Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024

УДК 37.015.3

Дата публикации 28.03.2024

Взаимосвязь воспитанности обучающихся и уровня их учебной мотивации

Кликинова Анастасия Алексеевна
студентка психолого-педагогического факультета, Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» РФ, г. Балашов? aklikinova@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи воспитанности и мотивации учащихся. Проведено эмпирическое исследование, раскрывающее особенности воспитанности старшеклассников в контексте уровня учебной мотивации. Мы проанализировали и оценили уровень воспитанности учащихся с позиции их отношения к самим себе, семье, обществу, здоровью и культуре. Выяснили, что мотивация сопряжена с продуктивностью учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: воспитанность, мотивация, обучение, мотивация учения, старшие школьники, образование, мотив, учебная мотивация.

The relationship between upbringing and educational motivation of high school students

Klikinova Anastasia Alekseevna
student of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Balashov Institute (branch) Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Russia, Balashov

Abstract: This article examines the problem of the relationship between education and motivation of students. An empirical study has been conducted that reveals the peculiarities of the upbringing of high school students in the context of the level of educational motivation. We analyzed and assessed the level of education of students from the perspective of their attitude to themselves, family, society, health and culture. It was found out that motivation is associated with the productivity of the educational process.
Keywords: upbringing, motivation, learning, motivation of learning, high school students, education, motive, educational motivation.

Правильная ссылка на статью
Кликинова А.А. Взаимосвязь воспитанности обучающихся и уровня их учебной мотивации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vzaimosvyaz-vospitannosti-obuchayushhikhsya-i-urovnya-ikh-uchebnoj-motivatsii.html (Дата обращения: 28.03.2024)

Воспитанность – это качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Она отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения. Воспитанный человек знает и использует в своей жизни этические, моральные нормы, правила поведения в обществе, уважает других людей.

Воспитанность включает в себя разные параметры, например, отношение человека к себе, своему душевному и физическому здоровью, интеллектуальному, творческому, социальному, профессиональному росту и т.д.  Стоит отметить, что воспитанность раскрывается через такие показатели, как взаимоотношения человека с его членами семьи, с окружающими его людьми, сформированность у него основ экологического, патриотического, национального, правового, эстетического воспитания. В связи с этим воспитанность сопряжена с формированием направленности личности, становлением ее смысложизненных ориентаций. И поскольку будущее общества неразрывно связано с молодёжью и теми изменениями, которые происходят сейчас в духовно-нравственной сфере, то вопросы личностного развития взрослеющей личности особенно актуальны.

В период старшего школьного возраста активно происходит включение молодёжи во взрослую жизнь с её определёнными нормами и правилами. Уровень воспитанности старшеклассников переходит на новый этап. Это связано с возросшим чувством их ответственности, самостоятельности, инициативности. В этом возрасте молодые люди делают очень важный шаг – выбор профессии, поиск своего места в социуме. Соответственно могут испытывать тревогу по поводу предстоящих экзаменов, поступления, адаптации в новом сообществе.

В образовательном процессе выделяют главную задачу – это грамотное обучение и воспитание гармоничной и всесторонне развитой молодёжи.

Большой вклад внести в данную область многие учёные (Ш. А. Амонашвили, Л. Н. Беленчук, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. В. Гусак, А. Я. Данилюк, А. Н. Джуринский). В своих работах они раскрыли понятия воспитание, воспитанность, учебная мотивация, указали сущность каждого понятия.

Л. И. Божович в описании юношеского возраста акцентирует внимание на развитии мотивационной сферы личности: определении своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Решающее значение придаётся динамике «внутренней позиции» формирующейся личности. «Внутренняя позиция» складывается из того, как человек на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, которое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим, к самому себе. Через эту внутреннюю позицию и преломляются в каждый данный момент воздействия, идущие от окружающей среды [2].

Н. Е. Шустова отмечает, что смысложизненные ориентации, являющиеся своеобразным отражением внутренних переживаний взрослеющей личности, представляют собой «аккумулятор» смыслов, обладающих большим энергетическим потенциалом, который, в свою очередь, побуждает её к реальным действиям [7].

На основе вышесказанного мы можем сделать вывод, что старший школьный возраст – это возраст познания человеком самого себя, формирования самооценки, системы нравственных ценностей, выбора жизненных ориентиров. В этой связи вопросы личностного становления необходимо рассматривать через призму включенности обучающихся в ту или иную  деятельность. Старшеклассники стоят на пороге взрослой жизни, но всё же они имеют представление об ответственности ещё в системе школьного обучения. Они озадачены вопросами профессионального, личностного становления.

Выдающийся отечественный педагог-новатор В.А. Сухомлинский говорил о том, что нужно заниматься нравственным воспитанием ребёнка, учить его умению чувствовать другого человека, быть внимательным к тем, кто тебя окружает. Ребёнку, который вступает каждый раз в новые коллективы, труднее сделать нравственный выбор, чем взрослому человеку. Молодые люди в этом возрасте совершают ошибки, ищут пути решения проблем. Именно поэтому взрослый должен выступать в роли наставника, указывающего путь всестороннего, гармонично развития личности.

Ш. А. Амонашвили считал, что конечная цель воспитания – научить человека преодолевать самого себя, так как личность рождается в борьбе с самим собой, и первейший долг воспитателя – помочь воспитаннику одержать победу в этой борьбе [1].

В этой связи в рамках образовательного процесса особое внимание должное уделяться мотивационной составляющей. А.Н. Леонтьев определяет мотив как средство удовлетворения актуальной потребности, организуя и направляя при этом поведение [4].

Мотивация учения выступает главным фактором эффективности учебного процесса. Функция учебной мотивации заключается в оказании целенаправленного и планомерного влияния на человека в форме побуждения. Это необходимо для эффективной учёбы, общественного влияния, индивидуальных и коллективных поощрительных мер.

Л. С. Выготский утверждал, что учебная мотивация – это система мотивов ребёнка, направленная на получение новых знаний, умений, навыков в процессе учебной, воспитательной, трудовой деятельности. [3]. По мнению Л. И. Божович, учебная мотивация – это вид мотивации, включенной непосредственно в деятельность учения. Это сложная система мотивов, необходимая для успешного осуществления учебной деятельности.

А. К. Маркова отметила, что учебная мотивация – это одно из новообразований психического развития школьников, возникающее в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности [5].

Таким образом, «учебная мотивация» определяется как частный вид мотивации, включающий в себя определённую деятельность, а именно учебную. Учебная мотивация помогает определить не только направление, но и способы достижения целей и реализации учебной деятельности. Учёные считают, что учебная мотивация является многофакторным определением, определяет специфику учебной ситуации в каждый момент интервала времени.

В рамках изучения темы, нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого –  проанализировать и оценить уровень воспитанности учащихся и оценить уровень их учебной мотивации.

Нами были использованы комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности обучающихся (Н.Г. Анетько) и методика М.И. Лукьяновой, которая направлена на диагностику учебной мотивации старшеклассников 10-11 классов.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 3 г. Балашова Саратовской области. В исследовании принимали участие учащиеся 10 класса в количестве 20 человек.

В ходе проведения комплексной методики анализа и оценки уровня воспитанности обучающихся (Н. Г. Анетько) мы проанализировали и оценили уровень воспитанности учащихся с позиции их отношения к самим себе, семье, обществу, здоровью и культуре.

Рисунок 1. Уровня воспитанности обучающихся

Высокий уровень воспитанности характерен для 45% респондентов. Данная группа обучающихся имеет стабильную самооценку, здраво оценивает свои способности, таланты в образовательной сфере, с уважением относится к окружающим.

По ответам обучающихся о самоотношении было установлено, что они благодаря своему трудолюбию, ответственности, целеустремлённости достигают больших успехов в учёбе, творческом развитии. Через постоянное саморазвитие они формируют у себя культурную речь, уважение к окружающим и к самому себе, вежливость, щедрость, искренность и другие положительные качества.

В вопросах о межличностном отношении и семейных ценностях прослеживается информация о том, что данная группа старшеклассников умеет выстраивать коммуникативные связи с другими людьми, могут быть им полезными. Они интересуются жизнью страны, принимают активное участие в конкурах, делах класса и школы. Воспитанность реализуется через активное общение с другими людьми. В семье же процесс воспитания происходит через диалог родителей и детей, стремление детей помогать своим родителям.

Обратную связь от старшеклассников о здоровье и культуре мы получили не совсем утвердительную. По нашему мнению, данный факт связан с тем, что ребята ещё не до конца осознают ценность здоровья в жизни человека. Это же касается и соблюдения ими правил этикета, отношения к окружающей природе.

У 30% респондентов прослеживаются проблемы с познанием себя, общением с окружающими людьми. Учёба для них занимает второстепенное место, как и творческое развитие.

Нестабильная самооценка была выявлена нами у 25% респондентов. Они не умеют выстраивать крепкие, доверительные коммуникативные связи с другими людьми, неуважительно относятся к природе, культуре, своему здоровью.

Таким образом, на уровень формирования воспитанности влияет их личное желание иметь положительные качества, например, стать дружелюбным, ответственным, пунктуальным, верным, отзывчивым и т.д. Это желание должно находить отражение во всех сферах жизни человека: в обучении, в личностном становлении, в общении с другими людьми, выстраивании отношений с членами семьи, в отношении к своему здоровью, культуре, экологии. Старшеклассник в любой ситуации, в любых жизненных обстоятельствах принимает решения с точки зрения воспитанности.

По методике М. И. Лукьяновой, которая использовалась для диагностики учебной мотивации старшеклассников 10-11 классов были выделены 5 уровней мотивации.

Рисунок 2. Уровни учебной мотивации старшеклассников

Очень высокий уровень школьной мотивации выявлен у 10%  обучающихся. Для них процесс обучения не вызывает отрицательных эмоций, они не стесняются отвечать у доски, высказывать своё мнение, проявлять инициативу на уроке, с лёгкостью осваивают школьный материал, проявляют воспитанность по отношению к другим людям.

Высокий уровень школьной мотивации прослеживается у 15%  респондентов. Обучающиеся этого уровня испытывают познавательный интерес к процессу обучения, с лёгкостью усваивают новый материал, могут испытывать и трудности при изучении сложных тем.

Средний уровень мотивации к школе выявлен у 30% обучающихся. Для них школьное обучение не вызывает особого интереса, сам процесс обучения становится обычным явлением, обязанностью. При этом на любимых  предметах они могут проявлять познавательный интерес, активно отвечать у доски, высказывать своё мнение.

Низкий уровень школьной мотивации имеется у 25% респондентов. Им процесс обучения представляется сложным, сама школа вызывает отрицательные эмоции. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Очень низкий уровень школьной мотивации к школьному обучению прослеживается у 20% обучающихся. Такие школьники проявляют в основном агрессивность. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

Для выявления связи между воспитанностью обучающихся старших классов и их мотивацией учения был использован метод математической статистики R-критерий корреляции Спирмена (rs = 0,556, при p≤ 0,05). Установлено, что чем воспитаннее обучающиеся, тем положительнее отношение к учёбе. Они более мотивированы на познание, решение тех или иных вопросов. Возможно, подобная связь может быть объяснена более осознанным отношением к социальной ситуации в целом, а в частности, – более чётко сформированным представлением о жизненных планах, стратегиях их достижения и  собственных возможностях.

Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь между уровнем воспитанности обучающихся старших классов и уровнем развития их учебной мотивации. Чем выше воспитанность, тем выше уровень мотивации. Повышая один из показателей, мы оказываем воздействие на другой. Воспитанность личности сопряжена как с условиями окружающей среды, так и с её стремлением к саморазвитию. Соответственно, наличие мотивации у старшеклассников оказывает большое воздействие на продуктивность учебного процесса и является главным источником успешной учебной деятельности. На этой основе у молодёжи будет складываться потребность в непрерывном учении, а значит, и ориентация на успешную, активную жизненную позицию.

 


Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни: трактат о нач. ступени образования, основ. на принципах гуманно-личностной педагогики – М.: Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 75 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. – 512 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Академия, 2004. – 352 с.
5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Книга для учителя – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.
7. Шустова Н.Е. Смысложизненные ориентации молодых людей с разной степенью выраженности прокрастинации // Гуманизация образования. – 2015. – № 6. – С. 40-44.

Расскажите о нас своим друзьям: