Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024
УДК 37
Дата публикации 29.03.2024
Методическое обеспечение процесса обучения гувернерами в XVIII-XIX вв.
Ахматова Дарья Михайловна
аспирант кафедры педагогики и социологии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, emerald.lynx@icloud.com
Аннотация: В данной статье рассматриваются исторические методики преподавания различных академических предметов гувернерами. Организация процесса обучения воспитанников вне государственных школ (дома). Данная проблема мало изучена и требует максимального рассмотрения в связи с актуальностью данного вопроса для современного образовательного процесса. В статье приведены примеры методов преподавания чтения и иностранного языка, отмечены трудности, которые возникали у учеников XVIII-XIX вв.
Ключевые слова: Гувернер, гувернантка, образование, методика преподавания, процесс обучения.
Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Sociology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg
Abstract: This article examines the historical methods of teaching various academic subjects by tutors. Organization of the process of teaching pupils in non-state schools (at home). This problem has been little studied and requires maximum consideration due to the relevance of this issue for the modern educational process. The article provides examples of methods of teaching reading and a foreign language, and highlights the difficulties encountered by students of the XVIII-XIX centuries.
Keywords: Tutor, governess, education, teaching methods, learning process.
Ахматова Д.М. Методическое обеспечение процесса обучения гувернерами в XVIII-XIX вв. // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metodicheskoe-obespechenie-protsessa-obucheniya-guvernerami-v-xviii-xix-vv.html (Дата обращения: 29.03.2024)
Рассматривая образовательную политику XVIII-XIX вв., мы отмечаем, что чаще всего образование строилось на домашнем обучении. Воспитаннику нанимались учителя – гувернеры, которые преподавали разные предметы. В некоторых семьях гувернер был один, в его функции входило обучение, воспитание и сопровождение ученика. Штат гувернеров зависел от финансовых возможностей его родителей.
Несмотря на то, что в России были распространены государственные образовательные учреждения такие как: школы, гимназии и лицеи, предпочтения в дворянских семьях отдавалось гувернерам, особенно это касается детей младшего школьного возраста.
Обязанности гувернера четко контролировались родителями (если гувернер был один), также при наличии нескольких гувернеров был наемный руководитель, который контролировал деятельность каждого и формировал отчеты о пройденных программах и об успехах или неудачах воспитанника. Впоследствии все данные передавались в надзорные органы, на первом этапе это были государственные образовательные учреждения, куда был прикреплен гувернер. Далее все данные передавались в Университеты, которые курировали школы, гимназии и лицеи [1, c.18].
Обращая внимание на такой достаточно строгий контроль, мы отмечаем, что на каждый предмет гувернеры разрабатывали программу, в которой прописывались темы для изучения, домашние задания (если требовались). Дополнительно был журнал с оценками, замечаниями и поощрениями.
Акцент в обучении делался на иностранный язык – его изучали с рождения, обязанность гувернера или гувернантки состояла в том, чтобы общаться только на иностранном языке, впоследствии преподавание некоторых предметов также было на иностранном языке. Ребенок воспринимал французский или немецкий языки наравне с русским, поэтому при изучении предметов школьного курса на иностранном языке трудностей не было [2, c. 317].
Основной критерий, которому придерживались гувернеры, обучая и воспитывая учеников, было обучение логике и аналитическому мышлению. В изучении любого предмета, неважно, гуманитарного или математического цикла, основной задачей домашнего учителя было научить воспитанника мыслить логически и образовывать последовательные связи в усвоении предмета.
Процесс обучения организовывался гувернерами в соответствии с общими требованиями и по согласованию с родителями, безусловно, учитывались физические и эмоциональные возможности ребенка [3, c.109].
На каждый день было определенное расписание, которому следовали как учитель, так и ученик. Занятия начинались в 8.00 или 8.30, перед этим был подъем, завтрак и приветствие родителей. В первой половине дня изучались следующие предметы: математика, чтение, иностранные языки, Закон Божий, латынь, история и другие. После 12.00 был обеденный перерыв и отдых. После 14-15 часов преподавались живопись, искусство, музыка, фехтование [3, c.109].
Кроме того, время после обеда отводилось и на общие беседы с учеником. Рассматривались моменты воспитания этикету, возможные выезды за пределы проживания. В обязанности гувернера входило сопровождение ребенка на выезды и возможные мероприятия, не только ежедневные, но и летом, во время отдыха от основной учебы, несмотря на то что в домашнем обучении занятия в летнее время не прекращались.
Обращая внимание на образовательный процесс, мы отмечаем, что первым предметом, с которого начиналось долгое обучение воспитанника, было чтение. В современном понимании научиться читать достаточно просто и под силу каждому ребенку. На обучение чтению по современным методикам уходит несколько месяцев, все зависит от возможностей конкретного ребенка. Но на рубеже XVIII-XIX вв. методика преподавания чтения была совсем иной.
Перед тем, как научиться читать, ребенок под руководством гувернера или гувернантки изучал азбуку – «Азъ, Буки, Веди, Глаголь…», всего 35 букв. Как мы видим, буквы азбуки и звуки, которые они передают в речи и чтении, абсолютно разные. Далее воспитанник складывал слова не из звуков, как мы привыкли наблюдать, а из букв алфавита, например, слово «вода» звучало так: «веди – он – добро – азъ». Только после того, как ученик умел в совершенстве прочитывать буквами каждое слово, приступали к чтению звуков. Такой «буквослагательный» метод разработали Ланкастер и Белл [4, c.190].
Позднее, в 40 годы XIX века, появился ещё один метод «аналитически звуковой» или «Метод Золотова». Суть заключалось в обратном: ребенок начинал с целого предложения, делил его на слова, затем на слоги, которые делились на звуки для чтения и на буквы для написания [5, c.610].
Все методики были направлены на развитие логического и аналитического мышления воспитанника, чем больше было трудностей на пути к достижению цели – прочтению и разбору определенных материалов, тем больше способностей и знаний необходимо было применить воспитаннику [6, c.88].
Подводя итоги, отмечаем, что деятельность гувернеров не была самостоятельной. Каждый гувернер следовал образовательной программе, которая разрабатывалась в государственном образовательном учреждении, к которому был прикреплен гувернер и корректировалась только исходя из возможностей и потребностей ребенка.
Изучение любого предмета основывалось на образовательном маршруте, (программа) предлагаемым государственным учебным заведением. Гувернеры должны были быть не только учителями, но и помощниками для воспитанника в преодолении образовательных трудностей. Главной задачей было развитие логического мышления, ребенок должен был самостоятельно «доходить» до правил и закономерностей в каждом предмете, и только после этого гувернер или гувернантка вносили правки. Все это способствовало тому, что ребенок, выводя причинно-следственные связи, быстрее и лучше запоминал изучаемый предмет и на основе полученных знаний лучше воспринимал следующий материал и новые предметы.
Список литературы
1. Трошина С.В. Гувернерство в домашнем образовании в России в первой половине XIX в.: Автореф. … дис. М., 1995. – 22 с.
2. Солодянкина, О. Ю. Иностранные гувернантки в России (вторая половина XVIII – первая половина XIX века) [Текст] / О. Ю. Солодянкина – М.: Academia, 2019. – 512 с.
3. Демков, М. И. Очерки по истории русской педагогики [Текст] / М. И. Демков – М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 2020. – 80 с.
4. Ястребцов, И. М. О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества [Текст] / И. М. Ястребцов – М.: Университетская Типография, 1833, – 250 с.
5. Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения. Т. 3 (изд. 2-е). Царствование Императора Александра II (1855-1864) [Текст] / СПб.: Типография В. С. Балашева, 1876. – 911 с.
6. Опритов, Н. А. Гувернерство в России: прошлое и настоящее [Текст] / Н. А. Опритов, Н. М. Конышева // Начальная школа / Глав. ред. С. В. Степанова. – М.: Издательство «Начальная школа и образование», 2021. – с. 91.