Германские языки | Филологический аспект №07 (111) Июль 2024

УДК 82; 659.4: 338.24

Дата публикации 22.07.2024

Оценка письменных творческих работ на английском языке в неязыковом вузе в контексте цифровизации высшего образования

Колос Лариса Евгеньевна
Старший преподаватель кафедры «Иностранный язык», Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва, Kle67@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются критерии оценки качества письменных творческих работ студентов по предмету «Иностранный язык» в неязыковых вузах. Цель исследования заключается в разработке и обосновании критериев оценки, учитывающих информационную базу и цели предмета. Автор статьи также подчеркивает важность использования цифровых технологий для создания творческих заданий студентами с целью стимулирования их творческого развития. В рамках предложенного подхода используются программные средства Freepik с широким функционалом для создания плакатов, которые могут быть оценены по установленным критериям. Эти критерии позволяют объективно оценить уровень владения студентами языком. Результаты исследования способствуют улучшению процесса оценивания и развитию языковой компетенции студентов. Данная статья имеет актуальное значение и практическую ценность для неязыковых вузов, представляя инновационный подход к разработке критериев оценки.
Ключевые слова: критерии оценивания, постер, иностранный язык, иностранный язык в неязыковых ВУЗах, творческие работы

Assessment of written creative works in English in a non-linguistic higher education institution in the context of digitalization of higher education

Kolos Larisa Evgenievna
Senior Lecturer, Foreign Language Department, Russian University of Transport (MIIT), Moscow

Abstract: The article deals with the criteria for assessing the quality of students' written creative works in the subject "Foreign Language" in non-language universities. The aim of the study is to develop and justify the evaluation criteria that take into account the information basis and objectives of the subject. The paper also points out the importance of using digital technologies in the creation of creative assignments by students to stimulate their creative development. The proposed approach includes the use of Freepik software tools with wide functionality to create posters that can be evaluated based on the given criteria. The obtained criteria allow an objective assessment of the level of students' language skills. The results of the study contribute to the improvement of the assessment process and the development of students' language competences. The article has topical significance and practical value for non-language universities. The study is innovative in the field of development of assessment criteria for non-linguistic higher education institutions.
Keywords: Freepik, assessment criteria, poster, foreign language, foreign language in non-language universities, creative works

Правильная ссылка на статью
Колос Л.Е. Оценка письменных творческих работ на английском языке в неязыковом вузе в контексте цифровизации высшего образования // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 07 (111). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/otsenka-pismennykh-tvorcheskikh-rabot-na-anglijskom-yazyke-v-neyazykovom-vuze-v-kontekste-tsifrovizatsii-vysshego-obrazovaniya.html (Дата обращения: 22.07.2024)

Введение

В процессе изучения иностранного языка в неязыковых высших учебных заведениях одним из наиболее важных этапов является оценивание творческих письменных работ, созданных с использованием цифровых технологий. Важно выявить грамотный способ выявления объективной оценки, которая не только покажет наиболее точный результат проведенной студентом работы, но и раскроет его сильные и слабые стороны. Анализ творческой работы студента позволяет определить уровень владения языковыми навыками и способность применять их в реальных профессиональных ситуациях, а также оценить умение пользоваться технологиями. Поэтому разработка критериев для объективной оценки письменных творческих работ студентов по предмету «Иностранный язык» является актуальной темой.

В современной образовательной системе не зафиксированы единые стандарты оценки письменных творческих работ по предмету «Иностранный язык». Отсюда наблюдается недостаточная объективность в оценивании такого типа работ. Чтобы разрешить эту проблему, в данной научной статье предлагается внедрить в учебную программу разработанную систему критериев оценивания. Она содержит обоснование первостепенных критериев оценивания, а также отражает основные задачи процесса изучения иностранного языка в неязыковых ВУЗах.

Приоритетное значение в процессе создания творческих заданий имеет использование цифровых технологий. С их помощью студент может разрабатывать инновационные и визуально показательные проекты. Погружение в цифровую среду способствует творческому развитию и более глубокому погружению в тему того или иного исследования. В данной научной статье в качестве примера служит программа Freepik [9], с помощью которой был создан образец творческой работы формата «Постер». Платформа обладает широким функционалом, позволяющим студентам создавать разнообразные творческие работы, отражающие все необходимые для понимания темы аспекты поднимаемого вопроса. Постеры студентов преподаватель может оценивать с помощью критериев в разработанной для научной статьи системе оценивания. Применение системы критериев и цифровых технологий в учебном процессе способствует повышению объективности и в целом качества оценивания, а также мотивации студентов использовать языковые навыки в креативных высокотехнологичных проектах.

Научная статья написана с целью разработать гибкую систему оценивания письменных творческих работ студентов по предмету «Иностранный язык» в неязыковых ВУЗах. В системе указаны методические обоснования. В качестве примера творческой работы с помощью программы Freepik был создан постер – как один из популярных видов студенческих работ. Для реализации поставленной в исследовании цели были выполнены задачи по разработке подстраиваемой под требования к тем или иным заданиям системы оценивания с учетом возможности дальнейшего внедрения системы в практику, а также анализ критериев и их эффективности и особенностей освоения иностранного языка.

Система критериев уникальна тем, что для нее были созданы подробные обоснования, которые позволят проявить индивидуальный подход в оценивании самых разных творческих работ, что подчеркивает инновационность и новизну исследования. В исследовании использована комплексная методология – с учетом обзора актуальных разработок и эмпирических методов.

Результаты исследования имеют практическую ценность и способны укрепить академическую сферу. Система оценивания позволит преподавателям выявить объективную оценку и оптимизировать и, в результате, усовершенствовать учебный процесс, а студентам – в полной мере развинтить языковые компетенции.

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано, что выпускник бакалавриата должен освоить коммуникацию, усовершенствовать системное и критическое мышление, а также научиться создавать исследовательские проекты по темам, связанным с его специальностью [1]. Согласно ОПК-2, студент также должен понимать все аспекты психолого-педагогических методик обучения иностранным языкам и культурам. Степень освоения данными навыками определяется, в том числе, в ходе оценивания письменных творческих работ.

Учащийся в неязыковом ВУЗе должен изучить иностранный язык в контексте своей профессиональной области, а также обрести смежные навыки, чтобы в коммуникации применять широкий и разносторонний круг языковых средств. Например, в научно-исследовательской деятельности часто требуется визуальный материал в виде постеров и презентаций, для разработки которых следует освоить технические и графические навыки. Студента важно научить быть всесторонним и гибким, а также подготовить к разным профессиональным ситуациям, которые могут встретиться во время работы по специальности. Оценить способность студента проявлять необходимые для той или иной ситуации навыки можно по результатам выполнения творческих заданий форматов «Постер», «Презентация» и «Эссе». К оцениванию необходимо подходить комплексно, чтобы не пропустить ни один важный аспект понимания студентом вопроса.

Одним из основных требований к оцениванию является «максимальная приближенность к условиям реальной профессиональной деятельности, т. е. воспроизведение предметного и социального контекста специальности» [2, с. 24]. Принимая во внимание данное утверждение, следует констатировать, что направленные на проявление творческих способностей письменные задания позволяют наиболее точно и предметно оценить умение студентов применять на практике профессиональную иноязычную лексику, актуальную в той или иной ситуации. То есть творческий проект на иностранном языке является наиболее точным воспроизведением естественной языковой среды в профессиональной деятельности. В оценивании ряда языковых компетенций «задача объективного оценивания считается решенной путем подробного описания четких критериев» [3, с. 22-25]. Однако творческие задания сложно оценить объективно: любое креативное решение студента можно оспорить. Не существует компьютерных технологий, способных оценить оригинальный подход к раскрытию темы. Компьютерные технологии оценивают только по установленным, неуникальным алгоритмам.

В научных работах о критериях оценивания по предмету «Иностранный язык» рассматривались методика контроля и оценки качества подготовки по иностранному языку в техническом ВУЗе [см. 2, с. 24], применение международных критериев для оценивания письменных заданий [4, с. 215-219], субъективность оценки творческих работ студентов, международные профессиональные конкурсы [5, с. 171-180] и постеры как форма оценивания знаний делового иностранного языка [6, с. 371-376]. Одними из основных критериев оценивания письменной речи по Крееру М.Я. являются «Организация структуры работы», «Глубина содержания», «Соответствие заявленной теме», «Логичное и последовательное изложение материала», «Общее впечатление от работы», «Оригинальность суждений», «Наличие примеров», «Разнообразие языковых структур» и «Грамматическая корректность» [7, с. 22]. Барышникова О.В. рассматривает «Содержание», «Организацию текста» и «Языковое оформление текста» [см. 2, с. 24] как основные критерии оценивания. Данные критерии позволяют в общих чертах оценить работу. Критерии типа «Общее впечатление от работы» и «Оригинальность суждений» носят субъективный характер. По данным критериям сложно вывести средний балл за работу студента над творческим проектом, учитывая индивидуальные особенности работы.

Рассмотрим систему критериев оценивания творческих работ студентов на примере задания вида «Постер» на тему «Иностранные языки в современных транспортных системах». Постеры в научных статьях рассматриваются как важный инструмент оценки [8].

В постере должны быть представлены: заголовок на тему "Иностранные языки в современных транспортных системах"; изображение современного транспортного средства и лозунг, отражающий тему и идеи автора; объяснение того, насколько важны иностранные языки в сфере транспорта: диалоги с пассажирами из разных стран, клишевые фразы для переговоров с международными партнерами, толкование международных знаков, инструкции, анонсы для пассажиров и факты; тезисы, выражающие преимущества изучения иностранных языков в системе транспорта; контактная информация автора постера.

К созданию постеров существует ряд требований. Содержание плаката должно соответствовать рассматриваемой тематике, которую в свою очередь подчеркивает заголовок. Для простоты и наглядности постера изображения необходимо делать достаточно крупными. Выглядеть объекты на изображениях должны естественно, чтобы предоставить максимально реалистичный вид. Самые главные элементы в изображениях следует выделять ярким цветом. В ходе работы необходимо следить за удобочитаемостью текста: информация должна быть лаконичной и предметной, текст следует исполнить крупным и четким шрифтом. Цель постера – представить наглядную информацию по теме, поэтому рекомендуется следить за балансом между текстом и графическим материалом, а также последовательностью изложения информации – с соблюдением логической структуры и грамотности. Нельзя перегружать работу лишними деталями.

Оценивать постеры рекомендуется по следующим критериям:

1. Соответствие содержания постера представленной тематике с учетом разбора цели и задач;

2. Актуальность и новизна поднимаемого вопроса;

3. Грамотность в выполнении задания (орфография, лексика, пунктуация и т.д.;

4. Общее впечатление от визуальной составляющей постера (оформление, разнообразие изображений и графиков, наглядное представление идеи и т.д.).

В оценивании письменных творческих работа следует учитывать целый ряд критериев, которые в общей сумме позволят дать точную оценку. В рамках данного исследования для наглядности была составлена и разобрана система по критерию «Соответствие информации заявленной тематике и присутствие раскрытия целей и задач». Критерий по оцениванию содержания и способности студента выбрать и грамотно представить подходящий по теме материал позволяет оценить, как хорошо студент разобрался в цели и задачах, определить, какими знаниями по вопросу владеет. Также в процессе оценивания можно понять, как глубоко студент погрузился в тему, умеет ли правильно подбирать (и применять) для конкретного профессионального случая языковые средства, проявил ли критическое мышление и как хорошо изучил информацию и подходящую лексику. В качестве примера работы для оценивания взят постер на тему «Иностранные языки в современных транспортных системах». Система представлена в таблице 1, где описаны методические обоснования и необходимые для работы над ошибками рекомендации.

Формулировка «Соответствие информации заявленной тематике и присутствие раскрытия целей и задач» показывает, что критерий обладает практической значимостью. Студентам перед созданием проекта необходимо понять требования к заданию, какие моменты стоит включить в работу, а какие исключить, а также определиться с набором целей и задач для дальнейшего составления плана, который позволит поддерживать последовательную структуру до финальной стадии разработки. В изложении мысли студент должен на каждом этапе демонстрировать понимание вопроса, на что и сделан акцент в рассматриваемом критерии. Кроме того, обоснования в системе помогают дать объективную и справедливую оценку, которая подталкивает студента к совершенствованию и более детальному анализу темы – с учетом подбора более правильной лексики и повышения уровня полезности проекта.

Рассматриваемый критерий «Соответствие информации заявленной тематике и присутствие раскрытия целей и задач» (табл.1) способствует объективности и детальности, а также мотивирует на качественный анализ, что делает его приоритетным инструментом в процессе оценивания. Работа оценивается по баллам от «5» до «0» с учетом критериев.

Таблица 1. Система оценивания постера по критерию «Соответствие информации заявленной тематике и присутствие раскрытия целей и задач»

Балл

Методические обоснования

Рекомендации по улучшению

5

Постер полностью соответствует заявленной тематике, целям и задачам. Присутствуют все необходимые для понимания вопроса аспекты, доказанные примерами. Продемонстрировано глубокое понимание тематики. В ходе исследования проведен детальный анализ.

 

Несоответствий в работе – 0. Аргументов, примеров в виде клишевых фраз и т.д. – от 4.

Рекомендуется поддерживать высокое качество работы и уделить большее внимание деталям и аргументам. Можно дополнить доказательную базу новыми примерами, улучшить подход к структурированию работы, чтобы проекты стали более четкими, богатыми по части содержания и логичными.

4

В целом работа соответствует теме, целям и задачам. Подчеркнуты базовые аспекты. Проявлено понимание требований и главных моментов поднимаемого вопроса. Однако существуют небольшие неточности. По части аргументов работа требует более глубокого анализа.

 

Несоответствий в работе – 1-2. Аргументов, примеров в виде клишевых фраз и т.д. – 3.

Рекомендуется расширить доказательную базу и насытить работу новыми примерами. Следует проанализировать работу на предмет несоответствий и структуры и углубить знания по теме – провести дополнительные исследования и подготовить более полное и всестороннее обоснование. Также рекомендуется при необходимости укрепить последовательность и логику в структуре.

3

Представлено ограниченное количество необходимой для погружения в тему информации. Работа частично соответствует тематике. Некоторые аспекты могут быть недостаточно развитыми. Проведено недостаточно глубокое исследование, уделено мало внимания укреплению связи между частями работы.

 

Несоответствий в работе – 3-4. Аргументов, примеров в виде клишевых фраз и т.д. –2.

Рекомендуется провести более глубокое исследование темы. Уделить особое внимание более полной проработке цели и задач. Необходимо укрепить структуру и обеспечить более тесную связь между составными частями работы. Выражения должны быть более точными и ясными. В работе следует убрать все несоответствия, а также переделать неоднозначные моменты.

2

Представлено мало информации. Работа выполнена поверхностно, почти не соответствует поднимаемой теме. В изложении идеи нет основных аспектов и глубокого погружения в проблему.

 

Несоответствий в работе – 5. Аргументов, примеров в виде клишевых фраз и т.д. – 2.

Структуру работы рекомендуется перестроить, а также провести работу над ошибками. Для исправления недочетов следует провести более подробное исследования и применить дополнительные источники информации.

1

Работа не соответствует тематике. Цели и задачи почти не учтены, нет важных аспектов или они ошибочны. Представлена лишь базовая информация. Понимание темы не доказано. Вышел едва развернутый обзор по теме.

 

Несоответствий в работе – 6. Аргументов, примеров в виде клишевых фраз и т.д. – 1.

Рекомендуется заново изучить требования и полностью переделать работу. Следует провести детальный анализ темы и расширить список источников. Также можно обратиться за помощью к преподавателю и ознакомиться с методическими материалами, в которых разобраны методы работы над проектами.

0

Работа не была предоставлена или не может быть оценена из-за грубых нарушений требований и отсутствия почти всех необходимых для раскрытия темы элементов.

Работа не содержит достаточной информации.

 

Несоответствий в работе – 7 и более. Аргументов, примеров в виде клишевых фраз и т.д. – 0.

Рекомендуется изучить требования и методические материалы, а также обратиться к преподавателю за консультацией. Перед написанием работы необходимо изучить правила и составить план.

Если работа не была предоставлена, следует узнать детали о сдаче в дополнительные сроки.

Система оценивания по конкретному критерию предоставляет подробное объяснение того, на что студенту стоит обратить внимание во время работы над письменным заданием. Обзор с обоснованиями и рекомендациями подчеркивает прозрачный характер системы, благодаря которому студент может провести детальную работу над ошибками. Анализ недочетов и сильных сторон приводит студента к глубокому изучению иностранного языка с учетом актуальных для его профессиональной деятельности ситуаций. К тому же творческие здания в виде постеров и т.д. помогают студенту укрепить важные компетенции, указанные во ФГОС, а именно: УК-1, способность «осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач», а также ОПК-1, ОПК-4 и ОПК-5 [см. 7].

Для примера оценивания с учетом обоснований и рекомендаций был создан постер. Работа сконструирована с помощью программы Freepik. Данный инструмент можно предлагать студентам. Постер представлен на Рисунке 1 [см. 9].

Рисунок 1. Пример постера на тему «Иностранные языки в современных транспортных системах»

Постер соответствует заявленной тематике. Присутствуют изображения транспортных средств и лозунг «Travel Time!»; представлены фразы для коммуникации между представителями разных стран. Не хватает тезисов, необходимых для понимания особенностей логистических связей между странами или особенностей пользования транспортом. Идеи выражены наглядно, но в общих понятиях, что показывает неглубокое погружение в тему.  В изображении и тексте присутствует четкая структура: выделены важные визуальный и текстовый материалы. Тематика постера о полезных фразах выражена ясно. Студенту рекомендуется провести дополнительные исследования, использовать интересные факты, полезные в изучении темы взаимодействия в международной транспортной системе. Например, можно включить советы об услугах в аэропорту с соответствующей терминологией. Для улучшения качества работы студенту рекомендуется использовать разнообразный инструментарий Freepik, включающий в себя «Фотографии», «Иконки», «Векторы», «Видео» и т.д. Также программа позволяет применять разные цветовые решения и искусственный интеллект (ИИ). Благодаря инструментам данной программы преподаватель может определить набор конкретных критериев для оценивания, включая наличие определенного графического и визуального материала – например, диаграммы. Отсюда можно сделать вывод, что по системе оценивания постер за критерий «Соответствие информации заявленной тематике и присутствие раскрытия целей и задач» может получить балл «4».

Заключение

В заключение предлагается внедрить гибкую систему оценивания письменных творческих работ, которая будет учитывать широкий спектр параметров и способствовать более объективной оценке. В ходе учебного процесса систему можно подстраивать по заданной тематике. Она поможет преподавателям наиболее точно оценить работу студентов и дать им полезные рекомендации, а студентам – отточить навыки и научиться выявлять свои сильные и слабые стороны. Система имеет практическую ценность. Она станет эффективным и удобным инструментом как для преподавателей, так и для студентов. Преподаватели систематизируют, упростят и в результате усовершенствуют процесс оценивания, а студенты – укрепят языковые и творческих навыки, а также улучшат качество работ и разнообразят их с помощью программ по типу Freepik. Внедрение системы оценивания по критериям, а также активное пользование цифровыми технологиями модернизирует процесс создания творческих письменных работ и сделает их более интересными и наглядными.


Список литературы

1. ФГОС по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» (бакалавриат). – М.: Минобрнауки России, 2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru/
2. Барышникова О.В. Методика контроля и оценки качества подготовки по иностранному языку в техническом вузе (английский язык) // Автореферат диссертации Московского государственного лингвистического университета. 2015. 24 с.
3. Котюрова И.А. Субъективность оценивания письменных работ на иностранном языке // Мир науки, культуры, образования. 2022. №5 (96). С. 22-25.
4. Мельникова Н.В. Применение международных критериев для оценивания письменных заданий по английскому языку // Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире. 2019. С. 215-219.
5. Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Профессионально ориентированное обучение студентов неязыковых направлений: международные профессиональные конкурсы // Вестник томского государственного университета. 2021. №464. С. 171-180.
6. Калугина Ю.В., Мустафина А.Р., Эделева И.В. Постеры как форма контроля усвоения знаний на занятиях делового иностранного языка в неязыковом ВУЗе // Современное состояние, традиции и инновационные технологии в развитии АПК. 2020. С. 371-376.
7. Креер М.Я. Критерии оценки иноязычной письменной речи учащихся на рубеже школа-вуз (на материале английского языка) // Автореферат диссертации Санкт-Петербургского государственного университета. 2007. 22 с.
8. Piryani R.M, Piryani S., Zeba N., Hussain A. Assessment of Problem-Based Learning (PBL): Poster Presentation as a Tool of Assessment // Indonesian Journal of Educational Research and Review. 2022. DOI: https://doi.org/10.23887/ijerr.v5i2.47468
Список источников
9. Freepik.com // Сайт для создания дизайнов для постеров

Расскажите о нас своим друзьям: