Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023
УДК 377.1
Дата публикации 31.12.2023
Интерактивные методы обучения, как средство стимулировать мотивацию изучения иностранных языков в неязыковом вузе
Колобаев Виктор Константинович
кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия, ORCID org/0000-0001-8072-1198, e-mail: vkolobaev@mail.ru
Синицына Татьяна Анатольевна
старший преподаватель кафедры иностранных языков, Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: vkolobaev@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются интерактивные методы обучения - способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия студентов и преподавателя по созданию условий развития коммуникативных навыков учащихся. Выделяются две методики такого интерактивного обучения – игровой метод и метод презентаций. Эти два метода тесно связаны друг с другом и преследуют одинаковые цели: развитие профессиональных навыков, ведения беседы и диалога на изучаемом языке, расширение лексического запаса, умения находить необходимую информацию в различного рода источниках, анализировать ее и отбирать наиболее актуальную, соответствующую рассматриваемому вопросу.
Ключевые слова: иностранный язык, интерактивный метод обучения, игровой метод, метод презентаций, коммуникативные навыки, профессиональное общение
PhD in Philology, Assistant professor of the Foreign language department, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, Saint-Petersburg, Russia,
Senior teacher of the Foreign language department, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, Saint-Petersburg, Russia
Abstract: The article deals with interactive methods of foreign language teaching, namely methods of targeted intensified interaction between students and the teacher to create conditions for developing students’ communicative skills. Two methods of such interactive teaching are discussed: the game method and the method of presentations. These two methods are closely connected and have the same purpose – developing professional skills, conducting conversation and dialogue in the targeted language, expanding vocabulary, the ability to find necessary information in different sources, analyze it and select the most relevant to the problem under discussion.
Keywords: foreign language, interactive method of foreign language teaching, game method, method of presentation, communicative skills, professional communication
Колобаев В.К., Синицына Т.А. Интерактивные методы обучения, как средство стимулировать мотивацию изучения иностранных языков в неязыковом вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-stimulirovat-motivatsiyu-izucheniya-inostrannykh-yazykov-v-neyazykovom-vuze.html (Дата обращения: 31.12.2023)
На современном этапе развитие высшего профессионального образования должно осуществляться через освоение нововведений, через инновационный процесс. Наблюдается широкое внедрение информативно-коммуникативных технологий в образовательный процесс. В федеральных образовательных стандартах сказано, что образовательное учреждение должно обеспечивать образование в современное информационной образовательной среде [1]. Инновационные образовательные технологии вырабатывают у студентов умение ориентироваться в нестандартных условиях, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и находить способы решения поставленных задач. Одной из важнейших задач подготовки современного специалиста является развитие умений и навыков нахождения и сбора профессионально-значимой информации с использованием современных подходов, технических и программных средств.
В настоящее время широко используются такие интерактивные методы как: деловые игры, тренинги, ситуационные задачи, мастер-классы, творческие задания, тестирование, занятия по кейсам, игровое обучение, исследовательский метод обучения, медийные практические занятия, электронные учебные издания [2]. На практических занятиях используется компьютерное тестирование и мультимедийные пособия. Все это помогает формированию профессионального потенциала будущих специалистов. При подготовке докладов на студенческих научных конференциях на иностранных языках, курсовых и дипломных работ, студенты совместно с преподавателями разрабатывают презентации своих работ на базе информационно-коммуникационных технологий.
Об использовании метода тестирования, его достоинствах и недостатках мы писали ранее [3].
В данной статье рассматриваются два наиболее часто используемых метода интерактивного обучения: метод презентаций и метод деловых игр.
Метод презентаций играет большую роль в процессе обучения студентов неязыковых специальностей. Презентации являются интерактивной формой учебной деятельности, в процессе которой студент отчитывается о результатах своей самостоятельно проделанной работы, знакомит студентов с новой фактологической информацией, а слушающие его студенты усваивают новую иноязычную лексику, обогащают свои знания по специальности. Презентации стимулируют студентов к учебе во взаимодействии, развивают умения работать в команде, побуждают дух соревнования и готовят их к совместному решению предстоящих проблем профессионального характера. Применяя презентации в процессе изучения иностранного языка для специальных целей, студенты развивают умения делового общения, учатся свободному волеизъявлению своих мыслей в ходе дискуссии и обогащают свой профессиональный тезаурус [4, с.154].
Следует отметить, что тема презентации, как правило, задается преподавателем с учетом индивидуальных возможностей студента.
Таким образом метод презентаций позволяет реализовать сразу несколько целей. Во-первых, в процессе подготовки презентации студент учится находить и обрабатывать необходимую ему информацию. Для этого он использует различные методы: Интернет-ресурсы, социальные сети, печатную продукцию – специальные научные журналы, периодические издания, научно-популярную литературу. Во-вторых, студент, готовя презентацию, расширяет свой языковой запас, учится выражать свои мысли и идеи на изучаемом языке.
Вместе с тем, студенты неязыковых специальностей испытывают трудности в организации и проведении презентаций, слабо владеют умениями поиска и обработки информации, недостаточно свободно оперируют терминологической лексикой своей специальности, что, в общем, негативно влияет на мотивацию к изучению предмета [4, с.154]. Следовательно, необходимо активизировать усилия преподавателей по обучению студентов правилам проведения презентаций, показать им преимущества такой учебной деятельности, научить мастерству общения с аудиторией и подготовить к выступлению. Учитывая актуальность затронутой проблемы, следует проанализировать теоретические предпосылки и раскрыть технологию проведения презентаций, чтобы они выполняли обучающую роль в курсе иностранного языка для специальных целей.
Методику обучения студентов проведению устных презентаций разрабатывали и внедряли многие зарубежные и отечественные исследователи: Ю.С. Авсюкевич, Н.Л. Драб, О.Б. Тарнопольский, А.А. Киченко, N. Brieger, J. Comfort, M. Ellis, L. Gurak, N. O’Driscoll и др. Презентация в учебном процессе – это выступление студента или группы студентов перед аудиторией с целью представления выполненного проекта или ознакомления присутствующих с результатами своей учебно-исследовательской деятельности. Презентация на иностранном языке как форма интерактивного обучения стимулирует лингвистическую, интеллектуальную, профессиональную активность обучаемых, а также позволяет повысить продуктивность обучения и его профессиональную направленность, считает Н.В. Сидакова [5, с. 145]. Подготовка такого занятия-презентации, по мнению Л.В. Бедрицкой и Л.И. Василевской, «способствует развитию многовариантного сценарного мышления у студентов», поскольку требует от них «способности прогнозировать развитие событий, контролировать и удерживать ситуацию в русле запланированного сценария, быстро реагировать на неопределенную ситуацию» [6, с. 125].
Исходя из этого можно уверенностью утверждать, что презентации являются эффективным средством обучения как иностранного языка, так и источником профессиональной информации для студентов. Таким образом, презентации выполняют обучающую роль, придавая учебному процессу по иностранному языку профессионально значимый и личностно ориентированный характер [7, с. 61].
В процессе обучения часто используются деловые игры. Деловая игра может использоваться как заключительный этап работы по определенной теме. Если презентация – это текущая работа по теме, в ходе которой учащиеся накапливают необходимые для коммуникации знания и умения, то деловая игра – это проверка знаний не только иноязычной лексики и грамматики, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, но и расширение знаний по свой будущей специальности.
Деловая игра является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, повышает мотивацию изучения иностранных языков, моделируя ситуации, соответствующие изучаемым/изученным профессиональным темам и дают возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. Деловые игры приводят к тому, что студенты не только сами стремятся выполнять задание, но и побуждают к этому других. Деловые игры хорошо использовать при проверке результатов обучения. Они делают процесс обучения интересным и занимательным, способствуют созданию деловой обстановки на занятиях. Деловая игра на иностранном языке не только является эффективным методом обучения иноязычной речи, но и содействует воспитанию личности будущего специалиста. Ее профессиональная польза для студентов заключается в том, что она позволяет участникам игры раскрыть свой творческий потенциал, испытать себя на профессиональную пригодность, потренировать свои профессиональные компетенции, научиться занимать активную позицию в решении профессиональных задач, отстаивать свою точку зрения, участвовать в совместной профессиональной деятельности, вести дискуссию со своими оппонентами. Деловая игра на иностранном языке эффективно актуализирует иноязычные речевые умения и навыки учащихся, побуждая их активно и целенаправленно использовать иностранный язык в качестве средства межличностной и профессиональной коммуникации [7].
С психологической точки зрения, игровые приемы представляют собой форму совместной учебной деятельности, где усвоение студентами содержания учебного материала опосредовано их совместным творческим взаимодействием, а это значительно повышает успешность усвоения языковых иноязычных моделей общения.
Кроме того, интерактивные методы обучения обеспечивают высокую мотивацию, способствуют совершенствованию владения коммуникативными навыками на изучаемом я иностранном языке, развивают самостоятельность, творчество и фантазию обучаемых, коммуникабельность, взаимосвязь индивидуальной и групповой формы работы студентов, свободу выражения своих мыслей, желание совершенствовать изучаемый иностранный язык.
Также достоинством интерактивных методов является то, что они имитируют проблемные ситуации, которые встречаются в профессиональной деятельности в реальных условиях, побуждают студентов к принятию решений и достижению поставленных задач. Интерактивные методы обучения иностранным языкам способствуют созданию позитивной комфортной творческой обстановки в студенческой аудитории, что позволяет устранять барьеры тревожности и страха говорения на иностранном языке. Эти методы позволяют реализовать принцип профессиональной направленности обучения, что в свою очередь, повышает интерес студентов к занятиям по иностранному языку и оптимизирует учебный процесс. При таких методах обучения иностранный язык в неязыковом вузе становится одним из средств активизации познавательной деятельности, изучения специальности и готовности целенаправленно использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности [8].
Список литературы
1. Сысоев В.П. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникативных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. №5. С. 2-11.
2. Заёнчик В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация - Москва.: Издательский центр «Академия». 2004. 256 с.
3. Колобаев В.К., Ольховик Н.Г., Всеволодова А.Х. Использование платформы MOODLE для организации и проведения контроля усвоения иноязычного материала студентами неязыковых вузов // Евразийское Научное Объединение: Наука и современность. Москва. 2018. №1-3(35). С. 199-201.
4. Семенчук Ю.А. Роль презентаций в курсе иностранного языка для специальных целей //Актуальные проблемы научного знания. Новые технологии ТЭК-2017. Тюмень: Тюменский индустриальный университет. 2017. С. 154-158
5. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1(10). С. 143-145.
6. Бедрицкая Л.В., Василевская Л.И. Могут ли презентации быть обучающими? // Сучасні тенденції у сфері лінгвістики, мовної комунікації та методики викладання іноземних мов: Матеріали V Міжнар. науч.-практ. конф., 18-19 травня 2016 р. Тернопіль: Астон. 2016. С. 122-125
7. Худолей Н.В. Деловые игры в обучении иностранному языку в вузе. //проблемы современной аграрной науки. Материалы Международной конференции. Красноярск 15 октября 2021г. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет. 2021. С. 581-584
8. Абзалова С.А, Нелюбина Е.А.. Интерактивные методы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №10(17). С. 257-260.