Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023
УДК 376.4
Дата публикации 31.03.2023
Особенности речевого развития дошкольников с ранним детским аутизмом
Яблонская Анна Андреевна
студентка 4 курса института педагогики и психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург, shulgina_9@mail.ru
Аннотация: Целью статьи является анализ теоретических данных о речевом развитии дошкольников с ранним детским аутизмом. Речевое развитие детей с ранним детским аутизмом нарушено, а наблюдаемые у них речевые нарушения имеют ярко выраженное своеобразие. Отклонения от правильного развития наблюдаются у детей с нарушениями речевого и коммуникативного развития, причем значительная их часть приходится на дошкольников с ранним детским аутизмом. Неспособность использовать речь для коммуникации характерно для таких детей. В статье представлены особенности развития речи детей с ранним детским аутизмом.
Ключевые слова: ранний детский аутизм, речевое развитие, нарушения речевого развития, активный словарь, дошкольники.
4th year student of the Institute of Pedagogy and Psychology, Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg
Abstract: The purpose of the article is to analyze theoretical data on the speech development of preschoolers with early childhood autism. The speech development of children with early childhood autism is impaired, and the speech disorders observed in them have a pronounced peculiarity. Deviations from the correct development are observed in children with speech and communication development disorders, and a significant part of them falls on preschoolers with early childhood autism. The inability to use speech for communication is characteristic of such children. The article presents the features of speech development of children with early childhood autism.
Keywords: early childhood autism, speech development, speech development disorders, active dictionary, preschoolers.
Яблонская А.А. Особенности речевого развития дошкольников с ранним детским аутизмом // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-rechevogo-razvitiya-doshkolnikov-s-rannim-detskim-autizmom.html (Дата обращения: 31.03.2023)
Речевое развитие является основой адекватной социализации человека. Кроме того, общение с окружающими положительно влияет на формирование личности, самооценку, а также на оценку окружающими. Овладение речью, сформированные речевые навыки позволяют выражать и описывать свои чувства и взгляды, получать информацию от других людей и расширять свой кругозор познаниями об окружающем мире. Работа с дошкольниками с РДА сложна и эмоционально затратна из-за специфики расстройства, коммуникативного и социального дефицита. Тем не менее, она крайне важна и актуальна именно в дошкольном возрасте.
Ранний детский аутизм (РДА) – это разновидность расстройств аутистического спектра (РАС), которая появляется у детей в раннем возрасте, обычно до трёх лет. РДА характеризуется социальными и коммуникативными нарушениями, повторяющимися поведенческими образцами, ограниченными интересами и активностью. Дети с РДА могут иметь трудности в общении, взаимодействии с другими людьми, понимании общественных норм и эмоциональном регулировании. Часто они могут проявлять поведенческие проблемы, такие как стереотипные движения или особую чувствительность к звукам или свету [1].
Трудности, возникающие у детей с РДА, препятствуют получению информации из окружающей среды, провоцируют фрагментарность её обработки и невозможность поделиться с окружающими результатами своей исследовательской интеллектуальной деятельности. Главная проблема людей с РДА – социальная изоляция вследствие коммуникативно-речевых нарушений, что и обусловливает актуальность исследования особенностей речевого развития дошкольников с ранним детским аутизмом.
Целью статьи является теоретический анализ литературы, посвященной особенностям речевого развития дошкольников с РДА.
Благодаря речи человек обретает способность общаться с окружающими, передавать свои потребности, желания и описывать эмоции. Речь как совокупность действий, совершаемых с помощью языка индивидом, который познает действительность и передает её интерпретацию другим членам социальной группы, относится к познавательной деятельности человека, коммуникативно-речевой деятельности и социализации. Речь для ребенка и для каждого человека становится точкой зрения на мир, способом его восприятия и оценки его элементов. Важным элементом этой реальности являются люди и сам ребенок как отправитель данного высказывания. Усваивая речевые символы культуры, ребенок учится видеть одних и тех же людей, предметы и события с разных точек зрения. Слова производят категоризацию, освобождают познание от непосредственного восприятия, позволяют сказать то, что отсутствует в поле зрения.
Нормативное речевое развитие в дошкольном возрасте характеризуется тем, что речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращается в средство общения; происходит формирование связных форм речи, повышается её выразительность; овладение законами родного языка происходит в процессе действий со словом; речь становится орудием мышления, средством познания, интеллектуализации познавательных процессов; происходит появление регулирующей функции речи, позволяющей понимать литературные произведения, инструктажи других; наблюдается формирование планирующей, звуковой функции речи; появляется понимание форм речевой деятельности, сознательное отношение к ней; завершается фонематическое развитие; возникают предпосылки для овладения грамотой.
Неразрывная связь речевого и когнитивного развития прослеживается не только в нормальном онтогенезе, она выделяется и в исследованиях особенностей лексики детей с отклонениями в развитии. В характерной для таких детей бедности словаря, ограниченном владении значениями слов дефектологи видят не изолированные тенденции речевого недоразвития, а их взаимосвязь с нарушением познания окружающего, проявления нарушения развития мышления с недостаточностью развития интеллектуальных операций [2, с. 99].
Специфические признаки речевого развития дошкольников с РДА: нарушение речи как следствие задержки развития, речевые нарушения в связи с задержкой становления сознания, речевые нарушения кататонической природы, психический регресс, расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса и т.д.
Нарушения высших психических функций, неравномерность их развития, безусловно, создает непосредственные трудности обучения и воспитания, способствует возникновению и закреплению проблемного поведения. Дошкольники с ранним детским аутизмом не могут адекватно использовать язык в социальном и коммуникативном контексте, особенно осложненным является инициирование и поддержание общения. Многочисленные нарушения речи и коммуникации мешают устанавливать полноценный контакт с окружающими, быть инициатором в общении и поддерживать разговор. Речь у этих детей не включается в процесс деятельности, не обеспечивает организующего и регулирующего воздействия, в них не образуется связь между действием, образами и словом.
Особенности речевого развития дошкольников с ранним детским аутизмом связаны с нарушением коммуникативных способностей и социально-эмоциональных взаимодействий. Ребёнок может не проявлять интереса к окружающей среде, не искать контакта с взрослыми и сверстниками, не отвечать на вопросы, не понимать интонацию и эмоциональную окраску речи.
У детей с РДА часто недостаточно развит словарный запас, затруднено формулирование предложений, они могут использовать неадекватные слова, иметь повторяющиеся фразы и выражения. Также дети могут иметь проблемы с пониманием метафор и абстрактных понятий [3, с. 219].
Как считает О.Б. Додзина, изучение закономерностей развития речи не замыкается на рассмотрении этого процесса как изолированного и самодостаточного явления. Во многих случаях детская речь интересует исследователей не сама по себе, а как источник знаний о познавательном, эмоциональном и социальном развитии ребёнка. Данные психологических исследований, свидетельствующие о взаимосвязи познавательного, эмоционального и социального развития с развитием речи позволяют думать, что анализ особенностей словаря детей поможет приблизиться к пониманию особенностей этих линий развития [2, с. 101].
Исследования ранних этапов развития речи в онтогенезе и при РДА подчеркивают взаимосвязь овладения речью и формирование аффективной избирательности детей в контактах с предметным и социальным миром [6, 7]. Данные исследований показывают увеличение у дошкольников с РДА количества эхолалий, стереотипной и активной номинации близких взрослых и эмоционально значимых предметов окружающего мира и крайне малое использование названий индифферентных предметов и имен безразличных для испытуемых с РДА людей [6].
Исследование О.Б. Додзиной выявило увеличение регулирующего влияния инструкций-побуждений при уменьшении тяжести нарушения аффективного развития детей с аутизмом. По результатам исследования сделан вывод, что при уменьшении тяжести нарушения дети с аутизмом преодолевают влияние на своё поведение непосредственных стимулов бытовой ситуации и упрочивают умение подчиняться речевым инструкциям, не подкреплённым непосредственно. Эти данные подтверждают, что со смягчением проблем аффективного развития аутичных детей увеличивается их активность в контактах со средой и людьми [5, с. 185].
Во-первых, важно показать дошкольнику с РДА преимущества использования речи. Эта цель может быть достигнута путем сосредоточения внимания на прагматических коммуникативно-речевых навыках, то есть способности достичь цели, поставленной отправителем сообщения. Ребёнок, открывший для себя силу короткого слова «дай», будет знать, что он может влиять на свое окружение посредством речи. Благодаря речи он получит предмет (игрушку), который раньше был ему недоступен. При этом важно создать общее поле внимания ребенка и человека из ближайшего окружения (папы, мамы или воспитателя). Это основа любой речестимулирующей деятельности, а также основа эффективного общения.
Стратегии, используемые на протяжении всей работы, заключаются в сочетании навыков мелкой моторики и оральной праксии с обучением навыкам концентрировать внимание на лице специалиста и материале задания. Регуляция поведения также необходима постоянно через обучение социальным правилам и называнию эмоций – переживаемых, а также наблюдаемых у других.
Каждый новый навык, выработанный специалистом (логопедом), требует постоянного повторения в обычной жизни, здесь необходимо включение в работу родителей, воспитателей, других взрослых из ближайшего окружения. Во время еды, прогулок и совместных игр возникает множество ситуаций, в которых можно использовать речевое и социальное поведение, выработанное на занятиях. Несмотря на большие трудности в развитии игровой деятельности дошкольников с РДА, необходимость организации такой деятельности существует, поскольку, во-первых, она является неотъемлемой частью жизни каждого ребенка дошкольного возраста, а во-вторых, имеет большое влияние на формирование психических функций, и, что важно, способствует развитию речи как основы установления продуктивного контакта со сверстниками и взрослыми, а также будущей социализации ребенка.
Основой помощи аутичному ребёнку является его вовлечение в совместно разделенное со взрослым переживание. Наиболее подходящими для этого занятиями являются совместная игра, чтение, рисование, внутри которых происходит последовательная культурная трансформация его аффективного опыта. Домашнее воспитание такого ребенка организуется родителями (с помощью специалистов) «в режиме эмоционального осмысления». При этом становится возможным развитие собственной способности ребенка к разделенному переживанию, формирование его аффективной сферы и постепенная нормализация его психического и социального развития [1].
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что дети с ранним детским аутизмом имеют специфические особенности в развитии речи. Они менее склонны к использованию социальных функций речи и проявляют ограниченность в использовании речи для общения с окружающими. Данные результаты говорят о необходимости ранней диагностики аутизма и последующего комплексного подхода к работе с дошкольниками с РДА. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подходить к работе с ним с учетом именно его специфических потребностей.
Список литературы
1. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: монография / Е.Р. Баенская. М.: Теревинф, 2009. 112 с.
2. Додзина, О.Б. Психологические и психолингвистические предпосылки усвоения лексики в онтогенезе / О.Б. Додзина // Специальное образование и социокультурная интеграция. 2021. № 4. С. 95-101.
3. Сероштанова, Д.А. Проблемы речевого развития детей с расстройством аутистического спектра / Д.А. Сероштанова // Вопросы педагогики. 2020. №6-2. С. 218-221.
4. Танцюра, С.Ю. Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей / С.Ю. Танцюра, И.Н. Кайдан. М.: ТЦ Сфера, 2021. 64 с.
5. Додзина, О.Б. Регуляция поведения детей с аутизмом речевыми инструкциями / О.Б. Додзина // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6 (137). С. 182-186.
6. Додзина О.Б. Эмоциональная значимость объектов окружающего мира как фактор увеличения активного словаря детей с аутизмом // Казанский педагогический журнал. 2017. №3 (122). С. 143-148.
7. Додзина О.Б. Развитие осознанности и осмысленности ребёнком мира как показатель психологического здоровья детей раннего возраста // Психологическое здоровье личности: актуальные проблемы и пути их разрешения: сб. ст. по матер. II всерос. науч.-практ. конф. 11 апреля, 2011г. Оренбург: ОГПУ, 2011. С. 11-17.