Романские языки | Филологический аспект №01 (93) Январь 2023

УДК 811.131.1

Дата публикации 31.01.2023

Обзор неологизмов, зафиксированных Accademia della Crusca в 2022 году

Зарубина Анна Александровна
студентка кафедры романской филологии, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, 3801913@mail.ru

Аннотация: Задачей данного исследования является обзор новых слов, вошедших в итальянский язык в 2022 году и зафиксированных Accademia della Crusca. Автор даёт определение и обобщённую характеристику появившимся неологизмам, а также подтверждает актуальность использования данных слов итальянскими интернет-пользователями, используя официальные статистические данные по частотности запросов по конкретным ключевым словам, согласно данным сервисов «Google Ads» и «Google Trends».
Ключевые слова: итальянский язык, неологизм, новые слова, лексикализация.

An overview of neologisms recorded by Accademia della Crusca in 2022

Zarubina Anna Aleksandrovna
student of the Department of Romance Philology, Saint Petersburg State University, Russia, Saint Petersburg

Abstract: The objective of this study is to review new words that entered the Italian language in 2022 and were recorded by Accademia della Crusca. The author defines and summarizes the neologisms that have appeared, and also confirms the relevance of the use of these words by Italian Internet users, using official statistics on the frequency of queries for specific keywords according to the data of the Google Ads and Google Trends services.
Keywords: Italian language, neologism, new words, lexicalization.

Правильная ссылка на статью
Зарубина А.А. Обзор неологизмов, зафиксированных Accademia della Crusca в 2022 году // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2023. № 01 (93). Режим доступа:https://scipress.ru/philology/articles/obzor-neologizmov-zafiksirovannykh-accademia-della-crusca-v-2022-godu.html (Дата обращения: 31.01.2023)

Язык как инструмент коммуникации и индикатор отражения социальных явлений в обществе постоянно развивается, и год за годом своей эволюции он рассказывает историю через неологизмы.

Неологизмы (греч. – neos – новый и logos – слово) – это новые слова в языке, которые с определённого момента становятся его частью. Это могут быть совершенно новые формы, вновь появившиеся в языке старое слово в совершенно новом значении [2]. Эти новые слова обычно возникают из-за необходимости дать имя вновь созданному понятию или реальности, которая приобретает большую актуальность, чем в предыдущий период. Но для того, чтобы слово стало неологизмом, недостаточно его изобрести, необходимо, чтобы его употребление, независимо от того, хорошо оно звучит или нет, распространилось и стало де-факто частью языка [3, с. 52]. Фиксацией подобных лингвистических явлений в итальянском языке занимается Accademia della Crusca (Академия делла Круска).

По окончании каждого календарного года на официальном сайте Академии публикуется список «новых слов», вошедших в современный итальянский язык за указанный период. Однако, важно отметить, что под «новыми» не подразумеваются только новообразованные итальянские слова, но также в списки включаются:

- слова, которые уже некоторое время циркулировали в итальянском языке в различных типах текстов, но не были зарегистрированы в словарях;

- уже существовавшие ранее слова, но которые в течение последнего года снова появились в активном общественном употреблении или приобрели новое значение как смысловые неологизмы [1, с. 34].

Деятельность Академии в этой области можно назвать уникальной, поскольку, в отличие от официальных словарей, которые также фиксируют новые слова (например, «Il Vocabolario Treccani» [8]), но где, как правило, это происходит с запозданием по причине выхода обновлённых изданий с периодичностью раз в несколько лет, Академия, в свою очередь, производит ежегодный мониторинг. Предметом исследования являются основные итальянские СМИ и их анализ на появление неологизмов. Помимо этого, специалисты Академии находятся в прямом контакте с простыми людьми, поскольку любой желающий может отправить информацию об интересных лингвистических явлениях, заполнив специальную форму на официальном сайте Академии [5], которая также учитывается в процессе сбора ежегодной статистики.

Итак, рассмотрим новые слова, зафиксированные в 2022 году в итальянской языковой среде, их определения, а также частотность запросов итальянских интернет-пользователей в поисковой системе Google за период с января по декабрь 2022, что позволит нам оценить действительную актуальность этих слов. Для статистического анализа запросов используются официальные данные сервисов «Google Ads» [6] и «Google Trends» [7].

В данный список Академия делла Круска включила всего 10 слов (для сравнения, в 2021 году было зарегистрировано 25 новых языковых единиц), которые мы условно разделим на тематические группы:

1) Слова, связанные с онлайн-пространством:

Metaverso – трёхмерное виртуальное пространство, в которым люди могут взаимодействовать друг с другом через персонализированные аватары. Число запросов в поисковой системе Google за 2022 год по данному ключевому слову составила от 100 тысяч до 1 миллиона.

Identità digitale – электронный и IT-интерфейс человека, созданный на основе его идентификационных данных, который позволяет ему выполнять операции, касающиеся взаимодействий с государственными учреждениями в сети (или в электронном виде); любое компьютерное представление личности. Число запросов в поисковой системе Google за 2022 год: от 10 до 100 тысяч.

Phygital – всё то, что объединяет в себе физические и виртуальные объекты в коммуникационном пространстве. Число запросов в поисковой системе Google за 2022 год: от 1 до 10 тысяч.

Memare – создавать, распространять и делиться мемами; превратить что-либо (изображение, видео и т. п.) в мем. Число запросов в поисковой системе Google за 2022 год: от 1 до 10 тысяч.

Рисунок 1. Динамика популярности запросов слов первой группы, согласно данным «Google Trends» с 01.01. 2022 г. по 01.01.2023 г.

2) Слова, характеризующие личность человека, его эмоции или действия:

Dissare – резкие оскорбления кого-либо или чего-либо в тексте песни (в частности, исполнителя-соперника). Число запросов в поисковой системе Google за 2022 год: от 1 до 10 тысяч.

Armocromia – цветовой анализ, направленный на улучшение эстетического внешнего вида человека, начиная с его хроматических характеристик (оттенок кожи, цвет глаз и волос). Число запросов в поисковой системе Google за 2022 год: от 10 до 100 тысяч.

FOMO – аббревиатура, от выражения «Fear Of Missing Out» или страх быть исключённым из приятного события или опыта. Число запросов в поисковой системе Google за 2022 год: от 100 тысяч до 1 миллиона.

Bromance – отношения глубокой дружбы (несексуального характера) или просто глубокое взаимопонимание между двумя или более мужчинами. Число запросов в поисковой системе Google за 2022 год: от 1 до 10 тысяч.

Рисунок 2. Динамика популярности запросов слов второй группы, согласно данным «Google Trends» с 01.01. 2022 г. по 01.01.2023 г.

3) Слова, связанные с инфекцией COVID-19:


Green pass – медицинский документ, удостоверяющий вакцинацию против вируса SARS-CoV-2, выздоровление от болезни COVID-19 за последние шесть месяцев или отсутствие положительного результата на болезнь COVID-19, который позволяет людям входить и свободно передвигаться в определённых местах. Число запросов в поисковой системе Google за 2022 год: 100 тысяч до 1 миллиона.

Рисунок 3. Динамика популярности запросов слов третьей группы, согласно данным «Google Trends» с 01.01. 2022 г. по 01.01.2023 г.

Tamponarsi – действие, осуществляемое человеком, для сдачи анализа путём взятия антигенного или молекулярного мазка. Число запросов в поисковой системе Google за 2022 год: от 1 до 10 тысяч.

Таким образом, учитывая статистику запросов, можно сделать вывод, что действительно все слова, обозначенные Академией делла Круска как неологизмы в 2022 году, являются актуальными и реально употребляемыми носителями языка. Однако, можно отметить, что более высокой частотностью обладают существительные-определения (metaverso, FOMO, green pass), а глаголы (tamponarsi, dissare, memare), наоборот, запрашивались итальянскими интернет-пользователями значительно реже. Как видно, в списке новых слов по-прежнему нашли отражение термины, связанные с пандемией, но по сравнению с предыдущими двумя годами, они не занимают большую часть списка, что связано с фактическим окончанием ограничительных мер в Италии. Особенно ярко это выражено на рисунке 3, где наглядно изображено, как снижалась статистика запросов по слову «green pass» в течение года, по мере ослабления актуальности и вплоть до его отмены [4, с. 779].

Продолжает отслеживаться тенденция по появлению новых лексических единиц, связанных с интернет-сферой, а также слов, характеризующих личность человека, его эмоции или действия. Данный лингвистический феномен отмечается лингвистами Академии начиная с 2020 года, когда по причине пандемии стало активно развиваться онлайн-общение, а также гораздо больше внимания стало уделяться психологическому здоровью.

Безусловно, нельзя утверждать, что все вышеперечисленные слова найдут своё отражение и останутся навсегда в повседневном узусе итальянских граждан, однако, невозможно отрицать то, что в языке каждый год будут находить отражения те или иные общественные события, современные тенденции, нововведения и прогресс в самом широком смысле этого слова.

 

 


Список литературы

1. Зарубина А.А. «Обзор новых слов, вошедших в итальянский язык в 2021 году». Актуальные проблемы лингвистики, языкознания, психологии: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 26–27 мая 2022 года / Под научной редакцией С.С. Пашковской. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – 106 с.
2. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. – Москва: Дом Славянской кн., 2008. – 959 с.
3. Cardinale U. Storie di parole nuove. Neologia e neologismi nell'Italia che cambia. Il Mulino – 2021. – 240 p.
4. Prada M. Italiano Lingua Due, 2. 2021.Recensioni –Segnalazioni. Università degli Studi di Milano - 813 p.
5. Официальный сайт «Accademia della Crusca»/ Раздел «Новые слова» [Электронный ресурс] URL: https://accademiadellacrusca.it/it/lingua-italiana/parole-nuove/ (Дата обращения 20.01.2023).
6. Официальный сайт сервиса «Google Ads» [Электронный ресурс] URL: https://ads.google.com// (Дата обращения 22.01.2023).
7. Официальный сайт сервиса «Google Trends» [Электронный ресурс] URL: https://trends.google.it// (Дата обращения 22.01.2023).
8. Официальный сайт «Il vocabolario Treccani». [Электронный ресурс] URL: https://www.treccani.it/vocabolario/ (Дата обращения 20.01.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: