Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 787.1

Дата публикации 31.03.2023

Художественно-исполнительская техника скрипача в контексте формирования исполнительской культуры

Алиева Зарема Эбазеровна
профессор кафедры музыкально-инструментального искусства, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»
Эмурлаев Изет Нариманович
Студент группы МИИ-21 кафедры музыкально-инструментального искусства ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»

Аннотация: В данной статье автором раскрываются вопросы художественно-исполнительской техники скрипача. Становление художественно-исполнительской техники скрипача рассматривается в статье в контексте формирования исполнительской культуры.
Ключевые слова: скрипка, скрипичное искусство, художественно-исполнительская техника, исполнительская культура.

Artistic and performing technique of a violinist in the context of the formation of performing culture

Alieva Zarema
Professor of the Department of Musical and Instrumental Art GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov"
Emurlaev Izet
Student of the MII-21 group of the Department of Musical and Instrumental Art GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov"

Abstract: In this article, the author reveals the issues of the violinist's artistic and performing technique. The formation of the violinist's artistic and performing technique is considered in the article in the context of the formation of performing culture.
Keywords: violin, violin art, artistic and performing technique, performing culture.

Правильная ссылка на статью
Алиева З.Э., Эмурлаев И.Н. Художественно-исполнительская техника скрипача в контексте формирования исполнительской культуры // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/khudozhestvenno-ispolnitelskaya-tekhnika-skripacha-v-kontekste-formirovaniya-ispolnitelskoj-kultury.html (Дата обращения: 31.03.2023)

Формирование художественно-персонализированного творчества скрипача требует углубленного анализа развития его художественно-исполнительской техники как одной из составляющих художественно-технологической личностно-профессиональной системы исполнительской культуры, наряду с развитием коммуникативного артистизма, что репрезентируется сформированностью личностно-значимой и художественно-значимой интерпретацией музыкального произведения.

В связи с этим, основополагающими направлениями в процессе формирования художественно-исполнительской техники скрипача являются:

– построение рациональной техники скрипача, основанной на сознательном обеспечении развития технической базы как системы сложных, чрезвычайно тонких и точных специализированных движений скрипача, конструктивной основой которой выступает биомеханистически-инструментальная целесообразность, к которой относится: единство целесообразного индивидуального мышечного ощущения, методически обоснованной правильной формы музыкально-игровых движений и поливариантности характера их протекания (скорость, напор, прикосновение); определенные три компонента являются основой формирования всех технических приемов скрипача, начиная от постановочных форм и завершая сверхсложными комбинациями штрихов и сложнейшими видами техники левой руки скрипача (пассажная техника, техника двойных нот, аккордовая техника и т.д.);

– сформированность художественно-стилевой техники скрипача, основанной на достижении гармоничной взаимосвязи между художественными намерениями и техническими приемами исполнителя-скрипача, которая осуществляется на почве сознательной творческой регуляции, поскольку в процессе художественного поиска слуховые и двигательные компоненты взаимодействуют на иррациональной основе; в результате данной взаимосвязи формируется художественно-инструментальная оперативность музыкально-игровых приемов скрипача [2].

На почве данных позиций формирование исполнительского мастерства скрипача в данном исследовании рассматривается в двух аспектах как рациональная техника, развитие которой базируется на индивидуальной психофизиологической доминанте исполнителя, и как художественно-стилевая техника, основой которой является формирование средств художественно-технической выразительности скрипача, их художественная поливариантность, ассоциативно-образная нагрузка, обусловленная в данном процессе сформированностью художественно-персонализированной доминанты исполнительского творчества скрипача, содержанием которой является формирование взаимосвязи, взаимокоординации базисных измерений исполнительской личности (персонально-диспозиционный, креативно-деятельностный, исполнительско-опытный измерения) с формирующими личностно-профессиональными системами (эстетико-ментальная, оценочно-креативная, художественно-технологическая).

Формирование рациональной техники скрипача требует наработки целостной совокупности специализированно-двигательных навыков, что является основой исполнительской техники скрипача и, вместе с этим, одной из важнейших задач исполнительского мастерства музыканта-исполнителя.

Исполнительская техника занимает столь значительное место в творческом процессе исполнителя, что возникает необходимость анализа проблем ее формирования и структуры. Это прежде всего осуществление классификации технических навыков скрипача, что имеет важное значение для точного выяснения практических задач обучения [1].

Психическая сфера музыканта не должна сужаться лишь к слуховому восприятию воображения и контролю технических навыков скрипача как это принято в традиционных методиках. Она должна обогащаться сознательным установлением взаимосвязи с мышечными ощущениями, их образами и наработкой мышечного контроля за исполнительскими навыками, а также с их внутренним зрительными представлениями и контролем.

По психологическим характеристикам исполнительские навыки скрипача распределяются на следующие основные группы:

– сенсорные, к которым относим: навыки слухового восприятия, представления и контроля; мышечные ощущения (осязательно-кинетические); зрительные ощущения;

– двигательные, что является навыками движений правой и левой рук скрипача, координации рук скрипача со слуховыми представлениями, навыки держания инструмента и смычка, положение тела во время игры (постановка) [2].

Таким образом, принципиальными позициями в процессе построения рациональной техники скрипача избираются: сознательное обеспечение развития технической базы как системы сверхсложных и чрезвычайно тонких и точных специализированных движений скрипача; целесообразной основой построения техники выступает единство характера движения, его формы и индивидуального мышечного ощущения.

В процессе обучения игре на скрипке на современном этапе не в полной мере анализируются и мало используются механизмы психофизиологического становления профессионализма скрипача, такие как анализ мышечной системы в формировании технических приемов, биомеханики и биодинамики движений скрипача, составляющих сущность формирования сенсомоторного аспекта исполнительского мастерства скрипача. А также практически отсутствует в практике обучения анализ педагогом познавательных компонентов будущего музыканта и его индивидуально-психологических качеств, что является необходимым для формирования художественно-творческого аспекта исполнительского мастерства инструменталиста. А значит, преподавание осуществляется в основном эмпирически-декларативным путем, который не способствует развитию исполнительского мастерства на сознательном и рациональном уровнях, что, в свою очередь, лишает будущего исполнителя дальнейшего осмысления, коррекции и совершенствования собственного уровня музыкально-исполнительской деятельности [1].

Формирование исполнительского мастерства на сознательном уровне означает знание физиологии и анатомии рук музыканта, психологических механизмов профессиональной деятельности, умение руководить ими в процессе обучения и во время концертного выступления. То есть вся технология исполнительского мастерства должна строиться на почве психофизиологических механизмов, анализа личностных качеств музыканта, что в итоге формирует исполнителя - мастера и исполнителя-творца.

Вопрос мышечного ощущения и его роль в скрипичной технике является определяющим в процессе построения целесообразных технических приемов, как в ведении смычка, так и в технике левой руки скрипача.

В процессе приобретения техники правой руки скрипача важным является дифференцирование мышечного ощущения по строению суставов правой руки и, в связи с этим, определение ряда недостатков, которые чаще всего встречаются в процессе овладения техникой правой руки скрипача. Самым важным из них является неумение чувствовать разницу между активными и пассивными движениями рук скрипача [3].

Тонкая мышечная чувствительность может быть дана музыканту от природы. Она приобретается и сознательным путем. В каждой мышце есть, кроме двигательных, чувствительные нервы, которые постоянно информируют мозг о мере напряжения мышц и о взаимном положении частей тела. На основе этих информаций регулируется продолжительность и интенсивность импульса движений. Мышечное ощущение поддается развитию и его необходимо развивать, поскольку оно является «посредником» между слухом и звукообразованием [2].

В связи с этим, необходимо указать на тесную взаимосвязь между состояниями центральной нервной системы и тонусом (состоянием) мышечной системы. Через центральную нервную систему, наше сознание, мы можем изменять тонус мышечной системы (напрягать, расслаблять). С другой стороны, состояние мышечной системы влияет на тонус центральной нервной системы. Такая взаимосвязь дает возможность сознательной регуляции одной системы через вторую.

В данном случае музыкант должен научиться через сознание контролировать и управлять мышечной системой своего организма, сначала на простых упражнениях, далее в профессиональных условиях [4].

Таким образом, приобретение навыков регуляции мышечной системы через сознательный контроль во всех процессах – учебном и исполнительском – дает возможность постоянно контролировать и соответственно настраивать, в зависимости от требований, мышцы тела, то есть сохранять мышцы в профессиональных условиях в целесообразном мышечном состоянии, то есть в состоянии относительного равновесия напряжения и расслабления.


Список литературы

1. Беляева, О.Д. Особенности формирования исполнительского мастерства скрипача на этапе предпрофессиональной подготовки / О.Д. Беляева. // Образование и воспитание. – 2019. – № 2 (22). – С. 36–39.
2. Гвоздев, А.В. Звукоизвлечение на скрипке в связи с задачами художественного исполнения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 151. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zvukoizvlechenie-na-skripke-v-svyazi-s-zadachami-hudozhestvennogo-ispolneniya (дата обращения: 02.03.2023).
3. Гвоздев, А.В. Многокомпонентная система исполнительской техники как основа интерпретаторского творчества скрипача: автореферат дис. доктора искусствоведения: 17.00.02 / А.В. Гвоздев; Место защиты: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2015. – 40 с.
4. Либерман, М.Б. Культура звука скрипача: Пути формирования и развития / М.Б. Либерман, М. Берлянчик. – М.: Музыка, 1985. – 160 с.

Расскажите о нас своим друзьям: