Прикладная и математическая лингвистика | Филологический аспект №04 (108) Апрель 2024
УДК 81'272
Дата публикации 25.04.2024
Динамика концептуализации образа современной России в немецких СМИ
Чижов Дмитрий Александрович
студент II курса магистратуры, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, РФ, Москва, dmitry4izhov@gmail.com
Аннотация: Статья посвящена анализу концептуализации образа современной России в немецкоязычных средствах массовой информации на материале ряда немецких газет и электронных изданий. Обращение к теме исследования обусловлено тесными связями Российской Федерации и Германии на международной арене на протяжении всей истории существования государств. В ходе исследования анализируется отношение немецкой прессы к современной России, демонстрируются процессы, повлиявшие на динамику оценок России в немецких СМИ, раскрываются причины создания негативного образа России в сознании немецкоязычных читателей. В статье отражена репрезентация образа России в современных немецкоязычных СМИ до и после диверсии на «Северных потоках».
Ключевые слова: российско-германские отношения, концептуализация, образ России, немецкоязычные СМИ, «Северные потоки».
2nd year Master’s student, Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Russian Federation, Moscow
Abstract: The article is devoted to the analysis of the conceptualization of the image of modern Russia in the German-language media on the material of a number of German newspapers and electronic publications. The topic of the study is conditioned by the close ties between the Russian Federation and Germany in the international arena throughout the history of the establishment of the states. The study analyzes the attitude of the German press to modern Russia, demonstrates the processes that affected the dynamics of assessments of Russia in the German media, reveals the reasons for the creation of a negative image of Russia in the minds of German-speaking readers. The article reflects the representation of Russia's image in modern German-language media before and after the diversion of the Nord Streams.
Keywords: Russian-German relations, conceptualization, image of Russia, German-language media, Nord Streams.
Чижов Д.А. Динамика концептуализации образа современной России в немецких СМИ // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (108). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/dinamika-kontseptualizatsii-obraza-sovremennoj-rossii-v-nemetskikh-smi.html (Дата обращения: 25.04.2024)
Политический климат на мировой арене определяется уровнем отношений между ее крупнейшими акторами. Динамика в ту или иную сторону в двусторонних отношениях отдельно взятых государств неизбежно сказывается на взаимном восприятии образа другой страны рядовыми гражданами. Данный образ во многом диктуется актуальной политической конъюнктурой, однако его концептуализация и последующая тиражируемость всецело основаны на функционировании медиасферы. Государственные и частные средства массовой информации не только формируют для общества картину окружающего мира, но и демонстрируют определенные представления о государстве через призму различных интерпретаций. Это колоссальный инструмент влияния на массовое сознание, позволяющий формировать, корректировать образ государства как внутри страны, так и на мировой политической арене [1, c. 213]. Такое влияние оказывается средствами массовой информации на собственных граждан с учетом внешнеполитического курса, экономических отношений и места на международной арене того или иного государства.
В настоящее время конструирование образа Российской Федерации в мировых средствах массовой информации происходит с опорой на позицию конкретного государства в отношении конфликта на Украине и проводимой Россией специальной военной операции. В рамках настоящего исследования наибольший интерес представляет концептуализация образа современной России в немецкоязычных средствах массовой информации, поскольку тесная связь между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия, обусловленная непрерывным политическим и экономическим взаимодействием, прослеживается на протяжении всей истории развития двух государств.
В. Лапкин и В. Пантин отмечают, что в формировании в СМИ представлений о государстве немаловажную роль играет фактор субъективности, который уменьшает степень восприятия первоначальных ценностей, заложенных в объективной оценке образа какой-либо страны. В связи с этим изменение внутреннего и внешнего облика российского государства с учетом происходящих исторических событий и преобразований внутри страны непосредственно повлияло на концептуализацию форм подачи современными СМИ образа России [2].
Исследуя концептуализацию образа современной России в немецких СМИ важно отметить, что взаимоотношения между Россией и Германией за всю историю существования двух стран характеризуются периодами подъемов и спадов, при этом интерес немецких СМИ к российской культуре, политике и общественной жизни всегда оставался на достаточно высоком уровне. Двусторонние отношения между Россией и Германией основывались в большей степени на торговом партнерстве, туристическом взаимодействии, научном обмене и т. д., то есть отражали в себе широкий спектр внешнеполитических отношений между государствами [8, c. 142]. Существенные изменения образа России в немецкоязычных средствах массовой информации начали происходить с 1990-х годов. Именно этот период считается наиболее благоприятным для развития российско-немецких отношений на международной арене [8]. Соответственно, тесное экономическое сотрудничество двух стран непосредственно повлияло и на формирование образа России в немецкоязычных средствах массовой информации.
С приходом к власти В. В. Путина, при котором Россия вышла на новый экономический уровень за счет высоких доходов от нефти и газа, из немецкоязычных СМИ стало постепенно искореняться представление России как «бедного» и «непредсказуемого» государства. Однако, несмотря на установление тесных экономических отношений между Германией и Россией, увеличение контактов между странами по различным культурным и научным вопросам, политика России в немецких средствах массовой информации в эпоху 1990-2000 годов зачастую рассматривается весьма критически.
Такое отношение немецкоязычной прессы в первую очередь связано не с партнерскими отношениями России и Германии, а с внутриполитической ситуацией в обеих странах и отношениями РФ с третьими государствами [2, c. 16]. Зафиксированные всплески интереса к России у немецкоязычных СМИ, как правило, были связаны с ключевыми моментами истории, определяющими дальнейшее развитие российского государства (например, Чеченский конфликт, война с Грузией, Олимпийские игры, начало конфликта на Украине и т. д.) [8, c. 145].
Кардинальное изменение образа Российской Федерации в немецких средствах массовой информации связано с событиями, происходящими на Украине и непосредственном участии России в данном конфликте. На сегодняшний день российско-германские отношения следует рассматривать с учетом негативного позиционирования современного политического истеблишмента ФРГ относительно действий РФ. Сегодня немецкие СМИ активно пропагандируют отрицательный образ России, представляя страну оппонентом не только для Германии, но и для Европы в целом.
Например, один из известнейших еженедельных немецких журналов Der Spiegel после начала специальной военной операции призывает считать Россию не партнером, а главным противником. В электронной версии журнала среди пунктов меню содержится отдельный блок, объединяющий все материалы издания, посвященные конфликту на Украине. Таким образом, с самого начала российско-украинского конфликта в 2014 году немецкоязычные СМИ резко изменили вектор отношения к российскому государству, представляя политику страны в сугубо негативном свете [5, c. 64]. Россия в средствах массовой информации Германии из внешнеполитического и экономического партнера стала постепенно преподноситься в качестве государства-оппонента. Вместе с тем любые внешнеполитические действия и внутриполитические события Российской Федерации начали неизбежно вызывать широкие дискуссии и заведомо осуждаться с подачи немецкоязычного медиадискурса.
Кроме того, с прошлого десятилетия в немецких СМИ прослеживается тема идеологического противостояния между Россией и странами Североатлантического альянса. Такой образ России начали активно пропагандировать, например, в одной из ведущих межрегиональных газет Германии Frankfurter Allgemeine Zeitung. В публикации от 26 декабря 2014 года говорится: «Der russische Präsident Wladimir Putin sieht in der Aufrüstung der Nato eine der Hauptbedrohungen für sein Land. Putin hat eine neue Militärdoktrin unterzeichnet, in der als Risiken für die Sicherheit Russlands der Ausbau der militärischen Fähigkeiten des westlichen Nato-Bündnisses, deren Ausweitung an die Grenzen der Russischen Föderation und die Destabilisierung in mehreren Regionen eingestuft werden» [12] («Президент России Владимир Путин видит в модернизации НАТО одну из главных угроз для своей страны. Путин подписал новую военную доктрину, в которой в качестве рисков для безопасности России рассматриваются наращивание военного потенциала западного альянса НАТО, его расширение до границ Российской Федерации и дестабилизацию в ряде регионов»).
Анализ публикаций немецких средств массовой информации говорит о создании негативного образа России в немецкоязычной прессе, что в первую очередь связано с событиями, происходящими на Украине. Данный фактор позволяет определить публикации немецких СМИ как «информационную войну» против России.
С учетом последних событий, непосредственно связанных с событиями на Украине, политическим курсом России, вхождением Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, а также с учетом санкций, введенных зарубежными государствами, образ современной России в немецкоязычных СМИ во многом зависит и от внешней политики российского государства на международной арене.
Средства массовой информации все чаще представляют Россию как оппонента ФРГ. Все публикации, отражающие оценку России немецкими средствами массовой информации, в последнее время основываются на использовании оценочных суждений, опирающихся на цитирование критических высказываний немецких политиков, субъективное мнение авторов материала или спикеров. Примечательно, что для придания негативного концептуального образа России немецкоязычные СМИ используют большое количество фразеологизмов [4, c. 37].
Более того, даже описывая ситуацию в разных точках Европы, немецкоязычные СМИ имеют тенденцию видеть причины вспышек региональных конфликтов в действиях России, предпринимаемых с целью разрушить европейскую стабильность. Так, в публикации от 11.12.2023 года в Presseportal написано буквально следующее: «Insbesondere die Situation in Serbien, Bosnien-Herzegowina und Kosovo erfordert dringend Aufmerksamkeit. Von hier aus versuchen Putins Marionetten, die gesamte Region zu destabilisieren. Langfristig will der Kreml die Lage nutzen, um der EU zu schaden» [10] («Ситуация в Сербии, Боснии и Герцеговине и Косово, в частности, требует срочного внимания. Отсюда путинские марионетки пытаются дестабилизировать весь регион. В долгосрочной перспективе Кремль хочет использовать ситуацию, чтобы навредить ЕС»).
Для концептуализации образа России в современных немецкоязычных СМИ следует процитировать отрывок данной статьи, содержащей прогнозы относительно разрешения украинского кризиса: «Im Fall der Ukrainer*innen wäre alles klar: Sie werden einfach aufhören zu existieren und diejenigen, die überleben, wird das russische Regime – ganz gleich, ob Putin selbst oder jemand anderes regiert – zu neuen richtigen Russen*innen machen. Zuvor aber würde Blut in Strömen über die ukrainische Schwarzerde fließen und in Parks und Wäldern würden Massengräber entstehen, in denen viele Ukrainer*innen verscharrt wären» [11] («В случае с украинцами все было бы ясно: они просто прекратят свое существование, а тех, кто выживет, российский режим – будь то сам Путин или кто–то другой - превратит в новых правильных русских. Но до этого кровь лилась бы ручьями по украинскому Чернозему, а в парках и лесах появились бы братские могилы, где были бы похоронены многие украинцы»). Как видно из перевода отрывка статьи, данная публикация содержит большое количество оценочных суждений и экспрессивных выражений для придания тексту негативной эмоциональной окраски по отношению к президенту Российской Федерации и политическому курсу России. Разрушительное влияние подобного эмоционального освещения РФ, как отмечает О.С. Дейнека, выражается в формировании у немецкой аудитории когнитивных компонентов, не предполагающих выстраивания стратегии сотрудничества и дружбы с русским народом [6, с. 230].
Таким образом, на сегодняшний день концептуализация образа России в современных немецких СМИ базируется на представлении России в качестве политического оппонента, представляющего непосредственную угрозу не только для Германии и стран Евросоюза, но и для всего мира. Конструирование негативного образа современной России в немецкоязычной прессе в течении последнего десятилетия в большей степени происходило на основе оценочных суждений немецких спикеров относительно конфликта на Украине и последовавшими санкциями зарубежных стран против российского государства.
Несмотря на ранее продуктивное сотрудничество Германии и России в области энергетики, антироссийская информационная кампания, курс на которую поддерживается немецкоязычным медиадискурсом, существенно повлияла на взаимоотношения между странами. Исследователи отмечают, что часть медиакомпаний склонна возлагать вину за разразившийся в Европе энергетический кризис на РФ и обвинять нашу страну в использовании газа как инструмента геополитического воздействия [7, с. 100-101]. При этом новый виток «очернения» образа России в немецких средствах массовой информации вызвала внешнеэкономическая и внешнеполитическая ситуация, сложившаяся между странами после диверсии на «Северных потоках». Начиная с 26 сентября 2022 года немецкоязычная пресса все чаще начала обвинять Россию в причастности к взрыву газопроводов. Как подчеркивают Жизнин и Тимохов, информационная война в западных СМИ велась с использованием не экономических, а геополитических аргументов [9, c. 26]. Таким образом была окончательно ликвидирована возможность российско-германского энергетического сотрудничества и прервав тесное сотрудничество России и Германии [3, c. 42].
Таким образом, исследование концептуализации образа современной России в немецкоязычном медиадискурсе показало, что сегодня вектор освещения немецкими средствами массовой информации действий Российской Федерации в полной мере отражает динамику внешнеполитических отношений между двумя государствами в последнее десятилетие.
На сегодняшний день политика российского государства в немецких СМИ получила весьма негативную оценку. Россия в публикациях немецкоязычных газет и журналов в большей степени представляется как политический оппонент ФРГ. Такая критическая окраска современной России непосредственно влияет не только на укрепление в сознании немецких граждан отрицательного образа российского государства, но и существенно ухудшает экономические и внешнеполитические отношения между двумя государствами.
Список литературы
1. Кузина С.И., Семеренко А.С. СМИ как инструмент влияния на формирование в массовом сознании благоприятного имиджа государства // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. №3. — С. 210-214.
2. Лапкин В, Пантин В. Динамика образа России и циклы реформ – контрреформ // Политологические науки. 2008. – С. 15-22.
3. Карпушкина И. Н. Репрезентация образа России в немецкоязычной медиасфере // Власть истории – История власти. Филология, лингвистика. 2023. Том 9. Часть 6 (№48). – С. 36-45.
4. Илюхина Е. А., Герасименко И. Е. Метафорическая репрезентация образа России в немецких СМИ // Уральский научный Вестник. 2022. Том 2. № 2. — С. 36-38.
5. Сосой О. А. Образ России в немецких электронных СМИ // Верхневолжский филологический вестник. СМИ (медиа) и массовые коммуникации. 2015. №3. — С. 63-68.
6. Дейнека О.С. Образ и медиаобраз России в сознании немецких граждан на фоне усиления радикальных установок в обществе // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. №12 (92). — С. 225-231.
7. Каталкина Н.А., Богданова Н.В., Импорт российского газа в общественно-политическом дискурсе Германии // Социально-политические науки. 2022. №3. — С. 98-104.
8. Уразаева Н. Р., Морозов Е. А. Концептуализация образа России в немецких СМИ: перемены к лучшему? // Мировая политика. СМИ (медиа) и массовые коммуникации. 2017-3. — С. 141-154.
9. Жизнин С. З., Тимохов В. М. Экономические и геополитические аспекты «Северного потока - 2» // Балтийский регион. 2019. №3. — С. 25-42.
10. Presseportal. Gesellschaft für bedrohte Völker e.V. (GfbV). EU-Westbalkan-Gipfel (13.12.): Putins Marionetten nicht das Feld überlassen. [Электронный ресурс] URL: https://www.presseportal.de/pm/29402/5669200 (Дата обращения: 18.04.2024).
11. Die Tageszeitung. Zwei Jahre russischer Angriffskrieg: Was, wenn Putin gewinnt? [Электронный ресурс]. URL: https://taz.de/Zwei-Jahre-russischer-Angriffskrieg/!5989463/ (Дата обращения: 18.04.2024).
12. Caspar O. Der finstere Kreml // Süddeutsche Zeitung, Literaturbeilage, vom 20.11.2007. V 2. — 20 s.
13. Die Tageszeitung. Russen und der Krieg in der Ukraine: Wodka und Tränen. [Электронный ресурс] URL: https://taz.de/Russen-und-der-Krieg-in-der-Ukraine/!5989374/ (Дата обращения: 18.04.2024).