Теория языка | Филологический аспект №1 (21) Январь, 2017

УДК 811.161.1'276

Дата публикации 16.01.2017

Хэштеги как новое лингвистическое явление

Кан Евгения Владимировна
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: В статье анализируется такой лингвистический феномен, как хэштеги – метки, служащие для распределения сообщений по соответствующим темам. Описана история их появления в социальных сетях, исследования, посвящённые данному явлению, основные их свойства и функции.
Ключевые слова: хэштег, интернет-дискурс, блог, виртуальная коммуникация

Hashtags as a new linguistic phenomenon

Kan Evgenija Vladimirovna
North-Caucasus Federal University, Stavropol

Abstract: The article analyzes the linguistic phenomenon such as hashtags - tags that are essential for the distribution of posts on related topics. We describe the history of their appearance on social networks, studies devoted to this phenomenon, their basic properties and functions.
Keywords: hashtag, internet discourse, blog, virtual communication

Интернет-тексты являются новым ресурсом языка и требуют тщательного изучения. На состояние современной языковой ситуации в немалой степени влияет речевая практика пользователей, связанная с коммуникацией в интернет-пространстве. «Повышение популярности микроблогов … привело к возникновению нового лингвистического явления, суть которого не сводится к существовавшим ранее феноменам и нуждается в специальном описании» [4, с. 13]. Речь идёт о хэштегах (в другом написании – «хештег» и «хэштэг»), которые первоначально использовались в сетях IRC для маркировки тем и групп обсуждений.

В одном из интернет-словарей даётся следующее определение данного явления:

Хештег (анг. Hashtag от hasg – символ «решётка») – это слово в Твиттере, начинающееся с символа #, служит для пометки сообщения о его принадлежности к какому-либо событию, теме или обсуждению.

В более широком смысле хэштег – метка, используемая для распределения сообщений по темам в блогах и социальных сетях. Сообщения, в которых присутствует тот или иной хэштег, становятся маркированными и дают возможность интернет-пользователям найти тематическую информацию с помощью поиска (например, #музыка, #искусство, #смешное и т.д.).

Таким образом, основными свойствами хэштега являются:

– выделение главной мысли сообщения при помощи ключевых слов;

– тематическая группировка информации;

– обеспечение быстрого поиска по интересующим темам.

При создании хэштегов требуется соблюдать определённые правила, так как в противном случае ссылка не будет работать:

– хэштег можно писать как латиницей, так и кириллицей;

– между решёткой и следующим за ней словом не должно быть пробела;

– если хэштег состоит из нескольких слов, то они должны писаться без пробелов (#любимыефигуристки) или разделяться нижним подчёркиванием (#любимые_фигуристки);

– два хэштега должны отделяться пробелом.

С ростом популярности социальной сети «Твиттер» выросла и популярность хэштегов. Крис Мессина, американский актёр, сценарист и режиссёр, предложил такой способ для того, чтобы помечать интересные темы в микроблогах. 23 августа 2007 года он отправил первое сообщение в хэштегом: «Что вы думаете о том, чтобы использовать решётку (#) для разных групп?». Вскоре такая форма категоризации тем стала популярной и получила широкое распространение в других социальных сетях. Графическое обозначение хэштега (а не само слово «хэштег») «впервые в мире сразу в нескольких странах и на нескольких языках – английском, французском, немецком и русском» получило статус «Интернет-слово 2012 года» [3]. К такому заключению пришли как поисковые системы Google и Яндекс, заинтересованные в продвижении новых сетевых терминов, так и учёные Института русского языка имени А.С. Пушкина и Американского диалектологического общества (ADS). В. Емельяненко в статье «Слова за решёткой», ссылаясь на Бена Циммера, лингвиста ADS, говорит о том, что были определённые сложности с присвоением знаку # статуса интернет-слова. «Ведь начинал свою пока короткую историю хэштег всего лишь как знак, отделявший один твит от другого, и по смыслу, и по их количеству. … Однако очень быстро выяснилось, что у него есть и иная функция – смысловая. Стиль и объёмы интернет-переписки и общения таковы, что требуют уложить максимальный объём информации в минимальную форму. Чтобы было удобно и быстро читать, а потом так же оперативно и чётко отвечать. Но чёткость требует осмысления. Так постепенно хэштег стал не просто отделять твиты и посты, а вычленять из них главную мысль или созданный образ» [там же]. Самые удачные и меткие хэштеги стали популярными среди интернет-пользователей, их разбирали на цитаты и превращали в афоризмы. Таким образом, сфера их бытования расширилась: хэштеги стали функционировать не только в виртуальном мире, но и в реальном. «Сегодня хэштегами, не всегда зная, что это такое, заговорила улица. Что и стало определяющим критерием для учёных, назвавших словом 2012 года знак #» [там же].

Существуют отдельные статьи, в которых хэштеги рассматриваются как инструмент для привлечения целевой аудитории и повышения узнаваемости бренда. С лингвистической точки зрения хэштеги изучаются чаще всего в рамках социальной сети, в которой возникли первоначально (Twitter).

Так, А.П. Атягина в статье «Языковая компрессия в Twitter» считает использование хэштегов основным способом семантической компрессии. «Т.А. ванн Дейк, основываясь на когнитивной теории употребления языка, исходит из того, что мы понимаем текст только тогда, когда понимаем ситуацию, о которой идёт речь. Поэтому так называемые модели ситуаций необходимы в качестве основы интерпретации текста» [2]. А.П. Атягина считает, что в сообщениях Twitter  «именно хэштеги передают информацию о модели ситуации» [там же]. Кроме того, они делают сообщение максимально публичным, помогая распространить информацию. Часто хэштег используется для акцентирования внимания на тех моментах, которые автор считает важными. «Порядок расположения хэштегов отвечает логике сообщения и полностью зависит от его автора. Таким образом, в Twitter присутствует авторский синтаксис» [там же].

Ю.Е. Галямина в статье «Лингвистический анализ хештегов Твиттера» рассматривает основные функции данного лингвистического феномена. Проанализировав содержательный и формальный аспекты употребления хэштегов, исследователь обосновывает многофункциональность этой составляющей интернет-сообщения.

1) Являясь тематическим маркером, хэштег «скрепляет текст не только семантически, маркируя тему, но в некотором роде «синтаксически», являясь материальным маркером связности двух и более твитов». Кроме того, в случае использования в сообщении одного автора, хэштеги «помогают создать текст монологического характера, в том числе нарратив» [4, с. 15]. Если же хэштег используется двумя и более авторами, «может создаваться либо нарратив с коллективным авторством, либо диалог. При этом в первом случае дополнительно к хештегу необходимо ввести в текст компоненты семантической связности, а во втором (в случае диалога) – могут появляться также и компоненты синтаксической связности» [там же, с. 16]. В том случае, когда твиты с одним и тем же хэштегом созданы независимо друг от друга и связаны только темой, можно сказать, что он является маркером рубрики, а не единого текста. Ю.Е. Галямина отмечает также следующий этап развития функционала хэштегов: одновременное обозначение не только темы сообщения, но и участника ситуации (актант или срконстант). Это возможно тогда, когда «в тему превращается наименование участников или места, в котором происходит то или иное событие» [там же, с. 17].

2) Хэштег выступает в качестве оценочного имени, если «референтное маркирование конкретного события или персонажа» сопровождается «появлением прагматического компонента значения. Этот компонент выражает отношение адресанта к персонажу или событию» [4, с. 18]. Такой приём часто используется в политическом или рекламном дискурсе. «Имена-этикетки становятся средством создания определённым образом окрашенного представления об обозначаемом персонаже или явлении. Массовое употребление того или иного хештега в такой функции становится медийным событием и попадает на страницы СМИ» [там же]. Ю.Е. Галямина в качестве примера таких квазисинонимов приводит хэштеги, использующиеся в русском Твиттере для обозначения российских политиков Владимира Путина (#путинкраб, #Обещалкин и др.) и Дмитрия Медведева (#Димон, #ЯПередамЭтоВладимиру и т. д.). Представленные примеры показывают, что «источником для оценочного нейминга вытсупают лексемы, в сигнификативное значение которых входит оценка (#жалкий), лексемы, имеющие оценочные коннотации, и производные от них (#Обещалкин), а также слова и словосочетания, которые получили окказиональное прагматическое оценочное значение путём речевых семантических переходов и языковой игры» [там же].

3) Предикативно-классифицирующая функция хэштегов –это приписывание  событию, явлению или персонажу свойств, которые позволяют отнести его к тому или иному классу события, объектов, состояний и т.п. Например: «Хватит ныть, что в школе плохо. Умирать не надо, нужно просто делать то, что от тебя требуют и все. !! #нытики

В отличие от оценочных имён, хэштеги этого типа «не используются в номинативной функции и не имеют определённой референции», а лишь «обозначают способность ситуации (или её участников) входить в тот или иной класс оьъектов и/или приписывают событию ту или иную оценку» [4, с. 20].

4) Модальная функция заключается в том, что хэштеги выражают модальность высказывания и одновременно соотносят данное высказывание с классом высказываний подобной модальности. «Примером такого использования выступает хештег #ИМХО, который является транслитерацией известного английского устойчивого выражения «In My Humble Opinion», регулярно применяемой в языке интернета» [4, с. 20].

5) Хэштег как маркер самого себя. «Развитие практики использования хештега в русскоязычном Твиттере привело в некоторых случаях к функциональной девальвации данного маркера [4, с. 21]. Такое явление связано с тем, что пользователи часто ставят знак # «перед любыми словами, в том числе перед теми, которые не маркируют тему сообщения, не дают оценку, не классифицируют явления и не выражают модальную рамку высказывания» [там же]. Таким образом, хэштег выполняет металингвистическую функцию и относит данный текст к не связанным друг с другом твитам, объединённых только фактом использования данного слова (например, твит: #больше #бы #радости).

Ю.Е. Галямина также подчёркивает сходство и различия хэштега и заголовка. По мнению исследователя, хэштег играет роль заголовка лишь отчасти, маркируя тему сообщения. Но, в отличие от заголовков традиционных текстов, он не выполняет номинативную функцию, а потому не может представлять или замещать текст. «Общими для хештегов и заголовков являются также предикативно-классифицирующая и отчасти модальная функция» [4, с. 21]. В то же время «хештег обладает функцией, не свойственной заглавиям: во многих случаях хештег маркирует в каждом отдельном твите принадлежность этого твита к более сложному тексту или набору высказываний, связанных тем или иным образом» [там же].

Б. Солис рассматривает хэштеги как вышедшее за пределы виртуальной реальности явление: «Хэштеги перетекают от одной формы коммуникации к другой за пределы микроблога. <…> Ценность хэштегов зависит от того, какими их видят авторы, владельцы. Они должны обладать культурной релевантностью, соединять интеллектуальный и эмоциональный уровни до того, как будут запущены в три блока социальных медиа (действия, реакции, транзакции). Хэштеги не должны быть брендированными, не должны вызывать ассоциации» [1].

Несомненно, хэштеги – особые текстовые элементы, ставшие в настоящее время неотъемлемой частью интернет-дискурса. Они не только группируют сообщения схожего содержания в микроблогах и обеспечивают возможность быстрого поиска нужной информации, но и приобретают творческий характер. Отмечается также разнообразие способов создания хэштегов: помимо использования словообразовательных средств, наблюдаются языковая игра и ссылка на прецедентные тексты. Хэштег служит для более ёмкого выражения значений без использования средств синтаксиса естественного языка и – более того – нередко приобретает в предложении особый коммуникативный статус. Именно поэтому необходим тщательный анализ хэштегов как нового лингвистического явления.


Список литературы

1. Solis B. The Hashtag Economy. [Электронный ресурс]. URL: http://www.briansolis.com/2011/06/hashtag-this-the-culture-of-social-media-is
2. Атягина А.П. Языковая компрессия в Twitter // Электронный научный журнал «Медиаскоп», № 3, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/?q=node/1136
3. В. Емельяненко. Слова за решёткой // Журнал «Русский мир.ru», № 2, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/99386/
4. Галямина Ю.Е. Лингвистический анализ хештегов Твиттера // Современный русский язык в интернете под ред. Я.Э. Ахапкина, Е.В. Рахилина. М.: Языки славянской культуры, 2014. С. 13-22.

Расскажите о нас своим друзьям: