Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №06 (95) Июнь 2024

УДК 159.9

Дата публикации 11.06.2024

Взаимосвязь эмоционального интеллекта с мотивационно-потребностной сферой личности у менеджеров (на примере АО «Новая мода»)

Дворцова Елена Валерьевна
канд. психол. наук, доцент, КГПИ Кемеровский государственный университет, РФ, г. Новокузнецк, alenadv@mail.ru
Кутовенко Анастасия Олеговна
Студент, КГПИ Кемеровский государственный университет, РФ, г. Новокузнецк, anastyasen@mail.ru

Аннотация: В данной статье описаны результаты научного исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта с мотивационно-потребностной сферой личности у менеджеров. Рассмотрены подходы к пониманию эмоционального интеллекта и мотивационно-потребностной сферы личности в научной литературе, а также представлен психологический анализ профессиональной деятельности менеджеров. Описаны используемые методы и методики исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых отражается взаимосвязь эмоционального интеллекта с мотивационно-потребностной сферой личности у менеджеров с использованием коэффициента корреляции Пирсона. В заключении представлены рекомендации по развитию эмоционального интеллекта и выявлению значимых для менеджера мотивационно-потребностных факторов.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, мотивационно-потребностная сфера личности, мотивация, профессиональная деятельность менеджеров.

The relationship between emotional intelligence and the motivational-need sphere of personality among managers

Dvortsova Elena Valerievna
Candidate of Psychological Sciences, associate professor, Kemerovo State University, Russia, Novokuznetsk
Kutovenko Anastasia Olegovna
Student, Kemerovo State University, Russia, Novokuznetsk

Abstract: This article describes the results of a scientific study of the relationship between emotional intelligence and the motivational-need sphere of personality among managers. Approaches to understanding emotional intelligence and the motivational-need sphere of personality in the scientific literature are considered, and a psychological analysis of the professional activities of managers is presented. The research methods and techniques used are described, and the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which reflect the relationship between emotional intelligence and the motivational-need sphere of personality among managers using the Pearson correlation coefficient. In conclusion, recommendations are presented for the development of emotional intelligence and the identification of motivational and need factors that are significant for a manager.
Keywords: emotional intelligence, motivational-need sphere of personality, professional activity of managers, motivation.

Правильная ссылка на статью
Дворцова Е.В, Кутовенко А.О. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с мотивационно-потребностной сферой личности у менеджеров (на примере АО «Новая мода») // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 06 (95). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vzaimosvyaz-emotsionalnogo-intellekta-s-motivatsionno-potrebnostnoj-sferoj-lichnosti-u-menedzherov-na-primere-ao-novaya-moda.html (Дата обращения: 11.06.2024)

Определение «эмоциональный интеллект» было предложено в 1990 году в работе «Emotional Intelligence» американских психологов Дж. Майера, Д. Карузо и П. Сэловей, в котором рассматриваемое явление определялось как способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий [6].

Современный психолог из США, Д. Гоулман утверждает, что эмоциональный интеллект является ключевым фактором, который может предсказать успех человека в жизни, включая разнообразные его характеристики и качества. Д. Гоулман придает эмоциям особое значение среди способностей, необходимых для полноценного существования [3].

В работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева обращалось внимание на взаимосвязь между эмоциональным состоянием и интеллектом личности. Л. С. Выготский первым предложил идею о том, что сильные эмоции могут влиять на когнитивные процессы и способность к решению задач. Например, депрессия или плохое настроение могут сильно снизить способность личности к творческому мышлению и решению сложных задач [5].

Проблемы изучения природы мотивации рассматривались с точки зрения разных психологических направлений: психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии и др.

В психоаналитической концепции, разработанной З. Фрейдом, бессознательные инстинкты – либидо и мартидо – выступали как ключевые мотивационные факторы, определяющие поведение людей. По мнению З. Фрейда, главные потребности человека заключаются в удовлетворении базовых инстинктов, и свобода выбора действий сведена к минимуму [2].

В гуманистической психологии наиболее известен подход А. Маслоу. Он описывал человека как того, кто постоянно стремится к удовлетворению своих желаний и, несмотря на это, нечасто достигает состояния полного и завершенного удовлетворения. Жизнь человека происходит в постоянном удовлетворении потребностей, и это непрерывный процесс [4].

Как отмечает Е. С. Амонова, в трудах ученых-бихевиористов У. Найсера, Б. Скиннера и Д. Уотсона, мотивация формируется из множества простых и сложных реакций, которые формируются в процессе общения с окружающим миром. В свою очередь, когнитивный подход анализирует побудительные процессы через применение когнитивных конструктов, охватывающих процессы прогнозирования, оценки, приписывания, интерпретации, ожидания и другие аспекты, определяющие роль сознания в определении поведения человека [1].

В рамках данной работы были изучены исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта с мотивацией достижения, лидерскими качествами, исследования мотивации и стимулирования трудовой деятельности в ключе эмоционального интеллекта. Однако не было обнаружено исследований, раскрывающих особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта с потребностью в достижении, ориентацией на труд и свободу, мотивационными факторами совершенствования и востребованности, что определяет высокую актуальность настоящего исследования.

Целью исследования являлось исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта с мотивационно-потребностной сферой личности у менеджеров (на примере АО «Новая Мода»).

Было выдвинуто предположение о том, что существует значимая взаимосвязь эмоционального интеллекта с мотивационно-потребностной сферой личности у менеджеров, а именно, чем выше эмоциональный интеллект, тем выше потребность достижений, значение мотивационных факторов совершенствования и востребованности, ориентация на труд и свободу.

В нашем исследовании использовались такие методы, как теоретический анализ литературы, профессиографический анализ, психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных (коэффициент корреляции Пирсона). Для получения эмпирического материала мы применяли следующие психодиагностические методики: методика «Изучение мотивационного профиля личности», Ш. Ричи, П. Мартин; методика «Опросник потребности в достижении», Ю. Н. Орлов; методика «Социально-психологические установки личности», О. Ф. Потемкина; методика «Опросник эмоционального интеллекта», Д. В. Люсин; методика «Методика диагностики эмоционального интеллекта», М. А. Манойлова.

Для достижения целей нашего исследования мы составили выборку, которая состояла из 30 менеджеров АО «Новая Мода» в возрасте от 20 до 40 лет. Подавляющее большинство опрошенных (80%) являются женщинами в возрасте до 35 лет. Также среди респондентов присутствуют мужчины (20 % выборки). Также было выявлено, что в АО «Новая Мода» стабильный и опытный штат менеджеров, 90 % сотрудников работают в компании более четырех лет, что может говорить о ряде положительных факторов: верно сформированной трудовой мотивации, благоприятном психологическом климате, демократическом стиле руководства, ценностных установок, направленных на сохранение и развитие команды.

Результаты применения «Методики диагностики эмоционального интеллекта» М. А. Манойловой, свидетельствуют о том, что большая часть обследуемых обладают высоким эмоциональным интеллектом (53 %). Высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.

Данные, полученные с использованием методики «Опросник эмоционального интеллекта», Д. В. Люсина, демонстрируют, что высоким внутриличностным эмоциональным интеллектом обладает 54 % респондентов, а средним 47 %, высокий межличностный эмоциональный интеллект имеет 40 %менеджеров; высокий уровень понимания и управления эмоциями 54 % испытуемых.

По результатам методики «Опросник потребности в достижении», Ю. Н. Орлова, мы выявляли, что большинство обследуемых менеджеров обладают высокой потребностью в достижении (57 %). Такие испытуемые характеризуются высоким уровнем потребности личности в достижении цели и успеха, который используется при оценке мотивации к деятельности, работе с продвижением, планировании карьерного роста сотрудника, диагностике качеств, необходимых руководителю, а также при приёме на работу в качестве среднего или старшего руководящего состава. Можно сделать вывод о том, что менеджерский состав в АО «Новая Мода» подобран качественно.

Результаты исследования по методике «Изучение мотивационного профиля личности», Ш. Ричи, П. Мартина, свидетельствуют о том, что среди мотивационных факторов как наиболее значимые выделяют совершенствование и востребованность (33 %). Полученные данные говорят о том, что менеджеры АО «Новая Мода» высоко оценивают свою потребность в росте и развитии как личности, важность самостоятельности и независимости. Менеджеры АО «Новая Мода» испытывают высокую потребность в ощущении востребованности в работе, наполненной смыслом и значением, с элементом общественной полезности.

По методике «Социально-психологические установки личности», О. Ф. Потемкиной, большинство сотрудников имеют ориентацию на результат (57 %), эгоизм (50 %), труд (60 %) и свободу (63 %). Такие сотрудники являются амбициозными и целеустремленными людьми, которые всегда стремятся к достижению поставленных целей и задач. Они готовы работать дополнительные часы, прилагать дополнительные усилия и делать все возможное, чтобы достичь желаемых результатов.

В завершающем этапе эмпирического исследования был осуществлен корреляционный анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта с мотивационно-потребностной сферой личности у менеджеров АО «Новая Мода» с использованием коэффициента корреляции К. Пирсона.

Для определения значимости полученных коэффициентов корреляции были определены критические значения: rкрит = 0,361, при p ≤ 0,05; rкрит = 0,463, при p ≤ 0,01. На основе сравнения полученных значений коэффициента корреляции с критическими значениями были обнаружены значимые взаимосвязи между рассматриваемыми явлениями. Полученные результаты изображены в виде корреляционной плеяды на рис. 1.

Рисунок 1. Корреляционная плеяда значимых связей эмоционального интеллекта с мотивационно-потребностной сферой личности у менеджеров АО «Новая Мода»

Имеются значимые прямые связи между эмоциональным интеллектом по методике М. А. Манойловой и потребностью в достижении по методике Ю. Н. Орлова (p ≤ 0,05); ориентацией на труд (p ≤ 0,01) по методике О.Ф. Потемкиной; мотивационными факторами совершенствование (p ≤ 0,01) и востребованность (p ≤ 0,05) по методике Ш. Ричи, П. Мартина. Эмоциональный интеллект обеспечивает личности стабильную и адекватную самооценку, что в свою очередь ведет к высокой мотивации к достижению цели, такие менеджеры более активны и настойчиво стремятся достичь результата собственным трудом, который в свою очередь интерпретируют как ценность и возможность личностного развития.

Обнаружена значимая обратная связь между эмоциональным интеллектом по методике М. А. Манойловой и мотивационным факторам высокая заработная плата (p ≤ 0,05) по методике Ш. Ричи, П. Мартина. Согласно пирамиде потребностей А. Маслоу, заработная плата обеспечивает потребность в безопасности, что является более низким уровнем развития потребностей, чем потребность в уважении, признании и самовыражении.

Выявлены значимые прямые связи межличностного эмоционального интеллекта по методике Д. В. Люсина с потребностью в достижении по методике Ю. Н. Орлова (p ≤ 0,05), с ориентацией на труд по методике О. Ф. Потемкиной (p ≤ 0,01). Полученный результат обосновывается высоким уровнем межличностной симпатии, одобрительного эмоционального отношения к партнерам по взаимодействию, открытостью во взаимодействии, что выступает фактором интеграции людей и сохранения психологического комфорта в коллективе.

Обнаружены значимые прямые связи внутриличностного эмоционального интеллекта по методике Д. В. Люсина и мотивационными факторами совершенствование (p ≤ 0,01), востребованность (p ≤ 0,05). Лица с высоким внутриличностным эмоциональным интеллектом склонны руководствоваться в жизни своими собственными целями, убеждениями, принципами и установками, как правило такие личности склонны к постоянному развитию.

Также обнаружены опосредованные значимые связи эмоционального интеллекта по методике М. А. Манойловой, межличностного эмоционального интеллекта по методике Д. В. Люсина через ориентацию на труд по методике О. Ф. Потемкиной с другими исследуемыми показателями мотивационно-потребностной сферы.

Эмоциональный интеллект по методике М. А. Манойловой опосредовано через ориентацию на труд положительно коррелирует с ориентацией на свободу (p ≤ 0,01; p ≤ 0,05), ориентацией на результат (p ≤ 0,01; p ≤ 0,01) по методике О. Ф. Потемкиной; мотивационными факторами сложные цели (p ≤ 0,01; p ≤ 0,05), разнообразие (p ≤ 0,01; p ≤ 0,05) по методике Ш. Ричи, П. Мартина; отрицательно коррелирует с мотивационным фактором ясность целей   (p ≤ 0,01; p ≤ 0,05) по методике Ш. Ричи, П. Мартина.

Межличностный эмоциональный интеллект по методике Д. В. Люсина опосредовано через ориентацию на труд положительно коррелирует с ориентацией на свободу (p ≤ 0,01; p ≤ 0,05), ориентацией на результат (p ≤ 0,01; p ≤ 0,01) по методике О. Ф. Потемкиной; мотивационными факторами сложные цели (p ≤ 0,01; p ≤ 0,05), разнообразие  p ≤ 0,01; p ≤ 0,05) по методике Ш. Ричи, П. Мартина; отрицательно коррелирует с мотивационным фактором ясность целей   (p ≤ 0,01; p ≤ 0,05) по методике Ш. Ричи, П. Мартина.

Менеджеры, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы достичь результатов, труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем иные занятия. Ориентация на труд способствует достижению сложных целей, высоких результатов, а также требует разнообразия для более эффективной работы и многовариантности целей. О. Ф. Потемкина в своих исследования отмечает, что очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги».

Таким образом, между эмоциональным интеллектом и мотивационно-потребностной сферой личности у менеджеров имеется взаимосвязь. Чем выше общий эмоциональный интеллект менеджеров, тем выше их потребность в достижении, ориентация на труд, мотивация к совершенствованию и востребованности. Чем выше межличностный эмоциональный интеллект, тем выше их потребность в достижении и ориентация на труд. Чем выше внутриличностный интеллект, тем выше их мотивация к совершенствованию и востребованности. Чем выше ориентация на труд, тем выше ориентация на свободу. Также обнаружены опосредованные значимые связи общего эмоционального интеллекта, межличностного эмоционального интеллекта через ориентацию на труд с ориентацией на свободу: чем выше ориентация на труд, тем выше ориентация на свободу.

Гипотеза исследования о том, что, чем выше эмоциональный интеллект, тем выше потребность достижений, значение мотивационных факторов совершенствования и востребованности, ориентация на труд и свободу нашла свое подтверждение.

 


Список литературы

1. Амонова Е. С., Антонов С. С., Рогов О. О. История исследования поведенческой психологии // Молодой ученый. 2020. № 3. С. 280-284.
2. Бартуль Е. С., Писаревский К. Л. Понятие мотивационно-потребностная сфера личности в психологических исследованиях // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2020. № 10. С. 15-20.
3. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 544 с.
4. Маслоу, А. Психология бытия. – М.: «Рефл-бук», 1997. – 165 с.
5. Пантелеева Т. В. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии // Актуальные вопросы современной психологии: сб. ст. по матер. III Междунар. научн. конф. 20-23 февраля 2015 г. – Челябинск: Актуальные вопросы современной психологии, 2015. – С.19-25.
6. Salovey P., Mayer D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 2015. № 9. Pp. 185-211.

Расскажите о нас своим друзьям: