Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023
УДК 373
Дата публикации 31.12.2023
ИКТ-компетентность учителя как условие реализации смешанного обучения иностранному языку
Краснопёрова Юлия Валерьевна
канд. филол. наук, доцент, зав.кафедрой романо-германских и восточных языков, ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», Комсомольск-на-Амуре, РФ, pona77@mail.ru
Третьякова Марина Федоровна
канд. филол. наук, доцент кафедры романо-германских и восточных языков, ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», Комсомольск-на-Амуре, РФ, mft2011@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается ИКТ-компетентность педагога как одно из основных требований профессионального стандарта в сфере образования. Сделан обзор компонентов цифровой грамотности, которая служит основой ИКТ-компетентности. Уточняется роль ИКТ при реализации смешанного обучения иностранному языку. Приведены данные анкетирования на выявление уровня развития компонентов цифровой грамотности учителей иностранного языка и опыт её применения в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: цифровизация, ИКТ-компетентность, цифровая грамотность, анкетирование, смешанное обучение.
Cand. Sci. (Philology), assistant professor, Head of Romanic, Germanic and Oriental Languages Department Amur State University of Humanities and Pedagogy, Russia, Komsomolsk-on-Amur
Cand. Sci. (Philology), assistant professor of Romanic, Germanic and Oriental Languages Department, Amur State University of Humanities and Pedagogy, Russia, Komsomolsk-on-Amur
Abstract: The article deals with the ICT competence of a teacher as one of the main requirements of the professional standard in the field of education. An overview of the components of digital literacy, which serves as the basis of ICT competence, is given. The role of ICT in the implementation of blended foreign language learning is clarified. The survey data from is presented to identify the development level of the digital literacy components of foreign language teachers and the experience of its use in professional activities.
Keywords: digitalization, ICT competence, digital literacy, survey, blended learning
Краснопёрова Ю.В., Третьякова М.Ф. ИКТ-компетентность учителя как условие реализации смешанного обучения иностранному языку// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ikt-kompetentnost-uchitelya-kak-uslovie-realizatsii-smeshannogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku.html (Дата обращения: 30.12.2023)
Финансирование: исследование выполнено в рамках реализации государственного задания на проведение прикладного научного исследования по теме «Методика преподавания иностранных языков в общеобразовательной организации с учетом реализации моделей смешанного обучения» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «АмГПГУ» № 073-03-2023-031/5 от «9» ноября 2023 г.).
Такие понятия как «цифровизация», «цифровая культура», «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) прочно вошли в нашу жизнь, затронув и сферу образования. Федеральный государственный образовательный стандарт делает акцент на использование цифровых технологий в обучении, развитии цифровой грамотности учащихся, что, вне всякого сомнения, невозможно осуществить, если сам преподаватель не обладает определенными компетенциями, не ориентируется в современной информационной образовательной среде. Под компетенциями мы традиционно понимаем знания, умения, навыки в определенной сфере; под компетентностью – характеристику человека, позволяющую ему эффективно действовать, используя сформированные компетенции [1].
В современном мире умения в области информационных технологий являются непременными требованиями на рынке труда. В этом контексте, наряду с необходимостью ориентироваться в огромном потоке информации, собирать, анализировать и передавать ее, потребность в обладании новым качеством знаний и практических навыков в ИКТ-технологиях распространяется на все области жизни, в том числе и на образование.
В свете этих изменений, возникает необходимость переосмысления образовательных подходов и новых оценок происходящего, а информатизация образовательного пространства, позволяющая изменять структуру, содержание и организацию образовательного процесса, становится важным механизмом для более полного учета интересов, склонностей и способностей школьников, создания условий для социализации старшеклассников, ориентирования их в будущих профессиональных предпочтениях и повышения уровня доступности качественного образования.
Приоритетным проектом становиться "Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации" в рамках государственной программы "Развитие образования", которая представляет собой единое электронное образовательное пространство России, платформа, сформированная в результате комплекса организационных и технологических мер, обеспечивающих электронную среду для всего образовательного процесса и возможность доступа к ней из любой точки планеты.
В цифровой образовательной среде учащиеся приобретают ряд важных качеств и навыков, необходимых в обществе 21 века и определяющих личностный и социальный статус современного человека. Они могут развивать информационную деятельность и медиаграмотность, навыки глобального мышления, умение учиться на протяжении всей жизни и творчески подходить к решению проблем, работать в команде, коммуникативные навыки, профессиональную мобильность, гражданскую сознательность и правовую этику.
Современная система образования Российской Федерации предоставляет широкий ассортимент электронных образовательных ресурсов, например, дневник.ру (цифровая образовательная платформа), ЯКласс (образовательный интернет-ресурс), Сферум (информационно-коммуникационная платформа), Взнания (Образовательная платформа, конструктор для создания интерактивных материалов), Tilda Publishing (конструктор сайтов) и др. Популяризация подобных ресурсов направлена на повышение эффективности процесса обучения, степени вовлеченности учащихся в образовательный процесс, роста мотивации учащихся. Таким образом, ИКТ-компетентность педагога становится необходимым требованием профессионального стандарта в сфере образования.
Отметим, что современные учащиеся общеобразовательной школы представляют собой поколение, выросшее в цифровой среде. Цифровые технологии являются для них неотъемлемой частью жизни. Используемые школьниками в основном для развлечения цифровые технологии, имеют огромный образовательный потенциал. Современная тенденция к обучению через развлечение, а именно, такая образовательная стратегия как геймификация, способствует эффективности обучения на фоне цифровизации образовательного процесса [2].
Исследование нами вопросов цифровизации современного образования показывает, что внедрение моделей смешанного обучения в современной общеобразовательной школе отвечает как запросам современных учащихся на модернизацию школьного обучения, так и потребности активных педагогов творчески подойти к образовательному процессу, представляя собой альтернативную традиционной поурочной системе форму работы [3].
Смешанное обучение позволяет комбинировать традиционные методы обучения с дистанционными и онлайн методами [4]. В данной ситуации вопрос формирования ИКТ-компетентности преподавателя является актуальным. ИКТ-компетентность педагога включает в себя общепользовательский и общепедагогический компоненты. Соответственно, основой ИКТ-компетентности является владение такими компетенциями, как умение работать с ПК, искать информацию в интернете, работать на разнообразных образовательных и информационно-коммуникационных платформах, работать с Web-инструментами и конструкторами для создания интерактивных материалов, разработать и провести урок с использованием ИКТ, оценить прогресс учащихся в освоении материала и др. Все вышеперечисленные умения укладываются в понятие цифровой грамотности, степень владения которой позволяет говорить о сформированности ИКТ-компетентности.
Итак, под цифровой грамотностью понимают «умение понимать и использовать информацию, представленную во множестве разнообразных форматов и широкого круга источников с помощью компьютера», «способность безопасно работать с информацией, создавать и получать доступ к информации с помощью цифровых устройств и сетевых технологий; управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать информацию для дальнейшего участия в экономической и социальной жизни» [5].
Исследователи выделяют пять компонентов цифровой грамотности: информационная грамотность (умение грамотно работать с информацией, а именно осуществлять поиск в разных источниках, соблюдать авторские права при цитировании, оценивать достоверность информации), компьютерная грамотность (знание технических возможностей компьютера и мобильных устройств, а также умение устанавливать нужные программы в соответствии с задачами профессиональной деятельности), медиаграмотность (умение работать с разными видами информации (текстовая, графическая, видеоинформация), и умением использовать объекты виртуальной реальности), коммуникативная грамотность (умения использовать возможности информационных технологий для осуществления коммуникаций, в том числе социальных сетей), технологическая грамотность (умения выбирать подходящие цифровые устройства и информационные технологии для решения определенных задач) [6].
В рамках нашего исследования было проведено анкетирование, которое позволяет выявить уровень цифровой грамотности преподавателей иностранного языка. Вопросы анкеты разбиты на блоки, соответствующие компонентам цифровой грамотности. Респондентами опроса являются преподаватели (94,1 %) и руководители (5,9 %), работающие в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Значительное количество опрошенных – 35,3 % – имеют педагогический стаж более 22 лет, 29,4 % – работают в образовании 7-12 лет, 17,6 % – 16-22 года.
Все респонденты (100 %) ответили, что, принимая важные решения, пользуются информацией из нескольких источников и с легкостью находят необходимую информацию в интернете, компьютер помогает им в решении повседневных задач. Большинство (76,5 %) считают, что могут оценить, насколько современным программным обеспечением оснащен их компьютер. Опрошенные (82,4 %) свободно используют для общения современные средства коммуникации (мессенджеры и социальные сети). Меньшее число опрошенных (64,7 %) следит за технологическими новинками и использует современные технологии без затруднений (70,6 %). Подавляющее большинство респондентов (88,2 %) согласны с тем, что современные ИКТ-технологии и приложения помогают им в повседневной жизни. Можно сказать, что такие компоненты цифровой грамотности, как информационная, компьютерная и медиаграмотность сформированы у респондентов на достаточно высоком уровне.
Для совместной работы с учениками, родителями и коллегами цифровые каналы общения (электронную почту, школьный блог, веб-сайт, мессенджеры) активно используют 47,1 % опрошенных; 29,4 % используют самые простые цифровые каналы связи (электронную почту); 23,5 % комбинируют различные цифровые решения для наиболее эффективного общения.
На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что коммуникативная грамотность респондентов является достаточной для общения с коллегами, учениками и родителями.
Актуальными для нашего исследования являются вопросы, связанные с непосредственным инструментарием и навыками применения цифровых технологий в профессиональной деятельности учителя. На вопросы, связанные с практическим внедрением технологической грамотности, 29,4 % преподавателей ответили, что используют целый ряд ресурсов, и столько же (29,4 %) обсуждают с коллегами, как можно использовать цифровые технологии для улучшения учебного процесса. Почти половина опрошенных (41,2 %) опробовала различные варианты и площадки онлайн-обучения, 35,3 % принимает участие в разных видах онлайн обучения. Многие респонденты (35,3 %) используют готовые интернет материалы в учебном процессе. Значительный процент опрошенных (41,2 %) создают интернет материалы и модифицируют уже готовые. Чуть меньший процент (35,3 %) создают учебные материалы на компьютере и распечатывают их как наглядное пособие для учащихся. Среди самых востребованных из предложенных в анкете платформ оказались российские платформы. Так, 64% учителей используют в своей работе Учи.ру – крупнейшую российскую интерактивную образовательную онлайн-платформу, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы. Второй по популярности (47% респондентов) указан Дневник.ру – бесплатная цифровая образовательная платформа для образовательных организаций, разработанная резидентом «Сколково». На третьем месте (33%) – Learningapps.org – бесплатный онлайн-сервис научно-исследовательского проекта Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау/Герлиц, созданный для поддержки процесса преподавания или самостоятельного обучения с помощью интерактивных модулей. Платформа Coreapp.ai (Construct Online Resources for Education) в настоящее время начинает набирать популярность, 6% респондентов активно используют её в процессе обучения иностранным языкам. Coreapp.ai – это децентрализованная простая онлайн-платформа конструирования образовательных материалов и проверки знаний с аналитической системой выработки индивидуальных рекомендаций для пользователей.
В позиции анкеты «Другой ответ» учителями были названы платформы, не указанные в бланке ответов, такие как «Российская электронная школа» (РЭШ) (1%) и Skysmart (1%), однако данные Интернет-ресурсы, как заявляют разработчики, являются скорее системами образовательных инструментов, а также информационно-образовательной средой, где размещены интерактивные задания и упражнения, которые соответствуют школьной программе и созданы с учетом ФГОС.
Нас интересовало, в работе над какими речевыми навыками учителя используют онлайн-сервисы. Оказалось, что примерно в равной степени над всеми тремя. С незначительным отрывом лексические навыки набрали 64%, слухо-произносительные – 57%, грамматические – 54%. Умения распределились следующим образом: аудирование (40%), чтение (31%), говорение (20%), письмо (9%).
Что касается этапа работы над темой, учителя чаще всего используют онлайн-сервисы при закреплении или повторении изученного материала (64%), половина опрошенных – для организации самостоятельной работы (50%), примерно треть при контроле или самоконтроле (36%) и при введении нового материала (34%).
Почти половина респондентов (47,1 %) мотивирует учащихся искать информацию в интернете, например, работая над проектом. 41,2 % иногда предлагают учащимся самостоятельно оценить свои знания, используя электронные тесты. Цифровые инструменты для отслеживания прогресса учащихся регулярно использует только 23,5 % преподавателей. Для повышения интереса учащихся во время учебных занятий цифровые технологии используют 35,3 % опрошенных, 52,9 % респондентов дают учащимся задания, требующие создание цифрового контента (видео- или аудио- сюжетов, фото, презентаций и др), 35,3 % преподавателей призывают учащихся творчески использовать цифровые технологии.
В то же время 29,4 % преподавателей ответили, что активно вовлекают учащихся в учебный процесс, но не с помощью цифровых технологий; 23,5 % считают, что задачу вовлечения учащихся в процесс создания цифрового контента трудно реализовать; 23,5 % опрошенных полагают, что учащиеся используют цифровые технологии только для общения друг с другом, вне учебного процесса; 11,8 % ответили, что у них редко есть возможность развивать у учащихся навыки решения проблем с помощью цифровых технологий; 17,6 % считают, что творчески использовать цифровые технологии для решения учебных задач в их профессиональной деятельности невозможно.
Таким образом, мы полагаем, что уровень технологической грамотности опрошенных, заключающий в умении применять ИКТ-технологии, цифровые ресурсы в учебном процессе, является недостаточно высоким и необходима разработка курсов повышения квалификации, позволяющих учителям получить умения и навыки в сфере цифровизации учебного процесса.
В рамках нашего исследования моделей смешанного обучения была разработана программа курсов повышения квалификации с мастер-классами, позволяющими учителям иностранного языка освоить работу с некоторыми Web-инструментами и разработать урок смешанного формата, используя ИКТ-технологии, онлайн ресурсы, повысив, таким образом, уровень цифровой грамотности и совершенствовать ИКТ-компетентность.
Список литературы
1. Воронов С.А. Компетенция и компетентность как категории деятельности : сходства и различия в понимании / С.А. Воронов. – Текст : электронный // Историческая и социально-образовательная мысль. Том 9. – № 6/1. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsiya-i-kompetentnost-kak-kategorii-deyatelnosti-shodstva-i-razlichiya-v-ponimanii/viewer (дата обращения 07.11.2023) -
2. Buljan M. Gamification For Learning: Strategies And Examples / M. Buljan. — Текст : электронный // ELearning Inudstry. — 2022. — URL: https://elearningindustry.com/gamification-for-learning-strategies-and-examples
3. Третьякова М.Ф., Боровикова К.В. Обзор моделей смешанного обучения. теоретический и прикладной аспекты // Амурский научный вестник - 2021. - №3. С.36-44. - ISSN 2658-5847 (online). – URL: http://www.amgpgu.ru/activity/scinsce/sborstat/1798/78865264/?id=4 (дата обращения 07.11.2023) - Текст : электронный
4. Краснопёрова Ю.В. Применение технологии смешанного обучения на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе: методические рекомендации / Ю.В. Краснопёрова, К.В. Боровикова, В.В. Тарасенко, М.Ф. Третьякова, Н.В. Саварцева, К.А. Зайцева / Под ред. Ю.В. Краснопёровой. – Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2022. – 54 с. – 1 CD-ROM. – Текст : электронный - ISBN 978-5-85094-692-0
5. Gilster P. Digital literacy. New York: John Wiley, 1998 – 292 p.
6. Аймалетдинов, Т.А. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2019. - 84 с.