Русская литература | Филологический аспект №01 (81) Январь 2022

УДК 821.161.1

Дата публикации 11.01.2022

Художественный образ степи в Оренбургской поэзии XIX – XX веков

Вержинская Инна Владимировна
канд.филол.наук., доцент кафедры «Теории и практики перевода» ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», РФ, г. Оренбург
Малышева Анастасия Александровна
студентка кафедры «Немецкой филологии и методики преподавания немецкого языка" ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», РФ, г. Оренбург, nastyushka.malysheva@mail.ru

Аннотация: В настоящей статье дан обзор оренбургской поэзии и художественного образа степи в ней, способов восприятия степного пейзажа кон-кретными поэтами в разные эпохи и в разное время года. Тема степи, отражен-ная в их произведениях, зависела, прежде всего, от душевного состояния автора, от его мировосприятия и от окружающей обстановки.
Ключевые слова: художественный образ, степь, степной край, Оренбуржье, степной пейзаж.

The artistic image of the steppe in the Orenburg poetry of the XIX - XX centuries

Verzhinskaya Inna Vladimirovna
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Practice of Translation FSBEI HE "Orenburg State University", RF, Orenburg
Malysheva Anastasia Alexandrovna
Student of the Department of German Philology and Methods of Teaching the Ger-man Language, FSBEI HE "Orenburg State University", RF, Orenburg

Abstract: This article provides an overview of Orenburg poetry and the artistic image of the steppe in it, the ways of perceiving the steppe landscape by specific poets in different eras and at different times of the year. The theme of the steppe, reflected in their works, depended, first of all, on the state of mind of the author, on his perception of the world and on the environment.
Keywords: artistic image, steppe, steppe region, Oren-bourgeois, steppe landscape.

Правильная ссылка на статью
Вержинская И.В., Малышева А.А. Художественный образ степи в Оренбургской поэзии XIX – XX веков // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (81). Режим доступа:https://scipress.ru/philology/articles/khudozhestvennyj-obraz-stepi-v-orenburgskoj-poezii-xix-xx-vekov.html (Дата обращения: 11.01.2022 г.)

Общеизвестно, что поэзия – язык образов, и, также, как голос каждого человека индивидуален, образы каждого поэта различны по тембру, тону, интонации, акценту и т.п. Один и тот же природный ландшафт по-разному преломляется в стихах разных поэтов, более того, даже у одного поэта он может содержать множество образов. В этом мы убедились, анализируя стихи оренбургских поэтов. Наверное, самая главная языковая характеристика оренбургского края – это описание степи. В этой связи можно говорить об актуальности данной работы.

Целью нашего исследования является изучение художественного образа степи в лирике оренбургских поэтов XIX – XX веков.

Задачи исследования:

  • проанализировать поэзию оренбургских поэтов об Оренбургском крае;
  • сравнить способы передачи художественного образа степи у различных поэтов;
  • определить особенности авторской передачи степного пейзажа отдельных поэтов.

Цели и задачи данной работы обусловили выбор методов исследования: теоретический анализ работ литературоведов, исследователей поэтического текста, метод сплошной выборки, сравнительно-сопоставительный метод.

Оренбуржье – южная часть Уральского хребта. Здесь можно увидеть и горные цепи, и заливные луга, и бескрайние степи. Тут произошло большое количество исторических событий, о которых написано много произведений: художественных, публицистических – особое место занимают поэтические высказывания, наблюдения, изучения писателей-классиков, знавших этот край, живших здесь или посетивших на короткое время, но искренне полюбивших его. Это С.Т. Аксаков, В.И. Даль, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Т.Г. Шевченко и др. Они создавали свой, неповторимый образ нашего удивительного края.

Художественный образ – одна из эстетических категорий; изображение человеческой жизни, описание природы; абстрактных явлений и понятий, формирующих картину мира. Художественный образ – понятие условное, он является результатом поэтических обобщений, в нем присутствует авторский вымысел, воображение, фантазия. Богатая природа Оренбуржья с его необъятными просторами и своеобразными степными красотами, с его растительным, животным и пернатым миром получила замечательное по полноте и точности и вместе с тем высоко поэтическое отображение. Одним из содержательных и композиционных элементов для создания художественного образа является описание пейзажа. Пейзаж (от фр. – страна, местность) – картина природы, имеющая различный художественный концепт в зависимости от стиля автора, литературного направления. В лирике пейзаж имеет особое понимание: восприятие природы лирическим героем. В прозе художественный образ пейзажа с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц. В реалистическом произведении пейзаж более разнообразен: он интересен сам по себе, как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие, им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей; характер происходящих событий. Пейзаж бывает горный, морской, лесной, степной и др. Все виды пейзажа можно увидеть в нашем крае. Пейзаж в художественном произведении помогает не только увидеть особенности той или иной местности, но и почувствовать отношение автора к природе, передать состояние героя, помочь читателю понять авторский замысел.

Поэзия Сергея Тимофеевича Аксакова представляет художественный образ степи в отображении «дикого края», в нем природа бедна и однообразна, не видно броскости и яркости, создается чувство монотонности. При чтении стихотворений мы успокаиваемся и слышим ветер в траве и колыхание ковыля, начинаем понимать слова «свобода полета», у читателя возникает гармония в восприятии образа степи в произведении, душа успокаивается (приходит исцеление):

Прощай, мое уединенье!

Благодарю за наслажденье

Природой бедною твоей…

О бескрайности и пустоте пейзажа степей мы читаем и в стихотворении Льва Васильевича Исакова:

Край наш и голые степи

Старых преданий полны.

325 стр. Нужно отметить, что поэты XIX века часто воспринимали степь как пустую, бескрайнюю, бедную… Литературовед М.Н. Эпштейн отмечал, что «сама Россия была для русских поэтов еще чем-то чужим, эстетически неосвоенным» [7, cтр. 325.] Эпитет «дикий», который мы часто встречаем в стихотворениях и прозаических произведениях Аксакова, лишь подчеркивает, что это чужой край, неосвоенный. Стоит отметить, что Исаковские «голые степи» [2, cтр. 214] выглядят на первый взгляд незнакомо, но при этом они не противопоставляются деревням и хуторам степным, они составляют единое целое, становятся ближе читателю.

И уже в XX веке поэты начинают воспринимать степь иначе. Тут она сурова, но плодородна! Поэма Николая Сергеевича Клементьева «Гвардии генерал» описывает степь, в которой «ковыль разливается половодьем» [4, стр. 196]. Великолепное море степных цветов показывают другую сторону войны и разрухи. Он взывает Родину-степь о помощи:

Врагам на погибель, на муку, на горе,

Берите оружье, родные края!

Вставай, моя степь – разноцветное море, –

Любовь моя, кровь моя, песня моя!

 

И после войны мы видим в поэзии современных поэтов отражение свободы в лиричном описании степных пейзажей. Поэты воспевают бескрайность Родины, восхищаются красотой и размахом Оренбургских степей.

Смотри: бесконечные – бесконечные

Все степи да степи бегут впереди.

 

Теперь степь безгранична, нет препятствий, ничто не мешает обзору. Простор степи и бесконечность вызывают ностальгию по родному краю, человек тоскует по бескрайней свободе. Эмоции, возникающие при чтении стихотворений о степи, переполняют душу тоской и тревогой, человек стремится понять и почувствовать важность бытия. Владислав Васильевич Трефилов пишет о степи так «будто заперли душу мою на засов» [1 стр. 358]:

Азиатская ересь в славянской крови

И тоска по просторам бескрайним,

Это тот вечный зов,

Что сильнее любви,

Та тревога, что мучает втайне.

«Степь печальная», «степь унылая» [1, стр. 225] ... Как принять и оценить величие степи? И эти думы нагоняют печаль и грусть, не каждый способен почувствовать полет мысли в бескрайности степи.

Может быть, в тысячный вечер

Немо глазею на степь,

Может быть, тысячный ветер

Взялся над солнцем свистеть.

Владимир Одноралов в своем стихотворении «Оренбуржье» неоднозначен, он использует вводное слово «может быть», что подчеркивает неопределенность при взгляде на степь, заставляет понять и прочувствовать Истину. Глагол «глазеть» был выбран не случайно, он подчеркивает бесконечность рассматривания степных просторов, что становится невозможно вместить в себя этот простор, «гул веков» [3, стр. 173] и течение времени. Все замирает, и только ветер несет на свободу наши мысли, и мы смотрим и смотрим вдаль.

Похожее ощущение мы получаем также, читая стихотворение Г.Н. Красникова «На уральскую землю однажды ступи…». Величие степи как бы делает человека незначительным физически, но при этом показывает духовную силу поколений и связь между ними. Создается впечатление возврата к истокам, к Себе Домой. Использование глаголов в настоящем времени позволяет автору создать эффект присутствия, общения с читателем. Слова «здесь» и «сейчас» отрицают время, все и всё происходит одновременно, и мы слышим в «гуле ветров» [3, стр. 87] хранящиеся воспоминания в степи:

На ладони полынь разотри и вдохни –

В горечь давних времен погружаясь все глубже,

Видишь – ветер гоняет колючку верблюжью,

Сколько долгих веков в этой гонке они!..

Часто образ степи и образ ветра объединяют в одно целое. В стихотворении «Степь» Василия Федоровича Наседкина степной ветер «шумит и свистит» и пробуждает в душах людей желание путешествовать, открывать и осваивать что-то новое и неизведанное. И у Владимира Ивановича Одноралова «ветры, как стрелы свистят над ковылем, перегнутым». Ветер живой, он сам выбирает путь. Это образ свободы, он движется, летит и меняется. При этом, как выше уже было сказано, сама степь вечная и, как бы ветер ее не менял, она остается постоянной. И лирический герой чувствует себя, как правило, «единственным сыном земли». На наш взгляд, ветер не дает человеку объединиться с кем-либо, он обрывает все связи, но объединяет его со степью, как с домом.

Казахстанский ветер врывается в наше сознание вместе с племенем кочевников – они рвутся, бушуют и наполняют степь стихотворения Василия Николаевича Кузнецова «В моем краю». Ветер здесь выступает в роли чего-то вечного и чего-то меняющегося одновременно. Он завоевывает пространство степи, он сродни тем кочевникам, которые осваивали все новые и новые пространства для своих пастбищ, он живой. Он уходит и возвращается, делает историю вечной «и так из века в век, из года в год!..» [6, стр 107]:

Трещать в мороз,

В жару сгорать от зноя,

Копить пласты наречий и имен,

Служить в веках трубою вытяжною

Степных пространств

И кочевых племен! –

Вот родина моя…

Степь рассказывает с помощью ветра истории народов, которые проживали здесь, она манит послушать свои тайны и загадки, но при этом оставляет много недосказанного, чтобы человек снова и снова хотел вернуться сюда. Знак многоточия позволяет нам домыслить эти истории и верить в их продолжение. И не это ли истинная свобода? Наши мысли свободны как ветер, и степь не ограничивает нас в нашей фантазии. Так, в стихотворении Владимира Васильевича Трефилова герой бежит из «несвободы» города в мир бескрайних степей, здесь он «вольный сын земли» [1, стр. 205]. здесь возвышается и освобождается его душа, он дышит и мыслит свободно:

Кругосветных ветров тихий слышится хор,

Облака стынут

Стаей гусиной,

И тщедушную грудь наполняет простор

И какая-то древняя сила.

И вся Россия – это просторы: степные, лесные, морские… И у души нет преград и препятствий, она может лететь с ветром и набираться опыта и изучать неизведанное и безграничное:

Замирает душа от нахлынувших чувств,

Обретая все то, что искала.

Это мир гармонии, где человеку дана свобода, где жизнь осмысляется через мир природных явлений «Только там, на холме, одиноко, как куст, // Застываю, и горя мне мало» [1, стр. 378]. Но и здесь сердце тревожит какая-то смутная тоска, древняя, как сама степь, объяснить которую никто не в силах.

В «Степных сонетах» И.А. Бехтерева степь сравнивается с океаном:

Простор и блеск. И степь, как океан,

Пуста и молчалива: без ответа

Все тонет в ней, в душистом зное лета…

И так везде, до самых крайних стран!

И опять без ответа остаются все вопросы человека, который ищет истину. Степь молчит, но душа невольно наполняется ее блеском, «скупым разнообразием картин» [3, стр. 162]. Поэт дает волю своему восторгу перед безграничностью степного раздолья. Степь соткана из «простора, света, дали» [3, стр. 184]. Чувства и мысли человека сливаются с ликующим состоянием природы. Восторг вытесняет горечь, тоску:

Душа болеть неслышно забывает –

Не жаль себя, не жаль, что ты один!

А новых бед совсем не принимает.

И право же, какая там печаль,

Когда весь мир – простор, и свет, и даль.

«Дикий край», «светлая моя сторона» – между этими двумя образами почти два века истории Оренбургского края. [5, стр. 262] Изменился уклад жизни, но природа в своих основных чертах осталась неизменной. Степь по-прежнему пугает своей дикостью, манит бесконечными просторами, томит неизвестностью, пленяет блеском и разлитым в пространстве ощущением покоя. И именно такое осмысление степного пространства поэтами Оренбуржья помогает нам лучше понять свой край и принять его как «свою», «отчую» землю.

Степь для поэтов – не чуждое пространство. Даль, ширь, просторы – вот главные образы. Олег Николаевич Молотков в стихотворении «Оренбургские степи» так описывает степь:

Оренбургские степи – всем ветрам простор,

Оренбургские степи – ковыльный ковёр.

Или:

Когда-то степняки здесь гнали свой полон.

Шалил тут Емельян до вседержавной кары…

Сейчас казах ведёт свои отары.

Да, да, степи, однако, – тьма времён (Владимир Демурин «Половодье»).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что художественный образ степи в поэзии как XIX, так и XX веков выражен лексемой «степь» и сочетаниями: степная сторона, степь печальная, степи волнистые, степь унылая, степь бесплодная, степь угрюмая, дикая степь и др.; в прозе же этот компонент обозначен словосочетаниями: ровная степь, пустынная степь, большое степное пространство. Описания степи в произведениях представленных авторов в данной статье имеет разное значение. Вероятно, это связано с различным временем, в котором они жили и в котором формировалось их творчество. Также сказалось происхождение поэтов и принадлежность к разным социальным классам на их видении мира, таким образом придавая разный художественный образ в изображении пейзажа степи в своих произведениях. В работах поэтов разных веков есть различие, но все они очень отчетливо передают замысел, что образ степи уникален и многолик. Мы видим через художественный образ степи боль эпохи, любовь к родине и повышение патриотического духа у читателей.

Тем самым более точный художественный образ степи можно рассматривать лишь углубленно, изучая творческий путь каждого автора. Тема степи, отраженная в их произведениях, зависела, прежде всего, от душевного состояния автора, от его мировосприятия и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи, в которой жил каждый из них.


Список литературы

1. Альманах «Гостиный двор», вып. 2, 2009. – 417 с.
2. Вечный берег: Два века поэзии Оренбуржья: Избранная лирика. – Калуга: Золотая аллея, 2004. – 359 с.
3. Ковалева Л.В. Прогулки босиком: Стихотворения и лирическая проза / Л.В. Ковалева. – Калуга: Золотая аллея, 2016. – 298 с.
4. Оренбургский край в произведениях русской литературы и фольклора: хрестоматия по литературному краеведению для 5-8 классов/ сост.: А.Г. Прокофьева, В.Ю. Прокофьева, науч. ред. Маранцман – Оренбург: Оренб. лит. Агентство, 1994. – 365 с.
5. Проблемы изучения художественного произведения в школе и вузе: Сб. науч. ст. / Отв. ред. А.Г. Прокофьева. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2018. – 385 с.
6. Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае / Н.Е. Прянишников. – Оренбург: Южно-Уральское книжное издательство, 1987. – 297 с.
7. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии / М.Н. Эпштейн. – М.: Высшая школа, 2014. – 325 с.

Расскажите о нас своим друзьям: