Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023
УДК 37
Дата публикации 31.03.2023
Возможности мемо-игры как средства развития зрительной памяти у детей 6–7 лет
Попова Светлана Андреевна
студент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, swet.popowa2015@yandex.ru
Аннотация: Пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о методах развития зрительной памяти детей 6–7 лет. В данной статье рассматривается мемо-игра, как один из эффективных методов развития зрительной памяти. Все психические процессы развиваются именно в дошкольном периоде. С помощью них ребёнок знакомится с окружающим миром. В современной психологии существует огромное количество средств, с помощью которых у детей 6–7 лет развивается зрительная память. Использование мемо-игры позволяет повысить скорость и объём запоминаемой информации, улучшить точность воспроизведения материала, увеличить длительность сохранения информации в памяти воспитанника.
Ключевые слова: зрительная память, мнемотехника, мемо-игра, мемори, процесс.
student of the Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov
Abstract: In recent years, researchers have been paying close attention to the question of methods for developing visual memory in children 6-7 years old. This article discusses the memo game as one of the effective methods of developing visual memory. All mental processes develop precisely in the preschool period. With the help of them, the child gets acquainted with the surrounding world. In modern psychology, there are a huge number of means by which children of 6-7 years develop visual memory. The use of a memo game allows you to increase the speed and volume of memorized information, improve the accuracy of reproduction of the material, increase the duration of storing information in the memory of the pupil.
Keywords: visual memory, mnemonics, memo-game, memory, process.
Попова С.А. Возможности мемо-игры как средства развития зрительной памяти у детей 6–7 лет // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/vozmozhnosti-memo-igry-kak-sredstva-razvitiya-zritelnoj-pamyati-u-detej-67-let.html (Дата обращения: 31.03.2023)
Сопоставив понятия следующих учёных В.П. Зинченко, Б.М. Величковского, А.Н. Леонтьева, мы можем выделить общее в том, что зрительная память — это процесс, направленный на запоминание информации. Однако есть и различия в понятиях, в психологии рассматривается зрительная память, как кратковременная, а в других источниках зрительная память рассматривается, как долговременная. Только мы придерживаемся определения автора П.П. Блонского. Учёный зрительную память характеризует как «образная». Под образной памятью он понимает память на представления, картины природы и жизни, а также на запахи, вкусы, звуки и др. Как отмечают многие исследователи, исходя из преобладания того и иного типа воспроизводимых представлений, образную память делят на зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную, обонятельную. Исследователи утверждали, что у детей 6–7 лет необходимо развивать зрительную память. Это предоставит им возможность подготовиться к первому классу, а в дальнейшем и успешно учиться. Зрительная память, с точки зрения учёного, делится на произвольную и непроизвольную, кратковременную и долговременную. Следует отметить, что в содержание понятия «зрительная память» мы вкладываем следующее: объём запомнившейся информации, быстрота запоминания или скорость, точность воспроизведения материала, длительность сохранения информации, тип памяти [2].
Исследования учёных показали, что главную роль в совершенствовании зрительной памяти у детей 6–7 лет играет игровая деятельность. Следовательно, существуют игры, способствующие развитию памяти ребенка, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей, игры взаимосвязанные с получением познавательного зрительного навыка, игры с обучением мнемотехники. Мы подробно остановимся на мемо-игре, с помощью которой у детей можно развивать зрительную память. Чёткого определения мемо-игры мы не нашли ни в одном источнике.
Мемо-игра имеет слова синонимы, такие как «мемори». В переводе с английского языка «мемори» обозначает память. Игра направлена на развитие памяти. Мемори – игра на запоминание рисунков, изображённых на карточках [5].
Мемори — одна из самых распространённых и классических настольных игр на развитие памяти. Память — ваша индивидуальная необходимая поддержка в учёбе, в жизни, в работе. Ребятам необходимо её развивать, а взрослым непрерывно тренировать. Эта игра значительно полнее и важнее, чем может показаться на первый взгляд. Она — одна из нескольких игр, прямо функционирующая с нашей памятью, следовательно, очень существенно играть в неё, особенно в детстве. [7]
С нашей точки зрения, мемо-игра – это способ организации познавательной деятельности ребёнка, направленный на развитие памяти и внимания ребёнка.
Таблица 1 – Возможность использования мемо-игры в образовательном процессе
Показатели зрительной памяти 6–7 лет | Возможность мемо-игры | |
1 | Объём информации | Увеличить количество запомнивших картинок в памяти. Ребёнок запомнит, например не 2 картинки, а 4. В будущем ребёнок запомнит иллюстрации из книги, информацию на стендах, доске, вывеске. |
2 | Быстрота запоминания информации | Увеличить скорость запоминания картинок. В данном случае воспитанник запомнит информацию, например не за 30 секунд, а за 15. Скорость запоминания пригодится для заучивания схем, стихотворений, формул. |
3 | Точность воспроизведения информации | Повысить точность воспроизводимой информации, которая потребуется для запоминания материала без искажения цифр, букв, слов. Если ребёнок при заучивании стихотворения не запомнит слово в середине строчки, то рифма произведения потеряется. |
4 | Длительность сохранения информации | Увеличить длительность сохранения картинок в памяти. Воспитанник, который запомнил сюжет картинки, сможет рассказать о ней на следующий день и в более позднее время. |
5 | Тип памяти | Развивать тип памяти с помощью зрения |
Развитие игры уходит глубоко в историю. Более тысячи лет тому назад. Впервые о мемо-игре стали говорить в стране восходящего солнца – Японии. Посредством данной игры дети и взрослые запоминали предметы окружающего мира. Тем самым развивали память, внимание, воображение. Рассмотрим примеры мемо-игр, которые даны в таблице ниже. Проведём сравнительный анализ.
Таблица 2 – Сравнительная характеристика мемо-игр
Виды игр по гражданству | Признаки сравнения | ||||
Особенность игры | Вид наглядного материала | Рисунок, составляющий пару | Продолжительность | Процесс игры | |
1 группа мемо-игр в Японии, Кай-авасе Авасе - игра | Игра в ракушки Соединение ракушек | Ракушки одинакового размера | Пара ракушек составляет один общий рисунок. На одной ракушке изображена одна часть рисунка, а на другой ракушке другая часть рисунка. | Игра без учёта времени. | Игра проводилась на полу. Ракушки раскладывались на специальной скатерти. Все желающие садились на пол в круг. Выигрывал тот, кто больше соберёт картин. |
2 группа игр в России. Мемо-игра, Парочки, Совпадающие пары
Найди пару | Выбор одинаковых картинок.
Выбор из различных картинок две одинаковые по определённому признаку. | Карточки одинакового размера.
Карточки одинакового размера. | Пару составляют карточки с одинаковым изображением.
Пару составляют карточки с одинаковым признаком схожести. (одинаковая шапка с шарфом, одинаковые пуговицы и т.д.) | Игра без учёта времени.
Выигрывает тот, кто больше соберёт карточек за меньшее время. | Игра настольная. Раскладываются карточки на столе рисунком вниз. Открываются по две карточки, если рисунки совпадают, то карточки забирает участник, если нет, то играет следующий. Выигрывает тот, кто больше соберёт карточек.
Игра настольная. Раскладываются карточки на столе рисунком вверх. За определённое время участник собирает одинаковые карточки. |
Сходство | 1 группа игр схожа со 2 группой игр тем, что в первом случае открываются ракушки, а во втором случае открываются картинки, то есть различаются видом наглядного материала. Сравнив все игры, мы определили сходство в том, что во всех играх находим пару картинок или ракушек. | ||||
Различие | Сравнив первую группу игр и вторую, мы нашли следующие различия: в первой группе игр видом наглядного материала являются ракушки, а во второй карточки, в первой группе пара составляет один рисунок, а во втором два одинаковых. Игра «Найди пару» имеет отличие от остальных игр. Во-первых, карточки одинаковые, только различаются одним признаком. Например, 10 снеговиков составляют 5 одинаковых пар. (различия могут быть в форме морковки, цвете пуговиц, улыбка разная, есть различия в одежде и т.д.) Во-вторых, карточки лежат на столе рисунком вверх, их не нужно переворачивать. В-третьих, игра на время. |
На сегодняшний день существует противоречие на данную тему, выдвинутое учёными Л.C. Выготским, С.Я. Рубинштейном [6]. Авторы считают, что использование мнемотехники в педагогическом процессе не направлено на развитие ребёнка. В то время как исследователи современной педагогики М.А. Зиганов, В.А. Козаренко, А.К. Колеченко [3], и другие, утверждают противоположное. Сейчас в образовательный процесс включаются всё больше методов и приёмов мнемотехники, которые направлены не только на психологическое, но и педагогическое развитие ребёнка.
В работах М.А. Зиганова представлен приём «Матрёшка», отражающий правила мемо-игры. В данном приёме парами соотносятся образы. Различие составляет только тот факт, что в мемо-игре выбранная пара картинок забывается, стирается в памяти, а в приёме «Матрёшка» идёт последовательно. Нашли два образа, первый образ стирается из памяти, а к второму образу подбирают другую ассоциацию. Учёный предлагает множество приём и других, которые направлены на развитие зрительной памяти, а именно приём «Цепочка», метод Цицерона, метод свободных ассоциаций и др. [4].
Мы согласны с точкой зрения учёного В.А. Козаренко, который считает, что развитие памяти происходит в процессе запоминания. Запоминание информации лежит в основе ассоциаций. А основная мыслительная операция – это «Соединение образов». В.А. Козаренко представляет интеллект человека в виде компьютера. Чем больше программ установить на него, тем больше возможностей получишь. Следовательно, если ребёнок не умеет запоминать, то интеллект его будет работать медленно. Таким образом, можно с достаточной определённостью сказать, что главной предпосылкой для развития интеллекта служит навык запоминания. В мемо-игре по мнению исследователя центральное место занимает «Искусственная ассоциация». Есть основание предполагать, что между зрительными образами возникает связь для запоминания. Достаточно предложить два зрительных образа и «память» включится в процесс запоминания. Отметим, что искусственные ассоциации возникают мгновенно, достаточно 6 секунд.
В действительности воспитанник играет тем, что его окружает. Впрочем, можно сказать, что род занятия ребёнка в большей степени задают сами родители. Мы уверены, что многие семьи имеют мемо-игры и чаще всего участвуют в игровой деятельности совместно с детьми, тем самым не предполагая, что в процессе у ребёнка развиваются и память, и внимание, и воображение. Важно использовать в определённом возрасте соответствующие картинки игры. Взрослые будут довольны, если ребёнок будет развиваться на несколько шагов вперёд. Хорошо, если он сам будет добывать эти знания. Что и требуется по правилам игры. Возвращаясь к нашему образованию, которое требует, чтобы ребёнок добывал знания сам, а воспитатель и преподаватель должны научить его учиться. [1]
Память – это главный психический процесс в жизни человека. Она помогает изучить окружающую действительность и обеспечивает функционирование познавательной деятельности. Без памяти не проходит ни одна мыслительная операция. Память, которая основана на зрительном восприятии и воспроизведении информации, называется зрительная.
Таким образом, изучив и проанализировав научную литературу по выдвинутой теме, мы пришли к выводу, что изучение зрительной памяти детей 6–7 лет педагоги и психологи начали давно и уже раскрыто многое. Во-первых, определены факторы создания в памяти образов. Во-вторых, выявлены виды памяти, в частности исследована зрительная память. В-третьих, рассмотрены особенности возникновения и развития зрительной памяти. В-четвёртых, обобщены методы и приёмы развития зрительной памяти. Труды П.П. Блонского считаются основным источником по исследованию зрительной памяти. У воспитанников 6–7 лет считается развитой образная память. Нами было выявлено следующие показатели развития зрительной памяти детей 6–7 лет: объём информации, быстрота запоминания или скорость, точность воспроизведения, длительность сохранения информации, тип памяти.
Мы можем утверждать, что существует огромное количество методов, с помощью которых у воспитанников развивается зрительная память. В данном исследовании мы подробно остановились на мемо-игре. Мы пришли к заключению, что если в образовательном процессе использовать мемо-игру, то у детей 6–7 лет будет развиваться зрительная память.
Список литературы
1. Антонова Н.П. Особенности развития памяти у детей 6-7 лет в процессе обучения/ Н.П. Антонова // Вопросы психологии. 1985. - № 5. – С. 98-101.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В
2х томах / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение. - 2009. – 366 с.
3. Васильева Е. Е. Суперпамять, или, как запомнить, чтобы вспомнить? экзамены и карьера без проблем / Е. Е. Васильева, В. Ю. Васильев. - Москва: Астрель [и др.], 2007. - 478, [2] с.: ил.; 21 см. - (Superпамять).; ISBN 978-5-17-038095-4 (АСТ)
4. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М. 2007. - С.5.
5. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления [сайт] // URL: https://studfile.net/preview/7098064/page:7/
6. Морозова, Ю. В. Особенности развития образной памяти у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 85-89. [сайт] // URL: https://moluch.ru/archive/127/35350/
7. Немецкий язык. 3 класс _Учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 2 / И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, Л.М. Фомичёва. – 13-е – М.: Просвещение, 2014. – 109с. (Понятие мемори)
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
9. Настольная игра Мемори (Мемо, Memory, Найди пару): увлекательная тренировка памяти [сайт Настолкофф] // URL: https://nastolkoff.ru