Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 373.014.3

Дата публикации 31.03.2023

Значимость педагогической теории Ф.Х. Мустафиной для современного отечественного образования

Галлямова Алина Айдаровна
Студентка кафедры башкирского языка и литературы, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа, lina-gallyamova@bk.ru
Научный руководитель Аминов Тахир Мажитович
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа, tahir-aminov@yandex.ru

Аннотация: В статье проанализированы особенности профессиональной деятельности Мустафиной Фатымы Хамидовны – министра просвещения БАССР в 1955-1971 годах, педагогической теории, представленной в её монографии «Развитие всеобщего среднего образования Башкирской АССР (1917-1978)». Определено значение теории и практики ученого в решении актуальных проблем современной системы образования РФ.
Ключевые слова: Ф. Х. Мустафина, министр просвещения, монография, педагогические кадры, история развития среднего образования в Башкирии.

The significance of F.H. Mustafina's pedagogical theory for modern domestic education

Gallyamova Alina Aidarovna
Student of Bashkir language and literature department, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla of the Russian Federation, the Republic of Bashkortostan, Ufa, lina-gallyamova@bk.ru.
Scientific adviser Aminov Tahir Mazhitovich
Doctor of Pedagogy, Associate professor at the Department of Pedagogy, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla of the Russian Federation, the Republic of Bashkortostan, Ufa, tahir-aminov@yandex.ru.

Abstract: The article analyzes features of Mustafina Fatima Khamidovna's professional activity as BASSR minister of education in 1955-1971 and her pedagogical theory represented in her monograph "Development of General Secondary Education in Bashkir ASSR (1917-1978)". The value of the scientist's theory and practice in solving current problems of the modern education system of the Russian Federation is determined.
Keywords: F.K. Mustafina, Education minister, monograph, educational personnel, national-regional component of school education of the republic, history of the development of secondary education in Bashkiria.

Правильная ссылка на статью
Галлямова А.А., Аминов Т.М. Значимость педагогической теории Ф.Х. Мустафиной для современного отечественного образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/znachimost-pedagogicheskoj-teorii-fkh-mustafinoj-dlya-sovremennogo-otechestvennogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 31.03.2023)

Актуальность. Одной из актуальных проблем отечественного образования является острая нехватка квалифицированных педагогических кадров, обусловленная снижения престижа профессии педагога, в особенности, профессии школьного учителя в глазах подрастающего поколения. Поэтому государством предпринимаются серьезные шаги, предполагающие снижение остроты проблемы. Не случайно, Президентом РФ В. В. Путиным было заявлено следующее: «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога». Названное, безусловно, было легитимировано в Указе президента от 27 июня 2022 года, нацеленного на «признание особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность».

В связи с этим изучение и переосмысление педагогического опыта отдельных педагогов приобретает особое значение, поскольку накопленные положительные идеи, достижения и недостатки позволят критически осмыслить и заимствовать все позитивное для дальнейшего развития современной системы образования. В этом отношении достаточный интерес представляет опыт одного из выдающихся деятелей образования Башкирской АССР Фатымы Хамидовны Мустафиной. Она первая женщина министр Просвещения и первая женщина кандидат философских наук республики, посвятившая всю свою жизнь образованию. Неслучайно, её многолетний труд был удостоен множеством государственных наград, в том числе орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени. Известна Фатыма Хамидовна как талантливый педагог, ученый, автор множества монографий и других научных сочинений. Одна из ее монографий даже спустя десятилетия не теряет своей актуальности,  поскольку представленные в ней педагогические факты, размышления и выводы сегодня не только практически, но и теоретически значимы. Речь идет о ее книге «Развитие всеобщего среднего образования Башкирской АССР (1917-1978)», опубликованной в 1979 году [4].

Методология исследования.

Целью нашей работы является анализ педагогических идей представленной монографии. Из этого были определены следующие задачи: 1) описать особенности жизнедеятельности Ф. Х. Мустафиной как государственного и научного деятеля; 2) анализ монографии, акцентами которого стали следующие позиции: а) изучение предпосылок, хода и результатов осуществления перехода к всеобщему среднему образованию в республике; в) анализ особенностей подготовки, повышения квалификации, дальнейшего подбора и расстановки педагогических кадров, а также повышения роли учителя в жизни общества. Методологической основой работы стал аксиологический подход. Были использованы методы историко-педагогического исследования: историко-типологический, конструктивно-генетический, биографический и монографический.

Результаты исследования.

Одну из ярких оценок Ф. Х. Мустафиной, на наш взгляд, дал З. Ш. Акназаров – советский государственный и партийный деятель, экс-председатель Совета Министров Башкирской АССР, который высказал следующее: «Фатыма Хамидовна была великой женщиной нашего времени. То, что сделано в области народного образования под ее руководством, незабываемо...» [4,с. 123]. Бесспорно, эта удивительная и легендарная личность – настоящий пример человека, посвятившего всего себя делу и воспитанию подрастающего поколения. Сложно пересказать всё то, что было достигнуто системой образования региона при ней. Из биографических фактов назовем только те, которые представляют наибольший интерес.

Фатыма Хамидовна родилась 26 декабря 1913 года в деревне Дингизбай Большечерниговского уезда Самарской губернии. Рано оставшись без отца, она воспитывалась в детском доме г. Туркестана Казахской ССР, затем окончила среднюю школу при детдоме имени Ленина г. Уфы [1].

После окончания в 1933 году Башкирского пединститута им. К. А. Тимирязева работала в межрайонной совпартшколе г. Белорецка. В 1936 году была назначена заведующей отделом пионеров обкома ВЛКСМ. В 1938-1942 годах работала преподавателем Башкирского дошкольного педучилища №1.

С 1942 по 1944 годы Фатыма Хамидовна вновь на комсомольской работе: секретарь Советского райкома комсомола, секретарь по пионерской работе, затем – первый секретарь Башкирского обкома ВЛКСМ.

В 1944 году она была назначена в комиссию партийного контроля при ЦК ВКП (б) по Башкирской АССР. В 1947-1950 годах училась в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС и защитила кандидатскую диссертацию по философии.

Непростое детство, отличная учеба, работа педагогом, партийная работа, поездки на фронт в годы Великой Отечественной войны определили развитие лидерских качеств, способности налаживать контакт с другими людьми, настойчиво добиваться своей цели, умение креативно мыслить и нести ответственность за порученное дело. Эти качества стали условием ее назначения на пост министра просвещения БАССР.

В годы ее руководства Министерством был осуществлен переход к всеобщему  обязательному восьмилетнему образованию. В Башкирии проводится большая организационно-педагогическая работа по дальнейшему улучшению функционирования средней общеобразовательной школы. Особое внимание уделялось совершенствования содержания образования и подготовке учителей.

В эти годы происходит переход от четырехлетней к трехлетней системе начального образования. После реформы 1958 года в школах стало внедряться 11-летнее производственное обучение. В большинстве школ были оборудованы мастерские, открыты учебные цеха, улучшилась работа на пришкольных участках, стремительно развивалась деятельность производственных бригад. В эти годы были проведены 6 республиканских съездов учителей, которые явились крупным образовательным и культурно-просветительским событием.

Фатыма Хамидовна всю свою жизнь прожила с благородной мыслью о народном просвещении, даже в самые тяжелые времена не отказывалась от своих идей, она понимала, что нельзя останавливаться, если бросить все сейчас – больше такого шанса может и не быть, как и времени на это. Люди помнят ее подвижнический труд, и тысячи учителей брали с неё пример, посвящая свою жизнь служению истине и красоте.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Фатыма Хамидовна пользовалась большим авторитетом среди работников народного образования. Она обладала замечательными качествами руководителя. Это высокая образованность и профессионализм, широкая эрудиция, организаторские способности, уважительное отношение к кадрам и огромнейшая любовь к детям. Именно такой ее описывала и современница Э. М. Ахмерова, ветеран просвещения, отличник образования, член Совета Музея истории образования: «С теплотой и трепетом вспоминаю время общения с корифеем педагогической мысли, с интересным человеком, Фатымой Хамидовной Мустафиной, с которой мне посчастливилось жить бок о бок почти 40 лет… Для меня она была образцом подражания во всём: в отношении к делу, которому мы служили, в дружбе, в сложных житейских ситуациях» [4, сс. 147 - 148].

Несмотря на большую практическую загруженность Ф. Х. Мустафина много работала и как педагог-исследователь. Анализируемая нами книга «Развитие всеобщего среднего образования Башкирской АССР (1917-1978)», написана на основе огромного массива документальных источников, а также личного участия в педагогической и исследовательской работе. В этой монографии автор выступила вдумчивым исследователем историко-педагогических и актуальных проблем системы образования Башкирской АССР.

Одним из достоинств данной книги является то, что в ней собрано достаточно большое количество нормативных документов, сводных таблиц, статистических материалов, имен педагогов и организаторов, внесших большой вклад в развитие народного образования, сведения об особенностях организации и функционировании  всех типов общеобразовательных учебных заведений.

Исследуя тенденции развития народного образования с 1917 по 1978 годы, она раскрывает сущность проведенных в это время двух знаковых реформ, оказавших большое влияние на развитие всеобщего обучения в регионе. Первая реформа «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 14 августа 1930 года предписывала введение «обязательного обучение детей с 8-летнего возраста в объеме 4-летнего курса начальной школы в сельских местностях, а в городах и рабочих поселках – обязательное 7-летнее обучение», предусматривавшая и оказание материальной помощи детям малообеспеченных семей. В итоге уже за короткий промежуток времени в республике были получены ощутимые результаты, что подтверждается множеством сравнительного и аналитического материала. С 1951 года вводится всеобщее семилетнее обучение и расширяется среднее образование. Наглядно это можно увидеть в данных об увеличении числа выпускников средних школ в сравнении с минувшими годами. Например, в 1950 году было выпущено 3910 юношей и девушек, в 1956 году – 15209, а в 1958 году – 16531. Не это ли свидетельство размаха развития среднего образования?

Определив пути дальнейшего развития народного образования в стране, перехода к всеобщему среднему образованию, его совершенствованию, в Башкирской АССР, как и по всей стране, развернулась усиленная работа по решению намеченных правительством задач. Силы были направлены на обеспечение полного перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи, принятие мер по дальнейшему укреплению материальной базы школ, повышение качества обучения школьников, активной подготовки их к общественно полезному труду. Стоит отметить, что в результате активных совместных действий управленцев, педагогов и общественности был осуществлен видимый скачок в области народного образования. Как отмечается в монографии: «Всеобщее среднее образование успешно осуществляется не только в отдельных школах, но и во многих сельских районах республики» [5, с. 111].

Автор указывает, что немаловажным фактором перехода к всеобщему образованию являлся и подбор, расстановка и воспитание, повышение деловой квалификации педагогических кадров. Эти вопросы, а так же вопросы создания для них необходимых условий в первую очередь волновали партийных и советских органов республики, что неудивительно, ведь фигура учителя стала центральной. «Люди от века лишенные возможности читать и писать, обреченные на невежество и темноту, смотрели на учителя почти с суеверным выражением – ведь именно он мог открыть им глаза на правду жизни, открыть им волшебство письма и смысла книг» [5, с. 174].

Поэтому были разработаны перспективные планы в каждом районе, городе и в республике в целом. Подготовкой и повышением квалификации занимались все функционирующие в регионе высшие и средние педагогические учебные заведения, Башкирский институт усовершенствования учителей, районные и городские методические кабинеты. Кроме того, проводили специальные курсы, семинары учителей, директоров школ и их заместителей, председателей методических объединений.

В монографии большое внимание уделено тому, как Министерство просвещения занималось открытием новых педагогических училищ (в Сибае, Салавате, Уфе, Кумертау) и оснащением учебно-материальной базы уже существующих учебных заведений. Так в Сибайском педучилище было открыто отделение по подготовке учителей трудового обучения, в Белорецком педучилище – отделение по подготовке дошкольных работников. Дальнейшее обучение учителей продолжалось и в заочной форме. Автор сообщает, что в результате принятых мер произошли большие изменения в качестве педагогических кадрах, подкрепляя сравнительными данными увеличения количества педагогов с высшим образованием.

Особое внимание в книге уделяется необходимости укрепления учительскими кадрами сельских школ и методах, способствующих повышению их компетенции. Для этого устанавливаются льготы и преимущества для учителей, работающих в сельской местности (увеличение оплаты труда, строительство жилых домов). Продолжается работа и по мотивации учителей, так за большие заслуги учителей награждают орденами и медалями СССР, стимулируют повышение педагогического мастерства, дают почетное звание «Народный учитель СССР»; создается четкая система повышения квалификации учителей с привлечением преподавателей вузов, педучилищ, научных работников Башкирского филиала НИИ.

Фатыма Хамидовна, как автор и исследователь образования Башкирской АССР, проделала колоссальную работу  как  над сбором, изучением и структурированием всего этого огромного, подробного и разнообразного материала, как и над дальнейшим его анализом и обобщением. Ее научные работы, как и проанализированная нами монография «Развитие всеобщего среднего образования Башкирской АССР (1917-1978)», представляют собой ценный источник данных для министерства образования и науки РФ, региональных и муниципальных органов управления образования при принятии мер, направленных на решение образовательных проблем и улучшение системы образования в стране.

Как отмечают ее современники, она была одним из самых энергичных и деятельных членов тогдашнего правительства республики. Вышедшая из народной среды, она хорошо осознавала значение современного образования для республики, важность хорошей школы, особенно в сельской местности. Ф. Х. Мустафина активно и, стоит заметить, успешно проводила немало школьных реформ в 60-х годах прошлого столетия, уделяя особое внимание малокомплектным и неполным средним школам. Тогда в Башкортостане в относительно короткое время были построены десятки современных зданий для школ и интернатов. С особым энтузиазмом помогала она сельским школам, делая для них все возможное и невозможное, обеспечивая их ремонт и реконструкцию. Фатыма Мустафина объездила все районы Башкортостана, была хорошо осведомлена о положении дел на местах и лично знала почти всех директоров школ.

Интересно отметить, что многие, кто сталкивался с ней, отмечали ее строгую требовательность, настойчивость и непоколебимость, профессиональное знание своего дела, ориентированность на интересы людей и республики. Мало кто из федеральных управленцев мог отказать ей в финансировании строительства новых школ [3]. Помогало Фатыме Хамидовне отстаивать интересы республики и то, что она избиралась депутатом Верховного Совета РСФСР пятого созыва, депутатом парламента Башкортостана четвертого, шестого и седьмого созывов.

Заключение.

Таким образом, можно констатировать следующее: монография Ф. Х. Мустафиной представляет собой анализ наиболее значимых факторов, этапов и значимых решений, принятых в 1917-1978 года в области среднего образования в регионе и разработки его содержания, а также условий организации учебно-воспитательного процесса и подготовки педагогических кадров.

Идеи, прозвучавшие в книге, во многом актуальны и сегодня. К примеру идея об ускоренной подготовке учителей, находкив процессе повышения их пеадгогического мастерства. Путем расширения сети институтов, педтехникумов и создания краткосрочных курсов, а также постановления об увеличении приема в университет и педагогические вузы определенного количества человек значительно повысился рост численности педагогических кадров. А решение о принятии правительством ряда важнейших постановлений, направленных на дальнейший подъем советской школы на более высокую ступень, обеспечило глубину и стабильность содержания школьного образования в идейно-политическом и научно-политехническом отношениях [2]. Заслуживает внимания и идея по поднятию общественно-политической значимости труда учителей, улучшение их материального положения и другие мероприятия по повышению авторитета и роли педагога. Всё это не только ускорило развитие среднего образования  в республике, но увеличило и качественно улучшило контингент педагогических кадров.

В республике помнят и чтят выдающегося педагога и наставника. О ее жизнедеятельности и вкладе в дело образования не только республики, но и всей страны в целом, пишут книги, присваивают ее имя образовательным учреждениям. Так, Уфимская городская башкирская гимназия № 20 носит ее имя. В гимназии создан музей Фатымы Мустафиной, где хранятся её личные вещи, книги, фотографии, документы. В музее установлен ее бюст работы скульптора Владимира Лобанова. Экспозицию, посвященную жизни и трудовой деятельности педагога, можно найти в Музее истории развития народного образования республики. На доме в Уфе, где долгие годы проживала Фатыма Хамидовна Мустафина, установлена мемориальная доска.


Список литературы

1. Аминов Т. М. Ф. Х. Мустафина как исследователь историко педагогических проблем системы образования в Башкирской АССР // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. - № 6. – С. – 2007. - № 2. – С. 42-62.
2. Аминов Т. М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. – Оренбург, 2015. – С. 2821-2825.
3. Гильмиянова Р. А. "Большое видится на расстоянии...", или вклад Ф. Х. Мустафиной в развитие социокультурного пространства Башкирии // Педагогический журнал Башкортостана. – 2014. - № 4. – С. 144 -146.
4. Музейный проект «Система образования республики. Век ХХ: Люди. События. Факты», «Воспоминания современников о Ф. Х. Мустафиной – министре просвещения Башкирии (из фондов музея истории развития образования Республики Башкортостан)» // Педагогический журнал Башкортостана. – 2007.
5. Мустафина Ф. Х. Развитие всеобщего среднего образования Башкирской АССР (1917-1978). – Уфа: Башкнигоиздат, 1979.

Расскажите о нас своим друзьям: