Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 376.37

Дата публикации 30.03.2023

Исследование моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с дизартрией

Бурякова Татьяна Алексеевна
студент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск, butaal.2001@mail.ru
Научный руководитель Иванова Наталья Викторовна
доцент, кандидат педагогических наук, доцент Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск, klunat@yandex.ru

Аннотация: В настоящее время у детей дошкольного возраста всё чаще и чаще обнаруживаются различные речевые нарушения. Среди этих расстройств дизартрия не является редкостью. Дизартрия – сложное нарушение и возникает при органическом поражении центральной и периферической нервной системы. При дизартрии страдает не только произносительная сторона речи, но и общая и мелкая моторика. Статья посвящена исследованию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. В статье рассмотрены методики исследования моторки пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, их цель, инструкция и оценка результатов.
Ключевые слова: Дизартрия, мелкая моторика, праксис, методики исследования, дошкольный возраст, обследование.

The study of finger motility in preschool children with dysarthria

Buryakova Tatiana Alekseevna
Student of Special Pedagogy and Psychology department, Smolensk State University of the Russian Federation, Smolensk
Scientific adviser Ivanova Natalia Viktorovna
Docent, PhD in Pedagogy, Associate professor of Smolensk State University of the Russian Federation, Smolensk

Abstract: Currently, various speech disorders are being detected more and more often in preschool children. Among these disorders, dysarthria is not uncommon. Dysarthria is a complex disorder and occurs with an organic lesion of the central and peripheral nervous system. Dysarthria affects not only the pronunciation side of speech, but also general and fine motor skills. The article is devoted to the study of fine motor skills in older preschool children with dysarthria. The article discusses the methods of fingerprinting research in older preschool children with dysarthria, their purpose, instructions and evaluation of the results.
Keywords: Dysarthria, fine motor skills, praxis, research methods, preschool age, examination.

Правильная ссылка на статью
Бурякова Т.А., Иванова Н.В. Исследование моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с дизартрией // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-motoriki-paltsev-ruk-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-dizartriej.html (Дата обращения: 30.03.2023)

В настоящее время становится актуальным вопрос о том, как ускорить процесс коррекции звукопроизношения и решить при этом максимальное количество задач. Для этого применяются различные способы: используются инновационные логопедические технологии, исследования из области нейропсихологии, психолингвистики. Не является исключением и метод коррекции, при котором в работу включаются движения руками, именно он и стал предметом нашего исследования. Для того, чтобы активно начать применять двигательные приёмы на практике, необходимо было выявить начальный уровень состояния мелкой моторки у детей экспериментальной группы.

Нами было проведено исследование  моторики пальцев рук у дошкольников с дизартрией. При данном речевом нарушении  отмечается общая неловкость, недостаточная координированность, наблюдается неряшливость в навыках самообслуживания, дети отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них  с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, а в школьном возрасте отмечается плохой почерк [5]. Поэтому, работая с детьми с дизартрией, нужно уделять особое внимание диагностике и развитию мелкой моторки, чтобы предупредить перечисленные выше трудности.

Для проведения констатирующего эксперимента нами был  составлен комплекс специальных проб на развитие статического и динамического пальцевого праксиса с целью уточнения оценки качества выполняемых детьми движений.  

Проанализировав различные подходы к оценке мелкой моторики у детей дошкольного возраста, мы выявили, что в имеющихся методиках представлены задания не только для анализа состояния мелкой моторики, но и для оценки состояния общей моторики, а также обследование состояния звукопроизношения и высших психических функций [2,5,6,7]. В задачи нашей исследовательской работы не входило комплексное обследование детей с дизартрией, поэтому мы сделали акцент на отборе таких заданий, которые позволяют  оценить готовность руки детей к письму, а также проверить соответствие  развития пальцевой моторики у данной группы детей их возрасту. Составленный нами комплекс заданий включает 3 блока по 7 проб.

I. Исследование статического и динамического праксиса

1. Статический  праксис [7].

 Из данной пробы были убраны некоторые варианты поз и изменена инструкция.

Цель: исследование статической координации движений рук.

Выполнение:

а) по зрительному образцу. Движения выполняются поочередно левой и правой рукой по предлагаемому образцу, локоть опирается на стол, после фиксирования каждой позы руку свободно кладут на стол:

  • соединить большой и указательный пальцы в кольцо (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);
  • указательный и средний пальцы выдвинуть вперед — «ушки зайчика» (остальные пальцы прижаты к ладони, кисть руки опущена);
  • соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);
  • указательный палец и мизинец выдвинуты вперед — «рожки у козы» (кисть руки опущена, остальные пальцы прижаты к ладони);

б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же, что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сложить его пальцы в нужную позу, затем рука распрямляется, и ребенку необходимо воспроизвести заданную позу самостоятельно.

3 балла — выполнены пробы «а», «б». Движения выполняются быстро, правильно, четко.

2 балла — выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «а» может отмечаться «зеркальность» (повторение движений противоположной рукой, другими парами пальцев). Темп при выполнении пробы «б» замедлен, может отмечаться поиск нужной позы.

1 балл — выполнена проба «а», заданная поза подбирается методом поиска, темп движения резко замедлен, может отмечаться «зеркальность». Проба «б» не выполняется, либо позы воспроизводятся неверно.

0 баллов — невозможность правильного повторения движений.

2.  Динамический праксис. Проба Н.И. Озерецкого  «Кулак— ребро—ладонь».

Цель - проверить  возможность усвоения ребенком двигательной программы по наглядному образцу и  способность автоматизации двигательного навыка переключения с одного движения на другое.

В данную пробу были внесены модификации: добавлено усложнение «закрыть глаза», «высунуть язык» и «высунуть язык и закрыть глаза».

Инструкция: «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений; меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения. Ребенку показывается три положения руки на плоскости стола, следующих друг за другом. Ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола.

Два раза выполняется задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагается сделать ему самому и в более быстром темпе. Затем, то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами.

 Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например, «ребро — ладонь — кулак». Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, потом — двумя руками вместе.

Критерии оценки:

3 балла – правильное воспроизведение моторной программы в нужной последовательности и в заданном темпе;

2 балла –  допускаются недолгие паузы во время выполнения задания, пропуск одного звена;

1 балл – задание  выполняется не в правильной последовательности, пропуски звеньев моторной программы, темп выполнения низкий;

0 баллов – задание не выполняется.

II. Задания для выявления соответствия состояния мелкой моторки возрасту детей

1. Нанизывание колец на шнурок.

Задание подобрано на основе описанных Архиповой Е.Ф. возрастных особенностей развития тонкой моторики рук.

Цели: 1. Определить наличие щипкового захвата.

2. Проверить слаженность работы рук.

3. Посмотреть тонкость и точность движений рук.

Инструкция: перед тобой лежат кольца и шнурок, тебе нужно «сделать бусы».

Критерии оценки:

3 балла –  задание выполнено без затруднений;

2 балла –  допускаются  незначительные трудности при выполнении задания;

1 балл – ребёнок долго не может вдеть шнурок в кольцо,  с трудом захватывает  пальцами  колечки;

0 баллов – задание не выполняется.

2. Завязывание узла.

Задание подобрано на основе описанных Архиповой Е.Ф. возрастных особенностей развития тонкой моторики рук.

 Цель - проверить умение выполнять сложную моторную программу и степень развития подвижности пальцев рук.

Инструкция: завяжи узел. Если ребёнок не умеет, показываем, как нужно завязывать и смотрим, как он справится после этого примера.

Критерии оценки:

3 балла – задание выполнено самостоятельно;

2 балла –   задание выполнено после показа алгоритма выполнения;

1 балл – задание выполняется с помощью учителя и нескольких показов примера выполнения;

0 баллов – задание не выполняется.

 3. Завязывание бантика.

Задание подобрано на основе описанных Архиповой Е.Ф. возрастных особенностей развития тонкой моторики рук.

Цель: проверить уровень владения бытовыми навыками, посмотреть слаженность работы рук ребёнка

Инструкция: мы с тобой завязали узел, а теперь давай сделаем бантик. Если ребёнок не умеет, показываем, как  делается бантик  и просим ребёнка повторить.

Критерии оценки:

3 балла – задание выполнено самостоятельно;

2 балла –   задание выполнено после показа алгоритма выполнения;

1 балл – задание выполняется с помощью учителя и нескольких показов примера выполнения;

0 баллов – задание не выполняется.

III. Проверка готовности к письму.

1. Определение ребёнком правой и левой руки.

Цель: определить, как ребёнок ощущает и понимает  положение  своего тела (а именно рук) в пространстве; понимание какая рука ведущая, «главная».

Инструкция: ребёнка просят показать правую руку, левую руку, и ответить на вопрос «Какой рукой ты держишь ложку? Пишешь?».

Критерии оценки:

1 балл –  правильное определение правой и левой руки с первого раза;

0 баллов –  неправильное определение правой и левой руки.

2. Графическая проба.

Задания были составлены нами по критериям, предложенным Н.В. Нижегородцевой, проба «дорисовывание предметов» была взята из работы Забрамной С. Д.

Цели:

1.Определение качества владения ребёнком ручкой как инструментом письма.

2. Проверка совместной работы зрительного и моторного анализаторов.

3. Отслеживание выполнения ребёнком тонких движений руки.

Обучающемуся даётся лист А4, на котором представлены задания, направленные на проверку графомоторных навыков дошкольника.  

Инструкция: «возьми ручку и аккуратно обведи все предметы, постарайся не выходить за границы рисунка, ниже тебе нужно дорисовать такую же половинку рисунка».

При выполнении  задания 2, проследить, как держит ручку, определить силу нажима.

Данный критерий учитывается, так как он показывает состояние мышц кисти ребёнка, а правильное положение ручки влияет на качество письма и темп утомляемости руки при данной работе.

Критерии оценки:

3 балла – аккуратное выполнение работы, нет выхода за линии рисунков,  правильный захват ручки, оптимальная сила нажима;

2 балла –  допускаются: незначительные заступы за границы рисунков, прерывистость выполнения, может быть неправильный захват ручки;

1 балл –  грубые заступы за границы рисунка, захват ручки неправильный, сила нажима слабая, движения руки прерывистые;

0 баллов – задание не выполняется.

Максимальное количество баллов - 19.

Трудности, возникающие при  выполнении представленных заданий, указывают на  нарушения пальцевой моторики.

Обследование по данной серии заданий занимает не больше 30 минут и может быть включено в речевую карту в качестве экспресс-диагностики.


Список литературы

1. Винарская Е.Н. Дизартрия. – Спб.: Транзиткнига, 2011.- 144 с.
2. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик – М .: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 32 с.
3. Кобозева О.О. Дизартрия. Нейропсихологический подход // Дефектология Проф. - режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/dizartriya_nejropsixologicheskij_podxod/ (дата обращения: 02.03.2023)
4. Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» М.: Владос, 2001.
5. Озерецкий Н.И. Методика исследования психомоторики / Н.И. Озерецкий – Ленинград: Госмедиздат, 1930.
6. Поливара З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста: учеб. пособие / З.В. Поливара — 3-е изд., стер. — м. : флинта, 2019. — 136 с.
7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. - 232 с.

Расскажите о нас своим друзьям: