Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024
УДК 372.851
Дата публикации 26.03.2024
Использование краеведческого материала при обучении математике
Смирнова Ирина Георгиевна
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой естественно-научного и математического образования, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Архангельский областной институт открытого образования», РФ, г. Архангельск, iringeo@mail.ru
Федотова Дарья Алексеевна
учитель математики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ластольская средняя школа», РФ, Архангельская область, д. Ластола, dashkofedotka@gmail.com
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы использования краеведческого материала при обучении математике. Дано определение понятия «краеведческая задача», приведен алгоритм разработки таких задач, сформулированы требования к задачам краеведческого содержания. В качестве примера приводятся авторские краеведческие задачи, разработанные на основе краеведческого материала Архангельской области. Необходимость разработки таких задач обусловлена отсутствием в учебниках по математике краеведческого материала. Раскрывается возможность применения данных знаний в практической деятельности педагога.
Ключевые слова: математика, краеведческий материал, краеведческая задача, образовательные возможности
Candidate of Economic Sciences Head of the Department of Natural Science and Mathematics Education State Autonomous Educational Institution of Additional Vocational Education "Arkhangelsk Regional Institute of Open Education", Russia, Arkhangelsk
Maths Teacher Municipal budgetary general education institution "Lastolskaya secondary school", Russia, Arkhangelsk Oblast, v. Lastola
Abstract: The article is concerned with the use of local history material in the teaching of mathematics. The concept of "local history task" is defined, the algorithm of developing such tasks is given, and the requirements for tasks with local history content are formulated. As an example, the author's local history tasks developed on the basis of local history material of the Arkhangelsk region are given. The need to develop such tasks is conditioned by the lack of local history material in mathematics textbooks. The possibility of using this knowledge in the practical work of a teacher is shown.
Keywords: maths, local history material, local history task, educational opportunities
Смирнова И.Г., Федотова Д.А. Использование краеведческого материала при обучении математике // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-kraevedcheskogo-materiala-pri-obuchenii-matematike.html (Дата обращения: 26.03.2024)
К.Д. Ушинский отмечал, что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека» [1]. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности имеет большое значение для формирования представлений о родном крае, воспитания патриотических чувств, гордости за свою страну, любви к Родине. Различные аспекты проблемы внедрения краеведческого материала в образовательный процесс нашли отражение в ряде публикаций (Уртенова А.У., Шукуров Х.Г., Норова И.Х., Иванова А.В., Морозова Н.В. и др.). Однако, практически отсутствуют работы по применению краеведческого материала Архангельской области на уроках математики.
Краеведческий материал любого региона обладает большим количеством фактического материала, который отражает количественные и пространственные отношения, позволяющие решать проблемы математического образования. Средствами учебного предмета «Математика» возможно числовой краеведческий материал сделать доступным для усвоения. У математики достаточно для этого возможностей: она замечательна своей строгостью, точностью, связанностью всех своих частей. В результате у обучающихся формируется целостное восприятие окружающего мира [2]. Все вышесказанное подтверждает актуальность проблемы, рассматриваемой в статье.
Цель исследования – рассмотреть возможности использования краеведческого материала при обучении математике.
В процессе исследования использовались различные методы научного исследования:
- теоретические: анализ, систематизация, моделирование, обобщение;
- эмпирические: изучение учебно-методической литературы, изучение и общение опыта, описание.
Новизна статьи определяется, прежде всего, авторским подходом к разработке задач краеведческого содержания (на основе краеведческого материала Архангельской области).
Применение краеведческого материала при обучении математике способствует формированию у обучающихся способности к математическому познанию объектов и явлений окружающего мира, расширению кругозора, применению математических знаний на практике [3, c. 36], положительно влияет на динамику учебных достижений обучающихся, на развитие их как личности, носит воспитательный характер [4, c. 24].
Наиболее распространенной формой использования краеведческого материала при обучении математике является краеведческая задача.
Краеведческая задача (задача краеведческого содержания) – это математическая задача, фабула которой описывает краеведческую ситуацию (географическую, историческую, экономическую, экологическую и т.д.) с помощью соответствующих числовых данных [5, c. 14].
Содержание краеведческой задачи и ее решение даёт обучающемуся сведения об окружающем мире, истории и географии своего края, культуре и традициях коренных народов, производстве и профессиях региона, его экологических проблемах. Таким образом, использование краеведческого материала в значительной степени обогащает процесс обучения, делая его живым, доступным, стимулируя и повышая активность и самостоятельность учащихся [6, c. 162].
Стоит отметить, что в учебниках по математике краеведческий аспект практически не представлен. Это связано с тем, что учебники ориентированы для обучения школьников всех регионов России, а каждый регион имеет свою историю, особенности (географические, экономические, социальные и другие). Поэтому перед учителем встает вопрос поиска, отбора, включения краеведческого материала в курс математики, разработки задач краеведческого содержания.
Краеведческие задачи составляются по следующему алгоритму:
- Сбор краеведческого материала (сведений о родном крае, его природе, истории, культуре, традициях, содержащих числовые данные).
- Формулировка условия задачи (из собранного краеведческого материала необходимо выделить математическое содержание, сформулировать условие и вопрос задачи).
- Оформление задачи.
Основные требования, предъявляемые к задачам краеведческого содержания:
- Задачи должны быть составлены в соответствии с федеральной рабочей программой по учебному предмету.
- Содержание задачи должно быть кратким и понятным для обучающихся.
- Сюжет и числовые данные задачи должны показывать применение математических знаний в условиях данного региона, носить познавательный характер [2, с. 252].
- Задачи должны способствовать повышению мотивации обучающихся к изучению математики.
Выделяют следующие этапы работы с краеведческой математической задачей [6, c. 164]:
- Изучение содержания задачи, поиск значений неизвестных слов или специальных терминов.
- Анализ краеведческого материала, включенного в сюжет задачи.
- Анализ условия задачи и нахождение возможных путей решения.
- Составление плана решения задачи.
- Решение задачи по составленному плану.
- Изучение (оценка) найденного решения.
- Проведение исследования задачи с целью нахождения других возможных вариантов решения данной задачи.
- Запись ответа.
- Рефлексия.
Представленный ниже комплект авторских краеведческих задач представляет собой систему задач, распределённых по темам курса математики (6 класс) (табл. 1), ориентирован на УМК Н.Я. Виленкина Математика: 6 класс (базовый уровень); разработан с опорой на федеральную рабочую программу по учебному предмету «Математика» базовый уровень.
Таблица 1. Перечень тем комплекта краеведческих задач
№ | Наименование разделов и тем уроков | Задание |
Натуральные числа | ||
1 | Решение текстовых задач | Соломбальская верфь |
Дроби | ||
2 | Десятичные дроби и метрическая система мер | Чем торговали купцы заморские |
4 | Применение пропорций при решении задач | Как Пётр I деревне имя давал |
5 | Масштаб | 33 Николы |
6 | Вычисление процента от величины и величины по её проценту | Торговля в Архангельске
|
7 | Буквенные равенства, нахождение неизвестного компонента | Смекалиста жонка |
В краеведческих задачах кроме математического содержания содержатся сведения об истории, географии, культуре родного края, о производстве и профессиях региона. Задача сопровождается краткой справкой, содержащей интересные факты, вопросами для обсуждения, что предполагает дальнейшее обсуждение содержания задачи как в урочное время, так и во внеурочное (например, с родителями в домашних условиях).
Соломбальская верфь
Первая государственная верфь России была заложена осенью 1693 года в Соломбале по указу Петра I. Именно создание этой верфи положило начало созданию государственного военно-морского флота и торгового флота страны. Первый корабль, построенный в Соломбале, – «Святой Павел» – был спущен на воду в июне 1694 года. Строительство судов на соломбальской верфи продолжалось до 1862 года. Всего на верфи было построено 481 судно [7, с. 131]. Сколько было построено линейных кораблей, фрегатов, торговых судов и судов другого назначения, если известно, что фрегатов на 19 больше, чем торговых судов; судов другого назначения – в 3 раза больше, чем торговых; линейных кораблей на 34 меньше, чем судов другого назначения?
Вопросы для обсуждения:
- Какое значение имело строительство соломбальской верфи для России?
- Почему строительство кораблей продолжалось до 1862 года? Какое событие послужило прекращению строительства?
Решение краеведческих задач способствует достижению трех групп образовательных результатов. Так, решение задачи «Соломбальская верфь» ориентировано на достижение следующих результатов:
- личностных: ценностное отношение к достижениям своей родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.
- метапредметных: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
- предметных: решать текстовые задачи арифметическим способом [8, 9].
Чем торговали купцы заморские
Иностранцы привозили много разного товару: металлы, драгоценности, бумагу, пряности, фрукты, сахар, соль и другие продовольственные товары. Но самый большой ассортимент имели ткани – одного сукна было 12 сортов. По данным на 1604 год в Архангельск было ввезено 1940 поставов, 1564 половинки и 281 аршин сукна [10, с. 147]. Сколько метров сукна было ввезено в Архангельск в 1604 году, если постав равен двум половинкам, а половинка равна 20 аршинам, а аршин равен 0,71 м?
Вопросы для обсуждения:
- Какие старорусские меры длины вам известны? Применяются ли они в жизни современного человека? Как связаны старорусские и современные единицы измерения длины?
- Почему ассортимент тканей, ввозимых в Архангельск, был больше, чем ассортимент продовольственных и прочих товаров?
Как Пётр I деревне имя давал
Пётр I трижды бывал на Архангельском Севере. Однажды в 1694 году на яхте «Святой Пётр» царь вышел в поход на Соловки [7, с. 131 - 132]. Судно попало в шторм, но удалось избежать трагедии, зайдя в Унскую губу Белого моря. Об этом напоминает памятный крест в посёлке Пертоминск. Но с этим путешествием связана одна интересная легенда. Люди говорили, что шёл Пётр по Белому морю, да остановился в одной деревне. Зашёл в избу, а в избе жонка шаньги из печи достаёт. Пётр у жонки спросил: «Что это?» – и указал на лопату. Жонка ответила, что лопата. Пётр указал на шаньги и спросил: «А это что?» – и указал на шаньги, вытащенные из печи. Жонка ответила, что шаньги. И молвил тогда Пётр: «Значит, будет ваша деревня зваться Лопшеньга!». Был ли Пётр I в этой деревне или нет – нам не ведомо. Но мы знаем, чтобы шаньги получились пышными и вкусными, в тесто необходимо добавить дрожжи и муку в отношении 1:5. Сколько муки надо добавить в тесто, если дрожжей добавили 11 г?
Вопросы для обсуждения:
- Сколько раз Пётр I приезжал в Архангельск? Какими были цели его поездок?
- Почему люди придумали легенду о появлении названия деревни Лопшеньга?
33 Николы
У поморов существует поговорка: «От Холмогор до Колы – тридцать три Николы». Опытные мореходы между Холмогорами и Колой могли по порядку пересчитать все тридцать три Николы и описать их местонахождение. Холмогоры и Кола – это поселения, располагавшиеся в Архангельской губернии. Теперь Холмогоры относятся к Архангельский области, а Кола – к Мурманской. А Николы – это все монастыри, храмы и часовни, стоящие вдоль берега Белого моря. Почему именно Николы? Покровителем мореходов считается святитель Николай Чудотворец. Найдите расстояние в вёртсах между Колой и Холмогорами по прямой, используя карту Архангельской губернии 1808 года.
Вопросы для обсуждения:
- В чем смысл поговорки «От Холмогор до Колы – тридцать три Николы»?
- Почему часовни и церкви в Архангельской губернии чаще всего устанавливались вдоль берега моря?
Торговля в Архангельске
Долгое время Архангельск являлся центром торговых контактов между русским и западноевропейским купечеством. В начале XVII века наиболее активная торговля велась с Англией, Францией и Голландией. Всего товаров было ввезено на общую стоимость 148 849 руб. [10, с. 144]. Определите долю (в %) экспорта каждой страны, если известно, что Франция продала товаров на 7667 руб., Англия на 60104 руб., а Голландия на 81078 руб.?
Вопросы для обсуждения:
- Что было причиной становления Архангельска центром международной торговли в начале XVII века?
- Почему в торговле участвовали Англия, Франция и Голландия?
Смекалиста жонка
Долго мужик на тоне сидел – 130 сёмужин поймал. Домой вернулся да решил жонкину смекалку проверить. Поставил перед ней пестерь с рыбой и сказал: «Ты рыбу на 2 части подели так, чтобы меньшая часть, увеличенная в 4 раза, равнялась большей части, уменьшенной в 3 раза». Как жонка рыбу разделила?
Вопросы для обсуждения:
- Какой промысел является одним из главных в Архангельской области? Почему?
- Какую роль играет рыболовство в экономике Архангельской области?
Подобного рода задачи могут использоваться как непосредственно на уроках математики, так и для проведения интегрированных уроков; могут стать частью межпредметных проектов. Задачи могут конструироваться и самими обучающимися.
В заключении хотелось бы отметить, что использовать краеведческие задачи можно как периодически, так и систематически, в урочной и во внеурочной деятельности. Систему таких задач можно использовать для создания проблемной ситуации на уроке, при закреплении и обобщении изученного материала, для проверки и контроля знаний обучающихся, при организации самостоятельной работы.
В краеведческом материале заложен огромный воспитательный потенциал. Изучение краеведческого материала посредством решения математических задач позволяет познакомить школьников с природой, историей, культурой, традициями родного края. Использование краеведческого материала дает возможность установить связи исторического прошлого с современностью, помогает понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение [11, c. 130]. Все это способствует развитию личности обучающегося.
Список литературы
1. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические сочинения. Т. 1: Теоретические проблемы педагогики / Под. ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974. С. 51-123.
2. Шукуров Х.Г., Норова И.Х., Использование краеведческого материала на уроках математики // European research: innovation in science, education and technologycollection of scientific articles LXXV International correspondence scientific and practical conference. London. 2022.С. 99-101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49473706
3. Дьячковская М.Д., Кондакова К. В., Кондакова С. В. Краеведческий материал на уроках математики как средство формирования учебно-познавательной компетенции учащихся 5-6 классов // МНИЖ. 2022. №7-3 (121). С. 36-41.
4. Иванова А.В., Морозова Н.В. Интеграция краеведения при обучении математике // Формирование гражданской идентичности, активной гражданской позиции школьника средствами интеграции туристско-краеведческой деятельности и учебно-воспитательного пространства в условиях реализации ФГОС: сборник материалов региональной научно-практической конференции. Ракитное. 2019. С. 21-26.
5. Уртенова А.У. Использование краеведческого материала как средства формирования элементов математической культуры младших школьников при обучении математике: Автореф…дис. канд.пед.наук. Махачкала, 2004. 28 с.
6. Томилова А.Е. Задачи о родном крае как средство воспитания гражданских качеств учащихся. // Н.И. Лобачевский и математическое образование в России. Материалы Международного форума по математическому образованию, посвященного 225-летию Н.И. Лобачевского. 2017. С. 161-165.
7. Киприянов В.И. История Беломорского Севера. Том 1. История Архангельска. – Архангельск: Родина Ломоносова, 1995. 334 с.
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства Просвещения России от 31.05.2021 № 287. URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027
9. Рослова Л.О., Алексеева Е.Е., Буцко Е.В. Математика. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя. М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 264 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50274213
10. Флоря Б.Н. Торговля России со странами Западной Европы в Архангельске (конец XVI – начало XVII в.) // Средние века. 1973. № 36. С. 129-151.
11. Федорова О.А., Краеведческие аспекты в естественно-математическом образовании младших школьников // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области. 2018. №18. С. 125-131.