Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 376.37

Дата публикации 31.03.2023

Обзор современных логопедических технологий, направленных на коррекцию нарушений звукопроизношения у старших дошкольников со стертой дизартрией

Ващенкова Юлия Алексеевна
студент кафедры специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета, Россия, Смоленск, yulia.vascenkova@gmail.com
Научный руководитель Крылова Елена Викторовна
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета, Россия, Смоленск, 30kel01@mail.ru

Аннотация: Данная статья посвящена обзору современных логопедических технологий, с помощью которых можно корректировать нарушенное звукопроизношение у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Ключевые слова: современные технологии, стертая дизартрия, звукопроизношение, инновации, старший дошкольный возраст.

Review of modern speech therapy technologies aimed at correcting violations of sound pronunciation in older preschoolers with erased dysarthria

Vashchenkova Yulia Alekseevna
Student of Special Pedagogy and Psychology department, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Scientific adviser Krylova Elena Viktorovna
Docent, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Special Pedagogy and Psychology department of Smolensk State University, Russia, Smolensk

Abstract: This article is devoted to the review of modern speech therapy technologies, with the help of which it is possible to correct impaired sound reproduction in older preschool children with erased dysarthria.
Keywords: modern technologies, erased dysarthria, sound reproduction, innovations, senior preschool age.

Правильная ссылка на статью
Ващенкова Ю. А., Крылова Е. В. Обзор современных логопедических технологий, направленных на коррекцию нарушений звукопроизношения у старших дошкольников со стертой дизартрией // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/obzor-sovremennykh-logopedicheskikh-tekhnologij-napravlennykh-na-korrektsiyu-narushenij-zvukoproiznosheniya-u-starshikh-doshkolnikov-so-stertoj-dizartriej.html (Дата обращения: 31.03.2023)

С каждым годом появляется все большее количество детей, у которых нарушена произносительная сторона речи. Чаще всего нарушения звукопроизношения встречаются у дошкольников, у которых поставлен диагноз «стертая дизартрия».

Логопедия так же, как и все современное образование, не стоит на месте, а стремительно развивается. В ней появляются различные формы и технологии, которых не было раньше, а также совершенствуются старые.

Современная логопедия ищет новые способы коррекции речевых дефектов ребенка и создания условий для обучения и развития детей разных возрастных групп и разного уровня развития.

Логопедическая технология – это комплекс различных упражнений, реализуемых в определенной последовательности и ориентированных на устранение или сглаживание разнообразных дефектов речи ребенка [16].

Все чаще логопеды в своей практике используют психогимнастику – курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Элементы психогимнастики в сочетании с речедвигательными упражнениями способствуют решению патологических проблем ребенка.

Если применять данные упражнения на регулярной основе можно сформировать правильное речевое дыхание; развить общую, мелкую и артикуляционную моторику; сформировать фонематический слух, а также улучшить ритм и интонацию речи [3].

Приведем несколько примеров сцен из известных сказок, с помощью которых происходит развитие эмоциональной сферы:

· «Зайкина избушка»: серого лесного жителя изгоняет из собственного дома хитрая лиса (грусть зайца – агрессия лисы).

· «Семицветик»: девочка отдает последний лепесток больному мальчику, чтобы он выздоровел (радость Жени – благодарность нового друга).

Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата, что благотворно сказывается на результатах коррекции нарушений звукопроизношения.

Биоэнергопластика также активно используется в логопедии в наши дни. О.В. Лазаренко считает, что если применять биоэнергопластику на занятиях по логопедии, то можно эффективно ускорить коррекцию нарушенных звуков у детей, у которых снижены или нарушены кинестетические ощущения, поскольку активная ладонь значительно увеличивает импульсы, поступающие в кору головного мозга от языка [17].

Особого внимания заслуживает кинезитерапия, зародившаяся еще в древней народной медицине. Ученые, изучающие кинезитерапию, трактуют ее как «лечение движением» [8].

Использование этого метода улучшает внимание, память, речь, пространственные представления детей, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость и улучшает способность к произвольному контролю.

Логопедическая ритмика как система работы появилась, разумеется, не сейчас. Большое влияние на развитие логоритмики как области педагогической и коррекционной практики оказали Ж. Дальклоз, В.А. Гринер, Ю.А. Флоренская, Н.А. Ветлугина, Г.А. Волкова и другие. Это зрелая и широко распространенная инновация, которая активно используется для исправления нарушений звукопроизношения [15].

В логопедических целях активно сегодня используется Су-Джок терапия. Актуальность применения метода Су-Джок терапии в логопедической коррекции звукопроизношения у дошкольников заключается в том, что благотворно влияя на развитие мелкой моторики пальцев рук, происходит развитие речи; у детей повышается интерес к занятиям, предотвращается быстрая утомляемость и потеря интереса к процессу автоматизации звуков при простом проговаривании речевого материала. Су-Джок терапия способствует активизации положительных эмоций, уменьшению негативных проявлений [1].

Не теряет своей актуальности логопедический массаж. Это активный метод механического воздействия, который направлен на коррекцию различных нарушений речи.

Логопедический массаж позволяет не только укрепить или расслабить мышцы артикуляционного аппарата, но и стимулировать мышечные ощущения, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетические ощущения сопровождают работу всех мышц. Поэтому во рту появляются совершенно разные мышечные ощущения, зависящие от степени напряжения мышц при движении языка и губ. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады ощущаются при произнесении тех или иных звуков [5].

«Артикуляционное дерево», разработанное Е.Ф. Архиповой представляет собой схематическое изображение последовательности изображений для постановки звуков.

Эта методика успешно апробирована на детях со стертой дизартрией, но может быть использована и при других нарушениях звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика, лежащая в основе системы, экономит время и труд ребенка и логопеда. Дополнительным эффектом от применения этой системы является улучшение дикции и просодии в целом [4].

В логопедической практике широко используются такие технологии как арт-терапия и песочная терапия.  М.В. Киселева отмечает, что использование нетрадиционных методов взаимодействия с детьми на логопедических занятиях признано одним из наиболее эффективных средств своевременной профилактики и коррекции нарушений речевого развития [10].

В последние годы значительно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок со всем богатством содержащегося в них языка.  В настоящее время интенсивно развиваются такие явления, как логопедические сказки (например, «Сказка о веселом язычке»). Применяя логосказки на занятиях с детьми можно развивать все стороны речи, воспитывать нравственные качества, а также активизировать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) [9].

Одним из современных и достаточно эффективных приемов в педагогике можно считать технологию мнемотехники, которая помогает в развитии зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, а также ускоряет и делает интересным процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков [2].

Суть мнемосхем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок с легкостью воспроизводит текстовую информацию.

Компьютерные технологии являются достаточно эффективным инструментом, применяемым в обучении. Для специалистов это дополнительный набор способов коррекции нарушений в развитии детей.

А.А. Копичева и В.П. Крючков описывают различные направления использования компьютерных технологий в логопедической работе. Они считают, что для повышения эффективности процесса коррекции речи и оказания качественной логопедической помощи детям можно использовать следующие развивающие логопедические компьютерные игры [11]:

Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Целью данной программы является развитие и коррекция речи, выработка навыков качественного произношения, а также развитие всех речевых аспектов: распознавание звуков окружающего мира, обучение правильному звукопроизношению и развитие связной речи [7].

Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры» направлена на устранение речевых нарушений при стертой дизартрии. Программу также можно использовать в работе с детьми и с другими нарушениями речи, а также с детьми, у которых речь нарушена вторично.

Логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» - это новая программа, используемая для тренировки речевого дыхания, силы голоса, постановки и автоматизации звуков, коррекции звукопроизношения, а также устранения назального оттенка голоса.

Интерактивный онлайн-портал «Мерсибо» активно используется логопедами. С помощью этого онлайн-портала можно результативно работать над исправлением звукопроизношения, развитием физического и речевого слуха, звукобуквенного анализа. Интерактивные игры увеличивают активность детей на занятиях, а также повышают результативность коррекционной работы в целом [6].

Для детей с нарушением тонуса мышц артикуляционной мускулатуры очень полезной и эффективной является искусственная локальная контрастотермия, которая представляет собой контрастное воздействие низкотемпературных и высокотемпературных агентов. Среди низкотемпературных агентов могут быть, например, холодная вода, кубики льда, а высокотемпературными агентами выступают горячая вода, тепломассажеры и нагретая ложка и т.д.

Использование технологии контрастотермии рассматривается как часть работы по коррекции речи у детей с дизартрическим компонентом.

Применяя технологию локальной контрастотермии можно снизить спастичность мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а также уменьшить саливацию у детей, что способствует лучшему усвоению детьми нужными артикуляционными укладами, правильным звукопроизношением [13].

Достаточно новым направлением в логопедии является тейпирование артикуляционной мускулатуры. Тейпирование позволяет через кожный покров воздействовать на рецепторы и нервные окончания, в результате чего оказывается сильное нейрорефлекторное воздействие [14].

Логопедическое тейпирование используется при коррекции таких нарушений как повышенное слюнотечение; нарушение тонуса мышц щек и губ; невриты, парезы; нарушения общей и мелкой моторики; невозможность удержания артикуляционных поз при постановке и автоматизации звуков; инфантильный тип глотания.

Решить проблемы нарушений звукопроизношения помогают вестибулярные пластинки. Использование вестибулярной пластинки для речевой коррекции значительно повышает эффективность логопедических занятий. С помощью нее можно корректировать открытый прикус, формировать правильное положение языка, правильный тип дыхания-носовой, укреплять круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ, а также данная пластинка способствует формированию правильного звукопроизношения [12].

Одним из современных технологий, применяемых в логопедии, можно считать ДЭНС-терапию. Это воздействие на нервные рецепторы и биологически активные зоны и точки кожи слабыми импульсными точками.

ДЭНС в практике логопедии сокращает время работы, делает постановку и автоматизацию звуков более легкими, особенно у детей с дизартрией. Данный метод является простым и эффективным. Он позволяет целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения при этом проходит быстрее [18].

Таким образом, мы рассмотрели логопедические технологи, которые актуальны на сегодняшний день. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: для того, чтобы заинтересовать детей, сделать процесс обучения осознанным и более интересным, нужны нестандартные подходы, новые инновационные технологии, поэтому важно сохранить как традиционные, так и развивать новые направления логопедической теории и практики.


Список литературы

Образование и воспитание. 2017. № 5 (15). С. 16-18.
2. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 109 с.
3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2003. 88 с.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ : Астрель, 2008. 254 с.
5. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. 114 с.
6. Бурачевская О. В. Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 3 (9). С. 21-26.
7. Бурачевская О.В. Формирование произносительной стороны речи посредством интерактивных игр // Школьная педагогика. 2017. № 1 (8). С. 1-4.
8. Ведина А.В., Фалетрова О.М. Кинезитерапия как направление артпедагогики // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития. Материалы I международной научно-практической конференции. Ярославль: Изд-во Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. 2016. С. 35–37.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006. 208 с.
10. Киселева М.В. Арт — терапия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2007. 160 с.
11. Копичева А.А., Крючков В.П. Возможности применения информационных компьютерных технологий в логопедической работе. Саратов, 2017.
12. Костина Я.В., Чапала В.М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. М.: ТЦ Сфера, 2008. 63 с.
13. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.
14. Михальченко, П. М. Логопедическое кинезиотейпирование как средство активизации мышц мимической и артикуляционной мускулатуры детей старшего дошкольного возраста с дизартрией // Молодой ученый. 2021. № 41 (383). С. 92-94.
15. Рыбакова, М.А. Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 1282-1284.
16. Словарь основных логопедических терминов. – URL: https://ds3prs.edu.yar.ru/stranichka_logopeda/slovar_osnovnih_logopedicheskih_terminov. pdf (дата обращения 20.03.2023). – Текст : электронный.
17. Ступак Л.А. Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита : Издательство Молодой ученый. 2016. С. 120-123.
18. Черненко А.Н. Коррекция речи у детей дошкольного возраста в комплексе с аппаратом ДЭНС // Молодой ученый. 2019. № 10 (248). С. 66-70.

Расскажите о нас своим друзьям: