Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024

УДК 37

Дата публикации 31.03.2024

Взаимодействие школы и вуза в современных условиях

Хайруллина Динара Дилшатовна
кандидат филологических наук, доцент, Набережночелнинский институт (филиал), Казанский Федеральный Униерситет, РФ, г. Набережные Челны, dinara0406@mail.ru

Аннотация: Цель исследования – на основе анализа научной литературы раскрыть сущностные аспекты взаимодействия школы и вуза. В статье дано определение понятию «взаимодействие», описаны основные направления и модели взаимодействия школы и вуза, выявлены положительные результаты данного взаимодействия для вуза, школы и учащихся. По результатам исследования сделан вывод о том, что грамотно выстроенная система сотрудничества между школой и вузом как неразрывная цепочка передачи знаний и формирования будущих специалистов играет важную роль в развитии качественного образования. Работа может представлять интерес для широкого круга людей, кто интересуется данной проблематикой, в том числе школьников, учителей и руководителей школ, преподавателей вузов, студентов, аспирантов и т.д.
Ключевые слова: взаимодействие, школа, вуз, образование, модель.

Interaction between school and university under modern conditions

Khairullina Dinara Dilshatovna
Cand. Sci. (Philology), associate professor, Naberezhnye Chelny Institute (Branch), Kazan Federal University, Russia, Naberezhnye Chelny

Abstract: The purpose of the study is to reveal the essential aspects of interaction between school and university based on the analysis of scientific literature. The article defines the term “interaction”, describes the main directions and models of interaction between school and university, and identifies the positive results of this interaction for the university, school and students. Based on the results of the study, it was concluded that a well-structured system of cooperation between school and university, as an unbroken chain of knowledge transfer and formation of future specialists, plays an important role in the development of quality education. The paper may be of interest to a wide range of readers interested in this issue, including schoolchildren, teachers and school administrators, university teachers, students, postgraduates, etc.
Keywords: interaction, school, university, education, model.

Правильная ссылка на статью
Хайруллина Д.Д. Взаимодействие школы и вуза в современных условиях // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vzaimodejstvie-shkoly-i-vuza-v-sovremennykh-usloviyakh.html (Дата обращения: 31.03.2024)

Взаимодействие двух социальных институтов – школы и вуза – играет важную роль в развитии качественного образования, способствует гармоничному переходу выпускников школы в высшее звено обучения, а также обеспечивает непрерывность образовательного процесса.

Вопрос сотрудничества между этими двумя учреждениями имеет давние корни, но современный этап развития общества накладывает новые требования на российскую систему образования, связанные с переходом к информационному обществу, технологическим прогрессом, конкуренцией на рынке труда, изменениями в геополитической обстановке, социально-экономическими факторами и др. Улучшение качества образования и его доступность, формирование нравственной культуры, профессиональное развитие, стремление к социальной мобильности, а также стимулирование творческого и критического мышления – все эти аспекты становятся ключевыми для современного общества.

В настоящее время в области гуманитарных наук существуют разнообразные определения категории «взаимодействие», что обусловлено сложностью его структуры и невозможностью уместить всю его многогранность в одном определении. Изучение понятия «взаимодействие» позволяет рассматривать взаимодействие между школами и вузами как «социальное взаимодействие, в котором управленческие кадры различных звеньев образовательной системы, администрация образовательных учреждений, научные работники, преподаватели и учителя выступают как опосредованные субъекты отношений» [1, c. 126].

Чтобы вступить во взаимодействие, с точки зрения Е.В. Коротаевой, «необходимо как минимум иметь цель, осознавать взаимообусловленность совместной деятельности, планировать достижение предполагаемого результата и т.д.»  [2, c. 126]. Очевидно, что каждая из сторон имеет свои собственные цели, но при этом существует и общая цель сотрудничества между школой и вузом – это объединение усилий в подготовке компетентных, высокомотивированных абитуриентов, поиск одаренных детей, развитие их деловых и личностных качеств, удовлетворение их потребностей в выборе своего профессионального пути.

Согласно Г.К. Девлет-Гельды [3], основными направлениями взаимодействия школ и вузов являются:

1. учебно-методическая деятельность:

  • повышение профессионального мастерства (инновационной активности) учителей школ на базе вузов;
  • осуществление экспертной оценки преподавателями вузов учебно-методических работ, подготовленных учителями школ;
  • совместное издание учебных пособий преподавателями вузов и учителями школ и их апробация;
  • организация вузом спецкурсов для подготовки школьников к ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам;
  • разработка и апробация элективных курсов для профильных классов;
  • привлечение ведущих специалистов вузов в составлении и проведении контрольно-измерительных работ в школе;

2. научно-методическая работа:

  • методическая помощь учителям школ при разработке и внедрении образовательных программ по профильным дисциплинам;
  • проведение предметных олимпиад для учащихся школ на базе вузов;
  • разработка тематики проектных работ, соответствующих направлениям образовательных программ вузов;
  • совместные научные исследования и проекты между школой и вузом;
  • консультация и руководство проектно-исследовательской деятельностью учащихся «настоящими» научными сотрудниками;
  • организация вузом научно-практических конференций для школьников с последующим изданием сборника научных статей;
  • проведение круглых столов, научно-методических семинаров, вебинаров, тренингов, мастер классов для учителей, направленных на обмен опытом и знаниями между школой и вузом по вопросам преподавания профильных предметов и организации проектной работы;

3. преподавательская деятельность:

  • участие высококвалифицированных кадров вузов в процессе обучения школьников (открытые лекции, очно-заочные школы и др.);
  • приглашение студентов-менторов для ведения школьных научных кружков и др.

4. информационно-профориентационная работа:

  • консультации для родителей школьников по вопросам довузовской и профориентационной работы;
  • консультации для школьников по выбору направления обучения и специальности;
  • знакомство с кафедрами и факультетами университетов на родительских собраниях и классных часах с использованием видеороликов и буклетов об основных направлениях деятельности вузов;
  • диагностика профессиональной направленности и профессиональных ориентаций обучающихся школы;
  • встречи школьников с представителями вузов в рамках масштабных мероприятий вузов (день открытых дверей, профессиональные пробы, фестиваль профессий, день российской науки, ярмарка вакансий и др.);
  • научно-ознакомительные стажировки и экскурсии для школьников в вузы, на производственные площадки и др.

Большинство перечисленных мероприятий доступны участникам бесплатно. Возможность организации некоторых из них в онлайн формате позволяет привлекать школьников из других регионов.

Модели сотрудничества между школами и вузами могут быть самыми разнообразными и включать в себя различные формы взаимодействия. А.В. Лученков и Н.Ф. Логинов выделяют следующие модели взаимодействия школы и вуза, центральным элементом которых выступает школа [4]:

1. «Школа – центр»: абсолютно самостоятельный субъект, действующий по своей собственной программе, имеющий стабильный спрос на предложения вуза и определяющий свою уникальную стратегию взаимодействия.  Такие учебные заведения устанавливают партнерские отношения с несколькими вузами, включая те, что находятся в других регионах. С некоторыми вузами устанавливается двустороннее, взаимовыгодное взаимодействие, с другими – однонаправленное сотрудничество: периодическое предоставление каких-либо услуг со стороны вуза. Как отмечают ученые, «способность школы выстроить собственную программу профориентационной деятельности, при этом не с одним, а с несколькими вузами, показатель ее зрелости» и привлекательности для родителей и партнеров [4]. 

2. «Школа – партнер»: вступает в равноправное партнерство с конкретным вузом, который активно участвует в реализации образовательной программы. Такие школы обычно ясно определяют как свои собственные, так и совместные с вузом цели и задачи, и партнерство может проявляться через разнообразные формы совместной работы.

3. «Школа – младший брат»: видит в вузе платформу для своего развития, однако сталкивается с отсутствием собственной образовательной стратегии. Документ – образовательная программа в школе имеется, но настоящей программой действий не является. В таком, случае возникает образ «старшего брата» в лице вуза [4; 5]. Внешне все может выглядеть как партнерство: наличие договора о сотрудничестве, общего плана работы, совместно проводимых мероприятий и др. Однако, согласно данной модели, ответственность за результат часто несет вуз.  Это может впоследствии привести к обвинениям со стороны школы в неэффективности взаимодействия, несмотря на выполнение всех пунктов плана [5].

Важно, чтобы сотрудничество между школой и вузом было взаимовыгодным для всех сторон.  Основными плюсами данного взаимодействия для вуза являются:

  • обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательной деятельности: не потерять «связь» со школой, не «оторваться далеко», чтобы первокурсники, начинающие свой путь в высшем учебном заведении, не ощущали пропасть в знаниях и могли легко продолжить обучение;
  • формирование контингента будущих абитуриентов и их знакомство с обучением на уровне высшего образования;
  • укрепление тесных связей в учительской / директорской среде: любая деятельность вуза в школе и для школьников играет важную роль в формировании положительного имиджа, помогая будущим выпускникам принять осознанное решение в пользу конкретного вуза [6, с. 62; 7];
  • завоевание доверия школьников в процессе образовательного процесса и через вовлечение в профориентационные мероприятия и др. [7];
  • проведение научных исследований в области образования.

Для школы сотрудничество с вузом также приносит ряд позитивных результатов:

  • использование кадрового потенциала вуза для качественной подготовки школьников к будущей учебе: получение дополнительных образовательных услуг, углубленное изучение отдельных дисциплин, исследовательская и проектная деятельность с участием преподавателей вуза и др. [7];
  • применение материально-технического потенциала вуза: посещение учебных корпусов, проведение занятий в аудиториях вуза, открытый доступ к современным учебно-лабораторным базам, технопаркам, музеям, научным библиотекам вуза;
  • ранняя профориентация: предоставление четких и доступных информационных ресурсов помогает школьникам старших классов определить свои профессиональные предпочтения и цели;
  • индивидуализация процесса обучения, организация системы наставничества: каждый способный ученик находится под шефством определенного факультета или кафедры вуза, курирующих его до поступления в вуз;
  • повышение квалификации педагогических работников и руководителей общеобразовательных организаций, взаимообмен практиками эффективного обучения, внедрение в образовательный процесс школы передовых методов обучения и педагогических технологий, основанных на академическом опыте вузов;
  • рост показателей качества обучения выпускников (результаты сдачи ЕГЭ, наличие призеров и победителей олимпиад высокого уровня, количество выпускников, поступивших на бюджет в ведущие вузы страны и др.);
  • повышение престижа школы, ее привлекательности для партнеров, родителей и учащихся как учреждения, специализирующегося на подготовке квалифицированных специалистов [8, с. 114].

Грамотно выстроенная система сотрудничества вуза и школы также выгодна и для школьников. Она способствует:

  • формированию индивидуальной образовательной программы старшеклассника и качественной подготовке к высшему образованию [9, с. 111];
  • повышению мотивации учащихся;
  • мягкой адаптации учащихся к условиям высшего образования;
  • развитию научно-исследовательских навыков, профессиональной ориентации и формированию творческой и профессионально ориентированной личности у современных учащихся;
  • осознанному выбору профиля обучения в вузе, получению качественного высшего образования, повышению востребованности и конкурентоспособности на рынке труда.

Таким образом, одной из актуальных задач, стоящих перед образовательной сферой сегодня, является создание эффективной системы взаимодействия между школами и вузами как неразрывной цепочки передачи знаний и формирования будущего успешного профессионала. Для успешной реализации такого взаимодействия необходимо опираться на ключевые принципы сотрудничества: непрерывность образовательного процесса, интеграция деятельности школ и вузов, повышение профессионального уровня педагогов школы, индивидуальный подход к обучающимся и создание условий для их профессионального роста.


Список литературы

1. Склярова И.В. Принципы взаимодействия школы и вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2014. – №4 (18). – С. 124-130.
2. Коротаева Е.В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии: учебное пособие для вузов. 2-е изд, пер и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 181 с.
3. Девлет-Гельды Г.К. Социальное партнерство школы и вуза. Гуманитарный вестник, 2015. – Вып. 6. – URL: http://hmbul.ru/articles/256/256.pdf
4. Лученков А.В., Логинова Н.Ф. Модели взаимодействия школы и вуза // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2014. – № 12. – С. 89.
5. Резник С.Д., Костромина Т.Д., Чемезов И.С. Взаимодействие вузов со школами при подготовке школьников к обучению в университете: опыт регионального вуза // Друкеровский вестник. – 2022. – № 1. – С. 109-124.
6. Бабак М.И. Сотрудничество школы и вуза // Педагогические исследования: сотрудничество школы и вуза: сборник научно-методических трудов преподавателей школ и вузов / науч. ред. М.В. Булыгина, техн. ред. М.В. Копырина; под общ. ред. Т.Н. Карасевой. – Вып. 12. – М.: ИУУ МГОУ, 2020. – С. 62-64.
7. Игнатьев В.П., Дарамаева А.А. Три функции взаимодействия вуза и школы // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30578
8. Краилина С. Школа – вуз: Опыт сотрудничества // Высшее образование в России. – 2002. – № 5. – С. 114-115.
9. Логинова Н.Ф., Лученков А.В. Проблема формирования образа будущего у старшеклассников: основания осознанного выбора // Профильное образование и специализированное обучение: эффективные практики в условиях трансформации образовательного пространства: сб. материалов Всеросс. научн.-метод. конф. / отв. ред. В. В. Петров; СУНЦ НГУ. – Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2021. – С. 110-112.

Расскажите о нас своим друзьям: