Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №12 (89) Декабрь 2023
УДК 37
Дата публикации 31.12.2023
Выявление и коррекция дисграфии у младших школьников с нарушением познавательного развития
Мамедли Нурай Мамедали кызы
магистрант, Московский городской педагогический университет, РФ, Москва mamedlinuray@mail.ru
Аннотация: Статья рассматривает проблему дисграфии у младших школьников с нарушением познавательного развития. В ней отмечаются выявленные формы дисграфии, которые были получены в результате диагностики письма по методическим рекомендациям И. Н. Садовниковой. В статье представлен анализ письменных работ младших школьников с нарушением познавательного развития и методы коррекции дисграфии у них. Практическая значимость исследования заключается во внедрении логопедических тетрадей для коррекции дисграфии. Теоретическая значимость характеризуется в уточнении понятии «дисграфия» и в методах коррекции видов дисграфии у младших школьников с нарушением познавательного развития.
Ключевые слова: дисграфия, младшие школьники, нарушение познавательного развития, анализ, письменные работы, коррекция.
Graduate student, Moscow City Pedagogical University, Russian Federation, Moscow
Abstract: The article explores the issue of dysgraphia in younger schoolchildren with cognitive development disorders. It highlights specific forms of dysgraphia that were identified during the assessment of writing using the methodological recommendations of I. N. Sadovnikova. The article presents an analysis of written works by younger schoolchildren with cognitive development disorders and methods for correcting dysgraphia in them. The practical significance of this research lies in the introduction of speech therapy notebooks for the correction of dysgraphia. The theoretical significance is characterized in clarifying the concept of "dysgraphia " and in methods of correcting types of dysgraphia in younger schoolchildren with impaired cognitive development.
Keywords: dysgraphia, younger schoolchildren, cognitive development disorders, analysis, written assignments, correction.
Мамедли Н.М. Выявление и коррекция дисграфии у младших школьников с нарушением познавательного развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 12 (89). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vyyavlenie-i-korrektsiya-disgrafii-u-mladshikh-shkolnikov-s-narusheniem-poznavatelnogo-razvitiya.html (Дата обращения: 31.12.2023)
В настоящее время отмечается тенденция к росту числа детей с дисграфией, у которых наблюдается низкая успеваемость. Особенно ярко это выражено на уроках русского языка и литературы. Своевременное выявление и коррекция дисграфии является важным условием преодоления проблем, успешного овладения письменной речью. [4].
В связи с этим одной из главной задач логопедии в настоящее время является поиск приемлемых путей коррекции дисграфии.
Различные ученые в разные периоды времени высказывали свои взгляды на предпосылки дисграфии с точки зрения различных наук (Л.Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Г. А. Каше, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева Р. Е. Левина, Е. А. Логинова, И. Н. Садовникова, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина другие), и на данный момент данная проблема остается актуальной для исследования.
Целью данной статьи является представление анализа дисграфических ошибок у младших школьников с нарушением познавательного развития и методических рекомендаций по преодолению дисграфии.
База исследования и контингент: исследование проводилось в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, городского округа Павловский Посад Московской области, реализующая адаптированные основные и общеобразовательные программы. В исследовании приняли 14 младших школьников с нарушением познавательного развития, учащиеся третьего класса.
Младшие школьники с нарушениями познавательного развития, имеющими как необратимый (умственная отсталость) и обратный (задержка психического развития) характер, характеризуются наличием нарушений основной операционной структуры, которая составляет основу письма [2]. Отсутствие развитого слухового, визуального и кинестетического контроля, неточность в распознавании звуковых компонентов слов, а также нарушение работы анализаторов и психологических процессов значительно ухудшают психофизиологическую основу овладения навыками письма, что также обуславливают высокий риск дисграфии. Низкий уровень познавательной активности, медленная обработка сенсорной информации, ослабленная способность самоконтроля, дефекты интеграции анализа в направленную деятельность не позволяют младшим школьникам самостоятельно овладевать и развивать навыки письма [3].
Для организации экспериментальной работы за основу мы взяли методические рекомендации Садовниковой И. Н.. Это позволяет нам выявить дисграфию и даёт возможность провести детальный анализ ошибок, а также выявить причины. Во-первых, она (методика) позволяет выявить дисграфию на ранних стадиях развития ребенка. Во-вторых, дает возможность провести детальный анализ каждой ошибки и выявить ее причины. В-третьих, по результатам диагностики возможно выявить наличие у младшего школьника определенного вида дисграфии [6].
Исследование проводилось с учащимися третьего класса. Младшие школьники с нарушением познавательного развития участвовали в констатирующем эксперименте исследования по методике Садовниковой И. Н.. В ходе исследования мы разделили диагностику на два этапа: первый этап - анализ записи под диктовку, второй этап - анализ списывания. Для оценки результатов данных мы использовали авторские критерии оценки результатов. При этом с нормальным навыком письма учащийся мог получить от 8 до 10 баллов, ребенок со средним уровнем от 4 до 6 баллов и с низким – 2-0 баллов.
В таблице 1 «Результаты навыков письма» во втором и третьем столбце описаны среднестатистические баллы результатов анализа записи под диктовку и результаты анализа списывания. В последнем столбце уровень навыка письмом. Таким образом, можно проследить уровень навыка письма у младших школьников с нарушением познавательного развития.
Таблица 1. Результаты навыков письма
№ ученика | Результаты анализа записи под диктовку
| Результаты анализа списывания. | Итог/уровень навыка
| |
1 | 2.7 | 3.5 | 3.1 | Низкий |
2 | 3.3 | 4 | 3.65 | Низкий |
3 | 7 | 9.5 | 8.25 | Нормальный |
4 | 3.6 | 5.5 | 4.55 | Средний |
5 | 2.7 | 4.5 | 3.6 | Низкий |
6 | 5 | 3.5 | 4.25 | Средний |
7 | 2.7 | 1 | 1.85 | Низкий |
8 | 9.3 | 8.5 | 8.9 | Нормальный |
9 | 7 | 7 | 7 | Средний |
10 | 6 | 7.5 | 6.75 | Средний |
11 | 7 | 6.5 | 6.75 | Средний |
12 | 4.6 | 5.5 | 5.05 | Средний |
13 | 3.6 | 7 | 5.3 | Средний |
14 | 6 | 6 | 6 | Средний |
Успешно справиться с написанием текста под диктовку сумел один младший школьник. Семь учащихся справились со средним результатом. Шесть младших школьников показали низкий уровень навыков письма, также очень рассеянное внимание, что привело к самым низким показателям среди всех детей, участвующим в эксперименте. Показательным стало то, что при написании диктанта младшими школьниками с нарушением познавательного развития не допускалось большое количество ошибок, однако предложения могли не связываться между собой, например, «кот» вместо «кота»; «они был» вместо «они были» и т.п.
По результатам мы видим, что успешно со списыванием справились двое младших школьников. Средний результат продемонстрировали девять учащихся. С низким уровнем – трое учеников третьего класса. При этом один из учеников полностью не справился с заданием, так как количество ошибок в списанном тексте превысило максимально допустимое – десять ошибок. Сложности возникали при списывании слов «кошка», «кошки», «крыше», «птичка», «сиди», «близко», «хитры».
Также наряду с этим установлено наличие определенных видов дисграфии у младших школьников с нарушением познавательного развития (рис. 1).
Рисунок 1. Виды дисграфии, выявленные у младших школьников с нарушением познавательного развития на констатирующем эксперименте, учащиеся
Таким образом, можно сделать вывод, что практически у всех младших школьников с нарушением познавательного развития обнаружена дисграфия. В связи с эти мы предлагаем для дальнейшей коррекционной работы объединение некоторых младших школьников в группы, в то время как с отдельными младшими школьниками требуется проведение индивидуальной работы.
Мы предлагаем объединить младших школьников на три группы:
- ученики № 3, № 8, № 9 с аграмматической дисграфией;
- ученики № 6 и № 10 с аграмматической дисграфией и дисграфией на фоне фонемного распознавания;
- ученики № 12, № 13, № 14 с артикуляторно-акустической, оптической дисграфией и дисграфия на фоне фонемного распознавания.
Однако с учениками № 1, № 2, № 4, № 5, № 7 и № 11 необходимо использовать индивидуальную форму коррекционной работы.
Мы предлагаем авторские логопедические тетради, в которых представлена система упражнений на коррекцию формы дисграфии. Примеры упражнений на коррекцию: аграмматической дисграфии – «Соедини слова из левого столбика с однокоренными из правого столбика»; оптической дисграфии – «Спишите слова дописывая элементы букв б и д по опорным точкам»; артикуляторно-акустической дисграфии – «Выпишите слова с буквой [я]. Сколько звуков обозначает буква [я]?»; дисграфии на фоне фонемного восприятия – «Вставьте слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед буквами [о] – [ё]. Сравните слова по трем признакам: написанию, звучанию и значению»; дисграфии на фоне языкового анализа и синтеза – «Запишите предложения».
Также для коррекции дисграфии мы предлагаем использовать методики Людмилы Николаевны Ефименковой и Елены Витальевны Мазановой. В их методических пособиях достаточно подробно описана коррекционная работа по преодолению дисграфии у младших школьников [1; 5].
Таким образом, в заключении хотим отметить актуальность исследуемой проблемы. У младших школьников с нарушением познавательного развития, исходя из низкой работоспособности анализаторов и нарушения психологических процессов, вследствие чего ухудшается психофизиологическая основа овладения навыками письма, что также обуславливает, высокий риск дисграфии. В результате проведенного исследования необходимо подчеркнуть важность своевременной диагностики и коррекционной работы для овладения навыками письма. В связи с чем, мы предлагаем преодолеть специфические ошибки на письме с помощью существующих методик и наших логопедических тетрадей.
Список литературы
1. Агрис А.Р., Алмазова А.А., Алтухова Т.А. [и др.]; Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция: Научная монография / Под общей редакцией Величенковой О.А. – Москва: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛОГОМАГ", 2018. – 372 с. – ISBN 978-5-905025-53-2. – EDN VNZSXO.
2. Баряева, Л. Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. СПб. : Союз, 2004. - 44 с.
3. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов / Л. И. Белякова // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М. : Московский психолого -социальный институт, 2001. — С. 7 — 14.
4. Гетьманова Н. А., Лукина И. Ю. Особенности проявления дисграфии у младших школьников с особенностями развития. Вестник Московского университета. Серия 14. 2018 г. Психология, (3), 75-88.
5. Гравицкая Е. Г., Серебрякова Н. В., Шашкина Г. Р. Неврологические основы дифференциальной диагностики речевых нарушений. Коррекционная педагогика: теория и практика. 2023. № 3 (97). с. 35-44.
6. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. Издательство: Владос, 1997 г., 256 с.
7. Professional training of future speech therapists for work in the inclusive educational environment of a city / N. Kiseleva, N. Serebryakova, G. Shashkina, M. Skivitskaya // Education and City: Education and Quality of Living in the City : The Third Annual International Symposium, Moscow, 24–26 августа 2020 года. Vol. 98. – Moscow: SHS Web of Conferences, 2021. – P. 4004. – DOI 10.1051/shsconf/20219804004. – EDN OWRWDD.