Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024
УДК 37
Дата публикации 31.03.2024
Методологическая обусловленность обучения иностранному языку в профессиональной сфере
Галушкин Алексей Валерьевич
кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка ИОН РАНХиГС, РФ, г. Москва, nauka2024@internet.ru
Аннотация: Статья посвящена особенностям иностранного языка в профессиональной деятельности, которые выступают в качестве факторов, обуславливающих методологическое обоснование самого процесса обучения. Говоря о важности выбора методических приемов в процессе обучения, автор описывает специфику преподаваемой дисциплины, указывает на такие особенности, как специальная лексика, особая коммуникативная направленность предмета и возможность использования современных образовательных технологий. Особое внимание уделено мотивации обучающихся, которая, по мнению автора, не только является движущей силой образовательной деятельности, но и выступает в качестве фактора для выбора методов обучения.
Ключевые слова: профессиональная коммуникация, специальная лексика, коммуникативная направленность, мотивация обучения
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of English and ION RANEPA, Russian Federation, Moscow
Abstract: The article is devoted to the peculiarities of a foreign language in professional activity, which act as factors determining the methodological justification of the learning process itself. Speaking about the importance of choosing methodological techniques in the learning process, the author describes the specifics of the discipline taught, points out such features as special vocabulary, a special communicative orientation of the subject and the possibility of using modern educational technologies. Special attention is paid to the motivation of students, which, according to the author, is not only the driving force of educational activity, but also acts as a factor for choosing teaching methods.
Keywords: professional communication, special vocabulary, communicative orientation, learning motivation
Галушкин А.В., Методологическая обусловленность обучения иностранному языку в профессиональной сфере // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metodologicheskaya-obuslovlennost-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-professionalnoj-sfere.html (Дата обращения: 31.03.2024)
В современных условиях знание иностранных языков стало важным конкурентным преимуществом в профессиональной сфере. Бонусы владения иностранным языком в профессиональной сфере огромны. Специалисты, которые владеют профессиональным иностранным языком, имеют более широкий кругозор в области своей деятельности, быстрее адаптируются к изменениям в мировой экономике и политике, обладают способностью эффективно коммуницировать с коллегами из других стран и культур [6]. Владение иностранным языком в профессиональной деятельности предоставляет специалисту широкие возможности и для карьерного роста. При наборе сотрудников, компании значительно выше ценят тех специалистов, которые способны общаться на иностранных языках в своей профессиональной сфере, так как это дает возможность расширить географию бизнеса, привлечь новых клиентов и партнеров, улучшить репутацию и укрепить позиции на международном рынке.
Сложившаяся ситуация указывает на необходимость поиска и внедрения современных подходов к обучению иностранного языка с учетом специфики профессиональных требований обучающихся. Развитие образовательных технологий, применение инновационных методик, адаптация курсов к потребностям рынка труда – все это, по нашему мнению, является важными составляющими процесса формирования эффективной среды обучения иностранному языку для специальных целей, факторами, обуславливающими выбор методов обучения.
Учитывая значимость и своеобразие преподаваемой дисциплины, процесс обучения иностранному языку для профессиональных целей, несомненно, обладает спецификой, отличающей его от преподавания общего иностранного языка. В данной статье мы рассмотрим основные особенности профессионального иностранного языка, которые, по нашему мнению, непосредственно влияют на выбор методов обучения для достижения максимального результата и дадим некоторые примеры применения таких методик.
Прежде всего, необходимо сказать о такой ключевой особенности, которая отличает преподавание иностранного языка в профессиональной сфере, как обучение специализированной лексике и терминологии, которая имеет прямое отношение к профессиональной деятельности обучающихся и на что указывают некоторые исследователи [3]. Это обусловлено тем, что основной акцент в обучении ставится на коммуникативные умения, которые необходимы для эффективного взаимодействия именно в профессиональной среде. Специальная лексика, включающая в себя термины и фразеологию, характерную для определенных отраслей и профессий, а также устойчивые, функциональные лексические конструкции, связанные с конкретными ситуациями, задачами и профессиональными процессами является, по нашему мнению, основной характерной особенностью, отличающую иностранный язык в профессиональной деятельности от иностранного языка общего назначения. Для эффективного усвоения специальной лексики необходимо ее контекстуализация и практическое применение [5]. При этом, обучение специальной лексике должно активизироваться в выработке таких навыков, как умение вести деловую переписку, проводить презентации, участвовать в переговорах и деловых встречах на иностранном языке.
Говоря о такой особенности обучения иностранному языку в профессиональной сфере, как обучение специальной лексике, нельзя не сказать о методах, которые используются в данном процессе. Одной из основных методик, о которой говорят исследователи [2], является использование так называемых кейс-методов. Эта методика позволяет обучающимся не только освоить языковой материал, но и применить его на практике в профессиональных, максимально приближенных к реальным ситуациях. Являясь интерактивной формой обучения, при которой обучающимся предлагается анализ реальных сценариев или кейсов, возникающих в их профессиональной деятельности, эта методика позволяет совместить обучение языку с практическим применением его в профессиональной среде [7]. Данная методика не только позволяет обучающимся применять изучаемый языковой материал на практике, анализируя и решая реальные профессиональные ситуации на иностранном языке, но и улучшает понимание языка, его применение в реальных условиях и развивает практические навыки общения [1]. Обучающимся предлагается симулировать деловые ситуации, проводить переговоры, решать конфликты, выстраивать стратегии дальнейшей работы.
Следующей особенностью обучения иностранному языку в профессиональной сфере, по нашему мнению, является необходимость использования такого метода, как ролевые игры на профессиональные темы, о чем говорят многие исследователи [4; 10] и который мы часто применяем на практике. Выбор метода обуславливается, по нашему мнению, тем, что он является одним из наиболее эффективных и интересных подходов в обучении в том случае, когда необходимо воспроизвести определённые профессиональные ситуации.
Своеобразие этого метода в применении к обучению профессионального иностранного языка заключается в том, что он позволяет обучающимся погрузиться в реалии своей будущей профессии, применять получаемые языковые навыки на практике, а также улучшать коммуникативные способности и, параллельно, развивать профессиональные навыки [8]. Такие возможности ролевых игр, как имитация реальных ситуаций, при которых моделируются реальные профессиональные сценарии, и в которых обучающиеся должны вести себя так же, как в реальной жизни, сотрудничество и коллективная работа над поставленной задачей, при которых ролевые игры способствуют формированию навыков решения групповых задач и принятия консенсусных решений при работе в команде, а также формирование профессиональной самоуверенности, которая позволяет обучающимся преодолевать языковые барьеры, выступать на публике, убеждать и аргументировать свои точки зрения, несомненно вносят свой вклад в формирование устойчивых навыков коммуникации на профессиональные темы.
Следующим важным фактором, обуславливающим методику обучения иностранному языку в профессиональной деятельности, по нашему мнению, является наличие возможности использования современных технологий. Профессионалы из разных областей, имея доступ к офисному оборудованию и компьютерам, получают практически неограниченную возможность использования современных технологий в обучении.
Наиболее популярными способами обучения иностранным языкам с использованием современных технологий, на сегодняшний день, являются онлайн-курсы, образовательные платформы, а также компьютерные обучающие программы. Существует множество платформ, таких как Duolingo, Babbel, Rosetta Stone и др., которые предлагают интерактивные уроки, тесты, игры и другие обучающие материалы для изучения иностранных языков. Например, существуют обучающие платформы, которые специализируются на деловом английском, медицинском немецком и т.д., что позволяет специалистам из различных отраслей улучшить свои знания и навыки в области языка, необходимые для успешной работы.
Современные технологии также позволяют проводить онлайн-конференции, вебинары и видеоуроки, что делает обучение иностранным языкам более интерактивным и привлекательным. Благодаря возможности общаться с носителями языка через видеосвязь, обучающиеся могут улучшать свои навыки разговорной речи и практиковать язык в реальном времени.
И последней особенностью в нашем сегодняшнем исследовании, но далеко не последней по значимости, является мотивация в обучении иностранному языку в профессиональной сфере. Этот фактор оказывает значительное влияние на уровень заинтересованности, усердия и результативности обучающихся в освоении иностранного языка профессиональной сфере.
Представляя собой совокупность внутренних и внешних факторов, которые стимулируют обучающихся к выполнению учебных задач, мотивация может быть различной по своей природе: внутренней (основанной на личных целях, убеждениях, интересах) и внешней (вытекающей из внешних стимулов, таких как поощрения, оценки, признание коллег и начальства). В контексте профессионального обучения иностранному языку мотивация может быть обусловлена стремлением к карьерному росту, улучшению коммуникативных навыков и необходимостью профессионального общения, расширением возможностей для карьеры на международном уровне и другими факторами, связанными с профессиональной деятельностью обучающихся [9].
Мотивация, по нашему мнению, особенно важна при обучении иностранному языку в профессиональной деятельности потому, что она в значительной мере обуславливает весь процесс обучения. Именно поэтому понимание значимости факторов, влияющих на мотивацию студентов, и практические способы стимулирования мотивации позволяют эффективно организовать методику учебного процесса, повысить результативность обучения и успешно достигать поставленные обучающимися цели в области профессионального обучения иностранному языку. Поэтому мотивация в обучении иностранному языку в профессиональной сфере является важным фактором, который способствует не только освоению языковых навыков, но и успешной карьере и профессиональному росту студентов в мировой бизнес-среде.
В заключение хотелось бы отметить, что обучение иностранному языку в профессиональной сфере – это не только методические приемы, направленные на усвоение грамматики и лексики, но и корректно выстроенная организация процесса в целом, формирование навыков профессиональной коммуникации, критического мышления, межкультурного взаимодействия и профессиональной компетентности через средства иностранного языка. Только учет специфики профессиональной среды, стимулирование повышения мотивации у обучающихся и использование современных методов и подходов к обучению, а также инновационных технологий, поддерживающих этот процесс, позволят достичь высоких результатов в обучении иностранному языку в профессиональной среде.
Список литературы
1. Лукашенко Е. С. Практика организации профессионально ориентированного обучения английскому языку // Концепт. 2023. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-organizatsii-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 26.03.2024).
2. Внукова Н. В. Некоторые аспекты обучения профессиональной лексике на занятиях по иностранному языку в техническом ВУЗе // Достижения науки и образования. 2018. №12 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-obucheniya-professionalnoy-leksike-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-v-tehnicheskom-vuze (дата обращения: 29.03.2024).
3. Козик П.Я., Павлович Т.С. Обучение лексике в рамках курса «Иностранный язык (профессиональная лексика)» // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-leksike-v-ramkah-kursa-inostrannyy-yazyk-professionalnaya-leksika (дата обращения: 23.03.2024).
4. Боброва Е. А. О профессионально-экономическом потенциале использования кейсовой методики на уроке иностранного языка в экономическом вузе // Baikal Research Journal. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-professionalno-ekonomicheskom-potentsiale-ispolzovaniya-keysovoy-metodiki-na-uroke-inostrannogo-yazyka-v-ekonomicheskom-vuze (дата обращения: 29.03.2024).
5. Молчанова Т. Ю. Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации / Т. Ю. Молчанова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 40 (278). – С. 220-222. – URL: https://moluch.ru/archive/278/62771/ (дата обращения: 21.03.2024).
6. Абрамова И. Е., Шишмолина Е. П. Моделирование иноязычного пространства при обучении студентов-нелингвистов: предварительные результаты // Вопросы образования. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-inoyazychnogo-prostranstva-pri-obuchenii-studentov-nelingvistov-predvaritelnye-rezultaty (дата обращения: 20.03.2024).
7. Дигтяр О.Ю. Обучение иноязычной профессиональной коммуникации студентов нелингвистических вузов с применением ролевой игры в рамках профессионально ориентированного образования // МНКО. 2024. №1 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-inoyazychnoy-professionalnoy-kommunikatsii-studentov-nelingvisticheskih-vuzov-s-primeneniem-rolevoy-igry-v-ramkah (дата обращения: 28.03.2024).
8. Чудайкина Г. М., Логинова Н. Ю., Костоварова В. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам: теория и практика // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rolevye-igry-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-teoriya-i-praktika (дата обращения: 28.03.2024).
9. Павловская Ю.В. Особенности процесса формирования иноязычной коммуникации в ролевой игре // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-formirovaniya-inoyazychnoy-kommunikatsii-v-rolevoy-igre (дата обращения: 24.03.2024).
10. Тимофеева Т.В. Мотивация студентов к изучению профессионально -ориентированного иностранного языка // МНИЖ. 2020. №10-2 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-studentov-k-izucheniyu-professionalno-orientirovannogo-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 30.03.2024).