Психофизиология | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023
УДК 37
Дата публикации 31.12.2023
Личностный кризис как предиктор дефицитарности субъектности
Шакун Арина Анатольевна
семейный психолог, SFBT терапевт, ИП Шакун А.А., г. Санкт‒Петербург, arinaspb@bk.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-4173-2705
Аннотация: В данной статье рассматриваются психологические особенности лиц среднего возраста, переживающих личностный кризис. Автором предложены комплексные типологии личностных кризисов, ненормативных профессиональных кризисов, континуум формирования дефицитарности субъектности. Представлено эмпирическое исследование лиц среднего возраста, переживающих личностный кризис, где продемонстрированы личностные характеристики и стили межличностных отношений, характерные для людей, переживающих личностный кризис и не испытывающих его. Показаны статистически значимые взаимосвязи показателя переживания личностного кризиса с личностными характеристиками и стилями межличностных отношений. Автор приходит к выводу, что в период переживания личностного кризиса под влиянием внешних или внутренних факторов, по объективным и субъективным причинам происходит снижение субъектной активности личности.
Ключевые слова: личностный кризис, субъектность, объектность, стресс, взрослость, средний возраст, тревожность, зависимый стиль поведения.
family psychologist, SFBT therapist, IP Shakun A.A., St. Petersburg
Abstract: This article examines the psychological characteristics of middle-aged people experiencing a personal crisis. The author proposes complex typologies of personal crises, non-normative professional crises, and a continuum of formation of subjectivity deficiency. An empirical study of middle-aged people experiencing a personal crisis is presented, which demonstrates the personal characteristics and styles of interpersonal relationships characteristic of people experiencing a personal crisis and not experiencing it. Statistically significant correlations of the indicator of experiencing a personal crisis with personal characteristics and styles of interpersonal relationships are shown. The author comes to the conclusion that during the period of experiencing a personal crisis under the influence of external or internal factors, for objective and subjective reasons, there is a decrease in the subjective activity of the personality.
Keywords: personality crisis, subjectivity, objectness, stress, adulthood, middle age, anxiety, dependent behavior style.
Шакун А.А. Личностный кризис как предиктор дефицитарности субъектности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/lichnostnyj-krizis-kak-prediktor-defitsitarnosti-subektnosti.html (Дата обращения: 31.12.2023)
Введение
Актуальность исследуемого вопроса состоит в том, что на данный момент в современной психологической науке и практике не существует общепринятой дефиниции и единой типологии кризисов, отсутствует сформулированный континуум формирования дефицитарности субъектности.
Изучение кризисов среднего возраста имеет глубокие исторические корни и на сегодняшний день, в условиях кризисной социально-экономической ситуации, требует особого внимания, поскольку взрослые люди составляют значимую часть социально активной части общества и определяют вектор развития страны (Белановская, 2020; Ильина, 2015). Помощь взрослым людям в преодолении личностных кризисов и поддержание их психологической стабильности обеспечит продуктивное развитие общества и государства (Саденова, 2012; Ткаченко, 2019). Переживание личностного кризиса способно дестабилизировать психологический гомеостаз личности и привести к формированию дефицитарности субъектности (Алексеева, 2006). Дефицитарность субъектности понимается как снижение субъектной активности личности вследствие влияния различных внутренних или средовых факторов.
Целью данного исследования является изучение психологических особенностей лиц среднего возраста, переживающих личностный кризис.
Объект исследования — лица среднего возраста в периоды переживания личностных кризисов.
Предмет исследования — психологические особенности лиц среднего возраста, переживающие личностный кризис.
Исследование проводилось в четыре этапа:
- Теоретический обзор научной литературы по проблеме личностных кризисов различной этиологии.
- Проведение эмпирического исследования.
- Обработка и анализ полученных данных.
- Составление континуума формирования дефицитарности субъектности личности.
В настоящее время формируется современная генерализация подходов к изучению личностных кризисов. В результате оформляются субъективный и объективный подходы. Субъективный подход рассматривает кризис, как явление, обусловленное индивидуальными психологическими особенностями развития личности. Объективный подход уделяет основное внимание внешним обстоятельствам, кризис понимается как ответная реакция человека на внешние затрудненные обстоятельства (Снегова, 2016).
Личностный кризис — это нарушение психологического баланса личности, затрагивающее различные ее сферы жизнедеятельности и выражающееся в субъективной оценке объективно существующего внешнего события (Иващенко, 2017; K. Yeager, 2003).
Исходя из анализа научной литературы по проблематике личностных кризисов, автором была составлена комплексная типология личностных кризисов, представленная на рис.1, на основе данных Э. Ф. Зеера, В.А. Конторович, И.М. Пономаревой, В.Г. Ромека, Ф. Рупперта, Э.Э. Сыманюк, Э. Эриксона (Белоусов, 2019;.Шарапов, 2019; Пономарева, 2014; Хрусталева, 2018).
Рисунок 1. Комплексная типология личностных кризисов
Автором была составлена комплексная типология ненормативных профессиональных кризисов, представленная на рис.2, на основе данных М.А. Бендюкова, Э.Э. Сыманюк (Белоусов, 2019; Садовникова, 2018).
Рисунок 2. Комплексная типология ненормативных профессиональных кризисов
Методы и выборка исследования
Для оценки актуального психологического состояния участников исследования применялись стандартизированные психодиагностические методики: опросник С.В. Духновского «Переживание психологического кризиса личностью», пятифакторный опросник личности, шкалы тревожности Спилбергера, опросник стрессоустойчивости Холмса и Раге, опросник Т.Лири. Методики математической статистики: сравнительный анализ U — критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ с помощью коэффициента Спирмена, полученные данные были проанализированы при использовании пакета SPSS for Windows.
Батарея методик сформирована исходя из особенностей обобщенного психологического портрета среднего возраста. Современные исследования показали, что средняя взрослость является наиболее продуктивным периодом в жизни человека, требующим от него максимальной включенности в различные сферы социальных отношений и деятельности, возрастает необходимость мобилизации всех имеющихся у человека ресурсов (Киржацкая, 2018; Саратовский, 2021). Одновременно с возникновением относительной экономической независимости происходит увеличение социальных контактов, расширяется личная и профессиональная социальная сеть. Устойчивой характеристикой среднего возраста является нарастающий уровень стресса. Человек, реализуясь в различных областях, регулярно испытывает информационный и эмоциональный стресс, который часто выступает предиктором различных психологических проблемы у человека среднего возраста (Саратовский, 2021; Смирнова, 2020; Струнина, 2019). Под влиянием внешних стрессоров понижается текущий фон настроения, исчезает спонтанная радость, возникает негативная интерпретация текущих и ожидаемых событий жизни, повышается ситуативная тревожность, появляется чувство усталости, как физической, так и психологической.
Исходя из субъективного и объективного подходов к изучению личностных кризисов, мы предположили, что:
Гипотеза 1: существуют статистически значимые различия между группой людей, переживающих личностный кризис и группой людей, не испытывающих личностный кризис, по их личностным характеристикам (эмоциональной неустойчивости, экстраверсии, самоконтролю, привязанности, экспрессивности) и межличностным особенностям (склонности к зависимости, альтруизму, подчиняемости), по уровню тревожности и стрессовой нагрузке.
Гипотеза 2: существует статистически достоверная корреляция показателей переживания личностных кризисов лицами среднего возраста с их характеристиками уровня тревожности, стрессовой нагрузки, эмоциональной неустойчивости, экстраверсии, самоконтроля, экспрессивности, подчиняемости и альтруизма.
В исследовании участвовали 63 человека: женщины (39 человек) и мужчины (24 человека) в возрасте от 30 до 40 лет, данные были собраны посредством электронного компонента образовательной среды — учебного портала.
Результаты исследования
Для проведения дифференциации участников исследования, на переживающих личностный кризис и не испытывающих его, был выбран опросник переживания психологического кризиса С. В. Духновского. После анализа результатов по данным опросника, установлено, что 46 участников (73%) имеют кризисный профиль, свидетельствующий о переживаниях личностного кризиса, оставшиеся 17 человек (27%) имеют адаптивные профили, свидетельствующие о сохранении психологического гомеостаза и отсутствии личностного кризиса.
1. Сравнительный анализ
В результате исследования были выявлены статистически значимые различия с помощью U — критерия Манна-Уитни между группой участников, переживающих личностный кризис и не испытывающих его по выбранным психодиагностическим методикам. Сравнительный анализ личностных характеристик взрослых людей, переживающих личностный кризис и не испытывающих его, показал, что люди, переживающие личностный кризис, склонны к эмоциональной неустойчивости (U=0; ρ≤0,01) и привязанности (U=76,5; ρ≤0,01), подвержены более высокой стрессовой нагрузке (U=16; ρ≤0,01), имеют личностную (U=215,5; ρ≤0,01) и ситуативную (U=47; ρ≤0,01) тревожность, склонны к подчиняемому (U=129,5; ρ≤0,01), зависимому (U=153; ρ≤0,01), дружелюбному (U=277,5; ρ≤0,05) и альтруистическому (U=191; ρ≤0,01) стилям поведения.
2. Корреляционый анализ
Для выявления статистически достоверных связей между показателями переживания личностных кризисов лицами среднего возраста с показателями выполнения пятифакторного личностного опросника, теста Т. Лири, опросника Холмса и Раге и шкалы тревожности Спилбергера был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента Спирмена.
В результате корреляционного анализа была обнаружена прямая значимая связь показателя переживания личностного кризиса с «привязанностью» (ρ≤0,01) и «эмоциональной неустойчивостью» (ρ≤0,01); со стилями межличностных отношений: «подчиняемость» (ρ≤0,01), «зависимость» (ρ≤0,01) и «альтруистичность» (ρ≤0,05), а также ситуативной тревожностью (ρ≤0,01) и стрессовой нагрузкой (ρ≤0,01). Выявлена обратная значимая связь показателя переживания личностного кризиса по таким личностным характеристикам как: «экспрессивность» (ρ≤0,01), «самоконтроль» (ρ≤0,01) и «экстраверсия» (ρ≤0,01).
Обсуждение результатов
Полученные результаты позволяют говорить о том, что люди, переживающие личностный кризис, более склонны к эмоциональной неустойчивости, в поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности или уклонение от реальности. Они склонны часто испытывать ощущение беспомощности, повышенную потребность быть рядом с другими людьми, у них снижена самооценка, их поведение и принятие решений может носить ситуативный характер. Личностному кризису наиболее подвержены люди, зависимые от чужого мнения, склонные к подчинению более сильному без учета обстоятельств, неуверенные в себе, склонные к конформизму и обладающие повышенным чувством ответственности, склонные к альтруизму. Люди, переживающие личностный кризис, имеют высокий уровень ситуативной тревожности, подвержены высокой стрессовой нагрузке, имеют сниженный уровень сопротивляемости стрессу и повышенный риск развития психосоматических расстройств.
Легкомысленные люди, избегающие рутинной деятельности, менее подвержены личностному кризису. Люди с хорошо развитой волевой регуляцией поведения, повышенным самоконтролем, с внешней направленностью психики, общительные, оптимистичные, любящие перемены, являются более устойчивыми к кризисам.
В результате корреляционного анализа не было выявлено значимых связей между личностной тревожностью и признаком личностного кризиса. Не выявлены значимые связи между признаком личностного кризиса и следующими свойствами личности, существенными в межличностных взаимоотношениях: авторитарность, эгоистичность, агрессивность, скептицизм и дружелюбие, т.е. способность к сотрудничеству.
Выводы
Таким образом, исследование показало:
1. По результатам сравнения с помощью U критерия Манна — Уитни были выявлены статистически значимые различия между группами по психологическим коррелятам переживания личностного кризиса, что подтверждает выдвинутую гипотезу 1 исследования.
2. Полученные данные в результате проведенного корреляционного анализа подтверждают гипотезу 2 о наличии статистически достоверной значимой корреляции между личностным кризисом лиц среднего возраста с их личностными, межличностными особенностями и уровнем тревожности и стрессовой нагрузкой.
3.В результате проведенного исследования были выявлены психологические особенности взрослых людей, переживающих личностный кризис: повышенный уровень ситуативной тревожности, высокий индивидуальный уровень стрессовой нагрузки, а также следующие личностные характеристики: эмоциональная неустойчивость, зависимый стиль поведения, конформизм, излишний альтруизм, пониженный самоконтроль, низкий уровень стрессоустойчивости, дефицит экспрессии в межличностных отношениях.
4.Таким образом, в период переживания личностного кризиса под влиянием внешних или внутренних факторов, по объективным и субъективным причинам происходит снижение субъектной активности личности, о чем свидетельствуют выявленные психологические особенности людей, переживающие личностный кризис (Жедунова, 2016). Исходя их субъективного и объективного подходов к изучению личностных кризисов, можно представить континуум формирования дефицитарности субъектности личности следующим образом: на субъектную активность личности оказывают влияние разнообразные эндогенные и экзогенные факторы, представленные на рис. 3 (Алексеева, 2006; Петросьян, 2016).
Рисунок 3. Континуум формирования дефицитарности субъектности личности
При этом дефицитарность субъектности, сформировавшаяся в результате переживания личностного кризиса, может быть отнесена как к субъективно-неэффективному самоуправлению, когда субъект выступает сам для себя помехой, либо к объективно-неэффективному самоуправлению, в связи с несоответствием человека ситуационному контексту, дефициту внутренних и внешних ресурсов личности, нарушением функций личностных границ (Алексеева, 2006). Важно отметить, данный процесс является обратимым: личность может самостоятельно сбалансировать психологический гомеостаз либо сделать это с помощью психолога или психотерапевта, активизировав собственный адаптационный потенциал.
Теоретическая значимость исследования
В результате теоретического анализа была проведена систематизация и обобщение теоретических данных, отражающих разнообразие конструктов личностных кризисов, были созданы комплексные авторские типологии личностных кризисов и ненормативных профессиональных кризисов, позволяющие более точно дифференцировать кризисные периоды их детерминанты, также определен континуум формирования дефицитарности субъектности личности.
Практическое применение
Практическая значимость материалов исследования заключается в том, что они могут быть использованы психологами и социальными работниками в работе с взрослыми людьми по проблематике личностных кризисов, как в индивидуальном консультировании, так и в групповом. Для психологов практиков будет актуальным разработка программ психологического консультирования по проблематике личностных кризисов с учетом выявленных психологических особенностей взрослых людей, переживающих личностный кризис.
Список литературы
1. Алексеева Л. В. Психологическая характеристика субъекта преступления. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Санкт-Петербургский Университет МВД России. г. Санкт-Петербург. 2006г
2. Белановская О.В. Особенности смысложизненных ориентаций в возрасте средней взрослости / О. В. Белановская // Научные труды республиканского института высшей школы. 2020. № 20. С. 49 – 57.
3. Белоусов М.В. Психологическое развитие личности в условиях ненормативного кризиса занятости / М.В. Белоусов, Е.Ю. Пряжникова // Вестник Тверского Государственного Университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. №2. C. 6 –18.
4. Жедунова Л.Г. Общепсихологическая концепция личностного кризиса //Звезды Ярославской психологии сборник к 60-летию Анатолия Викторовича Карпова: – Ярославль: Изд-во «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», 2016. С. 78 – 89.
5. Иващенко Н.А. Теоретический анализ представлений о способах преодоления личностных кризисов в современной психологии / Н.А. Иващенко // Психология Психофизиология. 2017. № 2. С. 36 – 42.
6. Ильина В. В. Подходы к пониманию кризиса личности в современной психологии // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 1. С. 7 – 12.
7. Киржацкая К.В. Эмоциональные особенности проживания кризиса 30 лет (гендерный аспект): выпускная квалификационная работа : 37.04.01 : Челябинск, 2018. – 93c.
8. Кризисная психология : учебное пособие для вузов / А. О. Шарапов, Е. П. Пчелкина, О. И. Шех // Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 538 с.
9. Петросьян С.Н. Кризисное состояние личности как психологический феномен // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. 2016. № 2. С. 85 – 94.
10. Пономарева И. М. Работа психолога в кризисных службах: учебное пособие. Санкт – Петербург.: СПбГИПСР, 2014. – 197 с.
11. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. Санкт – Петербург.: Изд – во С. – Петерб. Ун –та, 2018. – 748 с.
12. Саденова Г.М. Психологический кризис и его роль в развитии личности / Г.М. Саденова // Человеческий фактор: социальный психолог. 2021. № 1. С . 279 – 282.
13. Садовникова Н.О. Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности: Монография / Н. О. Садовникова, Т. Б. Сергеева // Екатеринбург: Изд – во Рос. гос. проф.пед. ун –та, 2018. – 105 с.
14. Саратовский С.В. Изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса середины жизни в консультативной практике психолога: магистерская дис. : 37.04.01 : Тольятти, 2021. – 105 c.
15. Смирнова О.В. Особенности смысложизненных ориентаций личности в возрасте средней взрослости / О.В. Смирнова // Евразийское научное объединение. 2020. № 2. С. 363 – 365.
16. Снегова Е.В. Кризис личности как проблема психологии / Е.В. Снегова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2016. № 2. С. 30 – 37.
17. Струнина Н.Н. Ценностные ориентации в контекстк жизненного пути личности в периоды ранней и средней взрослости / Н.Н. Струнина // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2019. № 7. С. 121 – 124.
18. Ткаченко И.В. Психологическая поддержка лиц среднего возраста в условиях кризиса: ресурсный подход / И.В. Ткаченко, Д.С. Синявин // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2019. № 10 (97). С. 88 – 91.
19. Yeager K.R., Roberts A.R. Differentiating Among Stress, Acute Stress Disorder, Crisis Episodes, Trauma, and PTSD: Paradigm and Treatment Goals. Brief Treatment and Crisis Intervention, 2003, vol. 3, pp. 3 – 25. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/brief-treatment/mhg002.