Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024

УДК 376.1

Дата публикации 31.03.2024

Исследование психологических факторов толерантности младших школьников к лицам с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии

Балашова Ирина Ахатовна
студент магистратуры 2 курса, Института педагогики и психологии, Оренбургский государственный педагогический университет balashova2203@gmail.com

Аннотация: В данной статье проводится анализ проблемы толерантности к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди младших школьников. Основная цель исследования заключается в проведении эмпирического анализа и разработке рекомендаций по повышению толерантности младших школьников к лицам с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии. Методология исследования включает в себя анализ эмпирических данных, использование анкетирования, проведение опросов и наблюдений. На основе собранных диагностических материалов проводится оценка уровня сформированности толерантного отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. В заключении, предлагаются практические рекомендации, разработанные по блочной системе, включающие консультационный, психопросветительский и коррекционно-развивающий подходы.
Ключевые слова: толерантность, лица с ограниченными возможностями здоровья, условия образовательной инклюзии, младшие школьники, психологические факторы.

The study of psychological factors of tolerance of primary school children to persons with disabilities in the context of educational inclusion

Balashova Irina Askhatovna
2nd year master's student of Institute of Pedagogy and Psychology Orenburg State Pedagogical University

Abstract: This article analyzes the problem of tolerance to people with disabilities among younger schoolchildren. The main purpose of the study is to conduct an empirical analysis and develop recommendations for improving the tolerance of younger schoolchildren to people with disabilities in the context of educational inclusion. The research methodology includes the analysis of empirical data, the use of questionnaires, surveys and observations. Based on the collected diagnostic materials, the assessment of the level of formation of a tolerant attitude of younger schoolchildren to their peers with disabilities is carried out. In conclusion, practical recommendations developed according to the block system are proposed, including counseling, psychosocial and correctional-developmental approaches.
Keywords: tolerance, people with disabilities, conditions of educational inclusion, primary school students, psychological factors.

Правильная ссылка на статью
Балашова И.А. Исследование психологических факторов толерантности младших школьников к лицам с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной инклюзии // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/issledovanie-psikhologicheskikh-faktorov-tolerantnosti-mladshikh-shkolnikov-k-litsam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyakh-obrazovatelnoj-inklyuzii.html (Дата обращения: 31.03.2024)

В современном обществе наблюдается тенденция к признанию прав и свобод личности, что повлекло за собой переосмысление отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Включение лиц с ОВЗ в общественную жизнь требует активной работы по преодолению барьеров, препятствующих их полноценному существованию в обществе.

В России насчитывается более 2 миллионов детей с ОВЗ, что подчеркивает актуальность исследования толерантности к ним в образовательной среде [5].

Основная задача в этом направлении сформулирована премьер-министром Д.А. Медведевым: «Мы просто обязаны, создать нормальную систему образования для детей с ОВЗ, чтобы они смогли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества» [5, С. 395].

Научный деятель И.Н. Тимошков, считает, что формирование толерантности является важной частью школьного образования, цели которого направлены на воспитание граждан России, подготовку учащихся к активному участию в формировании и развитии гражданского общества в своей стране [6].

Толерантность определяется как терпимое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям и привычкам. Толерантность - это основа для гармоничного существования людей из разных культур, религий и социальных групп и является основой для построения более гуманного и развитого общества [3].

В нашем исследовании, было важно понять, как понятие «толерантность» рассматривается в психологии, философии, образовательной инклюзии, с нормативно-правовой позиции. Все подходы к определению толерантности взаимосвязаны, мы представили их на рисунке 1.

Рисунок 1 Подходы к определению понятия «толерантность»

 

А.Г. Асмолов [1], отмечает, что период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для обогащения знаниями о лицах с ОВЗ, о том, как эффективно выстраивать отношения, быть толерантными по отношению друг к другу.

Однако, несмотря на усилия общества по обеспечению равных прав и возможностей для всех, существует ряд психологических факторов, влияющих на восприятие и взаимодействие младших школьников к лицам с ОВЗ.

Отметим основные психологические факторы, которые могут влиять на толерантность младших школьников к лицам с ОВЗ:

– Низкая информированность младших школьников о лицах с ОВЗ.

– Отсутствие опыта общения с ними.

– Характерные для лиц с ОВЗ трудности межличностных отношений.

Для более детального изучения данного вопроса нами было проведено эмпирическое исследование.

Цель исследования – эмпирически исследовать факторы влияющие на толерантность младших школьников к лицам с ОВЗ в условиях образовательной инклюзии.

Эмпирические гипотезы исследования:

1. В условиях инклюзивного образования снижены факторы влияющие на формирование толерантности младших школьников к лицам с ОВЗ, что проявляется в недостаточном уровне ценностных ориентаций, эмоциональной устойчивости, коммуникативной компетентности, эмпатии, ассертивности в условиях образовательной инклюзии.

2. Психолого-педагогический аспект толерантности является фактором гармоничного развития личности и определяется ценностным потенциалом, раскрытие которого содействует преодолению интолерантных проявлений в педагогическом общении, обеспечению гуманного и толерантного отношения к лицам с ОВЗ в условиях образовательной инклюзии.

В диагностическом исследовании принимали участие младшие школьники 3 «А» и 3 «Б» классах с нормативным развитием, в количестве 48 человек.

Использовались следующие методики: «Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» Я.А. Батрак [2]; «Диагностика коммуникативного контроля», М. Шнайдера [7], «Психологический климат классного коллектива» В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриевой [4], подробнее в схеме диагностического аппарата (табл. 1).

Таблица 1 – Схема диагностического аппарата

Методика (название, автор)

Диагностируемые переменные

Показатели измерения

Параметры

1. «Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников».

Автор: Я.А. Батрак.

Исследование толерантности и ее компонентов:

ценностные ориентации, эмоциональная устойчивость, коммуникативная компетентность, эмпатия, ассертивность.

Количественный и качественный анализ.

Уровни:

Высокий, Достаточный Средний, Недостаточный Низкий.

2.«Диагностика коммуникативного контроля».

Автор: М. Шнайдер.

Диагностика коммуникативного контроля.

Количественный и качественный анализ.

Уровни:

Высокий, Средний, Низкий.

3. «Психологический климат классного коллектива».

В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева.

Диагностика психологического климата в классе.

Количественный и качественный анализ.

Уровни:

Высокий, Средний, Низкий.

 

На основе проведенного эмпирического исследования в МАОУ «Александровская СОШ имени В.Д. Рощепкина» Александровского района Оренбургской области были получены следующие результаты:

Анализ самооценки навыков толерантного поведения по методике Я.А. Батрак установил, что испытуемые обладают низкими показателями толерантности и ее компонентов (ценностные ориентации, эмоциональная устойчивость, коммуникативная компетентность, эмпатия, ассертивность).

У младших школьников существенно не выражены компоненты эмоциональной устойчивости – что затрудняет коммуникацию с детьми с ОВЗ. Ценностные ориентации к сверстникам, к дружбе с другими детьми не сформированы: для них не существует границ «добра», «зла», понимания значения «любви к ближним» и других человеческих ценностей. В ходе анкетирования выявлено, что у младших школьников не сформировано осознание понятия толерантности, отсутствует потребность в реализации толерантного отношения к окружающим, в поведении дети демонстрируют интолерантные мотивы и поступки, собственные поведение оценивается ими как интолерантное.

Рассмотрим диаграмму средних значений самооценки толерантности и ее компонентов у младших школьников по результатам методики Я.А. Батрак (рис. 2).

Рисунок 2 Особенности самооценки толерантности младших школьников (средние значения)

На наш взгляд, ведущим показателем толерантности у младших школьников, является коммуникативный контроль, так как зачастую отношение младших школьников к детям с ОВЗ может быть еще не сформировано, но первичное впечатление дети уже могут высказывать в речи. Однако младшие школьники не задумываются о том, что ребенка с ОВЗ мнение или вопросы о его особенностях, могут задеть или обидеть. Именно уровень коммуникативного контроля: способность сдерживать эмоциональные порывы в речи, тактичность, являются показателями толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях образовательной инклюзии.

По методике М. Шнайдера, мы диагностировали данный компонент (рис. 3).

Большинство испытуемых (3,6) обладают низким коммуникативным контролем, то есть они не отслеживают реакции собеседников, импульсивны в общении и излишне прямолинейны. Таким детям сложно контролировать себя в общении, дифференцировать реакции собеседника и реагировать соответственно ситуации. Их коммуникация импульсивна, излишне эмоциональна. Особенности такой коммуникации неэффективны, и не выражают толерантного отношения в рамках коммуникации, которое в первую очередь характеризуется настроенностью, способностью к открытому взаимодействию, активным включением в коммуникацию.

То насколько дети готовы, толерантно относится друг к другу, отражает психологический климат в классе, для этого нами будут изучены особенности данного компонента, с помощью методики «Психологический климат классного коллектива» В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриева».

Результаты средних значений по методикам «Коммуникативного контроля» М. Шнайдера и методике «Психологический климат классного коллектива» В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриева представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 Особенности коммуникативного контроля и психологического климата в классе, младших школьников (средние значения)

Итак, респондентов не беспокоят успехи друг друга в учебе, обучающиеся в классе не оказывают друг другу помощь в обучении. Также в ответах детей выявлено, что у школьников отсутствует интерес к обучению в классе, влияние на снижение интереса к обучению в школе, оказывают особенности отношений со сверстниками с ОВЗ и низкий уровень психологического климата в классе.

Анализ результатов позволил нам выявить личностные черты, способствующие и препятствующие толерантности в общении. Так, личностные ресурсы толерантного взаимодействия составляют эмоциональная стабильность и уверенность в себе, доверие к людям, стремление к новому, общительность, смелость в социальных контактах, отсутствие стремления управлять собеседником. Низкая толерантность в общении связана с тревожностью, фрустрированностью и напряженностью, подозрительностью, консерватизмом, авторитарностью, замкнутостью, осторожностью и сдержанностью в общении. Все это негативно сказывается на психологическом климате в классе, дети не способны вступать в открытое взаимодействие друг с другом и принимать друг друга, то есть они не способны к толерантному отношению к себе, и соответственно другим сверстникам.

Таким образом, изучив с помощью диагностического материала уровень сформированности толерантного отношения младших школьников к сверстникам с ОВЗ, мы можем сделать следующие выводы:

1. Младшие школьники, затрудняются в оценке своего поведения с точки зрения толерантности школьников к лицам с ОВЗ.

2. Отсутствуют, навыки толерантного поведения, чаще всего это проявляется в общении со сверстниками с ОВЗ.

3. Наблюдается не высокий уровень коммуникативного контроля, младшие школьники не всегда могут контролировать свои реакции, у них часто возникают трудности в общении. Непонимание часто является причиной, по которой младшие школьники не желаю вступать в контакт с детьми с ОВЗ.

4. Присутствуют компоненты выраженной эмоциональной неустойчивости - это затрудняет коммуникацию младших школьников.

Итак, полученные данные указывают на то, что для современной школы в условиях инклюзивного образования проблема формирования толерантного отношения младших школьников к лицам с ОВЗ является актуальной.

На основании данных, полученных в ходе теоретического анализа и экспериментального исследования, нами были разработаны практические рекомендации по повышению толерантности младших школьников к лицам с ОВЗ в условиях образовательной инклюзии (табл. 2).

 

Таблица 2 – Рекомендации по повышению толерантности к лицам с ОВЗ

Блок

Задачи

Рекомендация

Консультационный

- Подготовка и проведение информационных встреч;

- Предоставление родителям и учащимся доступной информации о лицах с ОВЗ

Организовать встречи для родителей и учащихся с представителями организаций, работающими с лицами с ОВЗ.

Организация и проведение лекций и мероприятий.

-Провести обучающие мероприятия и лекции о том, как вести себя в отношении людей с ОВЗ.

-Обучение учащихся особенностям взаимодействия с детьми с ОВЗ и создание психологически безопасной среды.

Психопросветительский

Разработка и адаптация учебных материалов.

Включить уроки толерантности в учебные программы. Организация дополнительных занятий и мероприятий, направленных на развитие эмпатии и ассертивности учащихся

Создание условий для взаимодействия и сотрудничества между детьми.

-Организовать мероприятия, способствующие взаимодействию и пониманию между детьми с различными ограничениями.

-Обеспечение достаточной информированности младших школьников о лицах с ОВЗ, об ограничениях их в жизни и деятельности, о трудностях, с которыми они сталкиваются.

Коррекционно-развивающий

Проведение обучающих тренингов бесед, акций.

-Проведение тренингов по коммуникативным навыкам и взаимодействию с детьми с ОВЗ; бесед с использованием моделирования бытовых, учебных, социальных воспитывающих ситуаций, включать детей в различные ролевые игры, обсуждения и аргументирования их адекватных поступков.

-Организация досугово-развлекательных акций в школе, в социуме, где дети с ОВЗ могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение

Обеспечение доступности образовательной среды для всех учеников.

Создание инклюзивных образовательных сред и доступных учебных материалов для детей с ОВЗ.

Представленные практические рекомендации разделены на блоки и задачи, что позволяет структурировать процесс коррекции и обеспечить системный и комплексный подход в повышении толерантности младших школьников к лицам с ОВЗ.

Таким образом, анализ полученных эмпирических данных подтвердил исходную гипотезу о низком уровне развития у младших школьников ценностных ориентаций, эмоциональной устойчивости, коммуникативной компетентности, эмпатии и ассертивности в отношении лиц с ОВЗ. Внедрение предложенных в рамках исследования рекомендаций позволит создать более поддерживающую и толерантную образовательную среду для всех учащихся. Это, в свою очередь, содействует успешной реализации концепции образовательной инклюзии.

 

 


Список литературы

1. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа / А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. – М.: Смысл. – 1998.
2. Батрак, А.Я. Развитие толерантности младших школьников / А. Я. Батрак. – Братск: Гимнц, 2010. – 97 с.
3. Изосимова, Д.В. Формирование толерантности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Д.В. Изосимова, И.В. Дуда // Молодой ученый. – 2019. – № 38(276). – С. 156-159.
4. Коныгина, И. А. Психологический климат классного коллектива (методическая разработка в помощь школьному психологу) / И. А. Коныгина, М.А. Абрамова // Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях, Тамбов, 30 сентября 2014 года. Том Часть 1. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – С. 58-61.
5. Петров, С.С. Современный этап развития инклюзивного образования в России / С.С. Петров, Н.С. Чикинев // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и их наставников, Тверь, 25–26 апреля 2023 года / Под редакцией И.А. Бариляк., Е.С. Ребриловой, П.А. Ярилиной. – Тверь: Тверской государственный университет, 2023. – С. 394-397.
6. Тимошков, И.Н. Проблема формирования межэтнической толерантности у школьников в процессе обучения истории /И.Н. Тимошков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – №. 6-1. – С. 197-200.
7. Фетискин, Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Эксмо, – 2002. – С. 120-121.

Расскажите о нас своим друзьям: