Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 372.874

Дата публикации 30.03.2023

Исследование развития способности к эстетической оценке живописи

Рыбалко Мария Евгеньевна
студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство», Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень, stud0000224618@study.utmn.ru
Овсянникова Оксана Александровна
канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой искусств, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень, o.a.ovsyannikova@utmn.ru

Аннотация: Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития способности у обучающихся к эстетической оценке живописи, проведению начальной диагностики и её анализу. Так как проблема не до конца изучена, она дополнительно нуждается в исследованиях не только в теоретическом аспекте, но и в практике художественного образования общеобразовательной школы. На основе уточненного понятия «способность к эстетической оценке живописи» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для учеников общеобразовательной школы.
Ключевые слова: оценка живописи, эстетическая оценка живописи, способность к эстетической оценке живописи, диагностический инструментарий.

Research on the development of the ability to evaluate aesthetics in painting

Rybalko Maria Yevgenyevna
4th year student of the direction of training "Pedagogical education", profile "Fine arts", Tyumen State University of the Russian Federation, Tyumen
Ovsyannikova Oksana Aleksandrovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Arts, Tyumen State University of the Russian Federation, Tyumen

Abstract: The article is devoted to the development of diagnostic tools to study the level of development of students' ability to aesthetic appreciation of painting, the initial diagnosis of the studied term, its analysis. The problem has been studied insufficiently, needs research and additions not only in the theory but also in the practice of art education of general education school. Based on the clarified concept "Ability to aesthetic assessment of painting" the indicators of this quality of adolescents are formulated, for each indicator methods and diagnostic tasks for students of secondary schools are developed.
Keywords: appreciation of painting, aesthetic appreciation of painting, ability to evaluate painting aesthetically, diagnostic tools.

Правильная ссылка на статью
Рыбалко М.Е., Овсянникова О.А. Исследование развития способности к эстетической оценке живописи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-razvitiya-sposobnosti-k-esteticheskoj-otsenke-zhivopisi.html (Дата обращения: 30.03.2023)

Постановка проблемы.

В настоящее время вопрос эстетического воспитания детей и подростков представляется очень актуальным. Приобщение детей к искусству гармонизирует их внутренний мир, вырабатывает чувство прекрасного, учит различать прекрасное от безобразного и хорошее от плохого. Если выявить основную цель приобщения детей к искусству, то это ничто другое как формирование духовно-личностного отношения к жизни и непосредственно развитие внутреннего духовного мира обучающихся. Существует большое количество исследований, которые посвящены эстетическому воспитанию личности. Основными являются вопросы восприятия, интерпретации и оценки художественных образов в произведениях живописи. Л. С. Выготский считал, что «существует непосредственная связь между переживанием искусства, его пониманием и всем течением нашей жизни, поэтому искусство оказывается таким важным, близким и существенным для нас» [4]. А.Н. Лук считал, что высшей целью современного образования должно являться приобретение обобщающей стратегии, нужно учить подростков учиться, а чтобы овладение подобной стратегии было более успешным, нужно развивать творческие способности обучающихся [5].

Изложение основного материала исследования.

Развитие у обучающихся способности к эстетической оценке живописи способствует развитию эстетической культуры и формированию их художественного вкуса. Обратимся к последовательному рассмотрению и уточнению понятия «способность к эстетической оценке живописи».

Эстетическая оценка обусловлена уровнем эстетической культуры личности, ее потребностями, интересами, развитым эстетическим вкусом. Д.Э. Берлайн считал, что эстетическая оценка связана с определенными характеристиками, так называемыми «сопоставимыми переменными». Он считал, что основанием для эстетической оценки произведения живописи выступает наличие или отсутствие какого-либо признака, свойства, элемента или системы свойств и сделал вывод о том, что объективная эстетическая оценка состоит из определённых критериев: сила и глубина чувств, проблематичность, интеллектуальность, воспитательная эстетическая и нравственная ценность. Так же, по мнению Д.Э. Берлайна, одним из главных условий эстетического восприятия картины выступает субъективная оценка зрителем идеи художника, его мировосприятия [2].

В словаре Беляева А.А «Эстетика», понятие «оценка живописи» разъясняется как способ установления эстетической ценности объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в эстетических суждениях [1]. Структура эстетической оценки включает эмоциональный, познавательный и деятельностный компоненты (Н.Н. Волков, Т.С. Комарова) [3], [6]. Ученые (Мухина В. С., Эльконин Д. Б.) утверждают, что дети в младшем подростковом возрасте склонны к самовыражению, поиску себя. Одну из ключевых ролей в развитии подростков играет творчество. Довольно часто подростки самовыражаются через творчество. Они поют, пишут песни, танцуют и, конечно же, рисуют [7], [8].

В словаре эстетическая оценка живописи рассматривается как оценивание живописного произведения по нескольким критериям. Такими как гармоничность колорита, композиционное решение, передача формы предметов цветом, владение живописной техникой, цветогармоничное решение, ассоциативно-образная выразительность [1].

Проанализировав понятия «эстетическая оценка», «эстетическая оценка живописи», можно сформулировать основное понятие данной работы. Способность к эстетической оценке живописи мы понимаем как  определение степени совершенства произведений живописи при их восприятии, анализе; суждение об их эстетических достоинствах на основе критериев: гармоничность колорита, композиционное решение, передача формы предметов цветом, владение живописной техникой, цветогармоничное решение, ассоциативно-образная выразительность. Также это способность создавать более качественную живописную композицию на основе указанных критериев.

На основе данного понятия были выведены следующие показатели: «способность к эмоциональному отклику при восприятии живописного произведения», «способность к осуществлению анализа живописного образа по определенным критериям оценивания», «способность создавать творческую композицию и оценивать ее в соответствии с критериями».

По каждому показателю разработано диагностическое задание с применением методов: эссе, анализ творческого произведения и творческое задание.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы №92 г. Тюмени, в нем приняли участие 20 детей подросткового возраста.

Первое диагностическое задание было направлено на выявление уровня показателя «способность к эмоциональному отклику при восприятии живописного произведения». Для выявления результатов применялся диагностический метод эссе. Подросткам нужно было развернуто ответить на три вопроса по картине (живописная картина А. Никич-Крилического «Этюд с медалями»), описав свое личное отношение и эмоции. Задание проводилось в общеобразовательной школе среди школьников седьмого класса. Были предложены следующие вопросы:

  1. Нравится ли вам данное произведение ?
  2. Объясните, почему вам нравится или не нравится данное произведение.
  3. Какой художественный образ, по вашему мнению, отражен в данном произведении, каким живописными средствами этот образ выражен?

В ходе диагностики были установлены уровни - высокий, средний и низкий», направленные на определение качества развития показателей.

Способность к эмоциональному отклику при восприятии живописного произведения (высокий уровень – 3 балла) – обучающийся способен выразить свои чувства и эмоции к живописному произведению аргументированно, понимая художественный образ, колорит картины, композиционное решение и качество живописного исполнения.

Способность к эмоциональному отклику при восприятии живописного произведения  (средний уровень – 2 балла) – обучающийся способен выразить свои эмоции и чувства к живописному произведению аргументированно, при этом недостаточно понимает художественный образ, колорит картины, композиционное решение и качество живописного исполнения.

Способность к эмоциональному отклику при восприятии живописного произведения  (низкий уровень – 1 балл) – обучающийся не может выразить свои чувства и эмоции к живописному произведению, не понимает художественный образ, не имеет представления о колорите картины, композиционном решении и качестве живописного исполнения.

В ходе выполнения первого диагностического анализа многие дети испытывали затруднения. Лучше всего подростки ответили на первые два вопроса. Дети старались отвечать на вопросы развернуто, описывали и объясняли, чем им нравится или не нравится данная картина. Также у подростков отсутствовало понимание понятия «художественный образ» и «живописные средства», соответственно они задавали вопросы и нуждались в  объяснении данных понятий. Также не все обучающиеся смогли ответить на последний вопрос.

Второе диагностическое задание было направлено на выявление показателя «способность к осуществлению анализа живописного образа по определенным критериям оценивания». Во втором задании школьникам нужно было заполнить таблицу по критериям оценивания живописного произведения. Применялся диагностический метод – анализ живописного произведения. Для анализа детям также предлагалась живописная картина А. Никич-Крилического «Этюд с медалями».

Представим уровни по данному показателю.

Высокий уровень – (3 балла) обучающийся способен анализировать живописное произведение, понимает критерии оценки живописи и верно по ним оценивает произведение живописи.

Средний уровень – (2 балла)обучающийся анализирует живописное произведение, понимает не все критерии оценки живописи, верно осуществляет его анализ только по некоторым критериям оценки живописи.

Низкий уровень – (1 балл) – обучающийся не понимает критерии оценки живописи, не способен верно анализировать живописное произведение по критериям.             

В ходе выполнения второго диагностического задания практически все школьники не справились с ним. Только несколько человек из класса посещают художественную школу и более углубленно изучают живопись и критерии оценки живописи. Всего обучающимся было дано четыре критерия оценки живописи: композиционное решение, владение живописной техникой, цветогармоничное решение и ассоциативно-образная выразительность. Легче всего детям удалось понять критерий «цветогармоничное решение». Но тем не менее, дети очень слабо выполнили  данное задание (сам анализ произведения по данному критерию). После проверки задания было принято решение подробно разобрать с детьми каждый критерий отдельно и внедрить в практику анализ живописного произведения.

Третье диагностическое задание было направлено на показатель «способность создавать творческую композицию  и оценивать ее в соответствии с критериями». Задание формулировалось следующим образом: «ваша задача – сначала изобразить образ осени в пейзаже, опираясь на основные критерии живописи (композиционное решение, владение живописной техникой, цветогармоничное решение, ассоциативно-образная выразительность), а затем заполнить таблицу по каждому критерию оценивания. То есть, вы сами создаете произведение и сами его оцениваете».

В ходе выполнения третьего задания подростки хорошо справились с творческой частью, работы у них получились достаточно живописными и яркими. Но оценить свои работы по основным критериям живописи для них оказалось достаточно сложно. Можно сделать вывод, что дети достаточно творческие, но им не хватает понимания, как правильно располагать композицию, какие живописные техники можно использовать, какой подобрать колорит в картине и с помощью чего можно передать художественный образ.

Обратимся к описанию уровней по данному показателю.

Высокий уровень – (3 балла) – обучающийся создает живописную работу  в соответствии с критериями оценки живописи и верно оценивает ее в соответствии с критериями оценки живописи.

Средний уровень – (2 балла) -  обучающийся создает живописную работу  в соответствии с некоторыми критериями оценки живописи и оценивает ее верно не по всем критериям оценки живописи.  

Низкий уровень – (1 балл) -  обучающийся создает живописную работу не в соответствии с критериями оценки живописи и не может оценить ее по критериям оценки живописи, либо оценивает не верно.

В ходе диагностики были достигнуты следующие результаты. По первому показателю «способность к эмоциональному отклику при восприятии живописного произведения» высокий уровень выявился у 10% (2 человека),  средний у 60% (12 человек) , низкий у 30% (6 человек).

По второму показателю «способность к осуществлению анализа живописного образа по определенным критериям оценивания» высокий уровень обнаружился у 5% (1 человек), средний 15% (3 человека), низкий у 80%(16 человек).

По третьему показателю «способность создавать творческую композицию и оценивать ее в соответствии с критериями оценки живописи» высокий уровень обнаружился у 5% (1 человек) , средний у 15% (3 человека), низкий у 80% (16 человек) .

Выводы. Подводя итоги, можно сказать, что все показатели у обучающихся в основном на низком уровне. Но несмотря на это также были выделены средний и высокий уровни, что ставит перед нами следующие задачи:

  • необходимо пояснить подросткам сущность критериев оценки живописи, изучить каждый в отдельности для лучшего понимания;
  • научить анализировать живописные произведения, опираясь на основные критерии оценки живописи;
  • научить создавать свое живописное произведение, опираясь на основные критерии оценки живописи.

Для достижения поставленных задач необходимо выполнение развивающих заданий на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Необходимо верно подобрать формы и методы работы с подростками, которые будут направлены на развитие выявленных показателей.


Список литературы

1. Беляев. А.А. Эстетика : словарь / Ред. Абрамов А. И. и др.; под общ. ред. А. А. Беляева // Москва : Политиздат, 1989. - 445 с.
2. Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации / Д. Е. Берлайн. // Вопросы психологии. 1966. № 3. С. 5460.
3. Волков. Н.Н. Цвет в живописи / Издательство: Искусство, 1985. - 157с.
4. Выготский, Л.С. Психология искусства / Ред. Д. Петрушенко. Москва: Издательство: Эксмо-Пресс, 2019. - 288 с.
5. Лук. А.Н. Психология творчества / Издательство: Наука, 1978, - 128с.
6. Комарова. Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под редакцией доктора педагогических наук Т. С. Комаровой 1991. – 154 с.
7. Мухина. В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество/ Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с
8. Эльконин. Д.Б. Избранные психологические труды / Издательство: Педагогика, 1989, - 554 с.

Расскажите о нас своим друзьям: