Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 009

Дата публикации 31.03.2023

Инновационные и креативные технологии обучения на занятиях по «Иностранному языку»

Горлова Яна Викторовна
старший преподаватель кафедры «Иностранных языков», Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь, yanabeloved@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена вопросу изучения и внедрения новых методов обучения. В статье отмечена необходимость модернизации образования по средствам важнейших направлений, связанное с повышением эффективности обучения по предметным дисциплинам. Отмечена возможность использования инновационных методов обучения иностранным языкам, основанных на инновационном подходе, направлены на развитие и самосовершенствование личности, на раскрытие ее резервных возможностей и творческого потенциала.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, инновационные и креативные технологии, направления педагогических инноваций, учебно-коммуникативный процесс.

Innovative and creative learning technologies at "Foreign language" classes

Gorlova Yana Victorovna
Foreign languages department, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol

Abstract: The article considers the problem of study and implementation of new teaching methods. The article considers the need for modernization of education through key areas connected with improving the effectiveness of training in subject disciplines. The article emphasizes the possibility of using innovative methods of teaching foreign languages, based on an innovative approach, aimed at the development and self-improvement of the individual, at the disclosure of its reserve capabilities and creative potential.
Keywords: foreign language teaching, innovative and creative technologies, directions of pedagogical innovations, educational and communicative process.

Правильная ссылка на статью
Горлова Я.В. Инновационные и креативные технологии обучения на занятиях по «Иностранному языку» // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/innovatsionnye-i-kreativnye-tekhnologii-obucheniya-na-zanyatiyakh-po-inostrannomu-yazyku.html (Дата обращения: 31.03.2023)

Введение

 Современные реалии нуждаются в изменениях во всех сферах жизни человека. Образование не исключение. Развитие системы образования нуждается в изучении и внедрении новых методов обучения. Общие процессы в обществе, глобальные проблемы – все это связано с необходимостью внедрения инноваций. Актуальность исследования этой темы обусловливается модернизацией образования, где одним из важнейших направлений является качество знаний.

 Современный урок иностранного языка требует использования инновационных технологий, обеспечивающих повышение эффективности учебного процесса, гарантирующих достижение запланированных результатов обучения. Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности, которая заключается в обеспечении постоянного активного взаимодействия и основывается на диалоге, моделировании ситуации изделия, свободном обмене мнениями. Это – взаимное обучение, в котором и студенты, и преподаватель являются равноправными субъектами обучения только с тем отличием, что педагог становится настоящим лидером студенческого коллектива, организатором процесса обучения.

 Творческий преподаватель обладает широкими возможностями и неограниченным полем для инновационной деятельности, поскольку на практике может экспериментировать и убеждаться в эффективности различных методик обучения, корректировать их, осуществлять подробную структуризацию исследований учебно-воспитательного процесса, предлагать новые технологии и методы обучения.

Основное условие такой деятельности – инновационный потенциал педагога.

 Инновационный потенциал педагога – совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, проявляющего готовность совершенствовать педагогическую деятельность, наличие внутренних средств и методов, способных обеспечить эту готовность (Д.С. Мазоха, Н.И. Опанасенко).

 Специфика иностранного языка как учебного предмета состоит в том, что общение является не только конечной целью обучения, но и средством его достижения. Именно учитель делает все возможное и невозможное для этого.

 Поскольку язык остается единственной универсальной базой мышления, знание иностранного языка следует рассматривать с точки зрения усовершенствования интеллектуальных способностей (памяти, воображения, критического, логического, креативного мышления).

 Интерактивное обучение – это обучение в режиме диалога, во время которого происходит взаимодействие участников педагогического процесса с целью взаимопонимания, совместного решения учебных задач, развития личностных качеств студентов.

 Учебный материал легче усваивается и дольше всего хранится в памяти в том случае, когда учащийся не пассивно воспринимает то, что говорит преподаватель, а активно действует при изучении материала.

 Следует отметить, что качественная подготовка студентов была бы невозможна без использования современных образовательных технологий. Инновационные методы обучения иностранным языкам, которые базируются на направлении и развитии и самосовершенствовании личности, на раскрытии ее творческого потенциала, создают предпосылки для эффективного улучшения учебного процесса в высших учебных заведениях. Эти технологии помогают реализовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня знаний.

1. Сущность, классификация и направления педагогических инноваций.

 Научные инновации, которые продвигали прогресс вперед, охватывают все сферы человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций есть педагогические инновации.

 Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в среду стабильные элементы (нововведения), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

 Педагогические инновации могут осуществляться за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития) и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.п. п. (экстенсивный путь развития).

 Сочетание интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые "интегрированные инновации", строящиеся с конца разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и его компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто "внешними" мерами, а осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и системы.

 Основными направлениями и объектами инновационных изменений в педагогике являются:

• разработка концепций и стратегий развития в образовательных учреждениях;

• обновление содержания образования; разработка новых технологий обучения и воспитания;

• усовершенствование системы управления образовательными учреждениями и образования в целом;

• улучшение подготовки педагогических кадров повышения их квалификации;

• проектирование новых моделей образовательного процесса;

• обеспечение психологической, экологической безопасности студентов, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;

• обеспечение успеваемости обучения и воспитания, мониторинг процесса создания и развития студентов;

• разработка учебников и учебных пособий нового поколения и других.

 Инновации могут осуществляться на разных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, пронизывающие всю педагогическую систему.

 Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важнейшее направление – теория инноваций и инновационных процессов. Относительно новизны реформ в образовании есть система нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

2. Современные инновационные технологии и методы педагогики.

 В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических нововведений. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы ячейки, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

 К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии. Инновационные методы обучения иностранным языкам, основанные на инновационном подходе, направлены на развитие и самосовершенствование личности, на раскрытие ее резервных возможностей и творческого потенциала.

 Для достижения коммуникативной компетенции – коммуникативных умений, сформированных на основе языковых знаний, навыков и умений – я использую новейшие методы обучения, объединяющие коммуникативные и познавательные цели. Инновационные методы обучения иностранным языкам, основанные на инновационном подходе, направлены на развитие и самосовершенствование личности, на раскрытие ее резервных возможностей и творческого потенциала.

 Основными принципами современных методов являются движение от целого к отдельному, ориентация занятий на студента (learner-centered lessons), целеустремленность и содержательность занятий, их направленность на достижение социального взаимодействия при наличии веры в преподавателя в успех своих студентов.

В системе интерактивного обучения выделяют следующие основные принципы методики сотрудничества:

· положительная взаимозависимость – группа добивается успеха при условии хорошего выполнения задач каждым студентом;

· индивидуальная ответственность – работая в группе, каждый студент выполняет свою задачу, отличную от других;

· одинаковое участие – каждому студенту предоставляется одинаковое по объему время для ведения беседы или завершения задания;

· одновременное взаимодействие – когда все студенты вовлечены в работу.

В процессе общения студенты учатся:

· решать сложные задачи на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации;

· выражать альтернативные мнения;

· принимать взвешенные решения;

· общение с разными людьми;

· принимать участие в дискуссиях.

 3. Классификация инновационных технологий обучения.

 Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирование умений и навыков в процессе изучения иностранного языка и взаимодействия педагога со студентами как субъектов учебной деятельности.

 По уровню применения:

• общепедагогические

• предметные

• локальные

• модульные

По ведущему фактору психического развития:

• биогенные

• социогенные

• психогенные

По концепции усвоения:

• ассоциативно-развивающие

• внушаемые

• рефлекторные

По отношению к ребенку:

• авторитарные

• дидактоцентристские

• личностно ориентированные

По типу организации и управления познавательной деятельностью:

• Игровые и тренинговые технологии

• Интеграционные технологии

• Компьютерные технологии

• Диалоговые технологии

По организационным формам:

• Классно-урочные

• Академические

• Индивидуальные

• Групповые

• Клубные

• Альтернативные

Одной из первых новейших технологий обучения была разработка дистанционного обучения. Технология дистанционного образования изначально предполагала только представление учебных материалов и обучение на расстоянии. Дистанционные курсы рассматривались как аналоги учебных пособий традиционной формы обучения, но с изменением акцентов методики обучения от общей на индивидуальную. На развитие дистанционной технологии повлияли разные формы обучения. Первой исторической формой дистанционного обучения некоторые исследователи считают обучение посредством почты, появившейся в начале ХХ ст. Эта форма самообразования вводилась и была более удобной для развития заочной формы обучения, для людей, ставших студентами в взрослом возрасте.

 Существенные изменения произошли с созданием системы открытого дистанционного образования, то есть образования, которое имело бы обратную связь с образовательной средой. Для эффективной учебной работы требовалось качественное дидактическое обеспечение различных видов содержательной учебной информации на различных носителях (бумажном и электронном), разработанных с учетом требований педагогики, психологии и других наук. В дистанционном обучении, кроме традиционных, стали использовать обучающие электронные издания, компьютерные обучающие системы, аудио и видеоматериалы, глобальную сеть Интернет и т.д.

 Процесс реформы современного образования предусматривает обеспечение качественной предметной подготовки специалистов в условиях уменьшения аудиторного нагрузки и увеличение информации. Один из путей решения этой проблемы заключается в внедрении новых, более эффективных методов и технологий обучения. К которым относятся электронное обучение (e-learning), дистанционные образовательные технологии.

 В условиях развивающего обучения необходимо добиться максимальной активности студентов, что обеспечивается интерактивными методами обучения. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, между собой и на доминировании активности студентов в процессе обучения.

Для решения учебных задач преподаватель применяет следующие интерактивные формы:

· кейс-технологии;

· «круглый стол»;

· дебаты;

· деловые игры;

· case-study;

· тренинги;

· видео конференции;

· «мозговой штурм»;

· фокус-группы;

· ролевые игры;

· групповые дискуссии;

· метод проектов.

 Современная коммуникативная методика предлагает широкое внедрение в учебный процесс активных нестандартных методов и форм работы для лучшего сознательного усвоения материала.

 Как показывает практика, очень эффективны такие формы работы: как индивидуальная, парная, групповая и работа в команде.

Наиболее известные формы парной и групповой работы:

· внутренние (внешние) круги (inside/outside circles);

· мозговой штурм (brain storm);

· чтение зигзагом (jigsaw reading);

· обмен мнениями (think-pair-share);

· парные интервью (pair-interviews) и другие.

Среди определенных преимуществ интерактивного обучения следует выделить следующее:

· установление дружеской атмосферы и взаимосвязей между участниками общения;

· студенты могут быть более независимыми и уверенными в себе;

· преподаватель поощряет студентов к сотрудничеству, подбадривает их, они не боятся совершать ошибки;

· студенты получают возможность преодолеть страх перед языковым барьером;

· преподаватель не доминирует;

· каждый студент привлечен к работе; имеет определенную задачу;

· слабые студенты могут получить помощь от более сильных;

· студенты могут использовать свои знания и опыт, приобретенные ранее.

В деятельности современного педагога особое место занимает умение организовать сетевые сообщества, т.е. f-learning (перевернутое обучение), u-learning (всепроникающее обучение) в своей профессиональной деятельности. Из них наиболее распространенными и употребляемыми в учебном процессе являются блоги, Веб-квесты, Блог-квесты и технология Вики-Вики.

Можно выделить несколько направлений использования блогов, веб-квестов, блог-квестов и технологии вики-вики в образовании.

1. Публикация, редактирование и аннотирование учебно-методических и научных материалов.

2. Площадка для научных дискуссий (возможность организации разных научных форумов, проектов, дискуссий и др.).

3. Возможность для консультаций студентов с преподавателями или преподавателей между собой, а также между студентами разных вузов и регионов.

4. Платформа для создания дистанционного обучения.

5. Коллективная работа над творческими проектами студентов из разных вузов.

6. Неформальное общение между преподавателями, преподавателями и обществом, преподавателями и студентами, между студентами и педагогическими сообществами.

7. Коллективная работа над цифровыми образовательными ресурсами.

8. Мониторинг самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов.

9. Платформа для реализации сетевой исследовательской деятельности студентов.

4. Креативные технологии и их классификация.

 Главным фактором креативного обучения есть инициатива студентов. Студент перестает быть объектом влияния и становится полноправным субъектом общения. Он несет ответственность за свою работу в такой же степени, как преподаватель за свою.

- Креативное обучение есть не что иное как обучение творчеству, и именно оно также является творческой деятельностью.

-Большое значение приобретает личность педагога. Преподаватель должен быть яркой, творческой, талантливой личностью. Именно творческий педагог может научить творчеству другого.

- Креативные методы обучения: кейсовый метод, метод "мозгового штурма", метод эмпатии, метод инверсии, метод синектики.

- основная цель кейсового метода – научить на примере конкретной ситуации (кейса) групповому анализу проблемы и самостоятельному принятию решений.

- Суть метода синектики состоит в том, чтобы сделать неизвестное известным, а привычное – чужим, превратить неизвестное в известное означает изучить проблему и привыкнуть к ней, после этого проделывается обратная операция – обычно делается чужим. Это достигается с помощью четырех типов операций: личностное уподобление, прямая аналогия, символическая аналогия и фантастическая аналогия.

- метод инверсии ориентирован противоположных на поиск решений творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего традиционным взглядам и убеждениям, присутствующим в логике.

- в решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные. В ситуациях мнимого построения аналогии иногда хорошие эвристические результаты дает такой прием как гиперболизация (значительное увеличение или существенное уменьшение масштабов исследуемого объекта). Чаще всего, эмпатия – олицетворение одним лицом другой. В решении творческой задачи эмпатия рассматривается как олицетворение человека с неодушевленным объектом, процессом, системой.

– эмпатия в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом, некоторой системой. Когда применяется способ эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, способности, плюсы и минусы, к примеру машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте.

 Цель «мозгового штурма» состоит в том, чтобы собрать как можно больше идей от всех студентов в течение ограниченного времени по решению проблемы. «Мозговой штурм» побуждает студентов проявлять творчество, позволяет свободно выражать свои мысли.

Назвав проблему, преподаватель предлагает студентам высказать идеи, комментарии и т.д.

 Все предложения записываются на доске или на большом листе бумаги без замечаний, вопросов; количество идей поощряется, идеи могут углубляться или изменяться. В результате совместных поисков составляется таблица.

Заметим, что каждое доказательство у студентов аргументировали возражения. Так метод «мозговой штурм», как мы видим, перерастает в дискуссию. Обязательно условие: дискуссию разворачиваем после того, как полностью завершится предыдущая работа — называние причин той или иной проблемы.

 Выводы

 Таким образом, новейшие методы обучения иностранным языкам способствуют единовременному решению проблем коммуникативного, познавательного и воспитательного характера.

 Анализ практики преподавания английского языка в высшем учебном заведении показал, что учебники и методические разработки, используемые в процессе обучения, в недостаточной степени учитывают роль и значение мотивационной сферы студентов и характер взаимосвязи мотивационной готовности к усвоению знаний. Поэтому актуальная проблема – изучение мотивационной сферы студентов, выработка путей и методов ее коррекции и развития.

 Ведущими мотивами изучения английского как профессиональной дисциплины студентами высшего учебного заведения являются мотивы профессионального совершенствования личности. Новаторский статус преподавателя иностранного языка в системе развивающего обучения придает ему свободу действий в методико-дидактической деятельности.

 Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность коммуникативно направленного обучения иностранным языкам в учреждениях высшего образования будет от желания и способности преподавателей воспользоваться положительным опытом отечественных и иностранных ученых и практиков по гуманистическому подходу в обучении. Методы обучения иностранным языкам, которые основываются на гуманистическом подходе, помогают раскрыть творческий потенциал студентов и способствуют развитию и самосовершенствованию учебно-коммуникативного процесса.


Список литературы

1. Коваленко О. Концептуальные изменения в преподавании иностранных языков в контексте трансформации иноязычного образования // Иностранные языки в учебных заведениях. – Педагогическая печать, 2003.
2. Крючков Г. Болонский процесс как гармонизация Европейской системы высшего образования. //Иностранные языки в учебных заведениях. – Педагогическая печать, 2004.
3. Blair, R.W., ed (1982). Innovative approaches to language teaching. - New York: Newbury House.
4. Celce – Hurcia, H., ed (1991). Teaching English as a Second or Foreign Language. Heinle L Heinle Publishers. Boston, Massachusetts.
5. Педагогический словарь-справочник: учеб. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и педагогов / под ред. А. И. Воротникова, Т. Л. Кремнева. Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017. 73 с. Pedagogical dictionary-reference book: textbook. manual for students, undergraduates, graduate students and teachers / ed. A. I. Vorotnikova, T. L. Kremneva. Moscow, Berlin: Direct-Media, 2017. 73 p.

Расскажите о нас своим друзьям: