Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 378

Дата публикации 31.03.2023

Профессиональная деятельность преподавателя современного вуза

Алексеева Полина Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры Публичного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, РФ, Санкт-Петербург, polina.m.alekseeva@mail.ru

Аннотация: В статье дается характеристика современной профессиональной деятельности преподавателя, прослеживается процесс ее качественного изменения, анализируются требования, предъявляемые к современному преподавателю.
Ключевые слова: профессиональная деятельность преподавателя, непрерывное развитие, современный вуз.

Professional activity of a teacher of a modern university

Alekseeva Polina Mikhailovna
associate professor of Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Saint-Petersburg

Abstract: The article characterizes the modern professional activity of a teacher, traces the process of its qualitative change, analyzes the requirements for a modern teacher.
Keywords: teacher's professional activity, continuous development, modern university.

Правильная ссылка на статью
Алексеева П.М. Профессиональная деятельность преподавателя современного вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/professionalnaya-deyatelnost-prepodavatelya-sovremennogo-vuza.html (Дата обращения: 31.03.2023)

Актуальность данной темы обуславливается происходящими в настоящее время в России кардинальными изменениями в различных сферах и областях жизнедеятельности, призванными сохранить ее основные позиции среди лидирующих стран мира. Данные изменения, в первую очередь, связаны с наступлением цифровой эпохи, экономики знаний, что предъявляет более высокие требования к человеческим ресурсам, качеству их образовательной подготовки.

Весомое, если не определяющее место в глобальной конкуренции занимает система высшего образования. Именно в данной сфере на основе фундаментального корпуса знаний происходит формирование того самого человеческого капитала, воспроизводство и приращение научно-технологического потенциала, создаются условия для перехода к экономике знаний.

Цель данной статьи – проследить качественную трансформацию понимания профессиональной деятельности преподавателя современного университета, переход от оценивания успешности лишь по формальным признакам к оцениванию личного прогресса, культурного и компетентностного.

Образовательный процесс в вузе трансформируется, совершенствуется с учетом изменений во внешней среде (экономика знаний, рынок труда, инновации в социально-экономической системе), мировой конкуренции по качеству страновых систем высшего образования. Во многом такие изменения обусловлены процессами цифровизации. Именно эти процессы обусловили появление новых моделей обучения – BYOD, гибридное обучение, смешанное обучение. Появление инновационных моделей обучения, основанных на применении цифровых инструментов, открывает новые перспективы в формировании и развитии в вузовском образовательном процессе востребованных инновационной экономикой компетенций и навыков будущих специалистов.

Так, например, констатируя очевидное несоответствие вузов, их профессорско-преподавательского состава новым требованиям и реалиям, И.Н. Ким [2] ставит вопрос о необходимости выработки механизма общественно-государственного контроля над уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, что, по мнению автора, призвано не допустить снижение уровня требований к нему, размывание профессионально-ролевого стандарта данной категории педагогических работников, и, как следствие, снижение качества образовательного процесса.

В современных условиях миссия преподавателя видится не столько в передаче своих и трансляции научных знаний по преподаваемой дисциплине, сколько в формировании у обучающихся установки на самостоятельную работу со знаниями и информацией, включая определение алгоритма их применения в той или иной ситуации. Анализируя подходы к повышению качества образовательного процесса, Н.А. Киндря, Л.Н. Алешина, С.В. Бежанова и др. обращают внимание на необходимость владения преподавателем технологиями и приемами активизации познавательной деятельности студентов [3].

В ходе профессиональной деятельности преподаватель вуза в единстве реализует такие ключевые виды деятельности, как: педагогическая, научно-исследовательская, учебно-методическая и организационная. Ведущим видом деятельности выступает педагогическая. Другие виды профессионально-педагогической деятельности интегрируются с ней, образуя единое целое [5].

Качественные характеристики образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза, как отмечает С.Д. Резник [4], в определяющей мере зависят, определяются установлением и поддержанием эффективных коммуникаций и взаимодействия членов профессионального коллектива. Гибкость в управлении кафедральным коллективом, наделение преподавателей определенной свободой и возможностью выражения личностной позиции создают ситуацию вовлеченности и причастности каждого педагогического работника к качественной реализации целей и задач кафедры в рамках общевузовской образовательной стратегии.

Рассматривая профессионализм преподавателя вуза, направления, эффективные формы и технологии его повышения, нельзя не обратиться к анализу специфики и сущностных характеристик образовательного процесса, процессов его инновационного обновления. Важнейшей сущностной характеристикой образовательного процесса в настоящее время выступает антропологический подход, когда «главной фигурой» в нем является обучающийся, не просто как человек в своей исходной данности, а человек, который получает возможность быть субъектом, творить свое бытие. Данное положение позволяет в русле антропологического подхода по-иному проектировать и выстраивать образовательный процесс как цепь неких событийных практик, позволяющих студенту осмысливать, воспринимать, позиционировать себя человеком мира, себя в этом мире, рефлексировать и определять линии своего самопонимания и самостановления.

В такой парадигме качество образования, в первую очередь, оценивается на основе показателей качества условий для реализации активного и осмысленного участия студента в образовании самого себя.

На смену оцениванию учебной успешности лишь по формальным признакам (правильные ответы на тестовые задания, механическое воспроизводство сведений из различных научных областей) приходит оценивание, включающее в том числе показатели личного прогресса, культурного прогресса и развития обучающегося. Осмысленное образование – образование, в котором человек обращается к своему внутреннему миру, определяется со смыслами, структурирует информацию и знания, отбирает по своему усмотрению культурные образцы.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что современный преподаватель обязан постоянно развиваться, чтобы оставаться востребованным и актуальным. Под таким развитием мы понимаем особый вид активности преподавателя в сфере освоения образовательный инноваций, результат совместных усилий личности, государства и общества [1].

Таким образом, в современных условиях к педагогу высшей школы предъявляются повышенные требования к профессионализму, спектру компетенций, которыми он должен обладать. Несмотря на обилие мнений, точек зрения, позиций относительно сущностного понимания компетентности, тем не менее, общим в них является то, что носитель этого свойства является человеком, который обладает опытом и может решать определенный спектр профессиональных задач. Главной отличительной чертой компетентного специалиста, в отличие от работника, только имеющего представление о чем-либо, могущего осуществлять что-то, умеющего использовать только определенные средства и т.п., является его интегрированность и погруженность в профессиональную сферу, органичное единство с этой сферой, проживание всего, что происходит в ней, взаимодействие в событийной плоскости с другими представителями профессионального сообщества.


Список литературы

1. Алексеева, П. М. Профессиональное развитие преподавателя вуза в условиях модернизации образования / П. М. Алексеева // Исследование и практика в социально-экономической и гуманитарной сфере : Сборник избранных статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2022. – С. 13-15.
2. Ким, И. Н. Профессиональная деятельность преподавателя российского вуза: сложившиеся стереотипы и необходимость перемен / И. Н. Ким // Высшее образование в России. – 2014. – № 4. – С. 39-47.
3. Aleshina, L.N., Bezhanova S.V., Kindrya, N.A., Kosevich, A.V., Satina, T.V. Improvement of the quality of the educational process in the multi-level higher education system. (2019) International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 8 (12), pp. 1056-1060.
4. Резник С.Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: учебник. Пенза: ПГУАС. 2014. - 356 с.
5. Чикилева Л.С., Танцура Т.А. Организация профессиональной деятельности преподавателя вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 05 (46)

Расскажите о нас своим друзьям: