Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №03 (92) Март 2024
УДК 376.37
Дата публикации 31.03.2024
Особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с моторной алалией
Научный руководитель Иванова Наталья Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Смоленский Государственный Университет, Смоленск, РФ, klunat@yandex.ru
Иванова Валерия Алексеевна
Студент, 5 курс группа Лог19(б)_з, Смоленский Государственный Университет, Смоленск, РФ
Аннотация: В статье было проведено теоретическое исследование понятия наглядно-образного мышления. Также автор рассматривает условия, которые влияют на развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного. Автором в данной научной статье были рассмотрены особенности детей с алалией, факторы, влияющие на их развитие наглядно-образного мышления. В завершающей части данной статьи автор приводит субъективный вывод об особенностях наглядно-образного мышления у детей с моторной алалией.
Ключевые слова: алалия, моторная алалия, слоговая структура слова, кинестетический и кинетический праксис, наглядно-образное мышление
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Smolensk, Russian Federation
Student, 5th year group Log19(b)_z, Smolensk State University, Smolensk, Russian Federation
Abstract: The article conducted a theoretical study of the concept of visual-figurative thinking. The author also considers the conditions that influence the development of visual-figurative thinking in older preschool children. The author of this scientific article examined the characteristics of children with alalia and the factors influencing their development of visual-figurative thinking. In the final part of this article, the author provides a subjective conclusion about the characteristics of visual-figurative thinking in children with motor alalia. He also gives those special exercises that are necessary for the development of visual-figurative thinking in the analyzed group of children.
Keywords: alalia, motor alalia, syllabic word structure, kinesthetic and kinetic praxis
Иванова В.А. Особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с моторной алалией // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 03 (92). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-razvitiya-naglyadno-obraznogo-myshleniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-motornoj-alaliej.html (Дата обращения: 31.03.2024)
В настоящее время в системе дошкольного образования особо значима проблема умственного развития детей. Одним из центральных является вопрос об оптимизации и развитии мышления в дошкольном возрасте. Понимание динамики развития мышления ребенка – это условие изменения центрации педагогов в воспитательно-образовательном процессе. Благодаря этому в центр всего воспитательно-образовательного процесса возможно поставить саму личность маленького человека.
Таким образом задачи воспитателя значительно усложнились и расширились. Теперь ему требуется отслеживать изменяющиеся способы познания мира, применяемые детьми, понимать динамику развития мышления, а не ограничиваться лишь констатацией уровня владения теми или иными навыками. А это, в свою очередь, указывает на необходимость наличия у воспитателя необходимого уровня профессиональной подготовки и широкого спектра знаний.
Наглядно-образное мышление - это особый вид мышления, при котором субъект опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий.
В работе И. С. Зайцева понятие «наглядно-образное мышление» описывается как, умственный процесс, пользуясь которым, человек воспроизводит действия в уме. И. С. Зайцев уточнял, что наглядно-образное мышление используется при решении различного вида задач без практического сопровождения. Иными словами, наглядно-образное мышление, это особая разновидность мышления, при котором человек в процессе решения задачи пользуется понятиями, воспроизводится непосредственно, не имея дела, с опытом, получаемым при помощи органов чувств [6].
Л.С. Выготский, описывал наглядно-образное мышление, как особый вид мышления, который используется для мысленного представления идеи или концепции через визуальные образы [7].
В работах отечественного психолога А.Г. Асмолова, наглядно-образное мышление выступает как особый вид мышления, который основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи [8].
Однако в трудах педагога А.К. Артёмова, понятие «наглядно-образное мышление» трактовалось как, познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и посредственным отражением действительности. В работах педагога мышление разделялось на три вида: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное [9].
Таким образом, наглядно-образное мышление, как один из видов мышления, является совокупностью способов и процессов образного решения поставленной задачи или проблемы. Наглядно-образное мышление способствует развитию навыков рассуждения, сопоставления, сравнения и обобщения свойств и возможностей предметов в воображении.
Развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста реализуется при определенных условиях, а именно:
1. Важно соответствовать всем нормам и требованиям генезиса мышления в соответствии с возрастными категориями.
2. Необходимо учитывать все возможности, особенности, способности мышления детей в старшем дошкольном возрасте.
3. Развитие этапов мыслительной деятельности у детей должно происходить поэтапно и нормировано, образовательная деятельность должна лояльно влиять на развитие мышления в детском возрасте, не перенапрягать умственными действиями.
4. Реализовать задачи психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка при развитии мышления в дошкольном возрасте.
Таким образом, развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе определяется условиями решения задачи посредством использования личного опыта и знаний, на основе которых ребенок может предположить, что ему необходимо выполнить или сделать в той или иной ситуации.
Т.В. Волосовец рассматривал алалию, как вид тяжелого нарушения, при котором происходит недоразвитие всех компонентов речи. При этом слух, интеллект, координация сохраняются, хотя на фоне могут возникать поведенческие нарушения: гиперреактивность или пассивность, медлительность, неумение корректно выражать эмоции, в большинстве случаев, дети с нарушениями речи выражают негативные эмоции, через крик и слезы с целью получения желаемого [10].
Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская отмечали, что моторная алалия или экспрессивная, при которой страдает зона, отвечающая за воспроизведение речи. При данном диагнозе ребенок понимает обращенную речь, выполняет команды и просьбы взрослого и педагога, но не способен произнести членораздельные звуки. В рамках речевого развития и нарушения, моторную алалию разделяют на афферентную и эфферентную форму. При афферентной форме моторной алалии ребенок не может контролировать работу речевого аппарата и неправильно произносит звуки, при эфферентной форме моторной алалии ребенок испытывает сложности в переключении артикуляционных актов, ребенку необходимо контролировать и соблюдать последовательность речевых движений [11].
У детей с моторной алалией отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, нарушение орального и динамического праксиса, акустического гнозиса, т.е. у детей с признаками нарушения речи, а именно алалией ярко выражается снижение интеллектуальных операций, которые непосредственно требуют речевого сопровождения [1].
Было установлено, что дети с алалией нуждаются в большем внимании и стимулировании развития мышления на разных этапах развития, дабы скорректировать и скомпенсировать возникающие у них трудности. Так, для детей дошкольного возраста особое значение предается именно мышлению наглядно-образного типа.
Также у детей с моторной алалией значительно пониженный уровень обобщения в игровой деятельности, по сравнению с детьми свободно говорящими. Трудности возникают в игровой деятельности, по причине несформированности ролевого поведения, ребенок не понимает, как взаимодействовать с другими детьми, как выполнять действия в сюжетно-ролевой игре. В процессе игровой деятельности важно наглядно-образное мышление, развитие воображения, подкрепление действий словами, логическое включение в сюжет игры.
Особенности наглядно-образного мышления у детей с моторной алалией сопровождается неустойчивостью внимания, снижением вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии мышления и логики. Основными условиями развития наглядно-образного мышления у детей с моторной алалией являются: овладевание предметными действиями, развитие самостоятельности, проведение анализа и рассуждения, а также понимание требований, значение вопроса или просьб, исходящих со стороны взрослого или сверстника [2].
Наглядно-образное мышление учит овладевать предметными действиями, самостоятельно решать простые сложные речевые и логические задачи, выражать интересы, воображения, включаться в игровую деятельность и соответствовать требованиям и действиям по сюжету.
По состоянию формирования наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с моторной алалией, важно учитывать состояния невербального интеллекта, который подразделяется на три основные группы [3]:
- Дети дошкольного возраста, у которых уровень развития мыслительной активности, невербального интеллекта, оперирование речевым аппаратом в незначительной мере отличается или отстает от нормы. При этом данное своеобразие развитие интеллектуальных способностей не имеет негативных особенностей развития, связанных с речевыми трудностями.
- Дети, у которых развитие интеллектуальных способностей находится на низком уровне. Примерно на 27% ниже нормы развития невербального интеллекта.
- Дети, у которых уровень развития невербального интеллекта проявляется на самой нижней грани нормы, при этом отмечаются нестабильность в эмоциональном плане, скачки роста, рассеянное внимание, проблемы с сосредоточенностью. Однако, важно отметить, что данная группа детей не является умственно отсталыми или психически заторможенными. В определённые моменты дети могут показать состояние интеллекта на достаточном или нижнем уровне от нормы.
Таким образом, мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Развитие наглядно-образного мышления тесно связано с речью, которая закрепляет образы – представления [4].
Для развития мышления необходимо разработать для детей задания на развитие основных мыслительных операций: анализ, обобщение, сравнение, которые необходимо давать при работе на специальных занятиях.
В процессе развития наглядно-образного мышления необходимо применять специальные упражнения, которые включают наглядный материал. Развивать наглядно-образное мышление, совместно с развитием творческого отношения дошкольника к окружающей действительности [5].
Необходимым условием в работе по развитию наглядно-образного мышления является обогащение предметно-пространственной среды, которая будет способствовать развитию мыслительной деятельности детей с алалией.
Список литературы
1. Быховец, И.С., Дубровина, Т. И. Исследование звуконаполняемости и слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией. / Мир специальной педагогики и психологии. // Научно-практический альманах./ И. С. Быховец, Т. И. Дубровина. — Москва. — 2019. — С. 62–66.
2. Вычик, А.С., Беляева О. Л. Особенности слоговой структуры слова детей дошкольного возраста с моторной алалией. / Молодежь и наука XXI века. Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. // Ответственный редактор: И. Ю. Жуковин; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. — 2019. — С. 43–45.
3. Громова, О.Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи [Текст] / О.Е. Громова // Дефектология. – 2022. – № 6. – C. 55–60. 4.
4. Громова, О.Е. Норма и задержка речевого развития у детей 2–3 лет: разработка анкеты для дифференцированной оценки речи в раннем возрасте [Текст] / О.Е. Громова // Дефектология. – 2022. – № 2. – C. 66–77
5. Захарова, Т.В., Ибрагимова, М.П.// Особенности понимания и отражения в речи причинно-следственных отношений детьми дошкольного возраста с ОНР / Т.В.Захарова, М.П.Ибрагимова // Логопед. – 2021. - №6. – с. 22-30.
Список источников
6. Зайцев, И. С.// Особенности мыслительной деятельности при тяжёлых нарушениях речи: учеб. - метод. пособие / И. С. Зайцев. - Мн.: АПО, 2021. - 24 с.
7. Выготский, Л. С.// Мышление и речь. Изд.-5. испр. - издательство "Лабиринт"//Л.С. Выготский . М.: 2021. - 352 с.
8. Асмолова Г.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение. 2021. - 159 с.
9. Артемов А. К. Курс лекций по психологии. М.: Харьков. 2021. - 422с.
10. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно – методическое пособие. М.: В. Секачев. 2020. - 224с.
11. Гриншпун Б.М. Алалия. Логопедия. Б.М Гриншпун, С.Н. Шаховская. Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высших учебных заведений. Под ред. Л.С. Волковой. М.: ВЛАДОС. 2022. 703с.