Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024

УДК 37.035.6

Дата публикации 27.03.2024

Региональный компонент в патриотическом воспитании младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Черных Анастасия Игоревна
студент 4 курса, институт Психологии и Педагогики, профиль: Начальное образование. Социальная педагогика, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, РФ, г.Елец, anastasiya.chernykh@internet.ru
Научный руководитель Воищева Элина Леонидовна
канд. пед. наук, доцент по специальности «Теория и методика обучения и воспитания», Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, РФ, г.Елец, elina_mironova@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена теме патриотического воспитания младших школьников с учетом регионального компонента в условиях реализации внеурочной деятельности. Актуальность работы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, закрепившими обязательность организации патриотического воспитания младших школьников, так как этазадача позволяет обеспечить дальнейшую стабильность нашему государству, возможность противостояния внешним угрозам и преодоления возможных вызовов будущего. «Большое начинается с малого», именно поэтому важно, на наш взгляд, чтобы современные дети знали о своем родном городе, его культурном и героическом прошлом, вдохновлялись примером своих предков, не потеряли связующую нить с народными традициями. Становится очевидным, что важно уделять особое внимание методическому обеспечению воспитательного процесса в ракурсе наполняемости его региональным компонентом и именно с этой целью мы приводим в статье авторскую разработку внеурочного занятия, которое направлено на формирование патриотических чувств с использованием регионального компонента.
Ключевые слова: младший школьник, внеурочная, деятельность, патриотическое воспитание, региональный компонент.

The regional component in the patriotic education of primary school children in the framework of extracurricular activities

Chernykh Anastasia Igorevna
4th year student, Institute of Psychology and Pedagogy, profile: Primary education. Social pedagogy, Bunin Yelets State, Russia, Ylets
Scientific adviser Voishcheva Elina Leonidovna
Cand. Sci. (Pedagogy), Associate professor in the specialty "Theory and methodology of education and upbringing", Bunin Yelets State, Russia, Ylets

Abstract: The article is devoted to the topic of patriotic education of younger schoolchildren, taking into account the regional component in the context of extracurricular activities. The relevance of the work is due to the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education, which have consolidated the obligation to organize patriotic education of younger schoolchildren, since this task allows us to ensure further stability of our state, the possibility of countering external threats and overcoming possible destructive challenges of the future."Big things begin with small things", which is why, in our opinion, it is important that modern children know about their hometown, its cultural and heroic past, and be inspired by the example of their ancestors, We have not lost the connecting thread with folk traditions. It becomes obvious that it is important to pay special attention to the methodological support of the educational process from the perspective of its regional component, and it is for this purpose that we present in the article the author's development of an extracurricular activity, which is aimed at forming patriotic feelings using a regional component.
Keywords: primary school student, extracurricular activities, patriotic education, regional component.

Правильная ссылка на статью
Черных А.И. Региональный компонент в патриотическом воспитании младших школьников в рамках внеурочной деятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/regionalnyj-komponent-v-patrioticheskom-vospitanii-mladshikh-shkolnikov-v-ramkakh-vneurochnoj-deyatelnosti.html (Дата обращения: 27.03.2024)

ФГОС НОО призван обеспечивать личностное развитие обучающихся, в том числе патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое. Во многих российских школах с 1 сентября 2022 года началось реализовываться несколько патриотических нововведений, в числе которых: проведение торжественных церемоний поднятия флага, исполнения государственного гимна России, организация и проведение ежегодных уроков по изучению государственных символов страны. В рамках внеурочной деятельности введены уроки «Разговоры о важном», на которых учителя рассказывают школьникам об основных текущих событиях, происходящих в нашей стране [6].  

В современном образовательном процессе начальной школы использованы далеко не все возможности для патриотического воспитания обучающихся, например, широкие потенциальные возможности национально-регионального компонента образования [1]. Поэтому мы считаем важным найти научно-педагогическое решение проблемы патриотического воспитания младших школьников, основанное на региональном компоненте образования.

Региональный компонент – это часть содержания и процесса образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры; педагогически отобранный материал, раскрывающий типичное и особенное в социально-экономическом, политическом и духовном развитии конкретного региона [5].

Результативность патриотического воспитания младших школьников зависит от включения разнообразных форм и методов учебной и внеурочной деятельности, направленные на включение детей в практическую деятельность. В процессе такой деятельности дети не только усваивают информацию о своей Родине, но и активно вовлекаются в практическую деятельность.

Важно, чтобы на таких занятиях широко использовалась наглядность – это могут быть яркие иллюстрации, фотографии, картины великих художников. В настоящее время школы оборудованы компьютерными классами и мультимедийной техникой. Применение современных информационных технологий  позволяют сделать урок более ярким и наглядным [2].

Обобщая опыт лучших педагогов-практиков по патриотическому воспитанию школьников можно констатировать, что:

– педагоги осознают важность самой задачи патриотического воспитания детей и значение эмоционального воздействия в этом процессе [3];

– эффективным является использование различных педагогических средств и методов, целью которых является пробуждение эмоционального отклика у детей, воспитанием патриотических чувств;

– в числе наиболее успешно реализуемых подходов в организации патриотического воспитания школьников можно выделить системный, деятельностный, исследовательский, ценностный и личностно-ориентированный подходы [4].

Основываясь на опыт и знания передовых педагогов, мы разработали воспитательное мероприятие «Моя малая родина – Елец» для 2 класса в рамках внеклассной работы, направленное на формирование патриотизма к родному региону, родному городу. Нами был использован материал с различной тематической направленностью: животный и растительный мир, история, литературное чтение, фольклор, география.

Цель мероприятия: создание положительно эмоциональной основы для воспитания и развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине и родному краю.

Задачи:

  • Образовательные: углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
  • Развивающие: развитие умения учащихся аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию.
  • Воспитательные: воспитание любви к своей Родине.

Содержание мероприятия:

От дома к дому и обратно
Ведут дороги сквозь года.
И где-бы, мы не побывали,
Зовут домой, они всегда.
На свете много мест красивых
Но всё ж Елец милей всего,
Дороже - ближе не найдешь,
Хоть ты полмира обойдешь!
Да на Бугре, родной твой дом,
Где ты родился и живешь!

(стихотворение ельчанки Натальи Свинчуковой)

–Здравствуйте, ребята! Скажите, с каким настроением вы прослушали данное стихотворение? А чему же оно посвящено? (Елец)

– Правильно, это стихотворение посвящено нашему с вами великому городу Ельцу.

–У  каждого есть очень близкое и родное душе место, где он чувствует себя спокойно и непринужденно. Эти улочки, этот дом, эта школа, где ты провел свое детство. Туда всегда хочется возвращаться, ведь там всегда дышать легче, и мысли спокойнее. Даже в дождливую погоду ощущается невероятный уют. Это место – это наш с вами дом. Это наш с вами родной Елец.

– А вы знаете, чем славен Елец? (Вознесенский собор, огромное количество церквей, Каракумский пешеходный мост, Башня городских часов, памятник Ивану Алексеевичу Бунину и многие другие достопримечательности есть в нашем городе)

Как один из древнейших городов нашей страны, Елец входит в число 115 городов России, объявленных памятниками культуры и истории.

Название "Елец" тоже такое же древнее. И есть две теории происхождения этого названия. Первая люди строили поселение в местах лесных, где царствовали сосны и ели. Лес кормил. Лес давал строительный материал. В лесу народ прятался от набегов кочевников и разбойников. Вот в честь этих спасительных елей и дано название новому городу. А вторая город раскинулся в месте впадения реки Ельчик в реку Быстрая Сосна. И от названия этой реки Ельчик произошло и название самого города. У города славная история. Воевал он с кочевниками, воевал с фашистами. В 2007-ом году Елец стал Городом воинской славы.

Ребята, давайте немного с вами поиграем. Я буду кидать мяч, кому он попадет в руки, тот должен придумать слово с корнем «род».(народ, родина, родители, родословная)

Все эти слова очень родные и близкие нашему сердцу.

Ученик читает стихотворение «Малая Родина».

–  Малая Родина -

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья -

Ласковая малая

Родина моя!

Хорошо! О чем это стихотворение? (о Родине, о растениях)

А знаете ли вы, какие растения и животные встречаются в нашем регионе? (сосна, дуб, береза, белки, бобры, лоси)

Ребята, вы большие знатоки растительного и животного мира нашей Родины! А теперь давайте посмотрим, также хорошо знаете ли вы пословицы. Ваша задача закончить высказывание:

  1. Родина – мать, … (умей за нее постоять)
  2. Человек без Родины, … (что соловей без песни)
  3. Где кто родится, … (там и пригодится)
  4. Жить – … (Родине служить)

Молодцы! Вы со всем справились. А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

Мы шагаем по мосту,

Смотрим на реку – Сосну,

Лодочка по ней плывёт,

Солнце над рекой встает,

Славный город наш Елец,

Кто живёт в нем молодец!

А знаете ли вы, как выглядит герб Ельца? Давайте сейчас узнаем. Прочитайте предложение.

В серебряном поле на зеленой земле перед елью того же цвета червленый, с золотыми рогами и копытами, идущий олень

– Встретились ли вам незнакомые слова? (червленый –темно-красного цвета)

Так что же изображает Елецкий герб?(учитель показывает изображение современного герба Ельца и то, как он менялся)

– Отлично! Теперь вы знаете символику Ельца и его историю.

– Я подготовила для вас еще одно задание. Давайте попробуем составить синквейн со словом Елец. Напомню, правила синквейна:

1 строка – ключевое слово (Елец)

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – короткое предложение или высказывание

– Молодцы, ребята, вы отлично справляетесь!

– А теперь давайте ощутим себя настоящими поэтами. Объединитесь в группы по 4 человека и постарайтесь сочинить четверостишие про наш с вами великий город. Чтобы вам было легче, у вас будут рифмованные пары (Елец – боец, движенье – теченье)

– Какие вы все великие поэты! Молодцы!

– Сегодня вы узнали много нового про наш с вами город. В процессе выполнения заданий, я увидела, как сильно вы любите свой город и им гордитесь. Я предлагаю вам выполнить творческое задание: нарисуйте то, чем вы гордитесь в своем городе.

– Какие красивые рисунки! А с какой любовью нарисованы эти работы! Я могу быть уверена – вы настоящие патриоты своего города!

– Ребята, что нового вы сегодня узнали? Вам все понравилось? Если да, то поднимите правую руку. Если нет, и вы столкнулись с какими-то трудностями, то левую.

– Наше мероприятие закончено, давайте друг другу улыбнемся и скажем вместе «До свидания!».

Новизна нашей разработки связана с двумя важными компонентами: использование и внедрение различных технологий реализации системы внеклассной воспитательной работы в современной начальной школе и развитие у младших школьников патриотического отношения к родному краю.

Таким образом, региональный компонент служит важнейшим фактором, определяющим направленность процесса гражданского воспитания на формирование не абстрактно представляемой личности, а на индивидуальный личностный рост человека как представителя своей общины, города, края.

Мы уверены, что тема нашего исследования – тема актуальная, интересная и перспективная в своем содержании. Ее горизонты широки, а возможности безграничны.

 

 


Список литературы

1. Жданова С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С.В. Жданова. // Молодой ученый. – 2019. – №24. – С. 426-427.
2. Калинина С.А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С.А.Калинина, Р.Р.Никифорова, Л.Н.Савандеева // Молодой ученый. – 2023. – № 18 (465). – С. 242-245. (дата обращения: 31.10.2023).
3. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. - М. 2004 г.
4. Моисеев М.А. Всемирно-историческое значение победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Педагогика, 2015. – №4. – С. 3-9.
5. Сидоров, Е.А. Детские объединения в системе патриотического воспитания во внеурочной деятельности школы / Е.А. Сидоров // Внешкольник. – 2013. – № 4. – С. 40-43.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: Просвещение, 2010. – 31 с.

Расскажите о нас своим друзьям: