мир», «Героя нашего времени» и так же увлеченно Стефана Цвейга, – почему мы упивались банальной Чарской? И почему сегодня я, навсегда ошеломленная высоким творчеством великих мастеров экрана, стараюсь не пропустить очередной серии мыльной оперы? А кроме меня еще огромное количество зрителей, среди которых я знаю много безусловно интеллектуальных и духовных личностей. «Все равно это не искусство», твердят мне строгие друзья. А я им в ответ припасенную, как в старые добрые времена, цитату, да не из самого последнего инженера человеческих душ – Андре Моруа: «Искусство – это попытка создать рядом с реальным другой, более человеческий мир». Догадываюсь, что для определения искусства есть и другие цитаты – я даже знаю некоторые из них. Но не скажу, припасу для другого случая [20, с. 174].

 

В ситуации, когда статус оратора выше статуса аудитории, говорящий должен правильно позиционировать себя в речи, точно установить баланс равенства и превосходства в отношениях с аудиторией. С одной стороны, он не может подчеркивать свое превосходство перед аудиторией, поскольку это вызывает агрессию и отторжение адресата. Однако, с другой стороны, не может быть и полного равенства между сторонами, поскольку в этом случае у людей нет оснований слушать выступление: ведь вряд ли такой оратор сможет сообщить им что-либо новое и интересное. Следовательно, оратор должен подчеркивать не свой более высокий статус, а большую информированность и компетентность в рассматриваемом вопросе.

Особенно важно это условие в научном дискурсе. Здесь, с одной стороны, все ученые позиционируются как равные, имеющие одинаковые права на высказывание субъекты. Однако с другой стороны, автор должен доказать читателю, что его работа достойна того, чтобы потратить время на ее прочтение. Этой цели служит описание новизны исследования и объем проанализированного материала, использование специальной терминологии и т. п. Для усиления эффекта могут быть предъявлены косвенные характеристики адресата, повышающие его самооценку. Ср., например: «При изучении философии необходимо учитывать элитарный характер философского знания и сознания» [6, с. 91]; «Во многом философское знание является эзотерическим, то есть сообщаемым в пределах понимающей группы людей» [6, с. 91]. Выделенные слова характеризуют читателя (раз он решил прочитать эту статью) как принадлежащего к интеллектуальной элите, осмысленно формирующего свои взгляды и решения, что дополнительно подчеркивается отрицательной характеристикой людей, не принадлежащих к этому кругу, поскольку их мировоззрение формируется «во многом под воздействием средств массовой информации, зачастую формирующих у массового слушателя и зрителя стереотипное, клишированное, мифическое мировосприятие, а также псевдомысли и псевдочувства, которые кажутся индивиду его собственными мыслями и чувствами» [6, с. 91]. Важно, чтобы все такие оценки были сугубо рациональными, имели четко сформулированные основания и минимальный эмоциональный компонент (не содержали презрения к «чужим» и восхваления «своих»).

Что касается содержания ценностей, отбираемых для речи, то их состав целиком зависит от особенностей культурного развития целевой группы, от того, какие именно представления о добре и зле сформированы у людей воспитанием и образованием. Иногда различия в восприятии предлагаемых идей разными группами оказываются весьма существенными.

Содержательная классификация ценностей и определение места каждого элемента в общей иерархии у разных ученых выглядят по-разному, причем часто такие иерархии строятся не на объективных критериях, а полностью зависят либо от собственного мировоззрения пишущего, либо от цели исследования (и тогда строятся с учетом только тех параметров, которые важны для исследователя). Тем не менее, чаще всего в число видов ценностей, в наибольшей степени влияющих на восприятие речи адресатом, включают следующие элементы:

Этические ценности являются наиболее значимыми для построения риторической аргументации, лежат в основе всей ее системы, поскольку оратор должен не только выступать гарантом истинности высказываемых им мыслей, но и предъявлять критерии оценки этих мыслей на соответствие позитивным стандартам, принятым в обществе. Эта дихотомия была сформулирована еще в трудах Фомы Аквинского о трансцеденталиях, где истина и благо вводятся как первые и существенные определения бытия. В ХХ веке эту концепцию сформулировал Х. Перельман. По мысли автора, суждения, в отношении которых аудитория дает свое согласие, делятся на два типа. К первому принадлежат факты, истины и предположения, а ко второму – ценности и «иерархии предпочтения» [7, с. 15].

Этические ценности задают самые общие рамки коммуникации и предъявляются в речи в форме оценок, которые играют важную роль в формировании определенных моделей социального поведения человека. Так, в социальной рекламе наиболее частотными оказываются нормативные (Чистый город правильный выбор), этические (Наполни сердце добротой), утилитарные (Чем натуральнее тем полезнее!), телеологические (Если надо защитит. Профсоюз надежный щит!) оценки [8, с. 124–130].

Покушение на важные для адресата ценности расценивается обычно как превышение допустимой нормы воздействия и вызывает его протест и недоверие к оратору:

Курочкин: Послушайте, ну вас лично кто пригласил на этот шабаш?

Задержанный: Ну почему сразу шабаш? Я коммунист, а не мракобес. Мы на партсобрании решили прийти – я пришел. Ну мы же имеем право? [21]

 

Национальные ценности объединяют людей, постоянно проживающих в одной стране. Часто они приобретают форму государственных ценностей и апеллируют к патриотизму, смысл которого состоит в том, что адресат должен сделать что-то (или согласиться с какими-то мерами) из любви к Родине или ввиду грозящих ей проблем. Ср., например, как в речи У. Черчилля 13 мая 1940 г. в Палате общин по случаю формирования коалиционного военного правительства тезис о необходимости начать войну с Германией аргументируется угрозой потерять Британскую империю:

Вы спросите: какова наша цель? Могу ответить одним словом: победа. Победа любой ценой, победа, невзирая на все ужасы, победа, каким бы долгим и тяжелым ни был путь к ней, ибо без победы мы погибнем. Представим это себе с предельной ясностью. Не станет существовать Британская империя, погибнет все, что она отстаивала, исчезнут и вековые импульсы, толкающие человечество вперед к его цели. [22]

 

Этот вид ценностей приобретают особое значение в современной ситуации усиления глобализационных процессов, приводящих к распространению идейного плюрализма и размыванию государственной и национальной идентичности [9; 10; 11].

Религиозные ценности. Здесь речь не идет о степени религиозности самого человека. Конфессиональная культура присуща и атеистам, воспитанным в монорелигиозной среде. В связи с этим мировоззрение представителя исламской страны всегда будет заметно отличаться от мировоззрения представителя христианской страны (независимо от степени их собственной религиозности), поскольку отношение к различным реалиям действительности было заложено в их культуру с детства.

Именно поэтому в социальной рекламе (которая адресуется не только верующим) для усиления воздействующего потенциала послания часто используются цитаты из священных книг (Кто мой ближний? Оказавший милость. Библия); из высказываний святых (Не в силе Бог, а в Правде. Святой Александр Невский); из заповедей (Жизнь – дар божий. 6-я заповедь: НЕ УБИЙ. Решив сохранить беременность, вы подарите этому миру новую жизнь) и т. п.

Региональные ценности. Чаще всего жители региона принимают близко к сердцу достижения и проблемы своей области, чтят ее традиции, заботятся о ее процветании и т. п. Даже если местный патриотизм полностью не сформирован, речь московского депутата перед студентами провинциального университета, содержащая уничижительные оценки их родной области или края, обязательно вызовет внутренний протест и недоверие слушателей. Еще более отчетливо ощущаются ценности исторически сложившихся культурных групп (сибиряки, поморы, казаки) и т. п. Все такие ценности обязательно должны быть учтены в речи. Ср., например, как обращается к местному патриотизму французов в начале своей речи на симпозиуме в Париже профессор Юдин:

«Есть что-то замечательное в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите «Колеблется, но не тонет» – гордый девиз, который в наше время мог бы стать девизом всей нашей планеты». Сведения о гербе Парижа – гонимый волнами кораблик с латинской надписью «колеблется, но не тонет» – я почерпнул из путеводителя. Не бог весть какое начало, но оно понравилось. Аудитория мгновенно оценила, что человек, прибывший «оттуда», свободно говорит по-французски, улыбается, шутит, и, кажется, не собирается никого поучать. Мне удалось походя польстить городскому патриотизму парижан, по белозубому оскалу коллеги Дени я понял, что началом он доволен. [23]

 

Профессиональные ценности имеются не у каждой профессии, поскольку многие из них состоят в выполнении унифицированных механических действий и не предполагают выработки личной позиции субъекта к оценке деятельности. Однако имеется и немало таких профессий, где наличие такой позиции обязательно. В частности, большое значение имеют ценностные суждения в юриспруденции. Здесь даже многие термины имеют оценочное, а не только номинативное (как большая часть терминов) значение: смягчающее / отягчающее обстоятельство, вина, наказание, вред, доверие, суверенитет и т. п. Особенно много ценностных понятий в теории уголовного процесса, где они отражают нормы и правила судопроизводства: состязательность, внутреннее убеждение судьи, объективное исследование. (см. об этом [12; 13; 14 и др.]).

Основное же назначение ценностей в юриспруденции состоит в выработке необходимого для общества отношения к противоправным деяниям. Так, например, включение в судебную речь таких ценностей, как справедливость, милосердие, неотвратимость наказания за совершенное преступление, могут выполнять просветительскую функцию и формировать мировоззрение слушателей косвенными методами, что гораздо эффективней, чем прямое морализирование. Ср., например, как адвокат в речи возражает против призыва оппонента осудить его подзащитного ради равенства и братства людей:

Жизнь одного человека дороже всяких реформ, и если бы за оправданием Карицкого должен был последовать конец нового суда, то и тогда вы все-таки обязаны оправдать его, если только по совести не признаете его виновным. Вы не обвините его, по учению равенства и братства, за то, что он стоит выше других. Вы знаете, что каково бы ни было положение человека в обществе, оно — его заслуга, его труд, пользоваться плодами которого он имеет полное право. [24, с. 77].

 

Из других профессий большое значение имеют ценности в педагогической [15], медицинской [16], управленческой [17] и т. п. областях деятельности.

Социальные ценности свойственны отдельным слоям общества и нередко служат идентификационными признаками при отграничении «своих» от «чужих». Так, для интеллигенции таким признаком может стать отсылка в речи к научным и культурным феноменам; для маргиналов – использование арго; для бизнесменов демонстрация материального достатка (дорогая одежда, ювелирные украшении, машина и т.п.).

Интересный пример использования сословных ценностей дворянства находим в практике судебной деятельности знаменитого русского адвоката Ф.Н. Плевако. «Один русский помещик уступил крестьянам часть своей земли, никак это юридически не оформив. Через много лет он передумал и отобрал землю обратно. Возмущённые крестьяне устроили беспорядки. Их отдали под суд. Жюри присяжных состояло из окрестных помещиков, бунтовщикам грозила каторга. Защищал их Ф.Н. Плевако. Весь процесс он молчал, а в конце потребовал наказать крестьян ещё строже, чем предлагал прокурор. «Зачем?» – не понял судья. Ответ адвоката был таков: «Чтобы навсегда отучить крестьян верить слову русского дворянина!» Часть крестьян были оправданы, остальные получили незначительные наказания» [25].

Итак, человеческая деятельность неразрывно связана с постановкой целей, систематизацией и иерархизацией рассматриваемых объектов, подведением их под образцы или стандарты, отделением важного и фундаментального от менее существенного и второстепенного и т. д. Все эти понятия имеют специфический риторический смысл и описываются в теории риторической аргументации как основные приемы достижения запланированного результата воздействующей речи.

Поскольку важнейшие для индивида ценности определяют его «систему координат» – систему ценностных ориентаций, основное назначение этической аргументации состоит в формировании определенных моделей социального поведения, нравственных идеалов и социальных императивов у слушателей. Чем большее количество уровней из «иерархии ценностей» удастся определить оратору для данной аудитории и затем отразить в речи, тем более эффективным окажется воздействие.

При составлении такой иерархии следует учитывать, что каждая конкретная сфера общественной коммуникации характеризуется своим специфическим набором ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции в данной сфере. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой) поведения, на основе которых разворачиваются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля и сами целенаправленные действия людей – как индивидуальные, так и коллективные

 

 


Список литературы

1. Лукьяненко М.А. Проблема агрессивности и деструктивности в общении // Северо-Кавказский психологический вестник. 2015. № 4, Т. 13. С. 61-63.
2. Кузнецова Н.О., Мануйлова Г.Р., Халфина Р.Р. Проявление агрессивности в юношеском возрасте в процессе межличностного общения // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-3. С. 218–226.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник / общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
4. Анисимова Т.В. Юридическая риторика. Калининград: Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, 2024. 250 с.
5. Слышкин Г.Г. Речевой жанр: перспективы концептологического анализа // Жанры речи: сборник научных статей. Саратов: Колледж, 2005. Вып. 4. Жанр и концепт. С. 34–50.
6. Сердобинцев К.С. Философия. Методологические и прогностические возможности анализа общественного развития // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России 2020. № 1 (59) С. 90–93.
7. Perelman, Ch., Olbrehts-Tyteca L. The New Rhetoric: A Treatise on Argumentation. – Notre Dame, London, 1969.
8. Анисимова Т.В., Чубай С.А. Социальная реклама: риторический анализ плакатов социальной тематики Москва: Русайнс, 2020. – 278 с.
9. Кипреев С.Н., Лещенко В.П. Воспитание патриотизма у курсантов образовательных организаций МВД России как средство противодействия деструктивному мировоззрению // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 2(72). С. 120–124.
10. Климочкина И.М. Мастерство воспитания: воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы // Вестник военного образования. 2022. № 2 (35). С. 119–123.
11. Сердобинцев К.С. Россия – Европа? Анализ цивилизационных парадигм // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2023. – № 1(71). – С. 111-114.
12. Гададов И.С. Внутреннее убеждение судьи в оценке доказательств в ходе судебного разбирательства уголовных дел // Евразийский юридический журнал. 2023. № 11 (186). С. 299–301.
13. Зайцева Е.А. Участие сведущих лиц в суде первой инстанции сквозь призму реализации принципа состязательности сторон // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2024. № 1(68). С. 53–60. https://doi.org/10.25724/VAMVD.A215.
14. Напольских И.М. Доверие в публичном и частном праве: сравнительная характеристика // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2024. № 2 (76). С. 121–125.
15. Лавриненко А.А., Шашкова А.Н. О некоторых мотивационных инструментах, используемых для повышения качества образовательного процесса в вузе // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 3 (73). С. 136–140.
16. Исаев А.В. Ценность жизни: врачебная этика и отечественная философская традиция // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2019. № 1. С. 141–148.
17. Бакурадзе А.Б. Ценности-цели и ценности-средства управленческой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2015. № 1. С. 20–29.

Список источников
18. «Тайна последней главы» Художественный фильм. Режим доступа: https://my.mail.ru/mail/galina56891/video/_vfavorites/24831.html
19. Дудинцев В. Белые одежды: роман. Москва: АСТ, 2019. 704 с.
20. Толстая Т. Мыльная опера как искусство // Толстая Т. Девушка в цвету. М.: АСТ, 2015. 352 с.
21. «Тайны следствия», Сезон 5. Фильм 5 «Смерть за кадром». Режим доступа: https://tutrustv.ru/tajny_sledstviya-101.html
22. Художественный фильм «Темные времена». Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/15795366276821772631
23. Крон А. Бессонница: роман; Капитан дальнего плавания: повесть о друге. Москва: Советский писатель, 1991. 590 с.
24. Плевако Ф.Н. Дело Кострубо-Карицкого // Плевако Ф.Н. Избранные речи. Москва: Юридическая литература, 1993. С. 71–94.
25. Бугрова О. Не тот пошел адвокат: секретные приемы Федора Плевако [Электронный ресурс] Режим доступа: https://radiosputnik.ru/20210425/plevako-1729643036.html

Расскажите о нас своим друзьям: