Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024

УДК 81

Дата публикации 21.03.2024

Роль проектно-ориентированного обучения в развитии критического мышления у студентов-экономистов на занятиях по иностранному языку

Зубков Артём Дмитриевич
старший преподаватель кафедры «Английский язык», Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск, Россия
Катаева Анастасия Дмитриевна
студент факультета «Мировая экономика и право». Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск, Россия

Аннотация: В данном исследовании рассматривается роль проектно-ориентированного обучения (ПОО) в развитии навыков критического мышления у студентов-экономистов на занятиях по иностранному языку. Критическое мышление – многогранный когнитивный процесс, включающий анализ, оценку и синтез, – является важнейшей способностью для экономистов, ориентирующихся в сложных глобальных экономических системах. В статье рассматриваются теоретические основы ПОО, включая конструктивизм, опытное обучение и проблемно-ориентированное обучение, а также их соответствие развитию критического мышления. Далее анализируются механизмы, с помощью которых ПОО может развивать критическое мышление через обучение, основанное на исследовании, совместное решение проблем и аутентичный проектный опыт. Приводятся практические подходы и примеры внедрения ПОО в программы подготовки экономистов и обучение иностранным языкам, подчеркивающие потенциал студентов участвовать в сценариях реального мира, требующих когнитивных процессов более высокого порядка, межкультурного понимания и эффективной коммуникации. В заключение исследования обсуждаются перспективы дальнейших научных изысканий в этой области и даются рекомендации для преподавателей по оптимизации интеграции ПОО в развитие навыков критического мышления у студентов-экономистов на занятиях по иностранному языку.
Ключевые слова: экономическое образование, обучение иностранному языку, совместное обучение, кросс-культурное понимание, аутентичные проекты, решение проблем, когнитивные навыки высшего порядка.

Role of project-based learning in development of critical thinking among economics students in foreign language classes

Zubkov Artyom Dmitrievich
Senior Lecturer, Department of English Language, Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia
Kataeva Anastasia Dmitrievna
Student of faculty “International Business and Law”. Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia

Abstract: This theoretical study explores the role of project-based learning (PBL) in fostering the development of critical thinking skills among economics students in foreign language classes. Critical thinking, a multifaceted cognitive process involving analysis, evaluation, and synthesis, is a crucial ability for economists navigating complex global economic systems. The paper examines the theoretical foundations of PBL, including constructivism, experiential learning, and problem-based learning, and their alignment with the development of critical thinking. It further analyzes the mechanisms by which PBL can cultivate critical thinking through inquiry-based learning, collaborative problem-solving, and authentic project experiences. Practical approaches and examples of PBL implementation in economics and foreign language education are provided, highlighting the potential for students to engage in real-world scenarios that demand higher-order cognitive processes, cross-cultural understanding, and effective communication. The study concludes by discussing the prospects for further research in this area and providing recommendations for educators to optimize the integration of PBL in fostering critical thinking skills among economics students in foreign language classes.
Keywords: economics education, foreign language teaching, collaborative learning, cross-cultural understanding, authentic projects, problem-solving, higher-order cognitive skills.

Правильная ссылка на статью
Зубков А.Д., Катаева А.Д. Роль проектно-ориентированного обучения в развитии критического мышления у студентов-экономистов на занятиях по иностранному языку // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-proektno-orientirovannogo-obucheniya-v-razvitii-kriticheskogo-myshleniya-u-studentov-ekonomistov-na-zanyatiyakh-po-inostrannomu-yazyku.html (Дата обращения: 21.03.2024)

В современном глобализированном мире способность критически мыслить стала неотъемлемым навыком для людей, изучающих различные дисциплины, в том числе экономику [1]. Критическое мышление включает в себя когнитивные процессы анализа, оценки и синтеза, позволяя людям подходить к сложным вопросам с критическим осмыслением, оспаривать предположения и формулировать обоснованные суждения. Этот набор навыков особенно важен для экономистов, которым приходится ориентироваться в сложных экономических системах, интерпретировать данные и предлагать решения многогранных проблем. Одновременно с этим владение иностранными языками стало жизненно важным навыком в современной глобальной экономике [2]. Поскольку экономическая деятельность выходит за пределы географических границ, умение эффективно общаться на нескольких языках способствует межкультурному взаимопониманию, стимулирует международное сотрудничество и открывает новые рынки и возможности. Однако изучение экономики на иностранном языке сопряжено с уникальными трудностями, поскольку студентам приходится разбираться в сложных экономических концепциях, одновременно преодолевая языковые и культурные барьеры [3].

Развитие навыков критического мышления имеет первостепенное значение при обучении студентов-экономистов иностранному языку. Экономические теории и модели часто обусловлены культурным и языковым контекстом, и их интерпретация и применение могут отличаться в разных обществах [4]. Развивая способность к критическому мышлению, студенты смогут глубже анализировать экономические концепции, оспаривать основополагающие предположения и развивать тонкое понимание того, как экономические принципы проявляются в различных культурных и языковых средах. Кроме того, способность критически мыслить необходима экономистам для того, чтобы ориентироваться в сложностях глобальных экономических систем, которые характеризуются взаимосвязанными рынками, изменчивыми условиями и многогранными социально-политическими факторами. Критически мыслящие люди могут деконструировать сложные экономические ситуации, выявлять глубинные закономерности и тенденции и формулировать инновационные решения, учитывающие тонкости межкультурного контекста.

Проектно-ориентированное обучение (ПОО) стало перспективным педагогическим подходом, который может эффективно способствовать развитию навыков критического мышления у студентов-экономистов, изучающих иностранный язык [5]. ПОО — это метод обучения, направленный на студента, в котором особое внимание уделяется активному обучению через выполнение сложных, аутентичных проектов, отражающих реальные проблемы. Выполняя эти проекты, студенты должны применять свои знания, сотрудничать с коллегами и сталкиваться с плохо структурированными проблемами, требующими критического анализа, оценки и синтеза. В контексте обучения экономике на иностранном языке ПОО предлагает уникальные возможности для студентов погрузиться в реалистичные экономические сценарии, которые выходят за пределы языковых и культурных границ. Благодаря совместным проектам студенты могут изучать экономические концепции с разных точек зрения, оспаривать предвзятые мнения и глубже понимать, как экономические принципы работают в различных социокультурных контекстах. Более того, присущая ПОО природа способствует развитию критического мышления, требуя от студентов участвовать в обучении, основанном на исследовании, формулировать гипотезы, собирать и анализировать данные и делать обоснованные выводы [6, 7]. Процесс работы над проектами требует применения навыков мышления более высокого порядка, таких как анализ, оценка и синтез, поскольку студенты ориентируются в сложных экономических проблемах и предлагают жизнеспособные решения. Интегрируя ПОО в учебную программу для студентов-экономистов, изучающих иностранный язык, преподаватели могут создать увлекательную среду обучения, способствующую развитию критического мышления и одновременно повышающую языковую и культурную компетенцию.

Критическое мышление — это многогранный когнитивный процесс, включающий в себя способность анализировать информацию, оценивать аргументы, выявлять основополагающие предположения и делать логические выводы. В образовательном контексте критическое мышление считается важнейшим навыком, позволяющим учащимся работать со сложными идеями, оспаривать устоявшиеся нормы и вырабатывать независимые и обоснованные суждения [8].

Концепция критического мышления в образовании определяется несколькими ключевыми аспектами:

  1. Постановка вопросов и исследование: критическое мышление побуждает учащихся задавать проницательные вопросы, оспаривать предположения и искать доказательства для поддержки или опровержения утверждений. Такая деятельность способствует развитию интеллектуального любопытства и более глубокому пониманию предмета.
  2. Анализ и оценка: критически мыслящие люди обладают способностью деконструировать сложные вопросы, рассматривать их с разных точек зрения и оценивать сильные и слабые стороны аргументов или доказательств. Такой аналитический подход позволяет студентам выявлять логические ошибки, предубеждения и несоответствия.
  3. Синтез и творчество: критическое мышление предполагает способность синтезировать разрозненную информацию, распознавать закономерности и генерировать новые идеи или решения. Этот творческий аспект побуждает студентов мыслить шире привычных границ и разрабатывать инновационные подходы к решению проблем.
  4. Открытость и интеллектуальное смирение: эффективные критически мыслящие люди демонстрируют непредвзятость, готовность рассматривать различные точки зрения и принимать двусмысленность или неопределенность. Они признают ограниченность своих знаний и готовы пересмотреть свои убеждения в свете новых фактов.
  5. Логическое мышление и принятие решений на основе фактов: критическое мышление подчеркивает важность того, чтобы выводы и решения основывались на убедительных доказательствах и логических рассуждениях. Студентов побуждают объективно оценивать утверждения, рассматривать альтернативные объяснения и приходить к обоснованным суждениям.

Развивая эти ключевые аспекты критического мышления в учебных заведениях, студенты развивают интеллектуальные навыки, необходимые для того, чтобы ориентироваться в сложных вопросах, принимать обоснованные решения и вносить свой вклад в общество, которое ценит аргументированные рассуждения и решение проблем на основе фактов.

Преподавание иностранного языка играет ключевую роль в развитии критического мышления у учащихся [9, 10]. Владение языком — это не просто освоение грамматических правил и словарного запаса; оно также включает в себя способность понимать, анализировать и эффективно передавать сложные идеи. В контексте преподавания иностранного языка несколько стратегий и подходов могут способствовать развитию критического мышления:

  1. Аутентичные материалы и реальные условия: Знакомство студентов с аутентичными текстами, средствами массовой информации и реальными ситуациями на изучаемом языке побуждает их к критическому анализу и оценке информации. Аутентичные материалы заставляют студентов применять свои языковые навыки в реальных жизненных ситуациях, способствуя развитию критического мышления и умения решать проблемы.
  2. Дебаты и дискуссии: Вовлечение студентов в дебаты, дискуссии и диалоги на изучаемом языке способствует развитию критического мышления, поскольку требует от них формулировать аргументы, рассматривать различные точки зрения и отвечать на контраргументы. Такой интерактивный подход побуждает студентов критически мыслить и связно излагать свои мысли.
  3. Обучение, основанное на исследовании: Использование методов обучения, основанных на исследовании, таких как постановка открытых вопросов и побуждение учащихся к проведению исследований, стимулирует критическое мышление. Студенты учатся собирать информацию, анализировать данные и делать логические выводы, одновременно развивая свои языковые навыки.
  4. Культурная осведомленность и межкультурное понимание: Преподавание языка по своей сути предполагает знакомство с различными культурными перспективами. Изучая различные культурные контексты и мировоззрения, студенты развивают навыки критического мышления, ориентируясь на культурные нюансы, оспаривая предположения и получая более глубокое понимание глобального разнообразия.
  5. Метакогнитивные стратегии: Формирование у студентов метакогнитивных навыков, таких как самоконтроль, самооценка и саморефлексия, повышает их способность критически оценивать процесс обучения. Метакогнитивный подход побуждает студентов анализировать свои мыслительные процессы, выявлять области для совершенствования и разрабатывать стратегии для эффективного овладения языком и критического мышления.

Внедряя эти стратегии и подходы в преподавание языка, педагоги вуза могут создать среду, стимулирующую критическое мышление и одновременно повышающую уровень владения языком и межкультурной компетенции учащихся.

Проектно-ориентированное обучение опирается на несколько теоретических основ, каждая из которых способствует развитию навыков критического мышления у студентов. К этим теоретическим основам относятся:

  1. Конструктивистская теория: ПОО соответствует принципам конструктивизма, согласно которым учащиеся активно конструируют свои собственные знания посредством практического опыта и взаимодействия с окружающей средой. В рамках ПОО студенты участвуют в аутентичных проектах, сотрудничают со сверстниками и применяют свои знания для решения реальных задач [11]. Этот активный процесс обучения способствует развитию критического мышления, поскольку студенты формируют свое понимание через поиск, решение проблем и рефлексию.
  2. Теория экспериментального обучения: Теория экспериментального обучения, предложенная Дэвидом Колбом, подчеркивает важность обучения через непосредственный опыт и размышления. Проекты ПОО предоставляют учащимся возможность участвовать в конкретном опыте, размышлять над своими наблюдениями, концептуализировать абстрактные идеи и активно экспериментировать с новыми стратегиями [12]. Этот циклический процесс переживания, осмысления, концептуализации и применения способствует развитию критического мышления, поскольку студенты постоянно анализируют, оценивают и уточняют свое понимание.
  3. Социально-когнитивная теория: Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры подчеркивает роль социальных взаимодействий и моделирования в процессе обучения. В ПОО студенты работают в командах, наблюдая и изучая перспективы и стратегии своих сверстников [13]. Такое социальное взаимодействие и моделирование способствуют развитию критического мышления, поскольку студенты участвуют в дискуссиях, обсуждают различные точки зрения и совместно конструируют знания через коллективное решение проблем.
  4. Проблемно-ориентированное обучение: ПОО имеет общие теоретические основы с проблемно-ориентированным обучением, которое подчеркивает использование неструктурированных проблем в качестве отправной точки для обучения. Сталкиваясь с аутентичными и сложными проблемами, студенты должны участвовать в процессах критического мышления, таких как анализ информации, выявление пробелов в знаниях, формулирование гипотез и предложение решений [14]. Такой проблемно-ориентированный подход развивает навыки критического мышления, поскольку учащиеся борются с неоднозначностью и применяют когнитивные навыки более высокого порядка.

Интегрируя эти теоретические основы в ПОО, преподаватели создают учебную среду, которая способствует развитию критического мышления, решению проблем, сотрудничеству и самостоятельному обучению. Студентам приходится применять свои знания, критически оценивать информацию и разрабатывать инновационные решения сложных реальных проблем, тем самым развивая их способности к критическому мышлению.

Внедрение проектно-ориентированного обучения в учебный процесс включает в себя несколько подходов и методов, призванных способствовать активному, ориентированному на студента обучению. Такими ключевыми стратегиями являются:

  1. Определение аутентичных и сложных проектов. Проекты ПОО должны быть разработаны таким образом, чтобы отражать реальные проблемы и соответствовать целям обучения в рамках курса. Эти проекты должны быть открытыми, неструктурированными и требовать от студентов применения своих знаний и навыков для решения сложных проблем [15].
  2. Помощь и поддержка. Чтобы обеспечить надлежащую подготовку студентов к работе над проектом, преподаватели должны оказывать им помощь и поддержку с помощью различных средств, таких как проведение исследований, предоставление ресурсов и обратная связь [16]. Такая поддержка помогает учащимся развить необходимые навыки и знания для эффективной работы над проектом.
  3. Совместное обучение. ПОО часто включает в себя совместное обучение, когда студенты работают в малых группах или командах. Такой подход способствует развитию командной работы, общению и обмену различными точками зрения, что может улучшить критическое мышление и способность решать проблемы.
  4. Формативное оценивание и обратная связь. На протяжении всего проекта преподаватели должны использовать стратегии формативного оценивания, такие как регулярные проверки, отзывы коллег и презентации хода работы. Такая постоянная обратная связь позволяет учащимся осмыслить свою работу, определить области, требующие улучшения, и внести необходимые коррективы.
  5. Рефлексия и оценка. По завершении проекта студенты должны приступить к рефлексии, такой как самооценка, групповые обсуждения и презентации. Эта фаза рефлексии позволяет студентам проанализировать свой опыт обучения, оценить процессы критического мышления и определить области для дальнейшего развития.
  6. Интеграция технологий. ПОО может быть усилено за счет использования различных технологических инструментов и ресурсов, таких как платформы для совместной работы, мультимедийные презентации, симуляции и программное обеспечение для анализа данных. Эти инструменты могут способствовать исследованиям, общению и развитию навыков цифровой грамотности.

Применяя эти подходы и методы, педагоги могут создать богатую и увлекательную учебную среду, способствующую развитию критического мышления, решению проблем, сотрудничеству и самостоятельному обучению через аутентичный опыт, основанный на проектах.

Проектные задания в контексте развития критического мышления у студентов-экономистов на занятиях по иностранному языку могут принимать различные формы [17]. Вот несколько примеров, а также анализ того, как они могут способствовать развитию навыков критического мышления:

Название/вид проекта

Содержание задания

Формируемые навыки критического мышления

Моделирование международных торговых переговоров

Студенты делятся на команды, представляющие разные страны, и получают задание провести переговоры по гипотетическому международному торговому соглашению

Анализ экономических данных, оценку торговой политики, рассмотрение множества точек зрения, стратегии ведения переговоров и синтез сложной информации для достижения взаимовыгодных соглашений

Проект по социальному предпринимательству

Студенты исследуют и определяют социальную или экономическую проблему в конкретном регионе или сообществе, а затем предлагают устойчивое бизнес-решение для решения этой проблемы

Определение проблемы, исследование и анализ социально-экономических факторов, оценка осуществимости и воздействия, творческое решение проблем и разработка предложений, основанных на фактах

Анализ экономической политики

Студенты анализируют конкретную экономическую политику, проводимую в иностранном государстве, оценивают ее эффективность и предлагают возможные модификации или альтернативные подходы

Интерпретация экономических данных, оценка целей и результатов политики, выявление предположений и предубеждений, учет культурного и языкового контекста, формулирование рекомендаций на основе фактических данных

Кросс-культурная маркетинговая кампания

Студенты разрабатывают маркетинговую кампанию для продукта или услуги, ориентированную на потребителей в определенном культурном и языковом контексте

Анализ поведения потребителей, учет культурных нюансов и языковых барьеров, оценка рыночных тенденций и конкуренции, разработка убедительных аргументов и создание маркетинговых стратегий, учитывающих культурные особенности

Анализ экономического воздействия

Студенты исследуют потенциальное экономическое воздействие крупного события, изменения политики или технологического прогресса на определенную отрасль или регион

Сбор и оценка соответствующих данных, выявление причинно-следственных связей и последствий, учёт точек зрения множества заинтересованных сторон, оценка рисков и возможностей, а также обобщение полученных результатов в виде комплексного анализа

Эти примеры иллюстрируют, как можно разработать проектные задания для развития у студентов способности к критическому мышлению, требуя от них решения сложных задач, анализа, оценки и синтеза в контексте экономики и изучения иностранного языка. Разбираясь в подлинных, реальных сценариях, студенты развивают важные навыки критического мышления, которые пригодятся им в будущей карьере экономиста в условиях глобализации.

Интеграция проектно-ориентированного обучения в изучении экономики студентами на занятиях по иностранному языку демонстрирует значительный потенциал для развития навыков критического мышления [18]. Благодаря реализации аутентичных, реальных проектов, преодолевающих языковые и культурные границы, студенты знакомятся со сложными экономическими сценариями, требующими применения когнитивных процессов более высокого порядка. Проекты ПОО, имитирующие международные торговые переговоры, социальные предпринимательские инициативы, анализ экономической политики, кросс-культурные маркетинговые кампании и оценку экономического воздействия, требуют от студентов критического анализа, оценки и синтеза. Решая эти многогранные задачи, студенты вынуждены собирать и интерпретировать данные, рассматривать различные точки зрения, выявлять предположения и предубеждения, а также формулировать хорошо обоснованные решения. Совместный характер проектов ПОО побуждает студентов работать в командах, обмениваться различными точками зрения и обсуждать различные стратегии, тем самым повышая их способность критически мыслить и эффективно общаться на иностранном языке. Такой межкультурный обмен идеями и взглядами особенно ценен в области экономики, где понимание глобального контекста и культурных нюансов имеет решающее значение. Более того, подход к обучению, основанный на исследовании, присущий ПОО, способствует развитию критического мышления, требуя от студентов активно исследовать, задавать вопросы и изучать сложные экономические явления. В ходе самостоятельных исследований и анализа данных студенты развивают навыки формулирования исследовательских вопросов, оценки доказательств и логических выводов. Использование технологий и мультимедийных средств в проектах ПОО еще больше способствует развитию навыков критического мышления, облегчая визуализацию данных, коммуникацию и цифровую грамотность, вооружая студентов необходимыми навыками для навигации в современном экономическом ландшафте. Таким образом, внедрение проектно-ориентированного обучения в изучение экономики студентами на занятиях по иностранному языку имеет потенциал в развитии способностей к критическому мышлению. Участвуя в аутентичных совместных проектах, которые отражают реальные проблемы, студенты развивают такие важные когнитивные навыки, как анализ, оценка, синтез и решение проблем, одновременно повышая свою языковую и межкультурную компетенцию.

Несмотря на то, что данное исследование позволяет получить ценные сведения о роли проектного обучения в развитии критического мышления у студентов-экономистов на занятиях по иностранному языку, можно выделить несколько направлений для дальнейших исследований в этой области:

  • Продольные исследования. Проведение лонгитюдных исследований, отслеживающих долгосрочное влияние ПОО на развитие навыков критического мышления, позволило бы получить более полное представление об устойчивом эффекте этого подхода. Такие исследования могли бы сопровождать студентов на протяжении всей их академической карьеры и, возможно, профессиональной деятельности, оценивая возможность переноса способностей к критическому мышлению в различные контексты.
  • Кросс-культурные сравнения. Внедрение ПОО в различных культурных и языковых средах и сравнение результатов может дать ценные сведения о влиянии культурных факторов на развитие критического мышления. Такие исследования могут послужить основой для разработки педагогических подходов, учитывающих культурные особенности, и выявить потенциальные проблемы и возможности, характерные для определенных культурных контекстов.
  • Оценка и инструменты измерения. Необходимы дальнейшие исследования по разработке и проверке надежных и валидных инструментов оценки для измерения навыков критического мышления в контексте экономики и обучения иностранным языкам. Стандартизированные инструменты могли бы способствовать более точной и последовательной оценке способностей учащихся к критическому мышлению, что позволило бы проводить более тщательный анализ данных и сравнительный анализ между исследованиями.
  • Интеграция технологий. Изучение потенциала новых технологий, таких как симуляция виртуальной реальности, геймификация и учебные среды на базе искусственного интеллекта, в контексте развития критического мышления может открыть новые возможности для инновационного и увлекательного обучения.
  • Междисциплинарное сотрудничество. Проведение междисциплинарных исследований, объединяющих перспективы таких областей, как когнитивные науки, нейронауки и психология образования, может дать более глубокое представление о когнитивных процессах, участвующих в развитии критического мышления в рамках ПОО. Такое сотрудничество может стать основой для разработки более эффективных стратегий обучения и поддержки интеграции научно обоснованных практик.
  • Подготовка преподавателей и профессиональное развитие. Изучение влияния целевых программ подготовки и повышения квалификации преподавателей, направленных на внедрение ПОО и развитие навыков критического мышления, может стать основой для разработки лучших практик подготовки преподавателей и способствовать широкому внедрению эффективных педагогических подходов.

Эти потенциальные области для дальнейших исследований могут расширить наше понимание взаимосвязи между проектным обучением, критическим мышлением и образованием в области иностранных языков, что в конечном итоге будет способствовать разработке более эффективных и комплексных образовательных стратегий.

Основываясь на результатах и выводах данного исследования, можно дать следующие рекомендации по оптимизации использования проектно-ориентированного обучения для развития навыков критического мышления у студентов-экономистов на занятиях по иностранному языку преподаватели должны:

  1. разрабатывать проекты, которые отражают реальные экономические проблемы и требуют от студентов преодоления языковых и культурных барьеров. Эти проекты должны быть открытыми, неструктурированными и требовать применения когнитивных процессов более высокого порядка, таких как анализ, оценка и синтез;
  2. использовать проекты, включающие подходы к обучению, основанные на исследовании, побуждая студентов формулировать исследовательские вопросы, собирать и анализировать данные, оценивать доказательства и делать логические выводы. Этот процесс способствует развитию критического мышления и умения решать проблемы;
  3. реализовывать совместные групповые проекты, которые способствуют командной работе, общению и обмену различными точками зрения. Такая совместная среда позволяет учащимся оспаривать свои предположения, рассматривать альтернативные точки зрения и совместно создавать знания путем коллективного решения проблем;
  4. предлагать студентам соответствующую помощь и поддержку на протяжении всего процесса ПОО, например, при проведении исследований, предоставлении ресурсов и регулярных циклов обратной связи. Такая система поддержки гарантирует, что студенты будут должным образом подготовлены к работе над сложными проектами и разовьют необходимые навыки;
  5. использовать стратегии формативного оценивания, включая регулярные контрольные работы, экспертные оценки и презентации хода работы, для обеспечения постоянной обратной связи и стимулирования рефлексии учащихся. Такая рефлексивная практика способствует развитию метакогнитивных навыков и позволяет студентам выявить области, требующие улучшения в процессе критического мышления;
  6. включать в проекты соответствующие технологические инструменты и мультимедийные ресурсы, чтобы облегчить проведение исследований, анализ данных, коммуникацию и развитие навыков цифровой грамотности. Эти инструменты могут способствовать развитию способностей к критическому мышлению, позволяя визуализировать данные, сотрудничать и эффективно представлять результаты;
  7. разрабатывать проекты, которые знакомят студентов с различными культурными перспективами и требуют от них преодолевать культурные нюансы и языковые барьеры. Такое знакомство способствует развитию культурной осведомленности и межкультурного взаимопонимания - важнейших навыков для экономистов, работающих в условиях глобализации;
  8. убеждаться в том, что преподаватели получают адекватную подготовку и поддержку при внедрении ПОО и развитии навыков критического мышления. Программы профессионального развития и ресурсы должны быть доступны, чтобы вооружить преподавателей необходимыми знаниями, стратегиями и передовым опытом;
  9. поощрять сотрудничество между экономикой, иностранным языком и другими соответствующими дисциплинами для создания междисциплинарных проектов, которые обеспечивают целостный опыт обучения и способствуют передаче навыков критического мышления в различных областях;
  10. постоянно оценивать эффективность в развитии навыков критического мышления путем проведения исследований, сбора данных и анализа. Этот итеративный процесс позволит внести уточнения и улучшения в учебные стратегии и обеспечить постоянную актуальность и влияние подхода ПОО.

Выполняя эти рекомендации, учебные заведения могут создать благоприятную учебную среду, способствующую развитию критического мышления у студентов-экономистов на занятиях по иностранному языку путем эффективной интеграции проектно-ориентированного обучения. Такой подход позволит сформировать у студентов важные когнитивные навыки и межкультурные компетенции, необходимые для успешной работы в условиях глобализации экономики.

 


Список литературы

1. Чернявская Я. Л. Проектная деятельность при формировании иноязычной коммуникативной компетенции (базовый уровень РКИ) // Преподаватель XXI век. – 2020. – № 2-1. – С. 129-136.
2. Дмитриева Е. В. Роль проектной деятельности в процессе изучения дисциплины "Иностранный язык для деловой коммуникации" студентами нелингвистических специальностей вуза // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. – Т. 11, № 1.
3. Хохленкова Л. А. Преимущества метода проектов в обучении иностранному языку будущих специалистов туристических направлений в вузах сервиса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5, № 2(15). – С. 171-174.
4. Кобелева Е. П., Матвиенко Е. Н., Комкова А. С. Формирование экзистенциальных навыков студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. – С. 6. – DOI 10.17513/spno.32126.
5. Кононыхина О. В. Мотивация студентов при дистанционном обучении // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 2-1(53). – С. 107-111. – DOI 10.24412/2500-1000-2021-2-1-107-111.
6. Крутько Е. А., Безматерных Н. А., Комкова А.С. Исследование формирования и развития экзистенциальных навыков в русле деятельности студенческих сообществ / Е. А. Крутько, Н. А. Безматерных, А. С. Комкова // Социально-гуманитарные знания. – 2023. – № 3. – С. 50-54.
7. Zubkov A. D. Teaching Foreign Language in Transport University Using Massive Open Online Courses: Pilot Study // International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia - 2021. Volume 2, Новосибирск, 11–14 мая 2021 года. – Новосибирск: Springer Nature, 2022. – P. 92-100. – DOI 10.1007/978-3-030-96383-5_11.
8. Таскаева Е. Б. Многоязычие в современном мире: культурные традиции и направления исследования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. – 2017. – № 2. – С. 50-57.
9. Zubkov A. D. Implementation of CLIL Approach via Moocs: Case Study of Siberian Transport University // International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia - 2021, Novosibirsk, 11–14 мая 2021 года. – Switzerland: Springer Nature Switzerland AG, 2022. – P. 1002-1010. – DOI 10.1007/978-3-030-96380-4_109.
10. Крутько Е. А., Комкова А. С., Кобелева Е. П., Агавелян Р. О. Интеграция видеоконтента в процесс обучения профессионально-ориентированному английскому языку в вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 6. – С. 66-75. – DOI 10.15293/1813-4718.2206.06.
11. Ищенко В. Г., Сергиевская Е. А. Цифровые технологии как магистральные стратегии в развитии современного образования // Заметки ученого. – 2022. – № 7. – С. 126-129.
12. Агавелян Р. О., Кобелева Е. П., Стучинская Е А., Душинина Е. В. Использование мнемотехник в процессе профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов-экономистов // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 38-50. – DOI 10.15293/1813-4718.2204.03.
13. Кирякова О. А. Применение аутентичных видеоматериалов как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза // Сибирский учитель. – 2022. – № 1(140). – С. 17-25.
14. Zubkov A. D. Discursive Approach to Foreign Language Training via Massive Open Online Courses / A. D. Zubkov // Technologies in a Multilingual Environment: XXII Professional Culture of the Specialist of the Future, St. Petersburg, Russia, 24–26 ноября 2023 года. Vol. 636. – St. Petersburg, Russia: Springer Cham, 2023. – P. 431-439.
15. A. Komkova, E. Kobeleva, E. Taskaeva, V. Ishchenko Foreign Language Learning Environment: A Case Study of STU // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2022. Vol. 403. – P. 429-437. – DOI 10.1007/978-3-030-96383-5_48.
16. Комкова А. С., Кобелева Е. П., Стучинская Е. А., Крутько Е. А. Формирование метакомпетенций студентов вуза в процессе научно-исследовательской работы на иностранном языке // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – Т. 10, № 2. – С. 3718-3725. – DOI 10.15372/PEMW20200209.
17. Zubkov A. D. Using MOOCs to Teach Foreign Language Writing to University Students // Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives: Proceedings of the Conference, Saint Petersburg, 20–22 апреля 2022 года. Vol. 499. – Saint Petersburg: Springer Nature Switzerland AG, 2022. – P. 23-31. – DOI 10.1007/978-3-031-11435-9_3.
18. Балмасова Т. А. Из опыта использования мобильных приложений в обучении второму иностранному языку // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 8. – С. 224-227.




Расскажите о нас своим друзьям: