Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023
УДК 37.018.2
Дата публикации 29.03.2023
Значение универсальных учебных действий при проведении профилактических занятий в образовательной сфере
Володин Олег Николаевич
кандидат юридических наук, методист Центра профилактической работы, Институт регионального развития Пензенской области, РФ, г. Пенза, ORCID 0000-0003-3568-0942, e-mail: ov68ppp@rambler.ru
Аннотация: В настоящей публикации предпринята попытка системно осмыслить и в прагматичном формате описать «универсальные учебные действия», являющиеся одним из основных результатов педагога в образовательном процессе и, в частности, в профилактической деятельности. Применен метод системно-логического исследования универсальных учебных действий как аспекта профилактической работы с диалектических позиций. Комплексное рассмотрение универсальных учебных действий позволило сформировать твердое мнение о полезности проводимых профилактических занятий с привнесением данного дополнения. В качестве гипотезы предложена идея о качественном улучшении проводимых социальным педагогом профилактических занятий, при условии внедрения задачи формирования универсальных учебных действий в плановое содержание профилактической работы. В заключении сделан вывод об эффективности универсальных учебных действий при планировании и проведении профилактических занятий с учащимися в образовательных организациях.
Ключевые слова: педагогический процесс, профилактика, универсальные учебные действия, социализация, социальный педагог, эффективность, компетенции, развитие.
candidate of yuridical sciences, Сenter for preventive work, metodist, Institute of Regional Development of Penza Region, Russia, Penza
Abstract: This publication attempts to systematically comprehend and describe in a pragmatic format "universal learning activities", which are one of the main outcomes of a teacher in the educational process and, in particular, in prevention activities. The method of systemic and logical research of universal learning activities as an aspect of prevention work from dialectical positions was applied. Comprehensive consideration of universal learning activities made it possible to form a firm opinion about the usefulness of preventive activities with the introduction of this addition. The idea of qualitative improvement of preventive lessons conducted by a social pedagogue was suggested as a hypothesis if we introduce the task of forming universal learning activities into the planned content of preventive work. The conclusion is made about the effectiveness of universal learning activities in planning and conducting prevention lessons with students in educational institutions.
Keywords: pedagogical process, prevention, universal learning activities, socialization, social educator, effectiveness, competencies, development.
Володин О.Н. Значение универсальных учебных действий при проведении профилактических занятий в образовательной сфере // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/znachenie-universalnykh-uchebnykh-dejstvij-pri-provedenii-profilakticheskikh-zanyatij-v-obrazovatelnoj-sfere.html (Дата обращения: 29.03.2023)
Введение. Деятельность по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних (профилактика/профилактическая деятельность) в образовательной сфере безусловно является частью педагогического процесса. И не только потому, что осуществляется образованными и подготовленными специалистами – социальными педагогами. Очевидно, что профилактические занятия в образовательных организациях носят выраженный просветительский характер. Они расширяют кругозор учащихся, дают им новое знание, не вытекающее из предметного образования, формируют логические убежденности в разделах мышления, не задействованных в ходе повседневного предметного обучения. Кроме этого, профилактические занятия формируют, или как минимум должны стимулировать формы поведения, связанные с ориентацией на законность, социальную норму и пользу.
Исследование. Содержание и значение профилактической работы самоценны, хотя формы её осуществления в значительной степени традиционны. Профилактика прочно основывается на фундаментальных основах дидактики, воспитания и, прежде всего, развития. Мы бы даже сказали, что профилактическая работа в образовательных организациях ведется достаточно консервативными методами. Причин этого мы видим две:
- во-первых, заполненность штатных единиц социальных психологов профессионалами, сосредоточенными только на этом виде работы – достаточно низка. Довольно широко распространена практика, что социальный педагог – это дополнительная нагрузка на иных педагогических работников и это, к сожалению, позволяет профстандарт;
- во-вторых, несмотря на то обширное внимание, которое реально уделяется профилактике, отсутствуют полноценные учебники, учебные пособия, не говоря уже об УМК, т.е. системные педагогические средства, посвященные «чисто» профилактической работе.
И это при том, что профилактика регулируется отдельным федеральным законом, имеет свой заметный вектор в общем русле образовательного процесса, и бесспорно, что «профилактика правонарушений несовершеннолетних представляет собой важную социальную задачу, актуальность которой постоянно возрастает» [1, с.10].
«Осуществляя деятельность, которая постоянно усложняется, ученик включается в новые для себя отношения, формируется его личностный опыт, развиваются мотивы, оценки, отношения, являющиеся основой в формировании учебных компетентностей как интегрированного результата овладения способами обучения-познания. Новое осознание результатов образования конкретизирует необходимость формирования в учебно-познавательной деятельности способностей учащихся самоопределяться в деятельности и общении, мыслить, говорить, действовать способами, обеспечивающими успешную самореализацию» [2]. Анализируя приведенный вывод, мы не видим никаких отклонений от стратегических задач профилактической деятельности, которая также базируется на фундаментальных началах педагогики в целом.
Данные обстоятельства прямо соотносятся с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО) [3], который достаточно точно и подробно описывает те уровни, которые должны быть достижимы учащимися по итогам образовательного процесса, в который мы абсолютно справедливо включаем и профилактическую работу.
Доказательством мы полагаем абсолютную методическую интегративность в профилактической работе такого стержневого аспекта ФГОС ООО, как универсальные учебные действия (УУД), их формирование в ходе профилактики. «Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания» [4]. Под «любой» деятельностью мы понимаем в том числе деятельность по профилактике правонарушений и безнадзорности в образовательной организации.
Рассмотрим это обстоятельство на примерах профилактической практики, соотнося их с нормами, которые содержит ФГОС ООО [извлечение]:
«32.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна обеспечивать:
развитие способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
формирование внутренней позиции личности, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся;
формирование опыта применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, готовности к решению практических задач;
повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования компетенций в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности; <…>
овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет), формирование культуры пользования ИКТ; <…>
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна содержать:
описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
описание особенностей реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности» [3].
Как видно, программа формирования УУД не содержит ничего противоречащего, находящегося в диссонансе с профилактической работой. Например, цели и задачи по антинаркотическому просвещению, правовой грамотности, антиэкстремистской работе в детско-подростковой среде полно и гармонично базируются на положениях ФГОС ООО. Более того, указанные во ФГОС ООО программные задачи в значительной мере ориентируют социального педагога на составление профилактических программ и отдельных занятий с учетом фактора УУД, что вносит в его деятельность не только содержательную глубину, но и меру ответственности за итоговый результат. Никому не нужные, неинтересные профилактические занятия с большей вероятностью пройдут впустую, если вообще не принесут вреда и могут негативно сказаться на характере коммуникации социального педагога со школьниками.
Понятно, что общие обстоятельства УУД в профилактической работе методически обоснованы и практически полезны. Попробуем посмотреть, каковы значение и роль элементных УУД в профилактике. Начнем с познавательных УУД [извлечение из ФГОС ООО]:
«43.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;<…>
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся» [3].
Состав базовых логических действий, как мы убеждены, вообще максимально востребован и применим именно в профилактике. Учащиеся не просто знакомятся с антиобщественными деяниями и их юридической квалификацией [преступление и наказание], но и самостоятельно строят причинно-следственные связи между этими явлениями социально-правовой жизни, формулируют выводы о той либо иной форме собственного поведения. Исходя из современных условий и обстоятельств, выбор, анализ, а главное – интерпретация разнообразных информационных объектов – принципиально важное и ценное звено в общем объеме компетенции учащихся.
Командные и иные формы коллективных техник, применяемых на профилактических занятиях (решения кейсов, подготовка группового мнения, совместного решения) способствуют не только взаимообогащению учащихся, но и действенно помогают выработке и закреплению коммуникативных навыков. «Учащийся готовится сотрудничать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные высказывания, точно формулировать свои идеи, принимать мнения других людей.» [5].
Продолжим ознакомление с положениями ФГОС ООО, применимыми в профилактической работе [извлечение]:
«43.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;<…>
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.» [3].
Коммуникативные УУД можно смело назвать динамическим ядром профилактики. Принимая во внимание ту скорость общения, смены трендов и обстановки процесса современного общения между участниками образовательного процесса, коммуникативные навыки, формируемые в том числе во время профилактических занятий, принимают главенствующую позицию в общем элементном составе УУД.
Не менее значимы и психологически насыщены регулятивные УУД [извлечение из ФГОС ООО]:
«43.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения)» [3].
При проведении прикладных исследований в подростковой среде нами был выявлен факт выраженного комплиментарного отношения подростков к собственному эмоциональному интеллекту. Вопрос этот очень тонкий, затрагивающий сферу ощущений подростком самого себя. В связи с этим представляется, что формирование регулятивных УУД должно происходить максимально тактично, деликатно, исключая назидательность и «конкретные» примеры с упоминанием негативных фактов поведения, в которых школьники могли бы узнать себя. Речь не идет о подыгрывании подросткам, или о «закрывании глаз» на проступки и иные проявления поведенческого деструктива. Профилактическое воздействие, его результаты будут гораздо более действенными, эффективными, положительно воспринимаемыми детьми и подростками, если социальный педагог проявит благородное и бережное отношение к весьма дифферентному состоянию психики учащихся. Данное обстоятельство, уверены – пойдет на пользу всем участникам образовательных отношений.
Заключение.
Анализ положений ФГОС-2021 рельефно показывает парадигму и перспективу образовательного процесса, как социокультурного вектора жизнедеятельности российского общества. «Учебный процесс в рамках школы будущего ориентирован на раскрытие в ребенке личностного потенциала и воспитания интереса к учебе, на развитие стремления к духовному росту и здоровому образу жизни, на подготовку к профессиональной деятельности» [6, С.105]. Решить указанные задачи только путем модернизации, усиления и улучшения предметного знания – затруднительно. Мы убеждены, что универсальные учебные действия можно смело назвать деятельностно-интеллектуальным ядром социализации. Сама же позитивная социализация учащихся это квинтэссенция работы социального педагога, его главное достижение в профессиональной деятельности.
«Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества» [7, С.143]. Недальновидно и малопродуктивно давать учащимся «чистое» предметное знание и культивировать такой важный и полезный комплекс, как УУД только в предметных занятиях.
«Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности…» [7, С.143]. Таким образом, с точки зрения возможной интеграции универсальных учебных действий и аспектов позитивной социализации, несомненно, что указанная интеграция представляет собой вершину профилактической работы, ее максимальное качество и общий успех педагогического процесса в целом.
Список литературы
1. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М.: Логос, 2004. 218 с.
2. Ручка, О.Н. Универсальные учебные действия учащихся в реализации компетентностного подхода. Общество: социология, психология, педагогика. 2017, №5. С.121-123. https://doi.org/10.24158/spp.2017.5.30
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Электронный ресурс // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 10.03.2023)
4. Онучина, А.В. Структура универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018, Т. 1, №2(48). С.30-40.
5. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности. Науковедение. 2014, №3(22).
6. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. С.С. Татарченковой – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.