Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023
УДК 370.153:154.2(021)
Дата публикации 31.03.2023
Психологические особенности стрессоустойчивости у сотрудников
Серов Дмитрий Сергеевич
Место работы: АО "НИИФИ", должность: Инженер. Место учебы: Пензенский Государственный Университет, студент Магистрант, e-mail: dima.serov.ru@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается проблема профессионального стресса у сотрудников, анализируются факторы профессионального стресса и психологические особенности стрессоустойчивости работников организаций. В тексте статьи автор приводит стрессовые сценарии, и различные варианты выражения стресса в труде, негативные последствия стресса сотрудников. Так же упоминаются основные стратегии преодоления профессионального стресса. Дается определение таких видов профессионального стресса, как: информационный стресс который появляется из-за жесткого лимита времени и осложняется в рамках высокой ответственности задания, эмоциональный стресс и коммуникативный стресс, объединенный с реальными задачами деловой коммуникации.
Ключевые слова: стресс, профессиональный стресс, стрессоустойчивость, влияние стресса, факторы профессионального стресса методы снятия профессионального стресса.
Master student, Penza State University
Abstract: The article deals with the problem of professional stress among employees, analyzes the factors of professional stress and the psychological characteristics of stress resistance of employees of organizations. In the text of the article, the author cites stress scenarios, and various options for expressing stress in work, the negative consequences of employee stress. The main strategies for coping with professional stress are also briefly mentioned. The definition of such types of professional stress is given as: informational stress that appears due to a hard time limit and is complicated by the high responsibility of the task, emotional stress and communicative stress, combined with real business communication tasks.
Keywords: stress, occupational stress, resistance to stress, influence of stress, factors of occupational stress, methods for relieving occupational stress.
Серов Д.С. Психологические особенности стрессоустойчивости у сотрудников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskie-osobennosti-stressoustojchivosti-u-sotrudnikov.html (Дата обращения: 31.03.2023)
Проблема стресса исследуется достаточно давно, учеными и практиками признается недостаточность раскрытия многих ее аспектов, и в особенности психологические факторы профессионального стресса у сотрудников научных предприятий.
Уменьшая полезную работоспособность и здоровье человека работающего в научном предприятии, чрезмерный стресс, влияющий на такого работника, дорого обходится начальнику организаций. Стресс, приобретенный за работой, прямо и косвенно прибавляет расходы на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа работников.
В настоящее время психологической науке накоплен обширный материал по изучению стресса и стрессоустойчивости. Тем не менее, процент людей страдающих от недостаточной стрессоустойчивости не уменьшается, а неуклонно растет. Рост у сотрудников стрессовых состояний еще вызван и тем что нестабильная обстановка в мире целиком и полностью влияет на общество. Повышая стрессоустойчивость у сотрудников, мы тем самым влияем на качество их продукции, психологический климат в коллективе и общую удовлетворенность жизнью человеком.
«Все есть яд и все есть лекарство. И только доза делает лекарство ядом, а яд – лекарством» – справедливо утверждали древние. Это гениальное прозрение идеально подходит к определению профессионального стресса – вечного спутника современного делового человека [1, с. 6].
С одной стороны, профессиональный стресс – важнейший фактор, под влиянием которого формируется профессионализм в любой сфере деятельности, с другой – это фактор, разрушающий здоровье, карьеру и личную жизнь. Все дело именно в дозе самого стресса: в его силе и продолжительности. Для значительного числа деловых людей эта доза становится в буквальном смысле смертельной.
Отметим ниже факторы профессионального стресса:
- информационный стресс появляется из за жесткого лимита времени и осложняется в рамках высокой ответственности задания. Часто информационный стресс приходит вместе с неопределенностью ситуации (или ложной информацией о ситуации) и резкого изменения информационных параметров.
- эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и другое).
Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством.
- коммуникативный стресс объединён с реальными задачами деловой коммуникации. Этот вид стресса демонстрируется в повышенной конфликтности, в отсутствии самоконтроля, в неумении тактично отказывать в чем-либо, в незнании вариантов защиты от манипулятивного воздействия и т.п.
Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения [2 с.31].
Существуют также и стрессовые сценарии, и различные варианты выражения стресса в труде. При этом многие предпосылки выходят из индивидуальных особенностей работника предприятия. Примеры стрессовых сценариев, выдвинутые по разным критериям:
- в связи с частотой и силой проявления: кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших количествах; другие – некоторое количество раз в год, но чрезвычайно сильно;
- в зависимости от стрессового гнева: на самого себя (работник обвиняет самого себя); коллег и начальников (работник винит других работников);
- в связи с механизмами запуска стрессовых реакций; в большинстве случаев стрессовый сценарий начинается почти автоматически (по внешнему, незначительному поводу); но не исключено и долгое «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «всплеском».
К негативным последствиям стресса можно отнести:
- уменьшение трудоспособности, ухудшение характеристик работы (качественных и количественных);
- снижение адаптационных возможностей организма;
- изменения личности: переживание одиночества, опустошение, депрессии, хроническая усталость и выгорание;
- проблемы, связанные с телом, болезни адаптации (сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь желудка, гипертония, болезни органов дыхания, особенно бронхиальная астма).
Стресс является главным фактором, влияющим на появление или обострение многих заболеваний. Эта связь стрессогенных факторов и возникновения, связанных с ними заболеваний, подробно рассматривается в психосоматической медицине [3, с. 98].
Причинами стресса у сотрудников могут служить следующие факторы:
Организация – ее бюрократическая структура, постоянные изменения в организации, характер иерархических отношений.
Работа – перегруженность или не загруженность работой, необходимость часто принимать решения и нести ответственность за продукцию и изделия.
Карьера - смена карьеры в результате несоответствия деятельности способностям, остановившаяся карьера; потеря четких и ясных целей и ориентиров.
Взаимоотношения – характер отношений с вышестоящими, подчиненными и коллегами.
Внутренние переживания – неадекватные, заниженные или завышенные представления о себе. Строго негативный подход к жизненным обстоятельствам, который обусловлен негативным «Я-образом», различными страхами по поводу своей компетентности, а также несбалансированными внутренними потребностями [4, с. 86].
С точки зрения управления стрессом наибольший интерес для нас представляют следующие психологические факторы, вызывающие стресс на рабочих местах.
- Неграмотное распределение обязанностей, неопределенность положения.
- Конфликт ролей.
- Нереалистично завышенные планки (стремление к совершенству).
- Невозможность повлиять на принятие решения.
- Частые конфликты с начальниками.
- Перегрузки и временной прессинг.
- Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка.
- Плохая коммуникация.
- Неадекватное руководство.
- Конфликты с коллегами.
- Трудные клиенты.
- Неинтересная работа.
В целом стресс сотрудников имеет полифакторную этиологию, т.е, самостоятельно и отдельно не появляется а появляется совместно со многими причинами и носит множественный характер. Поэтому борьба с таким видом стресса требует соответствующей компетеностности и осведомленности при анализе и формировании самой стратегии борьбы со стрессом. Можно говорить о трех основных стратегиях преодоления стресса – личностном росте, эмоциональной регуляции и управлении изменениями.
Проживание эмоций – это важный критерий управления собой, рационального распределения сил, профилактики стресса и культуры поведения. К сожалению, нас не учат правильно выражать эмоции, это приводит к определенным издержкам на уровне личных переживаний. Являясь древним механизмом приспособления к окружающей среде, эмоции связаны с неосознаваемой сферой психики человека, но определенным образом могут контролироваться разумом. В настоящее время можно в профессиональных и житейских сферах людей услышать о своеобразном «эмоциональном интеллекте», который не только отвечает за проявление эмоций, но и влияет на умственное развитие человека. Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать собственные чувства, умение поставить себя на место другого и умение контролировать эмоции для повышения собственной жизнестойкости.
По своей сути, самосознание – это единство эмоционального и когнитивного интеллекта, которое дает человеку возможность управлять собой и эффективно справляться с возникшими трудностями.
Что касается стресса то стресс проявляется тогда, когда человек теряет способность адекватно реагировать, испытывая внутренние сопротивления на новые требования. Действенный подход к управлению изменениями означает, в первую очередь, проведение тщательной диагностики своей компетенции и выдача точной оценки на возникшие новые требования. Общая же стратегия управления изменениями включает шесть стадий:
Замораживание – стадия некоторого снижения эффективности справляться с возникшими трудностями.
Отрицание изменений – нормальная реакция человека на новое как средство безопасности.
Некомпетентность – приспособление старых, привычных способов и методов для переработки новых требований.
Размораживание – это нахождение новых ценностей и идей, которые бы согласовывались с новыми требованиями и изменениями.
Экспериментирование – попытки нового поведения в связи с изменившимися ценностями.
Замораживание – принятие и закрепление нового поведения.
Перечисленные стратегии используются для управления эмоциями и управления жизненными изменениями – являются основными компетенциями человека, которые позволяют управлять стрессом, предупреждать и преодолевать его негативные последствия, а в целом управлять своим здоровьем и извлекать новые резервы для повышения эффективности своей жизнедеятельности.
Правильное проявление своих эмоций – это существенный элемент управления собой, баланса распределения сил, профилактики стресса и культуры поведения.
Являясь древним механизмом приспособления, эмоции связаны с неосознаваемой сферой психики человека, но определенным образом могут контролироваться разумом. В последнее время психологи заговорили о своеобразном «эмоциональном интеллекте», который не только отвечает за проявление эмоций, но и влияет на умственное развитие человека.
Чтобы побороть стрессы, необходимо знать особенности собственного стиля деятельности. Сотрудникам необходимо так организовать деятельность, чтобы неизбежное воздействие стрессовых факторов не оказывало необратимого разрушающего действия на психологическое и физиологическое здоровье. Одним из важных качеств сотрудника является устойчивость к стрессу. Основными методами профилактики и коррекции стресса являются релаксация, аутотренинг, медитация, мотивация, концентрация.
Стратегии управления стрессом:
1) Физические упражнения - физические упражнения улучшают настроение, и притупляют реакции на стресс всего на несколько часов после занятий. Ослабляют стресс до тех пор, пока у человека есть желание выполнять физические упражнения. Сотрудникам нужно самим определять какое расписание упражнений им подходит.
2) Медитация - например позитивный эффект медитации снижение артериального давления. Важно не допустить недоразумения, когда один сотрудник медитирует по часу в день, а остальные только начинают, будут разные показатели в итоге у группы людей.
3) Информация - прогностическая информация, рационализация, способна снимать стресс. Мало пользы в информации о рядовых событиях, которые неизбежны, они способны нагружать сотрудника, так же мало пользы от не благоприятной информации потому что мало времени подготовится к грядущим событиям. Контроль не всегда полезен.
4) Социальная поддержка - ослабляет действия стрессоров, нам всем она нужна. Но тут не все так просто, одни люди могут улучшить самочувствие, а другие ухудшить. Для снятия стресса социальной поддержкой полезно иметь любимого человека и хороших друзей от своего сообщества
5) Религия и духовность - эти оба понятия постоянно путают и смешивают. На счет религии в качестве снятия стресса вопрос спорный так как религия является официальной системой и авторитарной сдерживающей силой. А духовность - это личное поле подразумевает субъективность, эмоциональность и внутреннюю направленность, а также самовыражение, что безусловно лучше влияет на самочувствие человека [5 с. 466].
6) Когнитивная гибкость - уменьшить стресс можно если понять, что стрессор причиняет вам вред.
Список литературы
1. Хлыстунов С.Ю. Как победить профессиональный стресс / С.Ю. Хлыстунов - Издательство Библос 2019. - 288с.
2. Мельникова М.Л. Психология стресса: теория и практика: учебно-методическое пособие / М. Л. Мельникова ; Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Л. А. Максимова. – Екатеринбург., 2018.- 112 с.
3. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник Московского университета №5 - 2015 - 62 с.
4. Гиссен Л.Д. Стресс в работе менеджера / Л.Д.Гиссен - М., 2019. - 203 с.
5. Сапольски Роберт. Психология Стресса / Р. Сапольски - СПб.: Питер 2015. - 920с.