Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 376. 37

Дата публикации 31.03.2023

Теоретические аспекты проблемы формирования связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Устинова Дарья Сергеевна
студентка психолого-педагогического факультета, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, ustinovad65.d@gmail.com
Научный руководитель Якушева Вероника Владимировна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, yakusheva.veronika@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы формирования связной монологической описательной речи у детей с речевой патологией. В публикации описаны проявления несформированности описательной речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Дается обоснование необходимости реализации комплексного использования традиционных и инновационных подходов к логопедической работе по формированию связной монологической описательной речи у таких детей. Подчеркивается важность соблюдения условий здоровьесбережения дошкольников в процессе применения информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: речь, связная речь, монологическая речь, описательная речь, описательный рассказ, общее недоразвитие речи, коррекция, формирование, мнемотехника, интерактивные игры.

Theoretical aspects of the problem of formation of coherent descriptive speech in older preschool children with General speech underdevelopment (The third level of speech development)

Ustinova Darya Sergeevna
student of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Scientific adviser Yakusheva Veronika Vladimirovna
Cand. Sci. (Ped.) Associate professor at the Department of special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk

Abstract: The article is devoted to the study of the problem of formation of coherent monological descriptive speech in children with speech pathology. The publication describes the manifestations of non-formation of descriptive speech in students of senior preschool age with general speech underdevelopment. The substantiation of the need to implement the integrated use of traditional and innovative approaches to speech therapy work on the formation of coherent monological descriptive speech in such children is given. The importance of observing the health-saving conditions of preschoolers in the process of using information and communication technologies is emphasized.
Keywords: speech, coherent speech, monologue speech, descriptive speech, descriptive narrative, general speech underdevelopment, correction, formation, mnemonics, interactive games.

Правильная ссылка на статью
Устинова Д.С. Теоретические аспекты проблемы формирования связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/teoreticheskie-aspekty-problemy-formirovaniya-svyaznoj-opisatelnoj-rechi-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-iii-uroven-rechevogo-razvitiya.html (Дата обращения: 31.03.2023)

Человек должен владеть связной речью для того, чтобы взаимодействовать с окружающими людьми, иметь возможность передавать собственные мысли и производить обмен информацией вербально. В лингвистических исследованиях связная речь рассматривается в качестве акта коммуникации, передачи смысла речи с помощью языковых средств.

Связная речь представляет собой: деятельность говорящего, процесс выражения мысли; текст, высказывание, продукт речевой деятельности [13].  В рамках развития связной речи важную роль играет описательная речь, предусматривающая навыки составления описательных рассказов [10].

О.А. Нечаева [11] считает, что описание – это констатирующая объективная речь со статическим во временном плане содержанием, перечислительной формой и прямой модальностью.  Описательный рассказ представляет собой небольшое по объему отраженных явлений и объему текста прозаическое произведение, создаваемое на базе творческого воображения. Это изложение характерных признаков предметов и явлений. Рассказ характеризуется простотой, лаконичностью, четкостью, сжатостью. Связная монологическая речь, в том числе, описательная, не формируется стихийно, это длительный процесс целенаправленной работы. Усвоение навыков описательного рассказывания зависит от речевых возможностей детей, от развивающего потенциала языковой среды – как в домашнем обучении, так и в дошкольных образовательных организациях [9].

Вопрос формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов широко представлен в современных источниках. Кроме того, одним из требований Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), принятой в конце 2022 года, уточняется, что в старшем дошкольном возрасте у детей должны быть сформированы навыки составления по плану и образцу небольших описательных рассказов по предмету, картине. Тем не менее значительное число детей старшего дошкольного возраста испытывают трудности овладения связной описательной речью, в основном, это дети с речевыми патологиями, в частности, с общим недоразвитием речи. При данном речевом расстройстве у детей отмечается узость словаря, особенно глагольного, нарушения грамматического строя речи [14]. Развернутые смысловые высказывания дошкольников с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности, отрывочностью. Дети могут несколько раз повторить одни и те же характеристики, делая акцент на поверхностные впечатления, не устанавливая причинно-следственных связей.

У всех дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается быстрая истощаемость, отвлекаемость, утомляемость, низкая мотивация к познавательному развитию. В процессе прогулок или экскурсий данные дети практически не задают вопросов, слабо интересуются причинами явлений природы, окружающего мира, что также негативно отражается на процессе пополнения активного словаря и, соответственно, связной речи.

Успешность развития связной описательной речи зависит от возможностей усвоения детьми лексических и грамматических языковых значений разной степени обобщённости, от восприимчивости к выразительным средствам фонетики, лексики и грамматики, что вызывает значительные проблемы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Только овладев определёнными языковыми закономерностями, ребёнок верно моделирует собственные речевые высказывания.

О недостатках связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи свидетельствуют исследования Н.Г. Андреевой [1], В.К. Воробьевой [5], В.П. Глухова [6], Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной [12], других авторов, которые отмечают, что по сравнению со своими сверстниками, не имеющими нарушений речи, дети с общим недоразвитием речи не проявляют значительного интереса к окружающей действительности, практически не задают вопросов о сущность предметов и явлений, о процессах, протекающих в природе и социальной жизни людей. Соответственно, они не замечают многих характеристик даже тех объектов, с которыми взаимодействуют каждый день, что негативно отражается на успешности овладения ими связной описательной речью. Исследования педагогов-практиков также свидетельствуют, что без педагогического воздействия на процесс овладения детьми описательной речью, данные воспитанники будут затрудняться в составлении творческого рассказа, а при поступлении в школу – в написании сочинений и изложений.  

Вопрос формирования связной монологической речи и, в частности, описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является насущным для всех логопедов и воспитателей, взаимодействующих с данными детьми. Реализуется значительное количество различных видов упражнений, в том числе, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

 Существует широкое разнообразие авторских методик, дидактического материала для формирования связной описательной речи у дошкольников.

Так, авторский курс «Картинки-говорилки» предлагает логопед-нейроребилитолог В.С. Бунина [4]. Предлагаемый автором картинный материал выступает в качестве опорных схем, а предполагаемый рассказ имеет цепную структуру, то есть, конец одного предложения является продолжением второго.  О.Г. Ивановская и соавторы [7] предлагают сборник разрезных картинок, по которым дети обучаются составлению монолога. В методике рекомендуется использовать картинки, разделенные линиями на составные части, по котором дети учатся составлять рассказы путем последовательного распространения предложений.

Н.Е. Арбекова [2] рекомендует в обучении детей составлению описательного рассказа сначала использовать различные виды игрушек, муляжей, например, кукол, фигурки животных, игрушечный транспорт, наборы детской посуды или мебели, то есть, предметы, объединенные определенной связью. Затем – использовать картинный материал.

С.В. Бойкова [3] предлагает развивать связную речь посредством использования пиктограмм. Пиктограмма представляет собой схематическое изображение предмета, действия или признака. Посредством пиктограмм дети учатся составлять простые фразы при описании объекта, затем, фразы, состоящие из подлежащего, нескольких сказуемых и определений. Далее с помощью пиктограмм дети создают будущий план-описание. Пиктограммы в данном случае выступают в качестве наглядных опор для составления рассказа.

Таким образом, в представленных авторских методиках содержатся рекомендации, позволяющие формировать у дошкольников навыки составления содержательного описательного рассказа, соблюдать логическую последовательность передачи фактов. Тем не менее, в рассматриваемых методиках внимание практически не уделяется технологии обучения детей включению в описательный рассказ личного опыта, личного отношения к описываемому объекты. Кроме того, мало внимания уделяется технологии обучения детей использовать разнообразие языковых средств.

В современных программах дошкольного образования важным условием является формирование у детей навыков усвоения системы родного языка, в частности, связной описательной монологической речи. Повышается роль использования новых технологий в логопедической работе, в частности, использования интерактивных игр, электронных презентаций, мнемотехники, элементов арт-терапии (сказкотерапия, пескотерапия и т.п.). Логопеды активно используют «умное зеркало», компьютер, планшет, работают с интерактивной доской, что позволяет сделать логопедическое занятие интереснее, мотивировать детей к совершенствованию речи. Тем не менее, некоторые вопросы развития описательной речи у дошкольников с ОНР все еще требуют решения:

1. Существует дальнейшая необходимость детального изучения эффективности включения в логопедическую практику различных видов электронных методических пособий и интерактивных игр, способствующих формированию у дошкольников с ОНР описательной речи, например, комплекты «Мерсибо», «Игры для Тигры» и других.

2. Значительное количество педагогов-практиков в качестве наглядного материала для обучения детей описательной речи использует устаревший наглядный материал. Например, до сих пор активно используется логопедами пособие Н. Радлова «Рассказы в картинках», так как оно упоминается во многих учебниках по логопедии. Пособие издано в 1937 году, поэтому качество изображений и сюжетов морально устарело. Очень важно знакомить логопедов  с новыми пособиями, сборниками, альбомами, которые могут использоваться с учетом современных реалий.

3. Еще одной проблемой, требующей дальнейших исследований, является качественная оценка навыков использования педагогами современных электронных средств. Например, каждый логопед имеет возможность адаптировать традиционную логопедическую игру, предоставляя детям не бумажные карточки-картинки, а, например, фото или рисованное изображение с эффектами анимации на электронных презентациях Power Point. Тем не менее, остается открытым вопрос: по каким критериям педагоги выбирают цветовой фон электронных презентаций, насколько понятны и доступны детям изображения, на каком уровне выставлено освещение и звуковые фоны, сопровождающие презентации. Несмотря на то, что существуют требования СанПин при использовании информационно-коммуникативных технологий в дошкольной образовательной организации, некоторые вопросы перевода традиционных логопедических игр в интерактивные посредством электронных презентаций все еще остаются открытыми.

Несмотря на то, что интерактивные игры и электронные презентации с большим интересом воспринимаются дошкольниками и в некоторой степени упрощают логопедам поиск наглядного материала, эффективность их использования представляет особый интерес, как и другие технологии, такие как, например, мнемотехника, арт-терапевтические техники в логопедической практике.

4. Также существует необходимость определения направлений, форм и методов формирования у дошкольников с ОНР связной описательной речи в условиях массовой работы воспитателя с детьми, имеющими и не имеющими нарушения речи. Необходимо уточнить: каким образом воспитатель может максимально эффективно выстраивать работу с группой детей, учитывая рекомендации логопеда по работе с воспитанниками, имеющими общее недоразвитие речи.

 


Список литературы

1. Андреева Н.Г. Наглядно-дидактический материал по развитию связной речи на логопедических занятиях. – М.: Владос, 2021. – 178 с.
2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда. – М.: Гном, 2022. – 248 с.
3. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. – СПб.: Каро, 2021. – 176 с.
4. Бунина В.С. Рассказы по картинкам-говорилкам. Авторский курс по развитию связной речи. – СПб.: Феникс, 2021. – 35 с.
5. Воробьева В.К. Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: Аст, 2009. – 160 с.
6. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Юрайт, 2019. – 231 с.
7. Ивановская О.Г., Николаева Т.В., Гадасина Л.Я Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок. –СПб.: Каро, 2019. – 56 с.
8. Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М.: Гном, 2022. – 48 с.
9. Коновалова С.Н., Четверикова Т.Ю. Обучение составлению рассказа-описания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. –Омск: Омский гос. пед. ун-т. Омск, 2005. – 31 с.
10. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 175 с.
11. Нечаева О. А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. Улан-Удэ, 1999. 96 с.
12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.
13. Цейтлин С.Н, Погосян В.А., Еливанова М.А. Язык. Речь. Коммуникация: междисциплинарный слов.: лингвистам, преподавателям иностранных яз., методистам по развитию речи, учителям-словесникам, логопедам и студентам. СПб.: КАРО, 2006. 125 с.
14. Якушева В.В., Гуторова С.М. Анализ состояния предикативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/analiz-sostoyaniya-predikativnogo-slovarya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-iii-uroven-rechevogo-razvitiya.html (Дата обращения:28.03.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: