Теория языка | Филологический аспект №04 (108) Апрель 2024
УДК 81.255.4
Дата публикации 30.04.2024
Окказионализмы как основа искусственно придуманных языков
Зернова Алина Сергеевна
магистрантка кафедры иностранных языков и культуры, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва, Tamiz219@mail.ru
Маркова Татьяна Сергеевна
к.э.н., доцент кафедры иностранных языков и культуры, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва, markowats@mail.ru
Аннотация: В статье описываются процесс создания искусственных языков, а также их отличительные свойства. Целью работы является выявление моделей образования окказиональных слов внутри искусственных языков. В тексте анализируются новообразования из художественных произведений, кинофильмов и телесериалов, и на их основе демонстрируются основные модели словообразования. В результате предлагается список существующих в английском языке способов образования, которые могут быть использованы для создания окказионализмов.
Ключевые слова: окказионализмы, модель, фонетика, искусственные языки, способы образования.
Master's student at the Department of Foreign Languages and Culture, Russian State Social University, RF, Moscow
Ph.D., Associate Professor, Department of Foreign Languages and Culture, Russian State Social University, RF, Moscow
Abstract: The article describes the process of creating artificial languages, as well as their distinctive properties. The goal of the work is to identify patterns of formation of occasional words within artificial languages. The text analyzes new formations from works of fiction, films and television series, and on their basis demonstrates the main models of word formation. As a result, a list of methods of formation existing in the English language is proposed that can be used to create occasionalisms.
Keywords: occasionalisms, model, phonetics, artificial languages, methods of formation.
Зернова А.С., Маркова Т.С. Окказионализмы как основа искусственно придуманных языков // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (108). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/okkazionalizmy-kak-osnova-iskusstvenno-pridumannykh-yazykov.html (Дата обращения: 30.04.2024)
Артланги, конланги, искусственные языки, все эти понятия используются для обозначения вымышленных, не употребляющихся в реальности языков, придуманных человеком для определенной цели. Чаще всего, такие языки создаются внутри художественных произведений, телесериалов, мультфильмов или кинофильмов [1].
Например, у Джоржда Оруэлла в его романе «1984» появляется язык «Новояз», на котором разговаривают жители государства Океании, и он призван продемонстрировать тоталитаризм в обществе [4]. У Энтони Бёрджесса в «Заводном апельсине» герои- бунтующие подростки используют свой собственный язык «Надсат», чтобы показать их противостояние сложившемуся укладу [5]. А Дж.Р.Р. Толкин создает в серии книг про хоббитов целые миры, наполненные новыми существами, языками и местами.
Среди киносериалов мы находим новый язык в телесериале «Супермен», основанном на одноименном комиксе о герое с другой планеты - Криптон, соответственно от названия планеты был образован язык, на котором разговаривают ее жители - криптонианский.
Также распространение получил дотракийский киноязык, созданный Дэвидом Питерсоном в результате соединения русского, турецкого, суахили и несколько других языков и использовавшийся героями популярного телесериала «Игра престолов».
Создатели франшизы «Звездных войн» наполнили свои картины сразу несколькими искусственными языками: помимо основного галактического языка, также мы встречаем бокке-язык космических путешественников, двоичный язык, использующийся дроидами (роботами с искусственным интеллектом), дош - язык расы с планеты Трандоша, хаттский - язык слизнеподобных существ, родианский -язык, созданный специально для жителей планеты Родия, человекоподобных рептилий.
В фантастическом фильме режиссера Люка Бессона «Пятый элемент» Лилу - совершенное существо разговаривает на божественном языке расы мондошаван. Для написания сценария потребовалось 400 слов, но после колоссального успеха киноленты, поклонники расширили язык, добавив в него новые слова.
Искусственные языки создаются по аналогии с естественными, однако они не всегда обладают всеми характеристиками присущими естественным языкам. В большинстве случаев они имеют скудный, ограниченный лексический состав, максимально упрощенную грамматическую структуру и возможное отсутствие фонетики. Основу лексического фонда искусственных языков составляют окказионализмы. В отличие, от естественных языков, где новое слово, входящее в состав языка, становится общеупотребительным и узуальным, внутри артланогов новые слова остаются окказиональными [2]. То есть эти слова тесно связаны с контекстом, например, azzafrok –означает работорговец, erin - добрый, а kemik– союзник только в рамках телесериала «Игра престолов» [6].
Процесс создания новых языков начинается с письменности, автор может придумать свои собственные знаки для обозначения букв, или же воспользоваться уже существующими (например, чаще всего используется алфавит латиницы). Разработка законов фонетики и правил грамматики является необязательным и делается на усмотрение автора. Например, Дэвид Питерсон, разработчик дотракийского языка обозначил не только собственное произношение звуков, внутри языка (рис.1), но также в рамках грамматики выделил пять падежей: именительный, родительный, винительный, аблативный и аллативный и внес уточнение, что склонение по падежам различается для одушевлённых и неодушевлённых имён существительных [7].
Рисунок 1. Фонетика дотракийского языка
Далее следует заполнение фонда языка словарными единицами, в данном случае окказионализмами, то есть авторскими новообразованиями. Окказионализмы образуются по тем же моделям, что и узуальные слова. Самыми распространенными способами словообразования являются словосложение, заимствование из других языков и аффиксация [3].
Сложные слова образуются объединением нескольких слов для создания нового с определенным значением или функцией в вымышленном мире. Например, в фильме «Звездные войны»: Lightsaber (Световой меч) — оружие, состоящее из клинка чистой энергии, используемое рыцарями-джедаями и лордами ситхов создано сложением основ слов light (свет) и saber (сабля) [8]. А mithril (мифрил) - вымышленный металл, который легче и прочнее стали, встречающийся в мире Средиземья Дж.Р.Р. Толкина образован от слова mith (дымка) и ril (блеск, сияние серебра), взятых из искусственного языка – синдарин.
Заимствование из существующих языков: включение слов и фраз из реальных языков, чтобы добавить глубины и аутентичности вымышленному миру. Например, droid (дроид) - термин, заимствованный из английского языка (от слова Android), используемый для описания роботов-персонажей во вселенной "Звездных войн". А у Дж.Р.Р. Толкина «aelfwine» (друг эльфов) содержит части заимствованные из древнеанглийского- «ælf» -эльф, «wine»- друг.
Слова, созданные с помощью контаминации, также называют словами-портмоне (portmanteau word). Они представляют собой наложение двух или более основ друг на друга для образования нового слова, которое представляет собой объединенную концепцию или идею. В телесериале «Игра престолов» wildlings (одичалые) — термин, используемый для описания свободного народа, живущего за Стеной на Севере.
Также новые слова могут появляться благодаря присоединению аффиксов к основе уже существующих слов. Как это произошло в случае с названием деревни «Hobbiton» (Хоббитон), образованной при помощи добавления к слову суффикса.
Однако автор может создавать слова и не по продуктивной системе и отходить от шаблонных схем образования слов, порождая полностью уникальное новообразование, не подчиняющееся каким-либо нормам и правилам.
Таким образом, создание искусственных языков внутри художественных произведений, кинофильмов и телесериалов способствует построению мира и развитию повествования, предоставляя уникальный и специализированный словарный запас, который раскрывает суть героев и события. Лексический состав искусственных языков пополняется благодаря окказиональным словам, которые образуются по существующим в языке словообразовательным моделям.
Список литературы
1. Ванюшина К.О. Искусственные языки в английской литературе (на примере произведений Энтони Берджесса «Заводной апельсин» и Джорджа Оруэлла «1984»)// Евразийский Научный Журнал. 2022. №3. С. 102-106.
2. Майорова Е.В. Искусственные языки в художественной литературе, кино и видеоиграх // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6, Языкознание: Реферативный журнал, №. 3. 2020. C. 164-180.
3. Карпухина Т. П. Способы образования окказиональных слов в одноморфемных текстовых цепочках в английской художественной прозе // Вестник ЧГУ. 2006. №1. С. 196-207.
Список источников:
4. Оруэлл Дж. 1984/ пер. с англ. В. Голышева. — М.: Издательство АСТ, 2019. — 318 с.
5. Бёрджесс Э. Заводной апельсин / пер. с англ. В. Бошняка. — М.: Издательство АСТ, 2019. — 252 с.
6. Словарь дотракийского языка [Электронный ресурс]. URL: https://7kingdoms.ru/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%B4%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0.
7. Дотракийский язык [Электронный ресурс]. URL: https://7kingdoms.ru/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA.
8. Звездные войны язык [Электронный ресурс]. URL: https://starwars.fandom.com/ru/wiki/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA.