Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024
УДК 378.184
Дата публикации 25.03.2024
Организация работы исторического клуба в вузе: опыт формирования образовательной среды
Фельдт Алексей Евгеньевич
канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», РФ, г. Архангельск, a.feldt@narfu.ru
Аннотация: Статья знакомит с практическим опытом формирования образовательной среды в вузе на примере деятельности исторического клуба Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. В тексте приводятся примеры различных форм внеучебной деятельности, реализуемых данным студенческим объединением. Представленный опыт может быть полезен в процессе совершенствования исторического образования в вузе.
Ключевые слова: исторический клуб, образовательная среда, внеучебная деятельность, студенческое объединение
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of General History, Nothern (Arctic) Federal University named by M.V.Lomonosov, Russian Federation, Arkhangelsk
Abstract: The article introduces practical experience of organizing the educational environment at the University on the example of the activities of the Historical Club of the Northern (Arctic) Federal University named by M.V. Lomonosov. The text provides examples of various forms of extracurricular activities implemented by this student association. The presented experience could be useful in the process of improving historical education at the universities.
Keywords: historical club, educational environment, extracurricular activities, student association
Фельдт А.Е. Организация работы исторического клуба в вузе: опыт формирования образовательной среды // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/organizatsiya-raboty-istoricheskogo-kluba-v-vuze-opyt-formirovaniya-obrazovatelnoj-sredy.html (Дата обращения: 25.03.2024)
Важнейшим условием успешной реализации учебного процесса в вузе является формирование образовательной среды с учетом направлений подготовки. Важно подчеркнуть, что образовательная среда формируется не только в ходе учебных занятий, но и в рамках общественной активности студентов, которая может воплощаться в различных формах, раскрывающих творческий потенциал обучающихся. И.В. Гладкая и Е.А. Есаулова, исследуя роль образовательной среды вуза в профессиональном обучении студентов, подчеркивают, что она является определенным интегратором качества образовательных процессов, а также содействует формированию уровня образованности студенческой молодежи, формирует культурный, профессиональный, социально-практический и исследовательский опыт студентов, создавая внутренние и внешние условия для его становления[1].
В данной публикации анализируется многолетний опыт организации работы исторического клуба, как одной из эффективных вузовских форм внеучебной деятельности, дающей возможность поддерживать и развивать интерес студентов к истории. Основой для размышлений и выводов является практический опыт создания историками на протяжении последних шестнадцати лет в Поморском государственном университете и его преемнике, Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова, тематических клубов с исторической тематикой. Автор данной статьи, являясь деканом исторического факультета ПГУ, а затем доцентом кафедры всеобщей истории САФУ, стоял у истоков создания данного студенческого объединения, осуществлял научное руководство проектами, регулярно публиковал информацию о них на сайте университета. Поэтому метод педагогического наблюдения стал основным в анализе внеучебной активности студентов.
Клуб является весьма удобной формой для реализации самых разнообразных проектов – конференций, круглых столов, выставок, дидактических игр и других мероприятий, поскольку представляет собой объединение единомышленников, готовых реализовывать свои образовательные и научные интересы. В 2008 г. на историческом факультете Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (в 2011 г. вошел в состав САФУ имени М.В. Ломоносова) в рамках направления специализации по кафедре всеобщей истории «История и культура США» был создан Американский клуб, успешно проработавший девять лет. Опыт его работы был обобщен в сборнике статей «Американский клуб как форма внеучебной работы», увидевшем свет в 2012 г.[2]. Авторами его явились студенты, активно участвовавшие в создании клуба и проводившие различные мероприятия – научные конференции, круглые столы, тематические буккросинги, коллективные просмотры художественных фильмов на исторические темы, фотовыставки, онлайн-проекты со студентами зарубежных вузов, деловые игры, исторические праздники. Автор данной статьи проанализировал накопленный опыт деятельности данной студенческой организации в публикации «Американский клуб как форма организации внеучебной работы по американистике в вузе (из опыта Поморского университета)»[3]. Важно отметить, что эта успешная практика получила дальнейшее распространение на историческом факультете Поморского университета, в частности, на основе данной модели был организован и несколько лет активно действовал Восточный клуб. Осенью 2016 г. в САФУ был создан Исторический клуб (ИК), сохранивший традиции Американского клуба, но значительно расширивший историческую тематику мероприятий.
Следует отметить, что в ходе своей работы Клуб не противопоставляется другим известным формам организации деятельности студентов, например, Студенческому научному обществу, а наоборот, активно взаимодействует с ними, но является, на наш взгляд, более гибкой организационной формой.
Главный принцип Исторического клуба – делать только то, что интересно самим студентам. В описании группы ИК в социальной сети «В Контакте» данный принцип сформулирован следующим образом: «Студенческое общество «Исторический клуб» – организация студентов-историков ВШСГНиМК САФУ, которым нравится свободно дискутировать, встречаться с интересными людьми, проводить конференции, круглые столы, давать экспертную оценку текущим событиям в Архангельске, стране и мире»[4].
Подобный подход дает возможность избежать формализации воспитательной работы со студентами. Нередко студенческие организации в вузе построены по иерархическому принципу, с жестким планированием, что, зачастую, снижает актуальность мероприятий, а также их результативность. Это не означает, что Исторический клуб не планирует свою деятельность, но она осуществляется в рамках конкретных проектов. Например, проект «Говорит истфак»[5] предполагает ежемесячную встречу с кем-либо из известных историков в неформальной обстановке, за чашкой чая, а проект «Книжный исторический клуб»[6] дает возможность регулярно обсуждать художественную литературу, привлекающую внимание историков. Отсутствие жесткого планирования на длительный срок позволяет реализовывать интересные идеи, постоянно возникающие в студенческой среде, своевременно реагировать на изменения, проходящие в России и в мире.
Создание руководящей команды, ядра клуба - одна из важных, и, одновременно, сложных задач, как в момент создания клуба, так и в процессе его деятельности, поскольку время от времени сложившийся коллектив студентов покидает стены вуза. Один из эффективных путей «подбора кадров» - это участие группы студентов в одном из успешных проектов, что вызывает желание продолжить общественную активность. Так, последний руководящий состав Исторического клуба сформировался в ходе участия в IX Летней школе САФУ на Соловках (2022 г., август)[7].
Руководитель Клуба, безусловно, играет ведущую роль в его деятельности, но в в практике ИК, традиционно, всю работу возглавляет студент, сам изъявивший желание занять этот пост, пользующийся авторитетом и поддержкой студентов, а также преподавателей. Именно такой подход к лидеру, как показывает длительный опыт работы клуба, является наиболее эффективным и надежным. Как таковых формальных и регулярных выборов руководящего состава в Историческом клубе нет.
Очередная команда приходит в клуб со своими интересами и проектами, Так, на протяжении нескольких лет Исторический клуб реализовывал проект исторических игр в форме квестов, разрабатывая их самостоятельно и приглашая студентов различных курсов на апробацию. Весомым результатом этой активности явилось участие студентов-историков в Международном фестивале научных театров в Санкт-Петербурге (2019 г, октябрь), где был представлен квест «День рождения гражданки N, 1923 год», погружающий игроков в атмосферу первых лет советской власти в Петрограде[8]. Кроме того, разработчики игр из Исторического клуба воплотили еще один игровой проект в ходе VII Летней школы САФУ на Соловках (2020 г., август), посвященный «Соловецкому сидению» 1668-1676 гг.[9].
Ключевым событием в деятельности Исторического клуба традиционно являлась ежегодная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых по американистике. В годы Великой Отечественной войны Архангельск принимал грузы, доставленные союзниками по ленд-лизу, в последние десятилетия архангельская общественность укрепляла побратимские связи с г.Портленд (шт. Мэн), а Северный (Арктический) федеральный университет поддерживал научные и образовательные контакты с американскими университетами, развивая проекты по освоению Арктики, что создавало благоприятную среду для научного интереса студентов к истории и культуре Соединенных Штатов. Последняя, тринадцатая по счету, конференция Клуба проводилась в 2021 г. совместно с Волгоградским государственным университетом и была посвящена опыту взаимодействия СССР и США. Значимым событием в ходе открытия форума стала онлайн-лекция Валерия Гарбузова, доктора исторических наук, известного российского американиста. Его глубокий анализ политической борьбы в США помог студентам понять реалии сегодняшней американской внутренней и внешней политики[10]. Подготовка и проведение конференции требует много времени, значительных коллективных усилий, большого объема организационной работы, что способствует сплочению членов Исторического клуба.
В сложный период эпидемии ковида (2020 – 2021 гг.), когда университеты были вынуждены перейти на дистанционное обучение, Исторический клуб провел несколько онлайн-встреч со студентами American River College (Сакраменто, шт. Калифорния), изучавшими историю России[11]. В силу сложившихся обстоятельств, проекты с американской стороной были прекращены, но приобретенный опыт международного онлайн-сотрудничества историки САФУ готовы развивать с вузами стран СНГ.
Кроме уже упомянутых выше, Исторический клуб реализует интерес к истории и в других организационных формах, например, проводит тематические круглые столы, просмотры кинофильмов с исторической тематикой, викторины по истории исторического образования в Архангельской области. Ежегодно, в декабре, проходит «Истфаковский огонек» - творческий вечер, на котором студенты исполняют стихи и песни в романтической предновогодней обстановке.
Важную роль в деятельности Исторического клуба играет информационное сопровождение. Анонсы мероприятий, их итоги, фотографии постоянно размещаются в соответствующей группе в социальной сети «В Контакте». Заметки о встречах регулярно публикуются на сайте университета и других электронных ресурсах. Нередко мероприятия ИК посещают журналисты региональных изданий.
Со стороны кафедры всеобщей истории САФУ осуществляется научное руководство Историческим клубом, дается соответствующее поручение конкретному преподавателю, эта работа включается в его внеучебную нагрузку. Деятельность Исторического клуба периодически обсуждается на заседаниях кафедры, преподаватели участвуют в его мероприятиях.
Таким образом, можно сделать обобщающий вывод, что представленный опыт организации внеучебной активности студентов в форме исторического клуба, направленной на формирование образовательной среды, способствует успешному освоению учебных дисциплин, достижению целей патриотического воспитания, развитию творческих способностей студентов, может быть полезен в процессе совершенствования исторического образования в вузах.
Список литературы
1. Гладкая Е.В, Есаулова И.А. Образовательная среда вуза в профессиональном становлении студентов // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом / Сб. научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №2. Новосибирск, 2015. Режим доступа: https://izron.ru/articles/aktualnye-problemy-sovremennoy-pedagogiki-i-psikhologii-v-rossii-i-za-rubezhom-sbornik-nauchnykh-tru/sektsiya-6-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya-spetsialnost-13-00-08/obrazovatelnaya-sreda-vuza-v-professionalnom-stanovlenii-studentov/ (дата обращения: 14.02.2024)
2. Американский клуб как форма внеучебной работы: сб. ст. / Под общ. ред. А.Е. Фельдта. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012.- 84 с.
3. Фельдт А.Е. Американский клуб как форма организации внеучебной работы по американистике в вузе (из опыта Поморского университета) // Американцы в поисках идентичности: сб. ст./ Сост. И.В.Морозова.- М.: РГГУ, 2013. – 492 с.
4. «Исторический клуб САФУ». Режим доступа: https://vk.com/histfuclub (дата обращения: 14.02.2024)
5. Алексей Фельдт: «Они могли четыре года проучиться и не узнать, что рядом такой интересный человек». Режим доступа: https://narfu.ru/life/news/university/371642 (дата обращения: 14.02.2024); Историки в Арктике: встреча в Историческом клубе с Евгением Ермоловым Режим доступа: https://narfu.ru/hssshic/novosti/all/373664 (дата обращения: 14.02.2024)
6. В библиотеке САФУ открылся Книжный исторический клуб. Режим доступа: https://narfu.ru/hssshic/novosti/all/375703 (дата обращения: 14.02.2024)
7. Пути сохранения исторической памяти о морской культуре Соловков изучали студенты-историки в Летней школе САФУ. Режим доступа: https://narfu.ru/life/news/university/370580 (дата обращения: 14.02.2024)
8. Историки САФУ приняли участие в международном фестивале научных театров в Санкт-Петербурге. Режим доступа: https://narfu.ru/hssshic/novosti/all/339412 (дата обращения: 14.02.2024)
9. Студенты САФУ разработали для школ и музеев учебные дидактические игры по истории Соловков. Режим доступа: https://tass.ru/v-strane/10134445 (дата обращения: 14.02.2024)
10. В САФУ состоялась XIII Всероссийская конференция по американистике аспирантов и молодых ученых. Режим доступа: https://narfu.ru/life/news/university/354483/?sphrase_id=462624 (дата обращения: 14.02.2024)
11. Историки САФУ познакомили американских студентов с историей и культурой Русского Севера в ходе онлайн встречи. Режим доступа: https://narfu.ru/hssshic/novosti/all/349447 (дата обращения: 14.02.2024)