Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023

УДК 373.1

Дата публикации 31.12.2023

Методы и приемы, способствующие оптимизации психоэмоционального состояния перед вокальным выступлением

Подружая Кристина Игоревна
студент факультета искусств и дизайна, кафедра музыкального образования, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск, ms.savel1973@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается процесс врабатываемости и распевания у исполнителей и их влияние на психоэмоциональное состояние перед выступлением. Цель исследования - проанализировать существующие вокальные методики и их эффективность с точки зрения психофизиологии. Основные результаты указывают на то, что правильно структурированные техники вокального разогрева могут снизить уровень стресса и анксиозности перед выступлением, в то время как непродуманные методы могут привести к обратному эффекту. Выводы исследования подчеркивают значимость индивидуального подхода в вопросах вокальной подготовки и нормализации психоэмоционального состояния.
Ключевые слова: психоэмоциональная подготовка, вокальные техники, стрессоустойчивость, анксиозность на сцене, индивидуальный подход.

The influence of vocal techniques on the psychoemotional state of artists

Podruzay Kristina Igorevna
is a student of the Faculty of Arts and Design, Department of Music Education, Nizhnevartovsk State University of the Russian Federation, Nizhnevartovsk

Abstract: The article examines the process of working out and singing in performers and their influence on the psycho-emotional state before the performance. The purpose of the study is to analyze the existing vocal techniques and their effectiveness from the point of view of psychophysiology. The main results indicate that properly structured vocal warm-up techniques can reduce stress and anxiety levels before performing, while ill-conceived methods can have the opposite effect. The conclusions of the study emphasize the importance of an individual approach in matters of vocal training and normalization of the psycho-emotional state.
Keywords: : psychoemotional training, vocal techniques, stress resistance, anxiety on stage, individual approach.

Правильная ссылка на статью
Подружая К. И. Методы и приемы, способствующие оптимизации психоэмоционального состояния перед вокальным выступлением // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metody-i-priemy-sposobstvuyushhie-optimizatsii-psikhoemotsionalnogo-sostoyaniya-pered-vokalnym-vystupleniem.html (Дата обращения: 31.12.2023)

В современной музыкальной и перформативной индустрии большое значение приобретают процессы врабатываемости и распевания, которые напрямую влияют на психоэмоциональное состояние исполнителей перед выступлением. Основные исследования в данной области традиционно фокусировались на физиологических аспектах вокальной подготовки [1, с. 36]. Однако научная литература не в полной мере рассматривает взаимосвязь этих процессов с психологическими факторами, такими как стресс и анксиозность [4].

Втягивание организма в ту или иную работу, так называемая врабатываемость, — общее свойство всех людей. У разных людей оно протекает по-разному, в зависимости от сложности и характера деятельности, которую предстоит выполнить и от индивидуальных свойств и состояния нервной системы человека. Один исполнитель после 2-3 первых произведений уже обретает полную форму, наступает полноценная исполнительская деятельность с максимальными показателями. Другой распевается только к концу первого отделения и лучшие образцы исполнения показывает во втором. Бывают такие исполнители и такие концерты, когда врабатываемость тормозится, и только «на бис» певец оказывается способным показать в полном объеме и голос и исполнительское дарование.

Вопрос врабатываемости, как мы видим, имеет большое практическое значение, так как от него зависит полноценность исполнения на концерте или уровень достижений на уроке. Именно поэтому перед уроком или выступлением надо хорошо настроиться, собраться, мобилизовать себя внутренне, хорошо «распеться», т. е. ввести организм в работу, которую предстоит выполнить.

Работа над исполнительской техникой вокалиста должна вестись систематично, в течение нескольких лет обучения и на основе учебного материала, включающего разнообразные упражнения и вокализы. Вокальные распевки имеют первостепенное значение в формировании техники вокалиста, так как именно этот вид подготовки является залогом эффективности, особенно на начальном этапе обучения.

Артикуляция и дикция. Часто случается такое, что в общении с другим собеседником человек начинает прислушиваться, иногда даже переспрашивать. Так и поющий человек, у которого есть артикуляционно-дикционные недостатки, становится непонятен и неинтересен окружающим. Чтобы зрители отчетливо услышали и поняли текст, любое слово в произведении необходимо воспроизводить четко, ярко, выразительно. Для этого в первую очередь, необходима хорошая дикция, а также совершенство звучания каждой гласной и согласной в отдельности. Для исправления вялой артикуляции и нечеткого произношения необходимо заниматься упражнениями для снятия зажимов и усовершенствования работы всех органов речевого аппарата (языка, губ, верхнего нёба, челюсти, нижнего нёба и др.).

Ниже описаны основные артикуляционные упражнения для губных мышц, языка, мягкого неба, нижней челюсти, а также упражнения, предназначенные для тренировки произношения различных согласных и сложных сочетаний звуков, исправление недостатка звука в резонаторах:

- Организовать «пяточек» (такое положение губ так же называют «трубочка», «хоботок», «уточка»; иллюстрация ниже). Дальше он расходится в стороны, зубы не обнажать. Губы в то­ненькую линию. Также двигать им в стороны, вверх и вниз.

- Следует открыть рот на ширину в два пальца, и сомкнуть губы. Кончи­ком языка следует прикоснуться к левой щеке. Далее кончик языка к правой щеке.

- Следует открыть рот на ширину в два пальца. Кончик языка должен касаться передних зубов, крылья - нижних коренных, по языку организовать ложбинку. Далее язык идёт вверх по твердому нёбу. Язык идёт по мягкому небу. Дотянуться и прикоснуться к маленькому язычку. И т.д. в обратную сторону.

- Следует открыть рот на ширину мизинца. Нижняя челюсть идет влево, затем вправо. Следом челюсть идет вперед, затем назад. Можно также идти плавно и по кругу.

- Следует открыть рот на расстояние между зубами в 2 пальца. Далее шепо­том произнести звукосочетание «КААА».

- Произнести «ХЭЙ». Нужно попытаться позволить горлу широко открыться, предоставляя звуку свободный путь.

Следующая группа упражнений предназначена для тренировки произношения различных согласных и сложных сочетаний звуков:

- БИ-ПИ, ДИ-ТИ, РЛИ-ЛРИ, ЛРИ-РЛИ, ВИ-ВИФ с заменой гласных (И-Э-А-О-У).

- ЗЖДРИ, СФТПЛИ, ВЗРВИ, КСТФРИ, ФТИМБРЛИ, ДГИ-ГБДИ, ШИ-ИРШИ-ИРЖИ-РЖИШ с заменой гласных (И-Э-А-О-У).

- Необходимо сморщить переносицу и, втягивая воздух носом, послать гудящий звук «мии—мии—мии» в нос.

Здесь представлена лишь малая часть артикуляционных упражнений. Для более глубокого изучения данного вопроса можно обратиться к следующей литературе и методическим рекомендациям Алферовой Л.Д. «Речевой тренинг: дикция и произношение», Агафоновой Т.А. «Научись управлять голосом за 10 часов. Вокально-речевые тренинги», Соловьевой Л.В. «Говори свободно. Создавая совершенный голос», Емельянова В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг» [3; 2; 17; 8].

Важна регулярность занятий, их построение по принципу от простого к сложному и правильность выполнения. Стоит избегать зажимов и перенапряжения мышц. Нужно следить за симметричностью лица, т.е. в выполнении упражнений, в которых задействована и правая, и левая сторона, амплитуды движения должны максимально совпадать. Желательно, заниматься перед зеркалом, чтобы отслеживать все нюансы выполнения. В комплекс должны входить как статические, так и динамические виды упражнений. Статические направлены на фиксацию артикуляционного аппарата в определенном положении необходимое или максимально возможное время, а в динамических упражнениях присутствует какое-либо движение органов речи.

Работа над снятием мышечных зажимов вокалиста. Без свободных мышечных ощущений в пении вокалиста могут возникать такие дефекты, как носовые и горловые призвуки, гнусавость, отсутствие свободы и «полётности» голоса, зажатость в движениях. Для устранения данных проблем можно воспользоваться приемами релаксации. Многие вокальные педагоги всегда начинают свои занятия с подобной методики. Согласно определению новейшего психологического словаря «релаксация – это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением» [13, с. 533-534].

Выполнять упражнения для релаксации необходимо лёжа на спине. Закройте глаза и прочувствуйте тело изнутри, напрягите, а затем расслабьте каждую мышцу своего тела, начиная с пальцев ног и постепенно переходя по туловищу к макушке. Далее напрягайте и расслабляйте мышцы в произвольном порядке. Мысленно представляем, что все части нашего тела становятся воздушными и взлетают. Затем наоборот воображаем, что наши мышцы невероятно тяжелые и хотят упасть на пол.

Чтобы снять зажим в гортани необходимо продолжительно позевать или посмеяться. Также можно расслабить губы и осуществить выдох с вибрацией. Можно пред­ставить, как фыркает лошадь. Пусть губы подольше повибрируют. Данный прием является одним из ключевых в фонопедическом методе воспитания голоса В.В. Емельянова [7].

Множество упражнений на расслабление и снятие всяческих зажимов можно найти в следующих книгах: Линклейтер К. «Освобождение голоса», Симкин Б. «Красивый и естественный голос», Георгиевская Т. «Снятие голосовых зажимов» [11; 5].

Приёмы развития эмоциональности. Помимо работы над закреплением базовых певческих навыков педагогу необходимо посвятить часть обучения работе над эмоциональным исполнением песенного материала. Основная задача выразить те эмоции, которые передает песня, так же, как вы выражаете их в реальной жизни. В песне о любви представьте себе, что вы испытываете такие же чувства к определенному человеку. Необходимо представлять воплощаемые образы, испытывать волнение, сострадание. Вы должны спеть так, будто это происходит с вами прямо во время исполнения.

В педагогической практике существует несколько приёмов развития эмоциональности вокалиста. Например, перед пропеванием произведения под музыку попросите ученика прочитать текст песни как можно выразительно, эмоционально проработать каждое предложение. Или при распевании попросить вокалиста спеть упражнение сначала без эмоций, а потом в разных характерах – грустно, восторженно, сердито, весело, плача. Необходимо также тщательно работать над жестами и движениями во время исполнения, так как они определяют степень свободы и раскрепощенности вокалиста.

В.И. Коробка предлагает следующие практические рекомендации по развитию у обучающихся эмоционально-чувственной сферы:

- «учиться трансформировать восприятие мира в музыкальные образы;

- слушать как можно больше музыки разной стилистической и жанровой направленности, пытаясь понять и изучить их чувственно-эмоциональных мир;

- работать над чувственно-эмоциональной окрашенностью певческого звука (учиться передавать посредством голоса «тончайшие оттенки настроения»);

- выбирать режим звукообразования, характерный исполняемому музыкальному произведению (способствующему максимально естественному доведению до слушателя чувств и эмоций в процессе вокального исполнения)» [10].

Чтобы подробнее изучить вопрос об эмоциональной сфере вокалиста можно обратиться к следующей литературе: Ершова Е.И., Пьянкова О.Б. «К проблеме формирования у начинающего вокалиста целостного выразительного исполнения произведения», Юренева-Княжинская Н.Г. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство», Ильин Е.П. «Эмоции и чувства» [8; 19; 9].

Вокально-дыхательная гимнастика. Данный комплекс упражнений помогает тренировать равномерный выдох, развивает мышцы зева и экономичный выдох. Методики вокально-дыхательной гимнастики помогают научиться петь или говорить при выполнении ритмичных движений. Особенно это актуально для вокалистов, которые во время концертных выступлений должны одновременно петь и танцевать.

Начать нужно с простых поворотов при спокойном дыхании. При этом следует произносить глухие согласные (Ф, Ш, Щ, Ж, Х, С) на одном дыхании. Сначала временной интервал должен составлять 5 секунд, а потом увеличиваться до максимума. Далее нужно подключать наклоны и поднятие рук вверх. Совсем усложнить это упражнение можно с помощью скакалки. Для удобства прыжки должны совпадать со слогами. После освоения глухих звуков можно переходить на слова, фразу, поговорки, скороговорки и даже стихотворения. Основной задачей этих упражнений является постепенное увеличение количества слов или строк, произнесенных на одном дыхании.

При выполнении упражнений можно также пропевать различные музыкальные фразы. Плавные движения частей тела сочетайте с legato в голосе, а резкие сбросы рук или туловища соstaccato. Можно также наращивать амплитуду звучания (crescendo), или уходить на diminuendo.

Благодаря вокально-дыхательной гимнастике, со временем у учеников закрепляются определенные двигательные навыки во время пения при правильной механике дыхания. Это позволяет вокалистам укрепить навык синхронизации пения и движения, чтобы обеспечить исполнения танцевальных движений без вреда вокальному исполнению.

Ещё больше упражнений предлагается в дыхательных гимнастиках А.Н. Стрельниковой и Б.С. Толкачева, а также в книгах О. Лобановой «Правильное дыхание. Речь и пение» и Биккинга «Гимнастика дыхания» [18; 12]. Так, в основу метода А.Н. Стрельниковой положено использование форсированного вдоха с целью вовлечения в процесс дыхания диафрагмы. Выполнения упражнений способствует активизации всех групп дыхательных мышц, а также влияет на восстановление певческого голоса и лечение ряда заболеваний, связанных с деятельностью органов дыхания.

Вокальные методики. «Первое, чем должен владеть вокальный педагог в профессиональной деятельности, не считая голоса, что само собой разумеющееся, - это вокальными методами. Существуют разные методы вокального обучения, но их роднит единый подход: единство художественного и вокально-технического развития, постепенность и последовательность (от простого к сложному), индивидуальный подход, постоянного совершенствования» [15]. Для того, чтобы достичь успешного результата в процессе обучения, вокалисту необходимо иметь здоровый голосовой аппарат, правильную технику звукообразования и постоянные репетиции. Очень важна роль преподавателя, который должен отлично знать природу физиологических особенностей органов, участвующих в пении, и применять в работе с каждым учеником индивидуальный подход. Не существует единой методики постановки голоса, но главная цель всех существующих – это достижение свободного, полетного пения, без зажимов и напряжений, четкой дикции и насыщенного тембра. В современных условиях процесс формирования навыков эстрадного вокала зачастую базируется на совокупности методов и приёмов классической и эстрадной вокальной школах. Вокальные методики, а также теоретические и практические рекомендации по формированию навыков представлены во многих работах известных педагогов и вокалистов.

Если рассматривать зарубежную методологию, то можно выделить методы С. Риггса и К. Линклэйтера. У перового педагога магистральным приёмом является «пение в речевой позиции». Сэт Риггс утверждает, что данный метод подходит абсолютно всем вокальным направлениям и позволяет свободно петь каждому [14]. Кристин Линклэйтер в своей книге «Освобождение голоса» ставит следующую цель - заставить интеллект формировать голос в прямом контакте с эмоциональными импульсами, не являясь для этого препятствием [11].

Итак, сегодня совершенно очевидно, что «процесс творчества на сцене требует особой ситуативной психологической подготовки, который заключается в умении максимально сосредоточиться на музыкальном произведении и устранить побочные мысли и раздражители» [16, c. 10]. Репетиционное и сценическое время существенно отличаются в субъективно-объективной реальности. «Увлеченность исполнительским процессом, творческими задачами, художественными образами музыкального сочинения помогает артисту направить свое волнение в нужное русло» [16, с. 10]. Всякий, кто приобщается к публичной деятельности испытывает сценическое волнение, однако, «не существует двух артистов, которые испытывают одинаковое психологическое состояние в момент выхода на концертную площадку. Один исполнитель боится ошибиться, забыть текст; другой смущен эмоциогенной обстановкой концертного зала, ему «не по себе» от сотен устремленных на него глаз; кто-то хочет больше того, на что способен, и мучается, чувствуя свою беспомощность; кому-то все надоело и он мечтает поскорее уйти домой, а некоторые музыканты испытывают состояние творческого подъема и с радостью, с нетерпением ждут общения с публикой» [16]. Используя различные методические подходы, адаптируя их под индивидуальные потребности исполнителей можно достичь эффективного процесса подготовки исполнителей не только в вокальном, но и психоэмоциональном аспектах [6, с. 60].


Список литературы

1. Абрамова И. С. Психоэмоциональный компонент в вокальной подготовке // Педагогика искусства, 2017, с. 34-42.
2. Агафонова Т. А. Научись управлять голосом за 10 часов. Вокально-речевые тренинги. Казань, 2008. Режим доступа: https://infourok.ru/avtorskaya-metodika-vokalnorechevoy-trening-361769.html (Дата обращения: 25.12.2023)
3. Алферова Л. Д. Речевой тренинг: дикция и произношение. СПб., 2003. 87 с.
4. Белинская Е. П. Современные методы вокального обучения. М.: Музыка, 2019.
5. Георгиевская Т. Снятие голосовых зажимов. Режим доступа: http://soundball.ru/article_zazhimy_voice.htm?no_redirect=true (Дата обращения: 25.12.2023)
6. Денисова О. А. Методы повышения эффективности педагогического процесса в музыкальных учебных заведениях // Педагогические науки. 2018. С. 110-117.
7. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб: Планета музыки, 2015. 176 с.
8. Ершова Е. И., Пьянкова О. Б. К проблеме формирования у начинающего вокалиста целостного выразительного исполнения произведения // Современное музыкальное образование: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных трудов. Вып. 4. / отв. ред. Т. П. Брова. Вологда: ВГПУ, 2011. 46 с.
9. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПБ.: Питер, 2021. 784 с.
10. Коробка В. И. Вокал в популярной музыке: Методическое пособие для руководителей самостоятельных эстрадно-музыкальных коллективов. М.: ВААП-ИНФОРМ, 1989. 45 с.
11. Линклейтер К. Освобождение голоса. Режим доступа: https://artcompass.ru/media/0glifyu1/linkleyter_k_-_osvobozhdenie_golosa.pdf (Дата обращения: 25.12.2023)
12. Лобанова О. Г. Правильное дыхание, речь и пение. СПб.: Лань: Планета музыки. 2023. 140 с.
13. Новейший психологический словарь // В. Б. Шапарь. Ростов н /Д.: Феникс, 2007. 806 с.
14. Риггс С. Как стать звездой. Техника пения в речевой позиции. М.: Guitar College, 2005. 103 с.
15. Савельева И. П., Шерстобитова С. Н. К вопросу о методах в вокальной педагогике // Мир педагогики и психологии. №11 (88). 2023. Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-metodakh-v-vokalnoj-pedagogike.html (Дата обращения: 25.12.2023)
16. Савельева И. П. VOX HUMANA. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 66 с.
17. Соловьева Л. В. Говори свободно. Создавая совершенный голос. М., 2006. 480 с.
18. Щетинин М. Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М.: АСТ, 2022. 192 с.
19. Юренева-Княжинская Н.Г. Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство. М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 2008. 39 с.

Расскажите о нас своим друзьям: