Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023

УДК 371.314.1

Дата публикации 31.12.2023

Взаимосвязь различных видов образования педагогов в реализации «Концепции непрерывного образования взрослых в Российской Федерации»

Петухов Сергей Юрьевич
старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», РФ, г. Челябинск, sp_2468@mail.ru
Петухова Галина Владимировна
старший преподаватель кафедры общественно-эстетических дисциплин, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», РФ, г. Челябинск, gp_2801@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены взаимосвязи различных видов образования – формального, неформального и информального и их роль в непрерывном образовании. Указаны особенности каждой из данных форм непрерывного образования в историческом ракурсе развития непрерывного образования в России. Обоснована и раскрыта специфика интеграции формального, неформального и информального образования при непрерывном образовании педагогических работников. Приведены результаты исследования роли каждого из видов образования в реальной педагогической практике и повышении квалификации педагогов. Раскрыты проблемы вхождения различных видов образования в непрерывном образовании, предложены возможные пути решения данных проблем в рамках дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовками педагогических работников. Авторы указывают, что сочетание и интеграция различных видов образования ведут к профессиональному росту и прогрессу педагогов.
Ключевые слова: концепция непрерывного образования взрослых, формальное, неформальное и информальное образование, самореализация и самосовершенствование, личностно-профессиональное развитие, интеграция различных видов образования.

Interrelation of different types of teachers' education in the realization of the "Concept of continuous adult education in the Russian Federation"

Petukhov Sergey Yurievich
senior lecturer of the department natural and mathematical disciplines State budgetary institution additional professional education "Chelyabinsk Institute of Retraining and advanced training of education workers", RF, Chelyabinsk
Petukhova Galina Vladimirovna
senior lecturer of the department social and aesthetic disciplines State budgetary institution additional professional education "Chelyabinsk Institute of Retraining and advanced training of education workers", RF, Chelyabinsk

Abstract: The article considers the interrelations of different types of education - formal, non-formal and informal and their role in lifelong learning. The peculiarities of each of these forms of continuing education in the historical perspective of the development of continuing education in Russia are specified. The specificity of integration of formal, non-formal and informal education in the continuing education of teaching staff is substantiated and revealed. The results of the study of the role of each type of education in the real pedagogical practice and professional development of teachers are given. The problems of integration of different types of education in continuing education are revealed, possible ways of solving these problems in the framework of additional education, professional development and retraining of pedagogical workers are proposed. The authors point out that the combination and integration of different types of education lead to professional growth and progress of teachers.
Keywords: the concept of continuous adult education, formal, non-formal and informal education, self-actualization and self-improvement.

Правильная ссылка на статью
Петухов С.Ю., Петухова Г.В. Взаимосвязь различных видов образования педагогов в реализации «Концепции непрерывного образования взрослых в Российской Федерации» // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vzaimosvyaz-razlichnykh-vidov-obrazovaniya-pedagogov-v-realizatsii-kontseptsii-nepreryvnogo-obrazovaniya-vzroslykh-v-rossijskoj-federatsii.html (Дата обращения: 31.12.2023)

 Переход современного общества от индустриального развития к постиндустриальному выдвигает новые требования к образованию. В современном мире успешным будет только тот, кто постоянно учится, получает новые знания и адаптирует их в своей профессиональной деятельности для полной самореализация себя как личности. В настоящее время актуальным становится «образование в течение всей жизни» или непрерывное образование. Впервые идея непрерывного образования была выдвинута в 1926 году американским ученым Эдуардом Линдеманом. Непрерывное образование как самостоятельное направление в системе образования было сформулировано французским экономистом П. Ленграндом в 1965г. в докладе ЮНЕСКО и получило название «обучение на протяжении всей жизни» В России исследования непрерывного образования начались в 70-80 годах прошлого века. Этому вопросу посвящены работы В.Г. Онушкина, А.Л. Загорского, Е.А. Огарева, В.П. Владиславлева.

 В нашей стране «Концепция непрерывного образования» была впервые утверждена 1989 году, как реализация стратегической установки XXVII съезда КПСС, выдвинута февральским (1988 г.) Пленумом ЦК КПСС, в котором говорилось, что «непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения» [1]. Система непрерывного образования в соответствии с данным документом соответствует рисунку № 1.

Рисунок 1. Структура непрерывного образования в соответствии с «Концепцией непрерывного образования» 1989г.

 Проанализировав систему получения образования и повышения квалификации приходим к выводу, что данная система с небольшими изменениями сохранилась по настоящее время. Но в соответствии с современными представлениями об образовании как социальной функции данная система отображает формальную форму образования.

 В настоящее время в работах многих ученых выделяется три основных формы образования: формальное, неформальное, информальное. Проблеме соотношения данных форм образования посвящены работы Ю.М.Гибадуллинной, О.В.Ройтблат,Ж.В.Суртаевой,А.В.Оркерешко,Т.В.Мухлаевой,Р.Р.Макареня,В.В.Горшковой, В.А. Горского, С.Г. Вершоловского, Г.М. Нефодовой.

 Д.Е. Москвин дал наиболее полное определение непрерывного образования, рассматривая его виды в эволюционном развитии. Данный автор разграничил все виды образования по признакам образовательного пространства, документарному подтверждению, активности личности и заинтересованности в результатах получаемого образования [2].

 В настоящее время система образования руководствуется «Концепций развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации» установленная на период до 2025 года, которая рассматривает непрерывное образование как «систему взглядов на содержание, принципы, приоритеты государственной политики, которые обеспечивают реализацию возможностей права взрослого населения Российской Федерации на образование в течение всей жизни» [3].

 Данная концепция законодательно закрепила и дала четкие правовые определения всех форм образования, которые отображены на рисунке № 2.

Рисунок 2. Соотношение видов образования в соответствии с «Концепций развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года»

 

 Данная концепция описывает принципы, направления, условия и эффекты ее реализации. Законодательная база непрерывного образования закреплена законодательно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Пункт 7 статьи 10 «Закона об образовании в РФ» № 273-ФЗ четко определяет, что «система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности освоения нескольких образовательных программ с учетом имеющегося образования, опыта практической деятельности и квалификации при получении данного образования». Анализируя данный пункт закона, видим, что право преподавательской деятельности имеет лицо, получившее формальное образовании – учет имеющегося образования, квалификации. Что подтверждается пунктом 1 статьи 46 «Закона об образовании». За педагогом закреплено право и обязанность на повышение квалификации или профессиональную переподготовку, которые могут осуществляться в различной форме: очная, очно-заочная, дистанционная.

 Действующая концепция непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года признает в качестве повышения квалификации и неформальное образование в форме наставничества, тренингов, обмена опытом, «а также просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных организаций» [3]

 Мотивация самореализации, определяемая через «соотношение мотива самоактуализации и мотивации… внутренняя ориентации на собственные принципы и мотивы; принятие на себя ответственности за события своей жизни, активный поиск информации, уверенность в себе» [4] ведут к информальному образованию. Причиной, которого является получение знаний, которое заключается в самостоятельном приобретении конкретных навыков, приемов, способов, элементов технологий или самой технологии педагогической деятельности для работы и конкурентного роста. Информальное образование может осуществлять в различных формах: сетевое взаимодействие, вебинары, участие в конференциях и семинарах, участие в дистанционных конкурсах, написание и публикация статей, методических разработок. При всем многообразии форм и способов информального образования оно «становится наиболее востребованным в информационно и событийно насыщенной среде» [5] вне рамок организованного процесса.

 В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования (ГБУ ДПО ЧИППКРО

г. Челябинск) было проведено исследование в целях выяснения соотношения формального, неформального и информального образования в деятельности педагогов, а так же совершенствования программ повышения квалификации и удовлетворения профессиональных дефицитов в непрерывном образовании.

 В анонимном анкетировании приняло участие 52 педагога реализующих основное общее и среднее общее образование в различных образовательных организациях Челябинской области. Гендерный состав участников исследования 6 педагогов мужчин и 46 педагогов женщин. 37 педагогов имеют высшее профессиональное образование, 10 педагогов со средним профессиональным образованием, 5 педагогов имеют высшее не педагогическое образование, но прошли профессиональную переподготовку в последние 5 лет.

 Результаты формального обучения за последние 12 месяцев представлены на диаграмме рисунок 3.

Рисунок 3. Результаты формального обучения педагогов в течение последних 12 месяцев

 

 Результаты анкетирования показывают, что наибольшей популярностью у педагогов пользуются краткосрочные так называемые модульные курсы повышения квалификации как в онлайн, так и офлайн режиме. Офлайн и онлайн обучение имеет как свои преимущества, так и недостатки. Основным преимуществом традиционного обучения является коммуникация, совершенствование работы в команде, быстрое удовлетворение индивидуальных запросов слушателей. При этом 15 человек, что составляет 28,8% в течение года ни разу не проходили обучение в формальном виде. А 12 педагогов – 23 % за год прошли как полноценные (36-72 учебных часов) курсы повышения квалификации, так и модульные.

 На рисунке 4 представлены результаты ранжирования различных форм неформального и информального образования.

Рисунок 4. Результаты ранжирования различных форм неформального и информального образования

 

 Из рисунка 4 видим, что наиболее популярными видами неформального и информального образования являются формы онлайн обучения с использованием интернета: вебинары, участие в сетевых сообществах, интерактивные мастер классы, дистанционные тренинги и мобильное обучение. Наименее востребованными формами явились наставничество или адаптационное образование, осуществляемое с целью ознакомления с режимом и условиями труда конкретной организации и супервизорство, как система психологической и социально-профессиональной адаптации в трудовом коллективе с целью приобретения профессионального опыта и достижения качественных показателей в профессиональной деятельности. Написание статей и событийное образование с психологическими особенностями конкретного человека.

 Довольно интересными стали ответы на вопрос: «С какой целью вы получаете дополнительное образование и повышаете свою квалификацию?» Результаты ответов на данный вопрос представлены на рисунке 5. Как следует из результатов анкетирование основная цель повышения квалификации – совершенствование навыков профессиональной деятельности и решение возникающих проблем в преподавании отдельных предметов.

 Результаты анкетирования подвели к идее разработки модели повышения квалификации педагогических кадров через интеграцию формального и неформального образования. Повышение квалификации, совершенствование своей профессиональной деятельности ведет к использованию информального образования в условиях «максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития профессиональной компетентности педагогических работников» [6].

 Предлагаемая структурно-функциональная модель интеграции формального, неформального и информального образования в системе повышения квалификации имеет следующую структуру: целевой, содержательно-деятельностный и оценочно-контрольные блоки.

 

Рисунок 7. Модель повышения квалификации, построенная на основе интеграции формального, неформального и информального образования

 Целевой блок предлагаемой интегративной модели повышения квалификации содержит цель и постановку задач важных для педагога или группы педагогов основанных на интеграции различных видов образования.

 Содержательно-деятельностный блок включает содержание разрабатываемых учебных программ, основанных на потребностях и запросах педагога или работодателя и призванных восполнить выявленные профессиональные дефициты. Данный блок предусматривает выбор форм и средств реализации интегрированной системы повышения квалификации. При реализации данного блока программы повышения квалификации нужно согласиться с Г.М. Нефедовой утверждающей, что интегрированный образовательный процесс «должен быть ориентированным на истинные цели каждого конкретного обучающего… в том числе быть насыщенным, и в этом смысле предполагать возможности для непреднамеренного образования…» [7].

Оценочно-контрольный блок состоит из выработки критериального аппарата, а также анализа результатов работы интегрированной системы повышения квалификации.

 Предлагаемая интегрированная модель учитывает концепцию непрерывного образования в части обеспечения профессионального становления и роста педагога, а также определяет условия постоянного развития, обновления, самоактуализации профессионального роста.

 Таким образом, непрерывность образования отображает современную тенденцию развития образования как целостной системы, направленной на развитие человека, как личности, так и профессионала через интеграцию и сочетание различных видов образования в течение всей жизни.

 

 

 


Список литературы

1. Кулютин Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых// Вопросы психологии.1989. №2. С. 5-13.
2. Московин Д. За невозможностью до конца. Перспективы развития неформального и информального образования в России // Живой журнал
3. URL: https://dmitry-moskvin.livejournal.com/298825.html (дата обращения 16.08.2023)
4. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения 16.08.2023)
5. Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия. Курс лекций –М.: Наука, 2013.-258с.
6. Маковецкая Ю.Г., Петухова Г.В., Петухов С.Ю. Взаимосвязь различных видов образования в деятельности педагога // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2016. №2. С. 95-105.
7. Маковецкая Ю.Г. Содержательно-процессуальные аспекты разработки и реализации программ стажировок педагогов образовательных организаций в условиях реализации концепции «ТЕМП» // Научное обеспечение системы повышения квалификации педагогов. Научно-теоретический журнал. Челябинск. 2015. №2 (23). С. 50-57.
8. Нефедова Г.М. Специфика интеграции формального, неформального и информального образования // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 3 (17). С. 127-131.
9. Харланова, Е.М. Неформальное образование в социальной работе [Текст]: монография / Е.М. Харланова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 199 с.
10. Шайкина В.Н. Сетевые профессиональные сообщества как инструмент методического сопровождения саморазвития молодых учителей // Современное педагогическое образование. 2023. № 5. С. 160-163.
11. Щербаков А.В., Кисляков А.В. Развитие профессионального мастерства педагога как воспитателя в условиях формального и неформального образования // Казанский педагогический журнал. 2020. №2. С.86-91

Расскажите о нас своим друзьям: