Русская литература | Филологический аспект №04 (108) Апрель 2024

УДК 82-161-1

Дата публикации 30.04.2024

Эстетические ценности образа солнца в стихотворениях С. А. Есенина на основе теории образа-схемы

Цзя Жуйцин
Магистрант, Ланьчжоуский университет, Ланьчжоу, Китай, 3378927966@qq.com

Аннотация: Статья посвящена комплексному исследованию эстетических ценностей образа солнца в стихотворениях С. А. Есенина на основе теории образа-схемы. Отличительной особенностью творчества поэта являются богатые и разнообразные образы. Образ солнца — важный образ и у него уникальные и богатые эстетические ценности. Образ-схема — концепция когнитивной лингвистики. С непрерывным развитием когнитивной лингвистики и междисциплинарных исследований теория образ-схема постепенно распространяется на область исследования и анализа художественной литературы. На основе теории образа-схемы в образе солнца наблюдается такие эстетические ценности, как любовь к деревне, тоска по родине, восхваление революции, думы о жизни.
Ключевые слова: С. А. Есенин; стихотворение; образ солнца; образ-схема; эстетическая ценность.

The Aesthetic Values of the Sun Image in Yesenin’s Poems on the Basis of the Image-schema Theory

Jia Ruiqing
Undergraduate student, Lanzhou University, Lanzhou, China

Abstract: The article is devoted to the complex research of aesthetic values of the sun image in S. A. Esenin’s poems on the basis of the image-schema theory. A distinctive feature of the poet’s works is rich and diverse images. The sun image is an important image and it has unique and rich aesthetic values. Image-schema is a concept of cognitive linguistics. With the continuous development of cognitive linguistics and interdisciplinary research, the image-schema theory is gradually extended to the field of fiction research and analysis. Based on the image-schema theory, aesthetic values such as love for the countryside, longing for the homeland, praising the revolution, and thinking about life are observed in the sun image.
Keywords: Esenin; poem; sun image; image-scheme; aesthetic value.

Правильная ссылка на статью
Цзя Ж. Эстетические ценности образа солнца в стихотворениях С. А. Есенина на основе теории образа-схемы // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (108). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/esteticheskie-tsennosti-obraza-solntsa-v-stikhotvoreniyakh-s-a-esenina-na-osnove-teorii-obraza-skhemy.html (Дата обращения: 30.04.2024)

Введение

С. А. Есенин — известный русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики. Яркие образы — отличительная черта его стихотворения. Исследование системы образов в произведениях С. А. Есенина, в том числе образы березы, луны, деревни и других, является актуальной темой соответствующих исследований последних лет. Большое значение в поэзии С. А. Есенина имеет образ солнца, из почти 400 написанных им стихотворений около 70 содержит его. Данный образ в стихотворениях поэта обладает уникальным эстетическим смыслом. Образ-схема — понятие когнитивной лингвистики. На основе данной теории, мы сможем глубже понять образ солнца в его стихотворениях и эстетический смысл его произведений.

Данные о методике исследования

Образ-схема (англ. image schema) — одно из важных понятий когнитивной лингвистики. Она была предложена Дж. Лакоффым и М. Джонсоным в 1980 г. Информация о наших перцептивных взаимодействиях с внешним миром, о нашем физическом поведении и манипуляциях с вещами обрабатывается и абстрагируется мозгом, образуя определенное количество эмпирических схем, которые называются «образами-схемами» [9, с. 20]. Образы-схемы отражают результаты сенсорного и моторного опыта, приобретаемого из разных коммуникативных и семиотических модальностей [3, с. 79]. Существуют различные типы образ-схем, М. Джонсон перечисляет 27 наиболее репрезентативных образов-схем, а Д. Лакофф фокусируется на 7 типах. К основным образам-схемам относятся: контейнер, источник-путь-цель, связь, сила, движение, баланс, симметрия, вверх-внизу, вперед и назад, часть-целое, центр-периферия и т. д., которые можно комбинировать, чтобы сформировать более сложные образ-схемы [2, с. 190]. Схема контейнер относится к отношениям между объектом и контейнером, из которого данный объект может входить или выходить. Как ученый отмечает, что «представление о контейнере складывается из нескольких базовых ментальных компонентов, а именно: содержимого и его нахождения внутри или снаружи контейнера, вместимости, поверхности, границ вместилища [7, с.133]». Например, предложение «я вышла из школы». Здесь «школу» может пониматься как контейнер. Объекты и контейнеры могут быть конкретными вещами и абстрактными понятиями. Например, фраза «мое сердце полно надежды», то «сердце» можно интерпретировать как контейнер, а «надежду» — как объект в контейнере. Схема источник-путь-цель относится к процессу перемещения объекта из одного места в другое. Например, предложение «я иду с востока на запад», «солнце поднимается постепенно», «ветер сдувает листья с деревьев» и так далее. Схема связь обозначают связи между предметами. Например, если один предмет связан с другим, то данный предмет может влиять на другой и управлять ем, и наоборот. Схема часть-целое относится к отношениям между частями и целым, например, семья — это целое, состоящее из разных членов семьи, члены, то есть части.

С непрерывным развитием когнитивной лингвистики и продвижением междисциплинарных исследований теория образ-схема постепенно распространилась на область литературных исследований, особенно на поэзию, и стала важным инструментом для изучения стихотворений, поскольку «зрительность (картинка) — одно важное свойство образ-схемы» [4, с. 112], что може делать анализ художественных произведений более конкретным.

Солнце — самое главное в природе, и данный образ часто встречается в стихотворениях С. А. Есенина. Оно восходит на востоке и заходит на западе, светит и греет, несет свет и тепло, символизирует надежду и будущее. В сочетании с природными характеристиками солнца в данной статьи анализируется его эстетическое значение на основе схем контейнер, источник-путь-цель, связь, часть-целое, центр-периферия и других.

Экспериментальная часть

1. Эстетическая ценность образа солнца: любовь к деревне

С. А. Есенин — деревенский поэт, любовь к деревне пронизывает все его творчество, и ярко выраженная деревенская атмосфера является отличительной чертой его произведений. В ранних произведениях С. А. Есенина часто описываются березы, деревянные дома, поля, холмы и т. д., природные пейзажи центральной равнины России и обычаи крестьянской жизни, а также яркий и образный народный язык являются источником его раннего творчества [6, с. 113]. В его поздних стихах, после Октябрьской революцией, проявилась большая забота о будущей судьбе деревни, а антагонизм между городом и деревней стал важной темой его творчества. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» [11] — истинное выражение чувств любви С. А. Есенина к деревне.

Любовь поэта к родному городу проявляется, прежде всего, в восхвалении природных пейзажей родного города. С. А. Есенин создал большое количество пейзажных стихотворений, в которых описывает природную красоту сельской местности и вкладывает в них свою любовь к ней.

Например, в стихотворении С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...» 1917 г. изображен вечерний пейзаж поздней осени, создающий мирное и спокойное настроение благодаря появления рощ, полей и далеких гор. Заходящее солнце изображается в стихотворении с помощью риторического приема сравнения. Соответствующая строчка такова: «колесом за сини горы, / солнце тихое скатилось» [18]. Можно проанализировать его эстетическое значение с помощью схемы источник-путь-цель. В данных строк солнце — конкретный предмет, и его траектория может быть понята как путь от вершины горы к ее подножию, причем в плане времени, то есть от дня к вечеру. «Солнце тихое скатилось» — безмятежная картина обладает динамичной красотой. А прилагательное «тихий» делает динамичную картину более безмятежной и естественной. Наступает ночь, и все погружается в раздумья: «дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось» [18]. При мокром тумане, поэт также вспоминает луну прошлой ночи. Возникает ощущение безмятежности и тепла. Медленное перемещение образа солнца на основе схемы источник-путь-цель придало статичной картине динамику и время, делало описание пейзажа в стихотворении трехмерным и многообразным. Помимо данного стихотворения, образ солнца в стихотворении «Восход солнца» 1911 г., также может быть проанализирован на основе схемы источник-путь-цель. Это стихотворение посвящено восходу солнца и изображает голубое небо и цветные закаты в момент восхода, которые отличаются красочностью и динамичностью.

Схема центр-периферия также может быть использована для анализа эстетических ценностей образа солнца в произведениях С. А. Есенина. «Прячет месяц за овинами...» — данное стихотворение написано в 1916 г. и описывает заход луны и восход солнца в деревне, когда зима сменяется весной. Поэт выразил свою любовь к родному городу. Солнечный образ в данном стихотворении появляется в первой строке «прячет месяц за овинами/ желтый лик от солнца ярого» [22]. В данной строчке «желтый лик от солнца яркого» мы можем понять, что луна — периферия, а солнце — центр; ночь — периферия, а день — центр. В следующей строке приход весны говорит нам о том, что зима — периферия, а весна — центр. Солнце, день и весна становятся центром стихотворения, а луна, тьма и холодная зима постепенно уйдут. За исключением первой строки, все остальные светлые и наполнены радостью возвращения весны и возрождения всего сущего. В данном произведении выражена внутренняя радость поэта и его любовь к деревне.

Животные и растения деревни — неотъемлемая часть красоты деревне. Любовь поэта к деревне проявляется не только в восхвалении сельских пейзажей, но и в заботе обо всех живых существах деревни.

С. А. Есенин написал множество стихотворений о животных, таких как «Песнь о собаке» 1915 г., «Лисица» и «Корова» того же года, «Лебедушка» 1917 г. и другие. В этих стихотворениях поэт выражает свои чувства сострадания к животным деревни, отражая дорогое для него отношение к деревенской природе. Например, в стихотворении поэта «Поет зима — аукает…» 1910 г. изображают воробьи зимой. Поэт сравнивает этих воробьев с одинокими детьми, которые, прислонившись к оконному стеклу в разгар бушующей зимней метели, мечтают о солнце и весне. Образ солнца в этом стихотворении появляется в данной строке «и снится им прекрасная, / в улыбках солнца ясная/ красавица весна»[20]. Данный образ здесь можно интерпретировать на основе схемы центр-периферия. До появления солнца большую часть стихотворения поэт посвящает описанию зимних пейзажей: седые облака, больно холодна, мерзлое окно, метелица и так далее. В данный момент бушующие зимние ветры составляют всю картину. Это картина серого зимнего снега. В конце поэт описывает улыбающееся лицо солнца и яркий весенний свет во сне воробьев, который является ярким цветом всей картины, контрастирующим с серостью зимы. Улыбающееся лицо солнца и яркий весенний свет становятся центром картины, зима отходит на второй план, а вся картина становится теплой и приветливой. Это отражает сострадание поэта к воробьям и его любовь к деревне.

Поэт не только описывает животных деревни, но и с похвалой отзывается о растениях родного города: соснах, березах, черемухах, кленах и т. д. Эти все предметы нравятся поэту. Примером может служить стихотворение «Черемуха» 1915 г. В данном стихотворении поэт описывает растущую под теплым весенним солнцем черемуху. Солнечный образ в данном стихотворении появляется в строке «черемуха душистая/ развесившись, стоит, / а зелень золотистая/ на солнышке горит»[24]. Образ солнца здесь можно проанализировать через схему контейнер. Солнечный свет можно рассматривать как контейнер, а растущая в нем черемуха — как объект в контейнере. Яркий весенний свет похож на прозрачный хрустальный шар, в котором черемуха прорастает и тянет ветви в весеннюю пору, ручей течет, поток брызжет на ее ветви, а солнечный свет заставляет ее сиять золотым светом и быть полно жизненной. Под солнечным светом черемуха как в хрустальном шаре, поэт в стороне смотрит с интересом, его любовь к ней очевидна.

Последнее, заветная любовь С. А. Есенина к деревне отразилась и в его заботе о ее будущей судьбе. В стихотворении «Край ты мой заброшенный...» 1914 г. в отличие от предыдущих стихотворений на деревенские темы изображен упадок деревни и выражена тревога поэта за ее дальнейшую судьбу. Образ солнца в данном стихотворении можно проанализировать, используя схему часть-целое. Поэт начинает с определения родного города как «заброшенный край» и «пустырь» [15]. Далее описание пейзажа данного места: лес, монастырь, сенокос некошеный, избы, обнаженные стропила, плесень сизая, вороны и необрезанные черемуха. Эти сцены упадка заполняют всю деревню, они универсальны, целостны. А «ветер плесень сизую/ солнцем окропил» [15]. Золотой солнечный свет в данной фразе и заревая гать в предыдущем образуют яркое пятно на серой картине, это часть целого. Целое влияет на части. Таким образом, хотя в деревне все еще есть пять домов, ее окончательная гибель необратима. Использование С. А. Есениным образа солнца говорит об умирании деревни и показывает его сильную озабоченность дальнейшей судьбой деревни.

Подводя итог, можно сказать, что образ солнца отражает любовь поэта к сельской местности. Поэт не только любит красивые пейзажи деревни, но и хорошо относится к животным и растениям, обитающим там. Любовь поэта к деревне также отражается в его глубокой заботе о ее будущем.

2. Эстетическая ценность образа солнца: тоска по родине

На протяжении всей своей жизни С. А. Есенин проводил много времени вдали от родины, он много раз покидал родной город, подолгу живя в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Тоска по родине — одна из важных тем его творчества, и такая тоска также отражается в образе солнца в его стихах.

С помощью схемы баланс можно проанализировать эстетические ценности, лежащие в основе данного образа в стихотворениях С. А. Есенина. Примером может служить стихотворение «Вот оно, глупое счастье...» 1918 г. В данном стихотворении поэт вспоминает свою счастливую жизнь в деревне в молодости и выражает тоску по родине. Что касается образа солнца, то поэт пишет «по пруду лебедем красным/ плавает тихий закат» [10]. Как ученый отмечает, что «особое место в поэтической системе поэта занимает категория пространства» [5, с. 10]. Здесь закат и пруд образуют пространство равновесия сил, которое усиливается прилагательным «тихий» и глаголом «плавать». Равновесие приносит красоту и внутренний покой. В следующем тексте поэт также пишет «здравствуй, златое затишье» [10]. Белое окно, лебедь, закат, тень березы, галочья стая на крыше, звезды, девушка в белом и так далее, все эти предметы создают пространство баланса. А именно в таком пространстве, то есть в своей родине, поэт может чувствовать счастье жизни.

Равновесие — это сладкая ностальгия поэта, а нарушение равновесия — боль разлуки с родиной. В стихотворении «Прощай, родная пуща…» 1916 г. отражается нарушение этого равновесия. Поэт пишет: «плывут и рвутся тучи/ о солнечный сошник» [21]. Стремительные движения темных туч и солнца нарушают равновесие. В то же время солнце меняет свой обычный образ, который появится в других произведениях С. А. Есенина, превращаясь в лемех с острыми краями, что еще больше усиливает данный конфликт, то есть конфликт между темными тучами и солнцем одновременно. Неопределенность погоды на самом деле отражает внутреннее волнение поэта, когда он прощается с родным городом. Серия отрицательных выражений, таких как «больше не» и «не» в следующем тексте, то есть «за голенищем ножик/ мне больше не носить. Под брюхом жеребенка/ в глухую ночь не спать/ и радостию звонкой/ лесов не оглашать» [21] подчеркивает чувство неразрывности поэта с родным городом. Поэтому дисбаланс неба на основе схеме баланс отражает внутреннее волнение поэта, когда он собирается покинуть родной город.

Схема контейнер также может быть использована для анализа тоски поэта по родине, подразумеваемой образом солнца. Например, в стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся...». Стихотворение написано в 1914 г., когда поэт, не имевший в Москве шансов проявления своего таланта и друзей-единомышленников, в унылом настроении мечтал о прекрасных пейзажах родного города. Поэт начинает со строчки «край любимый! Сердцу снятся» [14], в связи с этим, мы можем рассматривать «сон» как контейнер, а предметы родины во сне — объекты в контейнере. Это сверкающая золотом под солнцем река, зеленеющий лес, обширные сельскохозяйственные угодья, молчаливая ива, яркое небо, обширное болото под небом и т. д. Все они тесно связаны с сельской местностью и сельским пейзажем. Поэт с любовью вложил все эти предметы в свой сон, что является ярком доказательством любви и тоски поэта по своей родине.

Тоска по родном городе — вечная тема творчества С. А. Есенина. Для поэтов, долгое время проживших в других странах, родина всегда достойна воспоминаний.

3. Эстетическая ценность образа солнца: восхваление революции

Революция стала важным поворотным пунктом в творческом пути поэта, и если стихи, написанные им до революции, были полны привязанности к древним традициям, то стихи, написанные им вскоре после скорого прихода и наступления революции, были полны восхищения по идеальному царству утопического коммунизма [2, с. 160]. Примерно к моменту Октябрьской революции произошли и резкие изменения в эстетических коннотациях образа солнца: от восхваления природы и любви к родине к поддержке революции. К стихотворениям данного типа относятся «Кузнец» 1914 г., «Иорданская голубица» 1918 г., «Небесный барабанщик» 1918 г., «Ответ» 1924 г. и так далее. Анализировать данный образ в этих стихотворениях можно с помощью таких образных схем, как схема связь, схема источник-путь-цель, схема контейнер.

Например, стихотворение «Кузнец» 1914 г., — это страстный панегирик стремлению рабочего класса к новой жизни. В данном стихотворении С. А. Есенин трижды упоминает образ солнца: «там вдали, за черной тучей, / за порогом хмурых дней,/ реет солнца блеск могучи/ над равнинами полей» и «взвейся к солнцу с новой силой,/ загорись в его лучах»[16]. Данные три раза появления образа солнца можно интерпретировать с помощью схемы центр-периферия, схемы источник-путь-цель и схемы контейнер соответственно. Прежде всего, рассмотрим первое появление солнечного образа. Автор начинает с «душно в кузнице угрюмой, / и тяжел несносный жар, / и от визга и от шума/ в голове стоит угар» [16]. В этом предложении описывается рабочее место кузнеца: темное, шумное, непроницаемое и невыносимое. В такой обстановке кузнец размахивал руками и продолжал бить молотом. Это центр жизни кузнеца. На следующий призыв, то есть «и лети мечтой игривой/ ты в заоблачную даль» [16], кузнец наконец-то выходила за черные тучи и порог хмурых дней. Там кузнец увидел, что «реет солнца блеск могучий/ над равнинами полей» [16]. Взору открываются бескрайние пастбища, яркое небо, зеленые травы и деревья. В данный момент свободный и открытый внешний мир сменяется маленьким и мрачным домом кузнеца как центром его жизни, а старая жизнь отходит на второй план, что символизирует избавление рабочего класса в лице кузнецов от гнета и их стремление к новой жизни. Смена центра отражает восхваление поэтом революции. А второе появление солнечного образа углубляет данное ощущение. «Взвейся к солнцу с новой силой» [16] — данная строчка может быть интерпретирована с помощью схемы источник-путь-цель. «Взвейся к солнцу» можно интерпретировать как перемещение кузнеца из его рабочего места к солнцу, то есть изменение социального статуса рабочего класса, представленного кузнецом, они полностью избавились от старой жизни и устремятся к новой. Третье появление образа солнца сублимирует данное настроение. «Загорись в его лучах» [16] — образ солнца в данной строчке можно проанализировать с помощью схемы контейнер. Луч солнца можно понимать как контейнер, кузнец — как предмет в контейнере, а горение означает самоотдачу и создание ценности. В солнечном свете кузнец «прочь от робости постылой» и «сбрось скорей постыдный страх» [16], поэтому эти строчки можно понять так, что рабочий класс может создавать ценности и достигать самореализации только в новой социальной среде. Новое социальное общество — это результат самоизбрания рабочего класса без угнетения. Видно, что образ солнца на основе схемы центр-периферия символизирует уход старой жизни и приход новой; образ солнца на основе схемы источник-путь-цель — стремление рабочего класса бежать навстречу новой жизни; образ солнца на основе схемы контейнер — мужественное создание рабочим классом собственной ценности в новых социальных условиях. Такое многослойное описание отражает поддержку и уверенность С. А. Есенина в грядущей революции, и все стихотворение носит позитивный, оптимистичный и бодрящий характер.

Другой пример — стихотворение «Ответ» 1924 г. Это письмо С. А. Есенина матери, в котором он пишет «я более всего/ весну люблю» и «но ту весну, / которую люблю, / я революцией великой/ называю» [19]. Это также стихотворение, восхваляющее революцию, в котором поэт утешает мать своими революционными идеалами. В данном стихотворении образ солнца связаны с образом Ленина, и их коннотации можно проанализировать с помощью схемы связь. Текст так: «но эта пакость —/ хладная планета! / Ее и Солнцем-Лениным/ пока не растопить»[19]. Ленин был вождем революции, а солнце — одним из важнейших небесных тел для существования жизни на Земле. Их сочетание пока не в силах противостоять грязной работе Земли, и, как говорится в стихотворении, «пока ж — идет метель» [19]. Это говорит о том, что человечество и революция по-прежнему сталкивается с большими трудностями и проблемами. Поэтому поэт решает присоединиться к революции. Это не только объясняет беспокойство матери о поэте, но и отражает его стремление посвятить себя революции.

В стихотворении «Иорданская голубица» 1918 г. образ солнца также может анализирован на основе схемы связь. Поэт пишет «о новый, новый, новый, / прорезавший тучи день! / Отроком солнцеголовым/ сядь ты ко мне под плетень» [12]. Здесь связаны образы «новый день» и «отрок», то есть молодость и солнце, поочередно появляется ряд положительных предметов, взаимосвязанных друг с другом, так что революционный энтузиазм становится еще выше. Углубляется основная идея стихотворения.

Стихотворения на тему революции занимает важное место в стихотворениях С. Е. Есенина. В среднем и позднем творчестве поэта большинство образа солнца связано с Октябрьской революцией. Анализ данного образа с помощью образа-схемы подчеркивает восхваление и поддержку С. А. Есениным революции.

4. Эстетическая ценность образа солнца: думы о жизни

Важнейшей характеристикой эстетического образа является философичность [8, с. 247]. Во многих стихотворениях С. А. Есенина выражают свое понимание жизни и размышления о прошлом через образ солнца, и данный тип образа солнца также можно проанализировать с помощью теории образа-схемы.

Например, философское стихотворение «Капли» 1912 г. Оно начинается с капли воды и описывает общие страдания счастливых людей и несчастных людей в мире. Образ солнца в этом стихотворении можно проанализировать на основе схемы связь. В стихотворении говорится «капли жемчужные, капли прекрасные, / как хороши вы в лучах золотых, / и как печальны вы, капли ненастные, / осенью черной на окнах сырых» [13]. В первых двух строках вышеупомянутой части поэт ассоциирует капли воды с золотым солнечным светом, а сами капли, выглядят как разноцветные жемчужины. Однако в последних двух строках эти капли ассоциируются с мокрыми окнами осени, и капли становятся мрачными и печальными. Это указывает на то, что на форму капель воды влияет окружающая среда. В первых двух строках второй части говорится «люди, веселые в жизни забвения, / как велики вы в глазах у других» [13]. Это контрастирует с каплями в лучах золотых, изображенными в первых двух строках первой части. В последних двух строках данной части поэт пишет, что эти радостные люди «и как вы жалки во мраке падения, / нет утешенья вам в мире живых» [13] что является аналогом мрачных и печальных капель осени. Это показывает связь между законами природы и философией жизни, т. е. философия жизни может быть найдена в законах природы. Схема связь здесь связывает не только капли с солнцем, но и с жизнью. Поэтому мудрости жизни в данном стихотворении очевидна.

 Другой пример, стихотворение «Может, поздно, может, слишком рано...» 1925 г. — стихотворение, которое С. А. Есенин посвятил своей последней жене Софье Толстой. В данном стихотворении поэт вспоминает о своем развратном прошлом и примиряется со всем. В данном стихотворении поэт пишет «на душе — лимонный свет заката» [17]. Образ заката здесь можно проанализировать с помощью схемы контейнер. Сердце здесь можно рассматривать как контейнер, а лимонный свет заката — объект в контейнере. Закат солнце — символ разочарования и отчаяния, а лимонный цвет — холодный тон, передающий рассеивание и охлаждение внутренней страсти поэта. Контейнер иллюстрирует, что сердце поэта наполнено безнадежностью как холодный закат солнца. В его внутреннем мире есть лишь проблеск света, который постепенно угасает и в таком состоянии души поэт готов принять неизбежный вызов судьбы, как говорится в тексте «принимай ж вызов» [17]. Здесь поэт не пишет напрямую об унынии и печали, которые существуют внутри него, но использует лимонный свет заходящего солнца, чтобы конкретизировать свои внутренние переживания. Далее поэт пишет, что «и, спокойно вызов принимая» [17]. Это отражает жизненную философию поэта и истину о том, что вызов судьбы рано или поздно нужно принять.

Поэт также использовал образы солнца для обозначения положительных эмоций, таких как надежда и оптимизм, что характерно для его ранних стихотворений. Примером может служить стихотворение «И. Д. Рудинскому» 1911 г. В стихах говорится: «солнца луч золотой/ бросил искру свою/ и своей теплотой/ согрел душу мою. / оживил меня луч/ теплотою своей» [23]. Солнечные лучи согревают его сердце и вселяют надежду на грядущие дни. Образ солнца здесь символизируют счастье и надежду на жизнь, передавая позитивные ценности. Как писал поэт: «с любовью иду/ на указанный путь, / и от мук и тревог/ не волнуется грудь» [23].

Таким образом, в образе солнца заключены размышления поэта о законах природы и жизни, подразумеваются его размышления о прошлой жизни, суждения о его ценности, поэтому образ солнца богаты философским смыслом.

Заключение

Мы приходим к следующим выводам. Образ солнца является важным предметом в творчестве С. А. Есенина и у него уникальные эстетические ценности на основе теории образа-схемы. Во-первых, через солнце выражается любовь поэта к деревне. Данная любовь выражается не только в любви к сельской природе, но и в беспокойстве за будущее деревни. В данной части используется схема источник-путь-цель, центр-периферия, контейнер и часть-целое. Во-вторых, образ солнца содержит и тоску поэта по родному городу. Его постоянное появление служит ему утешением, когда он находится вдали от родного города. Схема баланс и схема контейнер делают чувство поэта очевиднее и конкретнее. В-третьих, образы солнца символизируют революцию, и поэт выражает свое восхваление и поддержку революции через данный образ. На основе схемы центр-периферия, источник-путь-цель и контейнер солнце — это и стремление к счастью и свободе, и новое завтра, и золотой барабан в небе, и молодость, и Ленин. В-четвертых, этот образ богата философией жизни. Через схему связь, поэт нам говорит, что философия жизни и философия природы тесно связаны. На основы схемы контейнер душевное состояние поэта очевиднее.

В целом, образ солнца играет важную роль в стихотворениях С. А. Есенина и с помощью теории образа-схемы когнитивной лингвистики результаты анализа его эстетических ценностей становились более понятными и конкретными. Это говорит о правильности и необходимости междисциплинарных исследований.

 


Список литературы

иностранным языкам, 2007. 716 с.
2. Гу Ю. Исследование русской поэзии и искусства // Пекин: Издательство Пекинского университета, 2004. 469 с.
3. Овагимян Н. А. Эпистемологические образ-схемы конструирования событий в научно-популярном кинодискурсе: полимодальный анализ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023. № 2(870). С. 77-84.
4. Резникова Е. В. Образ-схема как тип концепта (на примере концепта «круг» в русской языковой картине мира) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2022. №5. С. 110-119.
5. Склярова Н. С. Роль категории пространства в раскрытии любовной лирики С. А. Есенина // Шаг в науку. 2024. №1. С. 9-11.
6. Сюй С. История русской поэзии в XX веке // Шанхай: Шанхайское издательство по обучению иностранным языкам, 1997. 602 с.
7. Федорова А. Л. Образы-схемы как инструмент создания и интерпретации вымышленных миров (на примере образа-схемы «шкала» в фантастической антиутопии Г. Франке «Игрек минус») // Вестник Башкирского университета. 2021. Т. 26, № 1. С. 132-137.
8. Тун Ц. Курс теории литературы (пятое издание) // Пекин: Издательство высшего образования, 2015. 426 с.
9. Ян Т., Чжан Ц. Обзор теории и практики образ-схемы на междисциплинарной основы // Вестник института иностранных языков в провинции Чжэцзян. 2022. №04. С. 20-30.
Список источников
10. Есенин С. А. Вот оно, глупое счастье.. [Электронный ресурс]. URL:https://www.culture.ru/poems/44289/vot-ono-glupoe-schaste. Дата обращения: 01.04.2024.
11. Есенин С. А. Гой ты, Русь, моя родная… [Электронный ресурс]. URL:https://www.culture.ru/poems/44393/goi-ty-rus-moya-rodnaya. Дата обращения: 01.04.2024.
12. Есенин С. А. Иорданская голубица [Электронный ресурс]. URL:https://www.culture.ru/poems/43736/iordanskaya-golubica. Дата обращения: 01.04.2024.
13. Есенин С. А. Капли [Электронный ресурс]. URL:https://www.culture.ru/poems/43588/kapli. Дата обращения: 01.04.2024.
14. Есенин С. А. Край любимый! Сердцу снятся… [Электронный ресурс]. URL:https://www.culture.ru/poems/44150/krai-lyubimyi-serdcu-snyatsya. Дата обращения: 01.04.2024.
15. Есенин С. А. Край ты мой заброшенный... [Электронный ресурс]. URL:https://www.culture.ru/poems/44389/krai-ty-moi-zabroshennyi. Дата обращения: 01.04.2024.
16. Есенин С. А. Кузнец [Электронный ресурс]. URL:https://www.culture.ru/poems/43587/kuznecy. Дата обращения: 01.04.2024.
17. Есенин С. А. Может, поздно, может, слишком рано... [Электронный ресурс]. URL:https://www.culture.ru/poems/44198/mozhet-pozdno-mozhet-slishkom-rano. Дата обращения: 01.04.2024.
18. Есенин С. А. Нивы сжаты, рощи голы... [Электронный ресурс]. URL:https://www.culture.ru/poems/44307/nivy-szhaty-roshi-goly. Дата обращения: 01.04.2024.
19. Есенин С. А. Ответ [Электронный ресурс]. URL:https://rustih.ru/sergej-esenin-otvet/. Дата обращения: 01.04.2024.
20. Есенин С. А. Поет зима — аукает… [Электронный ресурс]. URL:https://www.culture.ru/poems/44415/poet-zima-aukaet. Дата обращения: 01.04.2024.
21. Есенин С. А. Прощай, родная пуща… [Электронный ресурс]. URL:https://ilibrary.ru/text/4047/p.1/index.html. Дата обращения: 01.04.2024.
22. Есенин С. А. Прячет месяц за овинами... [Электронный ресурс]. URL:https://ilibrary.ru/text/4018/p.1/index.html. Дата обращения: 01.04.2024.
23. Есенин С. А. И. Д. Рудинскому [Электронный ресурс]. URL:https://www.culture.ru/poems/43980/i-d-rudinskomu. Дата обращения: 01.04.2024.
24. Есенин С. А. Черемуха [Электронный ресурс]. URL:https://www.culture.ru/poems/44125/cheremukha. Дата обращения: 01.04.2024.

Расскажите о нас своим друзьям: