Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 781.66.

Дата публикации 31.03.2023

Ансамблевое исполнительство как одна из важных форм развития музыкального обучения в классе скрипки

Алиева Зарема Эбазеровна
профессор кафедры музыкально-инструментального искусства, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»

Аннотация: В данной статье на основе анализа научной литературы рассмотрена специфика ансамблевого исполнительства как одной из важных форм развития музыкального обучения в классе скрипки.
Ключевые слова: ансамбль, ансамблевое исполнительство, музыкальное обучение, скрипка.

Ensemble performance as one of the important forms of development of musical education in the violin class

Alieva Zarema
Professor of the Department of Musical and Instrumental Art GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov"

Abstract: In this article, based on the analysis of scientific literature, the specifics of ensemble performance as one of the important forms of development of musical education in the violin class are considered.
Keywords: ensemble, ensemble performance, music training, violin.

Правильная ссылка на статью
Алиева З.Э.,Ансамблевое исполнительство как одна из важных форм развития музыкального обучения в классе скрипки // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ansamblevoe-ispolnitelstvo-kak-odna-iz-vazhnykh-form-razvitiya-muzykalnogo-obucheniya-v-klasse-skripki.html (Дата обращения: 31.03.2023)

В условиях тотального засилья массовой культуры большое значение для формирования мировоззрения подрастающего поколения имеет воспитание в духе традиций мировой музыкальной классики, на примере произведений, являющихся образцами национальной, мировой культуры и народного искусства. Личности, которые вырастут на такой почве, будут подготовлены к современной жизни, а их эстетические вкусы – хорошо сформированными [2].

В системе музыкально-эстетического воспитания детей особое место занимает инструментальное исполнительство и обучение в музыкальных школах и школах искусств. Необходимо учитывать, что специализированное начальное музыкальное образование в России имеет две цели: во-первых, выявить профессионально одаренных детей, направить и подготовить их к поступлению в высшие художественные учебные заведения; во-вторых, творчески развить способности учащихся, научить их владеть музыкальными инструментами, привлечь к духовной культуре человечества, воспитать потребность в самовыражении средствами музыкального искусства для дальнейшей творческой деятельности.

Ретроспективный взгляд на историю становления и принципы функционирования системы детских музыкальных школ позволяет проследить постепенный отказ от общей профессионализации музыкального образования. На современном этапе реформирования образования особую актуальность приобретает проблема развития учащихся средствами музыки как видом искусства.

Принципиально важное значение это направление приобретает для общего большинства учащихся детской музыкальной школы, которые не ориентируются на дальнейшее профессиональное обучение. Музыкальная школа на современном этапе должна, сохраняя традиции специального музыкального образования, решать задачи расширения своего влияния и обучения почти всех желающих [1].

Надо развивать познавательную любознательность у ребенка, поддерживать стремление усвоить и сохранить в своей памяти все то, что существенно важно, что нужно для дальнейшей жизни и труда. Учащиеся должны испытывать радость от учебного труда. Следовательно, процесс образования должен быть человечным, а это предполагает высокий уровень мастерства учителя, требует от него постоянного самообразования, творчества, создания соответствующей атмосферы на уроке.

Раскроем сущность ансамблевого музицирования в классе скрипки как творческого процесса. Для создания соответствующей творческой атмосферы в художественных учебных заведениях надо организовать ансамбли и оркестры различных форм в соответствии с набором инструментария в любом учебном заведении. Это позволит каждому ученику раскрыть и развить свои способности. Ученики всегда с удовольствием играют в ансамбле [1].

Процесс коллективного творчества дает им ощущение своей значимости, приносит радость от общения с музыкой и слушателями. Кроме того, концертное выступление, являющееся логическим завершением работы над произведением, активизирует сплоченность коллектива, способствует повышению его эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, активизирует внимание. Достаточно важным является то, что коллективные выступления позволяют играть на сцене детям с различными музыкальными способностями, делают их увереннее в своих силах и активизируют их дальнейшее творческое развитие.

Для большинства учеников выступление в ансамбле является единственной возможностью выступать публично, такие выступления не только приносят им радость, но и порождают чувство удовлетворенности, когда дети видят результаты своего труда, этот вид музицирования наиболее любим юными исполнителями. Игра в ансамбле значительно расширяет кругозор учащихся, развивает качества, необходимые музыканту, такие, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, обостряет ощущение звукового колорита, повышает ответственность за знание своей партии, воспитывает ощущение партнерства. Кроме того, изучение значительного количества музыкальных произведений значительно быстрее развивает художественно-эстетический вкус учащихся и их эстетическое отношение к музыкальному искусству.

Занятие в классе ансамбля должно быть одной из важнейших составляющих в начальном музыкальном образовании, как мощное средство раскрытия творческого потенциала личности, оно должно играть особую роль в воспитании будущих музыкантов [2].

Игра на скрипке в ансамбле - отличный стимул для развития слуховых и технических навыков на всех этапах формирования исполнителя. Она не только развивает музыкальный слух, но и способствует развитию полифонического мышления (что важно для скрипача, которому свойственен более развитый мелодический слух).

Игра на скрипке в ансамбле дает возможность свободного содержательного общения на профессиональном языке, побуждает к сплоченному труду, красивой игре, выступает стимулом состязательности и личностной оценки умений молодых исполнителей.

Игра на скрипке в ансамбле формирует коммуникативные качества личности, что является важным, ведь большинство профессиональных музыкантов-скрипачей играют в разных коллективах (оркестрах, ансамблях разных составов). В процессе преподавания дисциплины «музыкальный инструмент» – скрипка.

Преподаватели планомерно и системно работают над каждым этапом музыкально-технического развития ученика. Современная музыкальная педагогика вместе с индивидуальными занятиями рекомендует использовать различные формы коллективного музицирования (от дуэтов до оркестров) на занятиях по специальности. Эти формы содержат дополнительные резервы для эстетического воспитания креативной молодежи. Организация ансамблей скрипачей на базе детских музыкальных школ свидетельствует о позитивном отношении учеников и преподавателей к игре в них [1].

Поэтому считается целесообразным использование ансамблевой формы музицирования уже на начальном этапе обучения игре на скрипке. То есть рекомендуется использовать ансамбли, разнообразные по количественному составу (начиная от дуэтов), а также привлекать к участию в них учащихся с разной степенью музыкально-технических навыков. Это может быть, как унисон начинающих скрипачей, так и ансамбль с участием начинающих и учащихся средних и старших классов.

Большое значение для плодотворной работы любого коллектива и его удачных концертных выступлений имеет взвешенный подбор репертуара. Безусловно, в репертуаре ансамбля должны быть произведения различной сложности, которые соответствуют исполнительским возможностям коллектива. Это активизирует проведение репетиций, помогает ученикам сознательно усваивать материал, создает живую творческую атмосферу на уроке, снимает эмоциональное напряжение и помогает проявить свою индивидуальность [3].

Ансамблевое музицирование – это предмет, который активизирует творческую деятельность как преподавателей, так и учащихся. И чем раньше воспитанник музыкальной школы будет участвовать в ансамблях различных форм и составов, тем более результативным и перспективным будет обучение для него.

Таким образом, ансамбли разных форм являются лицом школ, их гордостью. Коллективы, создаваемые на базе детских музыкальных школ, помогают получить качественное музыкальное образование молодежи, делают музыку необходимой жизненной потребностью для человека и после окончания художественного учебного заведения. Формирование эстетически развитой, духовно обогащенной, творческой личности с помощью музыкального искусства является основной задачей учреждений начального специализированного художественного образования, а потому предмет «коллективное музицирование в ансамбле» занимает в учебном плане музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств принадлежащее ему место.

Каждый педагог ищет свою методику работы и приходит к своим выводам. Достижения нашей профессии бесконечны, творческие поиски в ней безграничны. Воспитать любовь ученика к музыке, зажечь в нем внутреннюю потребность постоянно общаться с инструментом, сделать его пропагандистом музыкальных знаний - на все это должны быть направлены усилия педагога.


Список литературы

1. Гертович, Р. Оркестр в детской музыкальной школе: вопросы организации и руководства (на примере оркестра ДМШ № 3 им. Н.Я. Мясковского) / Р. Гертович. // Вопросы музыкальной педагогики. / Сост. В.И. Руденко. Вып. 7. – М.: Музыка, 1986. – С. 152-160.
2. Каминская, Е.А. Музицирование в смешанном ансамбле как педагогическая проблема / Е.А. Каминская, С.В. Дедов // МНКО. 2021. №6 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzitsirovanie-v-smeshannom-ansamble-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 02.03.2023).
3. Минакова, Ю.В. Искусство раннего коллективного музицирования в обучении детей на скрипке / Ю. В. Минакова. // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 125–129.

Расскажите о нас своим друзьям: